Как научить ребенка выговаривать букву р: постановка и автоматизация звука р, артикуляционная гимнастика и упражнения в домашних условиях

Содержание:

Что является причиной неправильного произношения

Существует несколько причин, влияющих на неправильное произношение.

К ним относятся:

  1. Дефекты органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неверный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое нёбо,
  • короткая подъязычная связка,
  • малоподвижная верхняя губа,
  • слишком большой или слишком маленький узкий язык.
  1. Физиологические
  • недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (например, неумение держать язык в определенном положении при произнесении звуков),
  • общая физическая ослабленность в период активного становления речи,
  • снижение слуха,
  • неумение различать звуки, сходные по звучанию ({с}-{ш}, {б}-{п} и т.д.)
  1. Педагогические

Дети склонны к подражанию, поэтому авторитетные взрослые и сверстники по возможности должны обладать чистой речью. Нельзя подавать неверный пример: сюсюкать, уподобляться детскому произношению

Важно выговаривать все звуки в слове и четко артикулировать

Домашние занятия

Очень в редких случаях малыши начинают произносить «р» до 3-х лет, но начиная уже с этого возраста, рекомендуется проводить определенные занятия с ним. Тренировки в домашних условиях:

  1. Вымыть с мылом руки малыша, попросить вставить большой палец в рот под язык. Делать движения со стороны в сторону.
  2. Полезно цокать языком, имитируя лошадку.
  3. Предложите своему чаду почистить зубы языком. Для этого нужно широко улыбнуться и слегка приоткрыть губы. Зафиксировать в одном положении челюсть и начать делать чистящие движения вверх/вниз и со стороны в сторону кончиком языка.
  4. Проводить по нёбу язычком изнутри наружу так, чтобы создавалось впечатление, что происходит присасывание.
  5. Кончик языка установить на угол одной губы, провести им по кругу несколько раз, чередуя направление (по часовой и против часовой стрелки).
  6. Создавать плевательные движения при высунутом и полностью расслабленном языке.

Буква «Р»

Для начала скажем, что причины картавости, когда не выговаривают букву «Р», связаны с неправильной артикуляцией (неправильное взаимодействие языка и нёба), физиологические проблемы (проблемы со слухом или патология развития), наследственность на генном уровне (если мама или папа картавят, то ребёнок с большой вероятностью унаследует эту особенность). А также — педагогическое невмешательство, двуязычие и другие.

ru.freepik.com

С виду картавость не опасна, но морально она очень давит на человека, особенно с неокрепшей психикой.

kakprosto.ru

Как исправить ситуацию с картавостью?

С 4-5 лет необходимо начать водить ребёнка к логопеду, не упуская самый важный возраст для исправления дикции, если вам видны проблемы с произношением, или вы сами картавите.

Если упустили время, то вы можете воспользоваться следующими упражнениями.

oziloo.com

Гримасничать в ежедневных 10-20-минутных упражнениях придётся часто и это нормально:

  1. Нужно издавать звуки цоканья, скручивая язык в «трубочку»;
  2. Старайтесь дотягиваться языком до кончика носа (не получится сразу, не мечтайте), растягивая уздечку языка;
  3. Положить указательный (стерильный) палец под язык и водить из стороны в сторону, стараясь рычать, вычленяя букву «Р»;
  4. С открытым ртом произносить звук «з-з-з» (гримаса тут получится серьёзная);
  5. Язык нужно сделать в форме «чашечки», прижимая его кончик к нёбу очень сильно и при этом произносить звук «д-д-д».

Причины

Почему люди картавят – это главный вопрос, который интересует картавых людей.

Первым делом нужно разобраться в основных причинах картавости у взрослых и детей:

  • Механическая – это причина, которая появляется вследствие неправильного прикуса, твердого неба у человека или гипердонтии.
  • Акустическая причина возникает вследствие того, что человек путает между собой похожие звуки (например, «Р» и «Л»).
  • Подражательная причина тянется из глубокого детства. Ребенок с самого рождения слышит неправильное произношение звуков, но не понимает этого. Соответственно, он начинает произносить звуки также как и его родители. Например, букву р, как букву л.
  • Невралгическая дислалия возникает в связи с появлением патологий отдельных участков головного мозга. Они отвечают за правильную речь.
  • Функциональная дислалия появляется из-за нарушений речевого аппарата: слабые мышцы и короткая уздечка языка.

