Как научить читать ребенка с дислексией: причины возникновения проблем, упражнения для коррекции
Содержание:
- Причины развития дислексии
- Основные виды дислексии
- Причины дислексии у ребенка
- Основные симптомы
- Обучение чтению
- Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии
- Суть метода Д. Дейвиса
- Понятие дислексии
- До дислексии надо «дорасти»
- Диагностика
- Почему возникает дислексия – причины заболевания
- Дислексия: упражнения и игровые способы коррекции для детей
- Симптомы по возрастам
- Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста
Причины развития дислексии
После многочисленных экспериментов ученые доказали, что дислексию вызывают нейробиологические причины. У людей, страдающих данной патологией, извилины головного мозга являются недостаточно активными, если сравнивать их с показателями здоровых детей. Также имеются нарушения в структуре мозговой ткани, снижена густота мозговой ткани слева.
Причины дислексии могут быть наследственными. При видоизменении гена DCDC 6-ой хромосомы ухудшается развитие некоторых частей головного мозга, что вызывает дислексию.
Дислексияя может развиться также у детей, которые не умеют прослушивать прочитанное или которых не учили читать в раннем возрасте. Все это влечет за собой слабую связь между нервными клетками головного мозга, ответственными за речь.
Иногда к дислексии приводят травмы головы.
Основные виды дислексии
Существует несколько основных видов дислексии. Давайте рассмотрим каждый из них более детально.
Фонематический тип
Фонематическая дислексия довольно часто проявляется у младших школьников. Это расстройство связано с недоразвитостью фонематического слуха ребенка. При данной форме дислексии ребенок на слух путает и смешивает звуки, не понимает разницу между мягкостью и твердостью произношения букв, глухостью и звонкостью.
Семантический тип
Семантическая дислексия имеет другое название «механическое чтение». Такое расстройство характеризуется нарушением понимания прочитанного или услышанного предложения, текста или даже слова, но при этом ребенок читает правильно и достаточно четко. Чаще всего семантическая дислексия проявляется у детей в возрасте после 7-ми лет.
Аграмматический тип
Аграмматическая дислексия в основном ставится в качестве диагноза детям, которые страдают от общего системного недоразвития речевого аппарата. Эта форма дислексии характеризуется: изменением падежных окончаний, неправильностью согласований падежей (к примеру, «красивую роза», «длинным хвоста»), изменением окончания существительных и глаголов, которые относятся к 3-му лицу прошедшего времени.
Оптический тип
Оптическая дислексия выражается в некоторых затруднениях, которые связаны со зрительным «усвоением» и смешиванием букв, похожих друг на друга графически. К примеру, ребенок может путать такие буквы, как: «М-Л», «З-В», «П-Н», «Ё-Е».
Мнестический тип
Мнестическая дислексия проявляется в виде затрудненного восприятия букв и звуков, то есть ребенку очень трудно разобраться, какая из букв соответствует определенному звуку.
Причины дислексии у ребенка
Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения. Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку
Конечно, это непросто, потому что симптомы и причины могут быть разными. Некоторые из них зависят от формы дислексии.
Умственная отсталость или задержка психического развития ребенка
Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда. В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность). У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество иных признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.
Системное недоразвитие речи ребенка
Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии. Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития. С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе. Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью. Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.
Наследственная предрасположенность у ребенка
Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям при понимании текста. Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.
Недостаточный речевой опыт ребенка может потянуть другие проблемы
Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим иным проблемам.
Ранний возраст обучения ребенка
Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.
Основные симптомы
Неврологическая природа болезни дает о себе знать максимально явно в период раннего школьного обучения. Прежде вычислить наличие симптоматики данного заболевания почти невозможно. Ранняя диагностика нереальна, так как у детей еще только начинается освоение новых навыков (чтение и письмо), для них поначалу абсолютно естественно ошибаться.
Распознать болезнь можно по следующим симптомам:
- ребенок постоянно ошибается при чтении: неправильно произносит буквы, заменяет слоги, звуки, не понимает прочитанное;
- ребенок не может правильно перевести буквы в звуки;
- малыш не умеет распознавать слова быстро и правильно;
- ребенок не может освоить элементарные навыки письма.
