Буква ы
Содержание:
- Примеры заданий для детей
- Особенности звучания букв без звуков «Ь и Ъ»
- § Как научиться различать твердые и мягкие звуки
- Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица
- Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов
- Правило встречается в следующих упражнениях:
- Как заработать, если знаешь русский
- Другие типы согласных
- Как произносится Ы
- Фонетический разбор гласного звука
- Что мы узнали?
- Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица
- Какой звук?
- Что такое согласные?
- § Развивающие игры для закрепления материала
- Ударные и безударные гласные звуки
- Как произносится звук [Ч] в норме.
- Причины и особенности
- В чем же различие?
- Гласные звуки и буквы
- Ударение
Примеры заданий для детей
Глухой или звонкий:
- Простой и яркий способ, который помогает понять разницу – при произношении приложить ладонь к горлу. Переберите все согласные, пусть ребенок сам откроет какая буква вибрирует, а какая не дает ощущений.
- Выберите картинки, которые напоминают звон и глухоту. Например: звоночек и ухо. Произносите разные слова из одного-двух слогов, а ребенок, если услышал звонкий звук, должен показать картинку со звоночком. Потом поиграйте так же с глухим звуком. Когда ребенок освоится с простыми словами, берите длиннее.
Твердый или мягкий:
- Предложите взять одну букву и пропойте слога с гласными, дающими твердость. Пусть ребенок почувствует твердость в голосе. Потом с той же буквой пропойте слога с гласными, дающие мягкость.
- Называйте слог и бросайте мяч ребенку. Если твердый, должен поймать. Если мягкий – оттолкнуть.
- Составьте цепочку слов. Например, стул-лошадь-деньги-гитара…
Общие задания:
- Создайте свою собственную таблицу с яркими образами, повесьте на видное место. Ребенок, когда сам подбирает рисунок, цвет, – больше включается в тему и быстрее запоминает.
- Предложите назвать слово, где есть и звонкая и глухая. Или глухая и, при этом, – твердая.
Оцени-ка страничку!
Особенности звучания букв без звуков «Ь и Ъ»
- Мягкий и твердый знак не новые буквы и существование их берет начало с древнерусского языка. Однако в те времена, их звучание было иное: буква Ь – читалась как звук «И», называлась «ерь», а буква Ъ – соответствовала названию «еръ» и звуку «О».
- Произношение последнего буквенного символа, в древнем звучании было кратким, без мягкости. В древнерусском языке, было три вида гласных: носовые, краткие и полные буквы. Каждая группа букв — выполняла свою функцию, для передачи тех или иных звуков.
- Со временем, язык видоизменился, и носовые гласные буквы — потеряли свою значимость при произношении. Однако их написание в тексте – частично сохранилось и отображалось условными буквенными знаками.
- Буквы без звуков, которые при написании, находились в конце слова или рядом с ударными гласными, перестали существовать совсем. Остались лишь те, которые отображались в ударном слоге, рядом с другими гласными и перед группой согласных букв, а так же такие, что при написании, сохранили свое соседство с сильными по звучанию гласными буквами и приобрели произношение в виде самостоятельного звука «Э» или «О».
- Видоизменение звуковых значений, можно увидеть на сравнительном примере современных слов. Так в написании слова «смех», буква Е — обозначалась мягким знаком, а в слове «свиток», букву О — древнерусское писание заменяло, твердым знаком. Произношение букв без звуков Ъ и Ь — имело прямое значение от расположения их относительно ударного слога: звук менялся, исходя из того, насколько сильную позицию занимал буквенный знак.
Буквы
- Поэтому, в современном русском языке, многие из давних видов произношения, приобрели иную форму написания и звучания, именуемую как — «беглые гласные». К тому же, многие писатели древности, перестали употреблять написание твердого знака в конце слова, считая его бесполезным с точки зрения произношения звуков.