Самогон

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка выговаривать букву “р” дома? Несмотря на желание быстро поставить звук “р” и научиться говорить ее за 5 минут, только терпение и труд станут тем фундаментом, на котором по кирпичику можно построить четкое звучание речи вашего малыша. А чтобы эти условия соблюсти, не забудьте про эмоциональную составляющую: ваша задача — логопедические упражнения на звук “р” сделать увлекательной игрой и обеспечить всем участникам хорошее настроение.

Итак, упражнения для выговаривания буквы “р” начинайте с разминки:

Далее следует основная часть по постановке звука “р” у детей,  в которой можно выделить три этапа:

  • “р”, звучащий автономно;
  • “р” в слогах и в словах;
  • “р” в связной речи.

Ставим звук “р”, используя один из вариантов:

1. Тяните непрерывно “ддддддд” и не отрывайте язык от неба. Когда он завибрирует на сильном выдохе, получится звук “ддд-ррр”. Затем переходите на слоги “дра”, “дро”, “дру” с твердым “р”. Потом — на слова с этими слогами (дрова, дружба, драма) и на звук “тр” (труд, тракт, тропа). Когда эти приемы будут хорошо отработаны, убирайте “д” и “т” и учитесь говорить звук “р” без них: град, брать, кран, баран, город, корова, забор, топор.

Если не получилось произнести “р”, то на этапе непрерывного “д” можно легонько подтолкнуть язычок ребенка в глубь рта, например, палочкой от мороженого, или повибрировать ею же на середине языка. Звук “ддррр” должен получиться! А дальше — уже слоги и слова.

https://youtube.com/watch?v=YlXEEAQfN0Y

2. Если у ребенка чистый и отчетливый звук “ж”, то научить ребенка произносить букву “р” можно, воспользовавшись этим способом. Жужжите громко, сильно, одновременно отодвигая язык вглубь. Получается короткий звук “р”. Упражняйтесь многократно, затем переходите на слоги и слова, которые  начинаются на “жр”, а потом убирайте “ж” и работайте с “р”, как описано выше.

3. Чтобы научиться выговаривать “р”, попросите ребенка произнести “сссс” на выдохе, а затем вдохнуть через рот, прижав язык к небу рядом с верхними зубами. Возникает нужная вибрация и звучит “р”. А далее — тот же алгоритм: этот звук в слогах и в начале, середине, конце слова.

4. Можно сделать постановку “р” от “рь”. Учитывая, что мягкий звук “рь” одноударный, добейтесь его длительной вибрации “рьрьрь” и переводите в звук “ррр”. Затем отрабатывайте оба звука в слогах и словах.

Подражание явлениям окружающего мира, например, рычанию тигра, шуму от работающего двигателя самолета или мотора трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Для того, чтобы поставить звук “р” и закрепить свое достижение, выполняйте упражнения для автоматизации звука: учите и проговаривайте скороговорки, стишки, чистоговорки.

Постановка мягкого звука “рь” делается после того, как закреплено произношение твердого “р”. Упражнениями для проговаривания буквы “р” в этом случае являются чистоговорки с мягким “р”:

Скороговорки отлично помогают поставить мягкий  “р” :

Как успехи? Можно отдохнуть)

Как научиться выговаривать букву р

Всё, как везде, детский организм проще поддаётся перевоспитанию рефлексов, лечению каких-либо заболеваний, и мышление, в общем-то, достаточно гибче взрослого. При благоприятном развитии, малыш пробует произносить отдельные слоги, предложения уже в год, но по человеческой природе, это весьма раннее время

Именно по этому, в юности необходимо особе внимание, не путает ли ребёнок буквы, нет ли каких-то других дефектов. И самое сложно, это произношение именно «Р»

Родители должны понимать, зачастую, причиной служит форма языка, маленькая уздечка, слабые мышцы вокруг рта, всё это вызывают осложнения с различными звуками. Ещё бывает, влияет на произношение расположение зубов, тут необходима помощь врача, который порекомендует специальную пластину на время. Если не разобраться с этой проблемой в юном возрасте, будет крайне проблематично решить её более взрослому. Для устранения картавости, нужно знать причину, и только потом, с ней бороться. Обычно этим занимается логопед, он поможет родителям без хирургического вмешательства улучшить речь ребёнка.

Общие советы по организации домашних занятий

Чтобы занятия были эффективными, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Заниматься регулярно (по возможности ежедневно). Редкие тренировки не дадут эффекта.
  2. Важна последовательность заданий: от простых к более сложным (вначале для закрепления произношения дать ребёнку отдельные слова, а затем уже сложные скороговорки и рифмовки).
  3. Для отработки звука следует использовать разнообразный материал, всё время придумывать что-то новое, чтобы заинтересовать ребёнка.
  4. На занятии очень важен позитивный настрой самого ребёнка: если в данный момент у него плохое настроение или не очень хорошее самочувствие, тренировку лучше отложить, например, на вечер.
  5. Не показывать малышу, что неправильное произношение Р — это серьёзная проблема. Пусть он воспринимает логопедическое занятие как игру.