Кроме этого у деток с подобным заболеванием встречаются следующие нарушения:
- тотальная дезорганизация;
- дисфункция мелкой моторики и координации движений;
- сложность в восприятии информации;
- плохая работа памяти;
- навыки чтения на нуле, даже при сильно развитом интеллекте;
- сложности в определении сторон и положений.
Признаком дислексии является неумение читать, даже при развитом интеллекте
Каждому сознательному родителю необходимо своевременно выявить дислексию у ребенка для скорейшей ее коррекции и в дальнейшем полного устранения. Однако следует помнить, что это состояние необходимо дифференцировать с другими нарушениями: патологией зрения, серьезными, грубыми нарушениями памяти или интеллекта, похожими по симптоматике и проявлениям.
Существует несколько признаков, по которым можно заподозрить симптомы дислексии у младших школьников или детей дошкольного возраста:
- ребенок не понимает прочитанную информацию (буквы, фразы или предложения);
- в том случае, если во время чтения ребенок не может прочесть определенную фразу или предложение;
- значительные сложности или невозможность освоения навыка письма;
- орфографические ошибки (ребенок неправильно пишет отдельные буквы, путает их местами с похожими между собой);
- замена ребенком отдельных слогов в слове;
- если он неправильно произносит прочитанные буквы и постоянно ошибается в чтении.
Выделяют также и другие специфические признаки:
- у ребенка возникают значительные трудности с речью или письмом, хотя остальное развитие ребенка соответствует норме;
- значительные трудности в освоении новой информации;
- сложности с ориентированием в пространстве;
- нарушения мелкой моторики;
- обучение значительно затруднено из-за нарушений чтения или письма.
Каждому родителю необходимо знать основные симптомы дислексии, чтобы на раннем этапе начать лечение. Также эти симптомы помогут разобраться, какой вид болезни у ребёнка на данный момент. Итак, симптомы дислексии в медицине следующие:
- Дезорганизация.
- Неуклюжесть и проблемы в координации.
- Трудности в принятии информации и в её обработке.
- Различные проблемы в усвоении слов.
- Непонимание информации, которая была прочитана ребёнком в тексте.
Это основные симптомы болезни. Но есть и другие
Они менее заметны, но на них также стоит обратить своё внимание
- Несмотря на плохие навыки чтения, интеллект у ребёнка отлично развит.
- Возможны какие-либо проблемы со зрением ребёнка.
- Возникают трудности при письме, а именно неразборчивый почерк.
- Ошибки при письме или чтении, а именно пропуски букв или их перестановка.
- Плохая память.
Симптоматика нарушения состоит из проявлений, имеющих прямое отношение к нарушению чтения. Также она включает комплекс нарушений сенсомоторных и познавательных функций, являющихся основой психологических аспектов затруднений процесса чтения.
Характерными проявлениями дислексии являются следующие:
- Неусвоение букв, неточное соотношение звуков с их графическими образами, проявляющееся в заменах либо смешениях (нескольких замен) фонем при чтении (п-т, ц-с, т, а-о, и, е, я).
- Побуквенное чтение — неправильное соединение букв в слоги, в слова. Буквы просто перечисляются последовательно.
- Ошибки в воспроизведении звукослоговой структуры слова.
- Неверное понимание прочитанного на уровне отдельного слова, предложения, текста.
- Аграмматизмы. Наиболее популярны ошибки согласования существительного с прилагательным, глаголом (например, красивуя книга, встала солнышко, дети гулял), нарушение падежных окончаний (на деревах) и другие.
Обучение чтению
Если дислексик хорошо знает алфавит, но при чтении допускает ошибки: произносит слова наоборот, глотает их окончания, пропускает в них буквы, – ему необходимо уточнить значение ошибочных (пропускаемых) слов и потренировать технику чтения.
Освоение слов
Большинство слов у любого человека вызывают конкретные ассоциации. Например, собака, нос, зеленый. Человеку, в том числе дислексику, несложно представить, что такое стол, ложка, лошадь. А вот вспомогательные слова, такие как предлоги, союзы, междометия, представить очень сложно. Именно с ними у людей с дислексией возникает больше всего проблем, ведь, они чаще всего провоцируют дезориентацию. Эти слова Дейвис советует выписывать и разбирать следующим образом:
- Поинтересоваться, знает ли ребенок, что это слово обозначает. Спросить, не вызывает ли оно неприятных ощущений. Если да, выяснить, почему.