- Его основной задачей было указывать на твердость предстоящего согласного: старорусское «весъ» — читается как «вес». Было и так ясно, что отсутствие смягчающего знака в конце слова — обозначает твердый звук. Необходимость написания буквы Ъ в конце слова – исчезла.
Употребление
А вот мягкий знак – сохранил свои позиции до наших времен. Не исключено, что со временем, оба знака утратят свою актуальность и будут заменены при написании — диакритическими символами. Некоторые славянские народы, уже имеют подобные символы в своей языковой грамоте.
§ Как научиться различать твердые и мягкие звуки
Русский язык – один из самых сложных языков. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок умел правильно писать и излагать свои мысли, нужно тщательно готовить домашние задания и выполнять требования учителя. А изучение языка начинается с малого – со звуков. Они бывают гласные и согласные, звонкие и глухие, мягкие и твердые. Сразу детям будет очень сложно разобраться во всем этом многообразии, поэтому начинать лучше с малого.
Сначала ребенок учится понимать, как буквы делятся на гласные и согласные. Что такое звуки, и что такое буквы. Когда этот материал уже усвоен, можно приступать к навыку отличать мягкие звуки от твердых звуков. Необходимо понимать, что ребенка нужно научить отличать и слышать по разным признакам твердые и мягкие звуки
Важно, чтобы ребенок научился слышать согласные звуки и понимать, почему они твердые или мягкие. Просто зазубрить, твердый или мягкий звук обозначает согласная, не получится, так как в разных употреблениях одна и та же буква может быть и твердой и мягкой (кроме исключений)
В первую очередь обращаем внимание на случай, когда после согласной буквы идет гласная. Тут достаточно легко определить твердый звук согласной или же мягкий
Необходимо запомнить, что после твердых согласных всегда идут гласные: а; о; у; э; ы. Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Чтоб материал хорошо усваивался, обязательно нужно подкреплять знания практическими упражнениями. Для начала выбирайте наиболее простые слова. Такие как «мама» или «папа».
Согласный звук является твердым, потому что после него произносится гласный звук «a», а, вот в словах «няня» или «тетя», согласные звуки будут мягкими, так как после стоят буквы «я» и «е», дающие согласным мягкость. Запомнив это нехитрое правило, дети уже не испытывают затруднений в определении твердости и мягкости отдельных согласных звуков, если после них стоит гласный.
А что же делать, если после согласного, вызывающего сомнение, в слове идет снова согласный? Ребенок должен усвоить, что в этом случае согласный будет твердым. Всегда мягкие звуки остаются вне правила. Например, слово «карандаш». После «н» стоит «д» и ребенок понимает, что согласный «н» обозначает твердый звук, потому что после него стоит согласный звук. А вот в слове «парча» буква «ч» по-прежнему остается мягкой.
При разъяснении этих правил очень важно не торопиться, а отслеживать реакцию ребенка, и давать новые правила, только после того, как старые полностью усвоены и не составляют сложности при употреблении. Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков
Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Иногда для первоклассников подойдет такое разделение твердых и мягких звуков. Если при произношении слова или слога уголки рта разъезжаются в улыбку (т.е. за согласным идет одна из гласных я, ё, е, ю, и), то этот согласный звук мягкий. Попробуйте произнести ня, нё, не, ню, ни. По-другому дело обстоит с твердыми словами или слогами (т.е. за согласным идет одна из гласных а, о, э, у, ы). При их произношении улыбки не получатся. Попробуйте произнести на, но, нэ, ну, ны. В результате всех этих действий ребенку можно объяснить, что если звук – веселый – значит, он мягкий, если не веселый – значит, твердый.
Глухие и звонкие согласные звуки в русском языке: таблица
Согласные могут быть звонкими и глухими. Звонкие получаются при участии голоса в образовании звука. Тогда как при образовании глухого звука голос практически не играет своей созидающей роли.
Звонкие согласные
образовываются при прохождении воздушной струи прохождении ротовой полости и колебании голосовых связок. Благодаря этому образовываются такие согласные как:
При образовании глухих согласных звуков
голосовые связки остаются в расслабленном состоянии. Такими звуками являются:
Если вычеркнуть из этого выражения все гласные буквы, останутся только глухие согласные.