Для успешности занятия очень важен позитивный настрой ребёнка, а тренировку следует преподносить как увлекательную игру

Причины отсутствия «Р»

Проблемы с речевым дыханием

Прямая взаимосвязь между дыханием и правильной речью очень тесная. При отсутствии каких-либо проблем ребёнок делает вдох через нос. Но по ряду причин дыхание может стать ротовым или смешанным, что приводит к деформации носовой структуры, слабости круговой мышцы рта, неестественному смещению или опущению языка. Чаще всего варианты подобной проблемы проявляются следующим образом:

  • выдох прерывистый, короткий, с постепенным ускорением;
  • дыхание аритмичное и поверхностное;
  • при вдохе и выдохе ребёнок подёргивает плечами или головой, сильно напрягает лицевые и шейные мышцы;
  • дыхание происходит с задержкой или дополнительными вдохами;
  • ребёнок говорит как на выдохе, так и на вдохе;
  • ритм дыхания легко сбивается при эмоциональной или физической нагрузке;
  • струя воздуха очень слабая, проходит между краем языка и щекой, создавая таким образом хлюпающее звучание.

Неправильный прикус

У аномалий в соотношении верхнего и нижнего зубного ряда множество своих причин: от наследственности и вредных детских привычек до недоразвития челюстных мышц и внутриутробных патологий у матери. Основные виды патологического прикуса, из-за которого страдает звукопроизношение, это:

  • прогнатический – верхняя челюсть сильно смещена вперёд;
  • прогенический – вперёд чрезмерно смещается нижняя челюсть;
  • перекрёстный – зубы разного размера, формы и смещены в горизонтальной плоскости, верхняя или нижняя челюсть чрезмерно смещена влево или вправо;
  • открытый – даже при сомкнутых зубах между верхним и нижним рядами сохраняется щель.

 Приступить к исправлению прикуса не поздно в любом возрасте, однако не забывайте о том, что чем позже начнётся коррекция, тем она будет сложнее и продолжительней. 

Нарушения в речевом слухе

Под речевым слухом подразумеваются такие естественные способности ребёнка:

  • чувство темпа речи и способность его воспроизвести (ритмический);
  • умение безошибочно узнавать и различать речевые фонемы (фонематический);
  • восприятие речевой мелодики (звуковысотный);
  • восприятие звуков, разных по звучанию, громкости и высоте (физический);
  • умение правильно услышать и повторить изменения в голосовом тембре (тональный).

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата

Для постановки звука Р большое значение имеет физиология и состояние мышц языка, круговой мышцы рта, подвижность губ, щёк и даже нижней челюсти. Язык может быть или слишком большой и массивный, или наоборот очень маленький, а губы – короткие, толстые и малоподвижные. При помощи простых тестов в виде специальных упражнений логопед оценивает состояние артикуляционного аппарата малыша и подбирает наиболее оптимальные подготовительные упражнения для постановки Р в ближайшей перспективе.

Индивидуальное строение уздечки

Существенно укороченная подъязычная связка создаёт серьёзные препятствия для подвижности языка, тем самым автоматически приводя к дефектному произношению Р. Внимательные родители подобную патологию могут обнаружить самостоятельно по следующим признакам:

  • ребёнку крайне сложно дотягиваться кончиком языка до верхних передних зубов и нёба;
  • на просьбу показать язычок наблюдается раздвоенная, плоская или квадратная его форма;
  • у малыша большие трудности с быстрым перемещением языка во рту из стороны в сторону;
  • в процессе приёма твёрдой пищи у ребёнка нередко возникает рвотный рефлекс;
  • произношение Л, а также всех звонких и шипящих звуков – нечёткое.

Упражнения

Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.

Пальчиковая гимнастика

Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз

Загорелись огоньки

Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.

Вкусные блинчики

Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.

На речке

Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка –  ладони прижаты друг к другу,  пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.

Как растут деревья

Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.

Артикуляционная гимнастика

Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.

Веселые квакушки

Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.

Шаловливый слоненок

Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.

Хитрый питон

Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.

Быстрая лошадка

Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком

Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!

Гребешок

Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.

Бабушкины ходики

Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.

Воздушные шарики

«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.

Игры для развития фонематического слуха

Что звучит?

Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.

Слова-вагончики

Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.