- Объяснить значение слова, можно посмотреть в словаре.
- Попросить ученика слепить слово и сюжет к нему, провести по пластилиновым фигурам пальцем.
- Закрыть модели листом. Обучаемый говорит слово и его значение, затем записывает изученную информацию в тетрадь.
Аналогичным образом нужно прорабатывать все непонятные или похожие друг на друга слова. Пластилиновая модель существует до следующего занятия. Перед тем, как ее сломать, необходимо убедиться в усвоении воспитанником полученной информации.
Поэтапное чтение
Обучение чтению по методике Д.Дейвиса проходит в 3 этапа:
- Чтение по буквам.
- Пробеги глазами – пробеги глазами – прочитай по буквам.
- Пунктуация в образах.
Чтение по буквам
Основные задачи первого этапа:
- научиться читать слева направо, продвигаясь по странице сверху вниз;
- научиться определять слова, как совокупность букв.
Правила этапа «Прочитай по буквам»:
Понимание прочитанной информации не имеет значение – важно суметь воспроизвести напечатанную информацию.
Читать нужно медленно, без напряжения, без ошибок.
Занятие проводится не более 10 минут, дальше следует сделать такой же по продолжительности перерыв.
Пробеги глазами – пробеги глазами – прочитай по буквам
На втором этапе важно научиться:
- правильно переводить взгляд – слева направо;
- узнавать слова, читать их целиком.
Понимание текста при этом приветствуется, но необязательно.
Задание выполняется так:
- Воспитанник пробегает глазами по слову и пытается его прочитать.
- Если произнести слово с первого раза не получилось, нужно еще раз пробежаться по нему глазами и попытаться прочесть.
- Если произнести слово целиком вновь не получается, ученик читает его по буквам.
Пунктуация в образах
Этап «Пунктуация в образах» – заключительный. Его цель – добиться полного понимания прочтенного материала.
Здесь важно понимание значения всех используемых слов и знаков препинания. Перед каждым знаком препинания ребенок останавливается и объясняет значение прочитанного
Если какие-то слова непонятны, их значение нужно разобрать по методике «Освоения символов».
Метод Рональда Дейвиса – это эффективный способ борьбы с негативными сторонами дислексии. Но для достижения хороших результатов и доведения навыков ребенка до уровня ровесников необходимо проявить терпение и трудолюбие.
Чтобы занятия приносили больше пользы, нужно проводить их ежедневно. Не забывайте напоминать ребенку о необходимости перемещения «умственного глаза» в точку ориентации
В период обучения важно радоваться каждому продвижению вперед, а также хвалить ребенка за его старание и успехи
Оцени-ка страничку!
Факторы, утяжеляющие ситуацию при дислексии
Сложность работы по коррекции речи у людей с дислексией вызывается биологическими и социальными факторами. Давайте коротко рассмотрим их.
Биологические факторы
Биологические факторы представляют собой либо недоразвитие мозга с рождения, либо его поражение позднее. Это могут быть проблемные роды с возможной травматизацией плода.
Последствия биологических факторов весьма грустные. Тут как лёгкие формы дислексии, так и полная задержка психомоторного развития с признаками умственной отсталости.
Социальные факторы
Социальные факторы, в отличие от биологических, легче устраняются. К ним относят:
- завышенные требования к ребёнку – можно найти более щадящий режим работы с малышом;
- возраст – стоит немного подождать, а лишь затем делать выводы по симптоматике дислексии;
- методы и темп обучения – не нужно торопить ребёнка усваивать правила, возможно он успешно достигнет результатов при замедленной работе, здесь можно предложить разработку индивидуального плана работы с таким ребенком.
Суть метода Д. Дейвиса
Рональд Дейвис, автор книг «Дар дислексии» и «Дар обучения», с детства страдал дислексией и не понаслышке знает, какие трудности возникают у детей с таким диагнозом. Плохая успеваемость в школе, постоянные проблемы в общении со сверстниками, их издевательства и насмешки, недовольство и разочарование учителей и родителей – все это ожидает того, кто родился дислексиком.
Дейвис доказал, что дислексия – это не порок, а совокупность врожденных способностей, которыми нужно научиться управлять. Едва ли кто-то считает глупыми и недоразвитыми этих талантливых людей: Уинстон Черчилль, Г.Х. Андерсен, Леонардо да Винчи, Нельсон Рокфеллер, Киану Ривз, Агата Кристи, Стив Джобс, А. Эйнштейн. А ведь, это примеры личностей с дислексическими нарушениями.