Вузовская классификация – для участников олимпиад и будущих лингвистов
В вузе гласные классифицируются иначе: по рядам, подъему, лабиализации. Вузовскую классификацию надо знать, если вы хотите участвовать в олимпиадах по русскому, стать в будущем лингвистом/филологом или если вам надо с нуля выучить английский или другой иностранный язык.
Гласные могут относиться к переднему, среднему или заднему ряду. Это зависит от положения языка. Когда мы произносим И или Э, язык чуть выдвинут вперед – они относятся к переднему ряду. Когда произносим А или Ы – язык находится примерно в середине ротовой полости – А и Ы относятся к среднему ряду. Чтобы произнести О и У мы “задвигаем” язык к гортани, поэтому они относятся к заднему ряду.
Однако при произнесении гласных мы не только “выдвигаем” и “задвигаем” язык, мы еще поднимаем его или опускаем. Сильнее всего язык поднят, когда произносятся У, И, Ы – они относятся к верхнему подъему. Чтобы произнести О, Э нужно чуть опустить язык – они среднего подъема. А вот при произнесении А язык и челюсть вообще в самом низу – это гласный нижнего подъема.
Когда мы произносим О и У – наши губы напрягаются. Причем в случае с У – сильнее, мы даже вытягиваем их в трубочку. О и У из-за этого относятся к лабиализованным звукам – таким, в образовании которых задействованы губы. Когда произносятся А, И, Э, Ы – губы почти не задействованы, поэтому эти звуки – нелабиализованные.
Вот таблица, которую я очень хорошо помню с практикумов по фонетике на первом курсе филологического факультета:
Однако в лингвистике кроме переднего, среднего и заднего рядов выделяются еще первый и второй ряд.
Гласные первого ряда указывают на твердость предшествующего согласного, так же, как твердый знак. К ним относятся: А, У, О, Ы, Э. Когда мы видим буквосочетания с ними, мы понимаем, что читать надо без мягкости: кРЫСА, СОВОк, СЭКОНОмить.
Звуки второго ряда: Е, Ё, Ю, Я, И. Они указывают на мягкость предшествующего согласного: НЕбо, ТЁтя, НЯНЯ, НИть, НЮНИ.
Попробуйте произносить разные звуки и понаблюдайте за артикуляцией. Пригодится, когда будете работать над произношением слов в иностранных языках.
Вам нужен сборник, в котором была бы вся теория по русскому – для подготовки к ЕГЭ, ГИА или просто для систематизации знаний? Я нашел в интернете вот эти четыре пособия, на мой взгляд – идеальные варианты. Весь материал есть, много таблиц, главное выделено подчеркнутым/полужирным – воспринимается очень легко.
- Е. С. Симакова. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ.
- Гераськина В. И. Сборник учебно-справочных материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (г. Саранск).
- Чмирь О. Б. МАТЕРИАЛЫ К ЕГЭ—2019. Справочный материал по русскому языку (г. Алдан).
- Нестерова С. Л. Справочник для подготовки к ГИА по русскому языку (п. Советский Выборгского района Ленинградской области).
Пригодится и ученикам, и учителям. Напишите свой электронный адрес здесь, я вышлю вам все 4 пособия одним архивом сразу же. Файлы проверены, вирусов нет.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 6,
Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 1,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 1,
Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 23,
Полякова, Учебник
Упражнение 30,
Полякова, Учебник
Упражнение 32,
Полякова, Учебник
Упражнение 10,
Чуракова, Учебник
Упражнение стр. 40,
Чуракова, Учебник
Упражнение 47,
Чуракова, Учебник
2 класс
Упражнение 84,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 50,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 56,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 26,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 54,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 33,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 35,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 40,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 43,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1
3 класс
Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2
4 класс
Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
5 класс
Упражнение 310,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 182,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 192,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение Задачки стр. 28,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 55,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 57,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 59,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
6 класс
Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 22,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 28,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Как заработать, если знаешь русский
Если у вас все ок с орфографией и пунктуацией (или в целом ок, несмотря на небольшие недочеты) – вы можете зарабатывать в интернете на текстах.
Поначалу доходы будут маленькие – 40-60 руб. за страницу, но постепенно вы найдете свою нишу, выйдете на заработки минимум в 200-400 руб. за страницу. Это действительно так, потому что я сам этот путь прошел, от текстовых бирж, где платят копейки, до индивидуального сотрудничества с веб-мастерами.
Если вы не знаете, с чего начать – приходите на курс “Копирайтинг с нуля”, который мы создали с Василием Блиновым. Мы расскажем простыми словами, что такое в принципе копирайтинг, как правильно писать статьи в интернет, как делать оптимизацию, проводить семантический анализ текстов.
Курс включает пять практик – вы будете писать статьи на сайты vsvoemdome.ru и iklife.ru. Мы оплачиваем каждую практику. Ученики, которые полностью проходят курс, окупают половину его стоимости и имеют в портфолио 5 текстов, опубликованных на блогах-тысячниках.
Записаться на курс “Копирайтинг с нуля”
Другие типы согласных
Есть еще несколько названий, которые надо помнить, чтобы легко понимать правила.
Непроизносимые
В связи с особенностями произношения в нашем с вами языке, некоторые согласные в словах “выпадают”: солнце – , лестница – , здравствуйте – .
Чтобы проверить непроизносимый звук, надо подобрать такое однокоренное слово, в котором после сомнительного согласного будет гласный или не будет сочетания нескольких согласных. Например, “здравствуйте” мы проверяем словом “здоровье”, “солнце” – “солнечный”, “солнышко”.
Удвоенные
Это когда рядом два одинаковых согласных. Самый известный пример – правило на удвоенное НН.
Слова, у которых есть удвоенные согласные в корне, как правило, заимствованные: аммоний, тонна, килограмм.
Как произносится Ы
Тем, для кого русский родной, произношение Ы не проблема, а вот тем, кто только учит великий и могучий, русская буква Ы дается нелегко. Буква Ы гласная, которая указывает на твердость предыдущей согласной.
Специалисты по постановке произношения обычно учат произносить Ы через корректировку У или И. Согласно первому приему нужно произнести У, пытаясь растянуть губы как при произношении И. Или проговаривать «УИ», меняя только положение губ: последний звук будет звучать как Ы. Согласно второму приему, следует проговорить И, оттягивая язык назад, можно даже придержать его каким-то предметом, например, карандашом или ложкой.
Фонетический разбор гласного звука
При фонетическим разборе в большинстве случаев достаточно указать, является ли гласный звук ударным или безударным.
Гласный звук не может иметь никаких других характеристик, он не бывает ни звонким, ни мягким, ни парным или непарным. Иногда просят еще писать «йотированный» про звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Необходимо помнить, что звуков «е», «ё», «ю», «я» в русском языке не существует. Эти буквы обозначают
- два звука , , , в абсолютном начале слова, после гласной или после твердого и мягкого знака;
- один звук после согласной.
Эта информация представлена в таблице.
Какие звуки обозначают Е, Ё, Ю, Я?
В начале слова |
После гласной |
После Ъ и Ь |
После согласного |
, , , |
, , , |
, , , |
После Ж и Ш пишется буква и, но она обозначает звук .
Что мы узнали?
Ознакомившись с информацией в статье, мы узнали, что количество гласных букв в русском алфавите не соответствует количеству гласных звуков. Если гласных звуков 6, то букв для их обозначения 10. Также мы узнали о том, какие звуки называют йотированными.
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Парные и непарные звонкие и глухие согласные: таблица
В русском языке принято выделять пары глухих-звонких согласных:
Остальные согласные непарные:
Иногда встречается «вынужденная» глухость или звонкость согласного звука. Это происходит из-за положения звука в слове. Частым примером такого вынужденного состояния является слова: пруд и будка .
Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Их всего 9: , , , , , , , ,
Шумные согласные звуки — существуют звонкие и глухие:
- Шумные глухие согласные звуки (16): , , , , , , , , , , , , , , , ;
- Шумные звонкие согласные звуки (11): , , , , , , , , , , .
Сводная таблица часто распространенных мягких и твердых букв и звуков в русском языке:
Какой звук?
И все же при классификации звуков не совсем ясно, какой звук Й: гласный или согласный.
Попробуем размышлять.
Звук Й не глухой, что можно легко почувствовать, произнеся этот звук.
Он скорее звонкий, так как произносится с участием голоса. Однако это и не гласный звук, поскольку любой гласный можно без труда пропеть.
Так квалифицируют его в школьной практике учителя-филологи.
Однако звук Й не звонкий. Согласный звук по классификации филологов можно отнести к какой-либо из четырех групп: глухие, шипящие, звонкие или сонорные. О последней группе звуков поговорим подробнее.
Согласный сонорный звук располагается по своим характеристикам между гласными и согласными, но обозначают его все-таки как согласный.
Сонорных звуков в русском языке немного: Н, Р, Л, Й, М. Их можно протянуть голосом, но петь, как гласный звук, их нельзя.
Еще один вопрос, который может возникнуть, — буква Й какая: мягкая или твердая.
Большинство звуков имеет пары по мягкости-твердости. Звук Й такой пары не имеет.
Он квалифицируется учеными как всегда мягкий.
В транскрипции слова возле него всегда стоит обозначение мягкости.
Что такое согласные?
Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие, например, на язык. Они делятся на пары звонких и глухих, шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.
Звонкие, глухие и шипящие
Звонкие согласные выделяются наличием голоса при произношении, кода выговариваются глухие, то при произношении можно услышать только шум. В большинстве своем все они парные:
Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:
Звонкие | Глухие |
б, б’ | п, п’ |
в, в’ | ф, ф’ |
г, г’ | к, к’ |
д, д’ | т, т’ |
з, з’ | с, с’ |
ж | ш |
Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:
Звонкие |
л, л’ |
м, м’ |
н, н’ |
р, р’ |
J (буква й) |
Глухие |
х, х’ |
ч |
щ |
Кроме перечисленных глухих и звонких, в русском языке существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу. На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.
Согласные звуки
Твердые и мягкие
Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?
Мягкие |
ч’ |
j’ |
щ’ |
Твердые |
ж |
ш |
ц |
Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.
Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.
Твердые и мягкие согласные звуки
§ Развивающие игры для закрепления материала
Первоклассники, хоть уже и школьники, но еще малы, и отказываться от обучения в игровой форме не стоит. Поэтому предлагаем несколько развивающих заданий, благодаря которым детям будет проще усвоить новый материал.
Угадай-ка
Пишем таблички с транскрипцией слов. Задача ребенка назвать слово и назвать мягкие звуки. Таблички лучше всего делать яркими и крупными, тогда детям интереснее будет на них реагировать.
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: ; ; ; . А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: ; ; .
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное»
Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет
После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
Игра позволяет детям быстрее различать твердость и мягкость согласных звуков.
Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Физкультминутка
Учитель говорит слова, начинающиеся на согласные. Если первый согласный звук твердый, дети должны присесть, а если слово начинается с мягкого согласного, то дети выпрыгивают и поднимают руки вверх.
Эта игра всегда воспринимается детьми с радостью. Потому что засидевшись на уроке, позволяет им размяться. А еще неплохо развивает реакцию и способность внимательно воспринимать информацию.
Споем друзья!
Учитель напевает любую известную мелодию, используя слоги с твердыми согласными (например, мелодия «В лесу родилась елочка»). А дети должны в ответ напевать эту же согласную, только в мягком употреблении.
Учитель: Па-па-па…
Дети: Пи-пи-пи…
У: Хо-хо-хо…
Д: Хи-хи-хи… и т. д.
Игра не только быстро учит различать твердость и мягкость согласных, но и позволяет детям проявить свое творчество.
При практических занятиях очень важно уделять больше внимания проведению занятий в игровой форме. В процессе игры ребенок лучше усваивает и запоминает информацию, которую взрослые пытаются ему донести
Чем интереснее игра, тем лучше запомнится урок. Если детям давать только сухие правила и упражнения, они быстро теряют интерес к процессу обучения, и не будут вникать в суть правил.
Ударные и безударные гласные звуки
Например: сне́г, стýл, шка́ф
Безударный гласный звук произносится с маленькой силой и претерпевает изменения.
Например: кОрзи́на (слышится вместо О, звук А), мЕдве́дь (В первом безударном гласном звуке вместо Е, слышится И), плЕчо́ (гласный звук И слышится вместо Е).
Гласные Йотированные буквы Я, Ю, Е, Ё делают мягким согласный звук, стоящий перед ними, и создают один звук: е → или , ё → , ю → , я → .
Например:
- В начале слова: ёжик
- В середине слова: приют
- В конце слова: ружьё
Твердые и мягкие гласные прямым образом действуют на согласные. Например, согласная буква «П», может быть, как твердой (в слове «пакет»), так и мягкой (в слове «печенье»).
Как произносится звук [Ч] в норме.
Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.
В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:
- губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.
Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.
НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.
Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:
-Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).
-Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.
-Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.
-Недостатки произношения звука . Среди недостатков произношения звука имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при ), замена мягким свистящим звуком , (сека — щека ), а так же произношение с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука).
Причины и особенности
Наверняка для многих не станет открытием, что кислый привкус во рту может быть после употребления кислых продуктов, например, лимонов.
Это самая безопасная и простая причина, которая не требует лечения, и послевкусие исчезает через несколько часов или уже через 5-10 минут после чистки зубов пастой, зубной нитью или применением мятного ополаскивателя для полости рта.
В худших случаях кислый привкус во рту после еды появляется при некоторых заболеваниях.
- Реакция на стоматологические манипуляции. После установки брекетов, протезов, имплантов или коронок может обнаруживаться этот симптом, но его особенность состоит не в чистом кислом привкусе, а некоем ощущении кислоты и присутствии металлического вкуса.
- Заболевания пищеварительной системы. По частоте встречаемости всевозможные гастриты и язвы занимают едва ли не главенствующее положение. Хронический гастрит с повышенной кислотностью характеризуется появлением кислого привкуса во рту после еды и обычно сопровождается изжогой, вздутием, газообразованием и болью в животе в течение 1-2 часов после приема пищи.
- Гастро-эзофагальная рефлюксная болезнь. Признаки этого недуга схожи с гастритом, однако, в этом случае кислый привкус появляется при резкой смене положения тела: например, если человек сразу лег после еды.Заболевание связано со слабостью мышцы, которая контролирует работу пищевода и желудка и одновременно выступает их границей. Если мышца работает плохо, то, что уже должно быть в желудке, выбрасывается обратно в пищевод. Как правило, сопутствующим симптомом является изжога.
-
Панкреатит. Это опасное заболевание, при котором в органах брюшины развивается острый воспалительный очаг, и его содержимое (например, гной) выливается наружу. Зачастую панкреатит является осложнением упущенного аппендицита, когда отросток разрывается.Панкреатит развивается почти молниеносно и сопровождается острыми болями в животе, жидким темным стулом, тошнотой и газообразованием.
Обострение наступает при чрезмерном употреблении алкоголя, копченостей, острой пищи и фастфуда. Если при этом состоянии не обратиться к врачу, может наступить летальный исход. - Воспаления пародонта. Пародонт — это мягкие ткани ротовой полости (десны, ткань вокруг зуба). Для того, чтобы случилось воспаление, необходимо создать во рту условия для активного размножения бактерий. Эти условия создаются очень просто у сладкоежек: большое количество простых углеводов — рай для болезнетворных микроорганизмов, которые начинают активно размножаться и поражать мягкие ткани ротовой полости.При этом десны могут выглядеть воспаленными (отечность, покраснения), зубы оголяются, повышается чувствительность, кровоточивость десен, болезненность при чистке зубов.