Маленькие поэты

Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)

Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

«Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
«Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
«Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
«Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
«Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
«Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки

Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
«Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе

Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким

Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево

Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Важные моменты

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Логопедические занятия дома на букву «р»

В логопедии много уроков связаны со звуком «р». Однако занятия можно проводить дома и без логопеда.

Как можно дома научить ребенка говорить букву р — выстроить грамотно план работы, который состоит из нескольких частей.

Артикуляционная гимнастика дома

Важно! К шести годам, когда малыш готов идти в первый класс, детский речевой аппарат должен хорошо натренирован. Букву «р» к этому возрасту детям обычно просто проговаривать

Если есть проблемы выговаривания согласных ,следует обязательно обращаться к специалистам.

Логопедические занятия дома:

  • Обязательно начинаются с разминки, артикуляционной гимнастики. Одновременно развивается речевое дыхание.
  • Затем следует разминка языка.
  • И только после этого можно приступать к работе над произношением буквы.

Советы логопеда

Занятия с логопедом на букву р всегда выстраиваются поэтапно. Поэтому, домашнее обучение также следует научиться проводить последовательно, не требуя от малыша сразу большого результата.

Важно разговаривать с малышом как моно чаще: на прогулке, дома, перед сном, в гостях. Обязательно и ежедневно тренироваться, читать детские книжки вслух

Дополнительная информация! Нельзя перебивать ребенка, если он пытается что-то сказать, а произношение дается с трудом. Следует выслушать до конца все, что он хотел сказать, повторить за ним, исправляя ошибки. А самые трудные слова четко проговорить отдельно, затем — с ребенком.

Причины

Чтобы знать, почему у малыша не получается выговаривать звук, как и с чего начать коррекционную работу нужно иметь представление о возможных причинах:

  1. Неправильное речевое дыхание. Отклонение происходит из-за заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной системы, аденоидов, запущенной формы ринита. Отрегулировать дыхательный ритм во время речи способен логопед.
  2. Слух. Недостаточно хороший слух оказывает прямое влияние на развитие связной речи. Если дефекты произношения присутствуют до 5 лет, то это свидетельствует о проблемах с фонематическим слухом. Кроха не распознает звуки, поэтому плохо их воспроизводит.
  3. Слабое развитие артикуляционного аппарата. Чтобы звук произносился правильно необходимо разрабатывать органы речи. Для этого существуют специальные упражнения (артикуляционная гимнастика). Они помогают ребенку понять в как расположены органы во время произношения фонемы.
  4. При короткой уздечке. Дефект ограничивает движения и положение языка, когда ребенок разговаривает. Для устранения отклонения используют поэтапный комплекс упражнений или убирают проблему операционным методом.
  5. При горловом произношении. Такое воспроизведение фонемы «Р» принято называть картавостью. Дефект отличается сложным процессом постановки правильного воспроизведения буквы. Для коррекции горлового произношения применяют артикуляционную гимнастику и учат кроху заново выговаривать звук совершенно по другому способу.
  6. Нарушения тонуса мышц. Дефект называется дизартрия тут. Для подготовки к воспроизведению звука используют логопедический массаж. Упражнения проводит только специалист с помощью специальных инструментов. Чтобы не навредить ребенку сначала определяют в каком состоянии пребывают мышцы (тонус или слабая подвижность). После проводят индивидуальный курс терапии.

Совет: среди причин важную роль играет желание подражать близким. Малыш может повторять за взрослыми неправильно произнесенные звуки, слоги, слова

Поэтому важно, чтобы окружающие люди высказывались при ребенке безошибочно, тогда и он(она) начнет стараться говорить без дефектов

Влияние на плод и как часто можно делать УЗИ…

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе «р», в их постоянной звонкости. В речи ребенку бывает трудно справляться именно с соединением сонорных между собой, с гласными, с глухими, с шипящими. Это проблема артикуляционного характера (не может выговаривать звукосочетания) и чаще всего преодолевается тренировкой языка, щек, губ и неба.

Когда же отдельно взятый «р» не удается произнести правильно, то есть порычать, нужно разбираться в причинах.

Они могут быть скрыты как в особенностях анатомии речевого аппарата, так и в общих темпах психоречевого развития.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • слабое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особенное строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются массажем, артикуляционной гимнастикой, растяжением уздечки или хирургическим вмешательством. О целесообразности последнего необходимо говорить с врачом-логопедом.