Поэтому на вопрос, как вылечить дислексию, Дейвис ответил бы примерно так: «Дислексия – это великий дар. Ее не нужно лечить, ее надо лишь скорректировать таким образом, чтобы эта особенность приносила только пользу».
Наблюдая за собой и другими одаренными, Дейвис смог выявить внутренний источник всех проблем дислексиков – дезориентацию. Именно она дает им возможность видеть предметы в объеме, с легкостью изучать непонятные для большинства людей механизмы, мыслить образно. Но в то же время она мешает свободному чтению и чистописанию: людям с дислексией сложно воспринимать плоскую информацию, распознавать, воспроизводить символы и слова с обычных книжных страниц.
В основе методики Рональда Дейвиса лежит отключение дезориентации и перемещение «эпицентра восприятий» (умственного глаза) дислексика в оптимальную «точку ориентации». После получения возможности управлять своим сознанием дети с дислексией обучаются чтению с помощью понятных им объемных моделей символов, слов и сюжетов.
Метод Дейвиса применительно к каждому воспитаннику предполагает прохождение следующих этапов:
- Подготовительный – включает постановку цели, формирование мотивации и ответственности, понятие «шкалы энергии».
- Корректировка сознания. Состоит из разделов: оценка способности к восприятию, переключение, разрядка, точная настройка, настройка координации.
- Освоение символов и техники чтения.
Понятие дислексии
Дислекси́я (от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — речь) — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
Дислексия – это нарушение речи, при котором постоянны ошибки при чтении. Главной причиной можно назвать то, что у ребенка (или уже во взрослом возрасте) не сформированы психические процессы, которые задействуются в процессе чтения.
Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:
- проблемы с овладением навыком чтения;
- проблемы с овладением навыком письма;
- проблемы с грамотностью;
- проблемы с овладением арифметикой;
- проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
- проблемы с поддержанием внимания.
По другому определению, дислексия – это расстройство навыков чтения, которое вызвано слабой сформированностью или разрушением функций психики, которые участвуют в усвоении навыка чтения, от кодировки до понимания текста. Человек, страдающий дислексией, не способен правильно распознать знаки и символы.
Поэтому он не может повторить и усвоить прочитанное. Часто такое расстройство сопровождается дисграфией (неспособностью научиться писать) и дискалькулией (невозможностью освоить математические действия). Обычно такое нарушение встречается у детей, но иногда бывает и у взрослых, которых не лечили вовремя.
До дислексии надо «дорасти»
– Дислексию могут поставить только школьнику?
– Да, только школьнику или взрослому человеку. До дислексии нужно «дорасти», в том смысле, что есть начальный период обучения чтению, когда ребенок имеет право читать в медленном темпе и допускать ошибки. Когда ребенок только учится навыку, он имеет право спотыкаться и это не патологическая проблема. Например, учителю, который только выпустил четвертый класс, нужно сменить тактику, перестроиться на обучение первоклашек – они имеют законное право на обучение навыку. Любой навык, в том числе и чтение, сначала осуществляется в медленном темпе, с повторами и ошибками.
У дошкольника и вовсе ведущая деятельность игровая, а не учебная.
– Как дислексия мешает учебе и как прогрессирует? Что влияет на утяжеление ситуации, какие факторы?
– По сути, дислексия мешает всему учебному процессу. Она проявляется, как только ребенку предлагают что-то читать, а это необходимо делать практически на всех предметах. Процесс не прогрессирует, но самостоятельно и не автоматизируется, а доставляет столько проблем, что ребенок может потерять всякий интерес к учебе как таковой. Чтение становится ненавистным процессом, урок литературы – мука.
Диагностика
Диагностику дислексии проводят в несколько этапов. Во-первых, необходимо показать ребенка педиатру. Он даст направления ко всем необходимым врачам. В некоторых случаях требуется исследование головного мозга при помощи специальной аппаратуры. Часто для полного анализа необходимы данные о наследственности, заболеваниях матери и периоде вынашивания ребенка.
Логопед предлагает пройти ребенку несколько тестов, которые позволяют выяснить, насколько развиты навыки владения речью и письмом. Полученные результаты сравниваются с усредненными показателями детей этого возраста. Зрение и слух также нужно проверить, так как если с ними есть проблемы, у ребенка может развиться дислексия. Заключение невропатолога позволяет выяснить, связаны ли проблемы речи с неврологическими болезнями.
Симптоматика должна рассматриваться в течение длительного времени, окончательный диагноз обязан ставить только врач, так как лишь он знает полную характеристику аграмматической дислексии у конкретного ребенка.
Почему возникает дислексия – причины заболевания
В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер
Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность.
Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся:
- нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга;
- серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит;
- черепно-мозговые травмы;
- осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств.
Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается.
Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.
Дислексия: упражнения и игровые способы коррекции для детей
Дислексия – это расстройство высшей психики, которое заключается в невозможности прочитать текст. Причиной служит неоконченное формирование функции, отвечающей за этот процесс.
К факторам, влияющим на развитие дислексии, может относиться беременность матери (порок сердца женщины, острое перенесение болезни, анемия, плацентарная недостаточность), роды (травма головы, удушье пуповиной), ранний возраст ребенка (детские болезни с обострением, заболевания центральной нервной системы, травмы головы).
Недавно врачи нашли причинно-следственную связь между дислексией и мутацией гена DCDC2 6-ой хромосомы. Она негативно влияет на развитие нейронов головного мозга.
Выделяют 5 видов психического нарушения:
- Семантическая. Проявляется в непонимании смысла слов и текста в общем. При этом ребенок нормально читает механически, но без восприятия сути. Если разделить слова на слоги – малышу сложно произнести слитно, он не может по нему ответить на вопросы, показать соответствующую картинку. Связано с трудностями звуко-слогового синтеза.
- Мнестическая. Ребенок не может произнести в ряд несколько слов или звуков: путает места, пропускает, сокращает. Проблема в нарушении памяти относительно речи, связях «буква-звук». Можно заметить на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.
- Фонематическая. Происходит при недоразвитости фонематического восприятия, анализе и синтезе. Дети трудно запоминают буквы. Также заменяют звуки, схожие между собой (ж – ш, д – т). При чтении искажаются звуко-слоговое строение слова, чтение по буквам.
- Оптическая. Проявляется в трудности чтения букв, которые похожи между собой по внешним параметрам (А – Л, П – Н). Если показать человеку буквы, состоящие в паре по схожести, отдельно друг от друга, он легко их узнает. Причиной служит недоразвитие оптико-пространственного восприятия.
- Аграмматическая. Нарушение в грамматическом порядке речи, морфологии общения. Проявляется в неправильном использовании падежных окончаний («под стола», «у родственница»); неверные родовые окончания местоимений («этот платье», «твой коробка»); окончание глаголов 3-го лица («белка бежал», «ручка лежал»); несогласование слов в числе, роде, падеже существительного и прилагательного («три собака», «зеленая листок»).
Методы коррекции дислексии
Подбирая методы для коррекции дислексии, нужно учесть ее разновидность. От нее будет зависеть вектор выбираемых упражнений.
С детьми должны заниматься не только логопед, психолог, но и родители. Без домашней поддержки и закрепления новых навыков коррекция будет малоэффективной.
Существует немало специальных материалов для покупки, предназначены для помощи детям с нарушением развития высшей психики. Но в литературе и интернете представлены много способов для самостоятельного изготовления и занятий без подготовки.
Симптомы по возрастам
Для обнаружения дислексии необходимо знать весь спектр признаков, характерных для этого заболевания. И тут есть сложности, потому что проявлений очень много – более того, многие из них отличаются по возрастам
Начнем с общих моментов, а затем расскажем о том, на что обращать внимание в разном возрасте ребенка.
Общие симптомы дислексии:
проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
сложности с ориентацией в пространстве – например, когда ребенок путает право и лево, верх и низ;
трудности с простыми и более сложными задачами: от выполнения элементарной просьбы – до изучения алфавита, таблицы умножения;
изменения в последовательности букв, слогов, чисел при записывании, чтении информации;
неумение хорошо справляться с ручками, карандашами и т.д. Если ребенку надо что-то писать, он неуклюже пользуется инструментом для письма;
нежелание читать вслух, писать и т.д
Действия, которые даются очень сложно или в которых потом обнаруживается много ошибок, вызывают у детей психологический дискомфорт.
Даже часть из этих признаков – повод для того, чтобы отправиться к врачу и начать разбираться с ситуацией
При этом родителям очень важно не ругать ребенка, не давить на него, заставляя делать то, что у него не получается. Здесь необходим более мягкий и взвешенный подход.
Учитывают не только формы дислексии, но и то, как проблема показывает себя в динамике, в разное время.
В дошкольном возрасте болезнь проявляет себя проблемами в речи, сложностями в изучении, произношении разных слов. Ребенок часто путается, не запоминает даже короткий набор фраз. Ему сложно осваивать базовые навыки чтения, письма, он путает слова и буквы. Все это легко может отразиться и на качестве общения с одноклассниками, сверстниками – оно становится хуже.
В младшем школьном возрасте проблемы проявляются не только на уровне слов и слогов. Ребенку уже сложно запоминать факты, он путается в арифметических знаках. Состояние отражается на освоении новой информации. Продолжаются и проблемы другого характера: поведение становится неловким, импульсивным, нарушается координация движений.
В среднем школьном возрасте диагностика дислексии показывает плохое качество чтения, слабую память. Ребенок так же плохо читает, произносит слова. Трудности вызывают бунт, поэтому школьник отказывается читать и писать, у него возникают сложности с жестами, мимикой, усиливаются проблемы при общении со сверстниками.
В старшем школьном возрасте остаются проблемы с письмом, чтением, запоминанием, воспроизведением информации. Формируется медленная скорость работы, от чего кажется, что подросток «ленив». Более того, проблема распространяется дальше – часто дислексики сложно адаптируются к любым изменениям в жизни.
Симптомы дислексии у взрослых предполагают проблемы с письмом и чтением, при этом добавляются рассеянность, невнимательность. Взрослый с таким недугом часто не умеет планировать свое время – качество жизни снижается.
Симптомы дислексии у детей младшего школьного возраста
Дислексия у детей проявляется по-разному. Самые ранние ее признаки можно заметить в возрасте от 1-2 лет, когда дети начинают издавать первые звуки. Риск развития расстройства речи возрастает, если ребенок не произносит свои первые слова до 15 месяцев или первые фразы до 2 лет.
Дети до 5 лет
Designed by Freepik
Не у всех детей с задержкой речи развивается дислексия, как и не у всех взрослых с этим заболеванием в детстве были подобные симптомы
Если ребенок долго не начинает говорить — это повод для родителей обратить внимание на развитие его речи.. Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.
Также следует следить за возможным прогрессированием дислексии у детей, испытывающих трудности с чтением.
Другие признаки нарушения в речевом развитии детей до 5 лет:
-
проблемы с обучением алфавиту и запоминанием его букв ;
-
трудности с заучиванием наизусть детских стихов;
-
неспособность распознать буквы своего имени;
-
неправильное произношение знакомых слов;
-
неспособность распознать рифмованные структуры.
Детский садик и дошкольники
У дошкольников могут быть выявлены следующие признаки ограниченной способности к чтению:
-
не понимают, что слова распадаются на звуки;
-
совершают ошибки при чтении, которые не связаны со звуками букв на странице;
-
жалуются на то, как тяжело читать;
-
пропадает желание ходить в школу и учиться;
-
имеются проблемы с речью и произношением;
-
им трудно произносить простые слова, такие как «кот» или «дом»;
-
не ассоциируют буквы со звуками.
Программы ранней помощи или раннего вмешательства обычно сосредоточены на фонологическом (звуковом) распознавании, пополнении словарного запаса и стратегиях чтения.
Начальная школа
Designed by Freepik
Многие учителя не умеют распознавать дислексию в начальной школе. Прилежные ученики, активно участвующие в учебной деятельности и внешкольных мероприятиях, часто остаются незамеченными. Обычно они хорошо скрывают свои проблемы с чтением. К тому времени, как ребенок достигнет средней школы, ему будет труднее справляться с программой и он начнет отставать в чтении, письме и правописании.
У ребенка в начальной школе дислексия, если он:
-
очень медленно учится читать;
-
читает с ошибками;
-
испытывает трудности с новыми словами, произнося их вслух;
-
не любит или избегает чтения вслух;
-
неправильно произносит длинные, неизвестные или сложные слова;
-
испытывает затруднения с запоминанием детальной информации (имена, даты).