- Сахарный диабет. Увеличение количества глюкозы в крови напрямую не связано с кислым привкусом во рту, но одно может вытекать из другого, если человек может похвастаться хорошим состоянием зубов. В таком случае стадия воспаления зубов пропускается, и кислый привкус во рту свидетельствует о протекании сахарного диабета.Диагностика редко показывает именно это заболевание, но лучше перестраховаться и сдать кровь на сахар.
- ЛОР-заболевания. При хронических воспалениях носоглотки (рините, фарингите) вкусовые ощущения могут меняться совершенно неожиданно. Иногда возникает кислый привкус во рту после еды.
- Язвенная болезнь. При язве желудка или 12-перстной кишки часто возникает тяжесть после еды, боль в животе, беспокоит частый жидкий стул темно-коричневого или черного цвета, тошнота и рвота. Требуется срочное медицинское вмешательство, поскольку может обнаружиться внутреннее кровотечение.
- Грыжа пищеводного отдела диафрагмы. Внутри организма происходит все то же самое, что и при гастро-эзофагальной рефлюксной болезни, отличие лишь в причине. При грыже происходит смещение органов пищеварения, что и способствует запросу содержимого желудка в пищевод.
- Кандидоз. Это заболевание, известное в народе как молочница. Грибок может поражать не только женские половые органы, но и ротовую полость. Одним из симптомов инфекции является кислый привкус во рту.
- Гормональный сбой. Данная причина очень часто обнаруживается у беременных женщин, а так же женщин в период климакса. Изменение гормонального фона (выброс эстрогена в кровь, изменение пищевых привычек) тоже может стать причиной кислого послевкусия во рту.
Следует сказать, что данными причинами симптом не ограничивается. Кислый привкус во рту может присутствовать при заболевании практически всех внутренних органов:
- печени;
- почек;
- желчного пузыря;
- слюнных желез.
Но в данных случаях обычно неприятная кислость в ротовой полости не связана с приемом пищи. Если же человек не обращал внимания на это, у него снижена вкусовая чувствительность или он постоянно жует жвачку, заметить кислый привкус может только после еды. Именно поэтому нужно обращаться к врачу и проходить диагностику.
В чем же различие?
Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим, например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.
Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся
Гласные звуки и буквы
Знакомство ребенка с алфавитом — это очень увлекательное занятие. Но, это только один из первых шагов в освоении языка. Для продолжения изучения его элементарных единиц нужно научиться делить их по характеристикам.
Те буквы, которые произносятся протяжно, нараспев называются гласные.
- В русском языке 10 гласных букв «А», «Е», «Ё», «И», «О», «У», «Ы», «Э», «Ю», «Я»
- 6 гласных звуков , , , , , . Обычно гласные звуки в школьной программе должны быть выделены красным цветом.
Мы уже выяснили отличие между элементарными частицами языка.
Буквы Я, Ё, Ю, Е — йотированные. Они подразумевают один или два звука.
Из этой таблицы — это различие можно увидеть еще раз:
Ударение
Выполняя фонетический разбор, ученик должен определить ударный или безударный гласный в этом слове.
Гласные звуки в русском языке могут произноситься более сильно, громко и ясно. Тогда мы говорим, что такой звук ударный. Под ударением – сильная позиция для гласного звука, поэтому безударные гласные мы проверяем именно ударением.
Большинство слов в русском языке имеют одно ударение. Однако существуют безударные слова. В основном это односложные предлоги, союзы и частицы. Бывает, что предлог «перетягивает» на себя ударение с существительного, например «пО лесу».
Встречаются и слова с двумя ударениями. Это длинные сложные слова, которые трудно произнести на одном дыхании, например «сельскохозяйственный», «паровозоремонтный» и т. д.