Артикуляционная гимнастика детям обычно нравится. Поскольку на время такого занятия родители вынуждены снять запрет на гримасы, высовывание языка и страшные рожицы. Полезные шалости с мимическими мышцами помогают укрепить артикуляционный аппарат, сделать его более подвижным, и это улучшит чистоту речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника буквы то и дело запутываются, переставляются местами, выпадают из слов, можно заподозрить нарушения фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем произношения может оказаться банальное подражание кому-то из членов семьи или старших товарищей.

 3. Лор-заболевания

Иногда причиной становится неправильное дыхание (слабый вдох чаще встречается у девочек) или лор-болезни: аллергический насморк, ринит, тонзиллит, ангина, аденоиды, полипы, парезы. В каждом случае должно быть подобрано уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным пунктом следует выделить нарушения неврологического характера. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама возможность произносить звуки.

Подрезать уздечку или нет?

Если человек, неважно взрослый он, или ребенок, не в состоянии сделать «грибочек», то есть два выхода:

  • Подрезание уздечки. В настоящее время эта процедура проходит безболезненно, и ее делают даже в стоматологии. Желательно лазером, так как лучше заживление и отсутствие швов.
  • Постараться растянуть уздечку с помощью вышеуказанных упражнений.

Попробуйте пару месяцев позаниматься раза по три в неделю, и возможно, получится обойтись без хирургического вмешательства.

Не переживайте, если есть дефект речи. Зачастую, легкая милая картавость, английский говорок, да и полное проглатывание это противной буквы придают человеку некий шарм и прелесть. Но если очень захотеть, то можно справиться со всеми проблемами.

Теперь вы знаете, как научиться выговаривать букву «р». Будьте здоровы!

Упражнения для развития речи детей

Индюк

Приоткройте рот и широким кончиком языка попытайтесь быстро двигать вперед-назад по верхней губе, при этом произносите звук, который близок к “бл-бл-бл”. Данный звук необходимо тянуть 5-7 секунд, предварительно сделав глубокий вдох.

Грибок

Откройте рот и покажите зубы. Цокнув языком, присосите к небу плоский язык и в таком положении удерживайте 5-10 секунд. “Ножка гриба” – это уздечка языка, а “шляпка” – сам язык. Повторяйте упражнение 2-3 раза.

Лошадка

Приоткройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Начните языком медленно цокать, затем быстрее, быстрее и опять медленно. Это делать нужно с небольшими паузами. При этом старайтесь не двигать нижней челюстью.

Маляр

Широко откройте рот и улыбнитесь, показав зубы. Кончиком языка двигайте по небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку), будто “красите потолок”. Язык не должен выскакивать за зубы, а также двигать вправо-влево или открываться от “потолка”. Также и нижняя челюсть не должна двигаться. Повторяйте данное упражнение по 5-6 раз в каждую сторону.

Вкусное варенье

Плоским широким кончиком языка оближите верхнюю губу сверху вниз. При этом нужно, чтобы были видны нижние зубы (нижнюю губу оттяните вниз, зубы не должны прикусывать язык). Повторяйте 3-5 раз.

Скороговорки для объединения звуков Л и Р

Лара и Валя играют на рояле. Пал град на пять гряд. Король – орел, орел – король. Враль клал в ларь. Малина – не Марина. Марина малину перебирала, а Арина грибы мариновала.

Скороговорки для постановки звуков Рь и Р

Добры бобры идут а боры. У редьки и репки корень крепкий. Три вороны на воротах. Бобр добр до бобрят. Пекарь Петр пек пирог. Три вороны – на воротах. Три сороки – на пороге.

Какие делать упражнения на звук «р»?

Ну, по традиции отправляем читателя сразу прямиком к специалисту-логопеду. Кто, как не они являются санитарами четкого произношения.

«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о картавом логопеде».

Но если нет возможности, то помогут следующие упражнения:

Делается с широко открытым ртом. Язык поднимается вверх и касается альвеол рядом с верхними передними зубами. Затем нужно с усилием выпустить воздух изо рта. Может сразу получится искомая «р».

  • Маляр. При широко раскрытом рте прижать язык к альвеолам за верхними зубами и несколько секунд водить им назад-вперед по нёбу.
  • Грибочек. Присасываем язык к небу, предварительно подняв его с открытым ртом.
  • Гармошка. Делаем грибочек и, не отрывая его от нёба, опускаем и поднимаем челюсть.
  • Чистим зубы. Водим кончиком языка по задней стороне зубов.
  • Кукушка. Кончиком языка упираемся в передние зубы, а после касаемся верхней губы.
  • Окошко. Удержание рта в открытом положении, как можно дольше.

Начинать можно с короткого отрезка времени, постепенно его увеличивая.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector