Артикуляционная гимнастика на звук л в картинках и стихах

Содержание:

Как закрепить правильное воспроизведение звука

После проведения артикуляционной гимнастики проводятся упражнения, которые закрепляют правильное произношение звука Л в словах и предложениях. Это происходит в такой последовательности.

  1. Необходимо отработать произношение звука Л в слогах. Примерно можно использовать следующие слоги: ла – ло – лу – лы.
  2. С помощью карточек детского лото составить логопедические змейки. Вот какие варианты слов на карточках используются: ласточка, ландыш, лапша, школа, калач, дул, ущипнул, голодный, смелый, белый.
  3. Если звук Л встречается в слове с другим согласным звуком, следует потренировать его произношение несколько раз. Например, в таких словах, как благодарность, глазки, сожгла.
  4. Выучить с малышом стихи и скороговорки с непроизносимым звуком. Примеры скороговорок: Сел на доску тонкую, завёл он песню звонкую. Ой, на речке, на Волжанке соловей плывёт на палке.

Внимание
Если в одном слове встречается две буквы Л, или буква смягчается и трудна для произношения, необходимо несколько раз повторить её для закрепления в слове. Например, в словах: лаял, болтал, получил и тому подобные слова.

III этап работы

(проводится как часть занятия)Тема. Воспитание правильного произношения звука л в словах.Цель. Упражнять детей в правильном произношении звука л в словах.

Предшествующая работа. Проведено уточнение произношения изолированного звука л.Подготовительная работа. Подобрать игрушки, предметы, в названии которых звук л будет находиться в начале, середине, конце слова.

Игра «Что я видел?»

Краткое описаниеНа числовую лесенку воспитатель ставит 4 — 5 игрушек (лошадка, белка, кукла, клоун). Вызванный ребенок смотрит, в каком порядке они стоят, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел лошадь, белку, куклу, клоун». Дети проверяют, в правильном ли порядке он назвал игрушки. Потом педагог вызывает другого ребенка и меняет порядок игрушек. Можно постепенно заменять одни игрушки другими.

Методические указания. Следить, чтобы дети, называя предметы, выделяли звук л, т.е. произносили его несколько длительнее, чем другие звуки.

Подготовительные упражнения перед постановкой звука

Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку.  Она состоит из пяти упражнений.

  1. «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
  2. «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
  3. «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
  4. «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
  5. «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.

Постановка звука [с].

Начиная работу над формированием правильного произношения, важно убедиться, что ребенок сам замечает недостаток своего произношения. Часто бывает так, что дети улавливают общий смысл слова, не обращая внимания на то, что отдельные звуки произносятся ими неправильно

Подберите или нарисуйте две картинки, например: «маки» и «маски». Предложите ребенку показать то, что вы назвали. Затем поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок называет, а взрослый показывает

Обратите внимание ребенка на то, что вам трудно показать нужную картинку, так как он неправильно ее называет: «Я смогу показать то, что ты просишь, если ты научишься проиизносить звук С. Давай, я тебя научу!»

Теперь можно переходить к выполнению комплекса артикуляционных упражнений. Его целью является формирование правильного артикуляционного уклада органов речи и выработка сильной, длительной воздушной струи, идущей точно посередине языка.

Одновременно с упражнениями можно проводить работу по отработке и уточнению артикуляции опорного звука. Опорным звуком для является звук . Обычно дети произносят его правильно. Взрослый говорит ребенку: “Улыбнись широко-широко, покажи зубки. Посмотри, как это сделаю я. А теперь посмотри на себя в зеркало и покажи такую же красивую улыбку. Язычок спрячь за зубки. Произнеси долго-долго: и-и-и-и.”

Игры и упражнения для отработки артикуляции звука .

Ребенок произносит звук (следите за правильностью артикуляции!), взрослый договаривает слово: и-грушка, и-голка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юнь.

Взрослый называет один предмет, ребенок – много: носок – носки, гудок – гудки, замок – замки, песок – пески, мелок — мелки, комок – комки. Звук произносится ребенком с нажимом, выделяется голосом и артикуляцией.

Подберите изображения предметов, в названии которых встречается звук . Пусть ребенок назавет их: ива, иглы, иней, Индия, иволга

Обратите внимание на то, что в словах не должны содержаться звуки, которые ребенок произносит неправильно.

После того как органы речи будут хорошо подготовлены, укреплены мышцы артикуляционного аппарата, выработаны точные, координированные движения можно приступать непосредственно к постановке звука.

Постановка звука .

Способ 1. «Давай вспомним упражнение “Забей мяч в ворота”. Широко-широко улыбнись, покажи зубки и произнеси звук про себя

Теперь, с такой красивой улыбкой, подуй на мячик.» При выполнении этого упражнения важно следить, чтобы губы не сближались, не закрывали зубы, а кончик языка находился строго за нижними зубами. В результате слышится слабый, но четкий звук

Произношение звука закрепляется в звукоподражаниях.

Способ 2. Если первым способом поставить звук не получилось, можно воспользоваться механической помощью. Делаем широкую улыбку, зубы обнажены, кончик языка за нижними зубами. На кончик языка кладем посередине тонкую деревянную палочку, например, спичку без серной головки. Слегка нажимаем палочкой, формируя таким образом по средней линии языка желобок для воздушной струи. Ребенок дует на кончик языка. Слышится звук

Внимание! Воздушная струя должна быть сильной, узкой и ощущаться, как холодная (а не теплая!), если поднести ко рту тыльную сторону ладони

Механическую помощь можно использовать на этапе произношения изолированного звука (звукоподражания) и слогов. Затем палочку постепенно убираем.
Когда ребенок научится самостоятельно, без механической помощи, произносить правильный звук , можно переходить к автоматизации этого звука в словах и предложениях.

Желаем удачи!

Дыхательная гимнастика

Для постановки звука «л» проводится дыхательная гимнастика, которая включает в себя два основных упражнения:

  • короткий вдох в течение 1 секунды;
  • длинный медленный выдох на протяжении 3 или 5 секунд.

Еще несколько упражнений из комплекса дыхательной гимнастики:

  • вдохнуть, расслабить губы и медленно выпустить через них воздух со звуком «прр»;
  • лечь на пол, руки разместить на животе, вдохнуть, надувая живот, выдохнуть – живот уменьшился в размерах;
  • взрослый дает ребенку понюхать что-то из пищи, он вдыхает, а на выходе называет продукт.

Простыми дыхательными упражнениями в комплексе с другими способами можно поставить звук «л».

Артикуляционная гимнастика для звука «Л»

После мышечной разминки будет переход к действиям, направленным на произношение, «выговаривание» звуков. Этим может заниматься не только логопед, но и мама, при условии, что ребенок «слышит» и слушает. «Л» относится к сонорным согласным, в которых на первый план выходят голосовые, а не дыхательные, данные.

Несмотря на то что кончик языка находится ближе к небу, звук считается «межзубным». Это происходит по причине того, что к правильному произношению переходят постепенно, предлагая детям проговаривать звук «Л» поместив язык между зубами, при этом кончик надо оставить снаружи. Ребенок должен почувствовать, как работают мышцы язык. Расширить упражнение можно следующими звукорядами:

  • «ла-ла-ла-ла-ла»;
  • «ло-ло-ло-ло-ло»;
  • «лу-лу-лу-лу-лу»;
  • «лэ-лэ-лэ-лэ-лэ»;
  • «лы-лы-лы-лы-лы».

Делают логопедический комплекс упражнений не менее 5 минут в день. После того как взрослый человек услышал более точное звучание, а ребенок привык «орудовать» своим языком, звук закрепляют. Для этого кончик языка располагают между верхней и нижней челюстью. Слегка прикусив его, проговаривают звук «Л» на протяжении двух-трех минут, опять подставляя гласные.

Когда ребенок научился произносить твердое, «межзубное» «Л», переходят к правильному положению языка.

Произношение твердого звука «Л»

Чтобы верно произнести звук «Л» острый и напряженный язык размещают между небом и верхним рядом зубов, затем проговаривают звук много раз. В этот момент происходит движение, которое поднимает заднюю спинку языка, давшее название звуку − «заднеязычный».

После того как малыш привык к правильному произношению твердого «Л», переходят к проговариванию мягкого звука.

Второе упражнение

Этот тренинг и есть постановка звука «Л». Язык упереть между небом и верхними зубами, проговорить несколько раз подряд звукоряды:

  • ля-ля-ля-ля-ля;
  • лё-ле-лё-лё-лё;
  • лю-лю-лю-лю-лю;
  • ле-ле-ле-ле-ле;
  • ли-ли-ли-ли-ли.

Уделяют такому тренингу не менее 3-5 минут в сутки. Для того чтобы ребенок видел и понимал, как именно надо расположить язык во рту, первое время рекомендуют работать с зеркалом в руках. Зеркало убирают тогда, когда произношение доведено до автоматизма.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Правильная артикуляция

Для чистого и четкого произношения звука органы речи должны занять следующее положение:

  1. Губы округляются и выдвигаются слегка вперед.
  2. Зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик).
  3. Язык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему.
  4. Бока язычка прикасаются к зубам.
  5. Звук образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части языка.
  6. Голос в артикуляции участия не принимает, поскольку глухой.
  7. Для произношения звонкого звука язык занимает такое же положение, но необходимо участие голосовых связок.

Искажение или невозможность произношения шипящих звуков происходит из-за слабости мышц языка, открытого прикуса или укороченной подъязычной связки. Решить проблему поможет ежедневная артикуляционная гимнастика на шипящие звуки.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Наборы с логопедическими упражнениями: карточки, книги, игры, лото, методические пособия для родителей

  1. Комплект для игровых самостоятельных занятий дома «Чемодан логопеда» Постановка звука «Л», «Р». Для детей от 4-7 лет.
    В набор входит: яркие рабочие тетради с заданиями и упражнениями (азбука-узнавайка, тексты, слова, профессии); развивающее домино «Веселые животные»; развивающее лото «Учим звуки , »; развивающее лото «Учим звуки , ». Яркое, качественное издание, с положительными отзывами у родителей и логопедов. Можно отдельно приобрети только развивающее лото «Учим звуки Л».
  2. Набор из 500 карточек + методические рекомендации, — предназначен для закрепления и автоматизации навыков «чистого» звукопроизношения, и для развития фонематического слуха. Разработан для педагогов, но может быть использован и родителями для домашнего обучения. Карточки двусторонние (картинка + написание слова с выделением звука), слова на каждый звук подобраны так, что позволяет быстро и эффективно вводить поставленные звуки в речь.
  3. Очередной замечательный набор от «Умница» — «Говорим с пеленок». Научит ребенка не только правильно говорить звуки в словах, но и разовьет речь, и интеллект в целом. Подходит для детей в самом раннем возрасте от 0-3 лет. Рассчитан на курс занятий в течение 53 недель. Комплект очень обширный по материалам, туда входят: методическое сопровождение «Развитие речевой активности»; дневнички занятий; книжки-листалки \ говорилки \ повторялки; карточки-бормоталки \ подражалки; мягкая игрушка Волчонок. Комплекты от «Умница» всегда имеют положительные отзывы у родителей, заниматься по ним интересно, легко и эффективно.

Постановка звука л

Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

Артикуляция звука л

Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

Артикуляционная гимнастика для звука л

Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».

Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

Календарь прививок ребенка в Украине

Варианты игр:

1. «Назови и повтори»

Раскладываете перед ребенком по одной карточке со звуком Л (карточки предварительно распечатать, они представлены выше) и предлагаете назвать их. Если ребенку трудно помогаете ему, исправляя неправильное произношение звуков.

2. «Чего не стало?»

Раскладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называя их правильно. Даете установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза одну карточку убираете и спрашиваете :»Чего не стало?»(не стало лампы, не стало стола и т.д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

3. «Что изменилось?»

Выкладываете перед ребенком 4-5 карточек со звуком Л, называя их правильно, просите запомнить. Ребенок закрывает глаза, вы меняете картинки местами. Затем просите найти изменения.

4. «Четвертый лишний»

Для данной игры берутся карточки со звуком Л, а также дополнительные на другие звуки (вы их найдете в галерее чуть ниже). Раскладываете перед малышом 4-5 картинок, совместно называя их. Просите ребенка назвать лишнюю карточку в ряду (н-р, лампа, лапа, рак, лук. Лишняя карточка РАК, здесь нет звука Л).

5. «Один-много»

Для данной игры необходимо использовать модель «Один-много»(модель найдете в галерее ниже), чтобы у ребенка была опора на наглядность. Объясняете ребенку, что прикладывая карточку к изображению с одним кружочком- предмет один, к изображению, где много кружочков — предметов много (н-р, лапа — много лап, белка — много белок, стол — много столов). Не забывайте слова произносить правильно!

6. «Большой — маленький»

Эта игра также проводится с помощью модели. Модель «Большой — маленький» найдете в галерее ниже. Игра проводится по аналогии , как «Один — много». Прикладываете карточку к большому кругу — ЛОЖКА, к маленькому — ЛОЖЕЧКА.

7. «Посчитаем»

Игра «Посчитаем»научит ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе. Проводится также по модели (см.галерею). Цифры в модели разного цвета: 1-зеленого, 2, 3, 4 — синего, 5 — красного

Цвета помогут обратить внимание ребенка на изменение окончаний в словах (одна — ложкА, но две, три, четыре -ложкИ, пять — ложЕК). Объясните это правило ребенку и следите за окончаниями слов

  • Карточки для Игры «Четвертый лишний»

Автоматизация звука Л в словах. Игры и упражнения в картинках будут интересным занятием взрослого с малышом.

Заниматься можно у нас на сайте онлайн по 10-15 минут каждый день. А можно распечатать, разрезать и играть с удовольствием.

Вам также будет интересно:

  1. Артикуляционная гимнастика
  2. Автоматизация звука Р
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Автоматизация шипящих звуков
  6. Развитие речи
  7. Обучение грамоте
  8. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Подготовка к упражнениям

Прежде чем начать тренировку, ребенку показывают, как должен правильно звучать Л. Произносят несколько слов с отчетливой артикуляцией. Ребенок должен увидеть, как располагаются губы и язык. Называют несколько слов, где есть эта буква, и просят определить на слух, в какой части слова она стоит.

Ошибки, которые делает ребенок.

Затем ребенку предлагают выполнить подготовительные упражнения:

  1. «Гамак».
    Кончик языка упирается в верхние передние зубы. Выгнуть язык, чтобы он стал похож на гамак, и некоторое время удержать в таком состоянии. Можно выполнять на счет.
  2. «Вкуснятина».
    Широким языком облизать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна двигаться.
  3. «Индюк».
    Упражнение похоже на предыдущее, но несколько сложнее. Его выполняют с большей скоростью. Можно добавить произношение сочетаний «бл-бл-бл».
  4. «Лошадка».
    Язык делают широким, поднимают и щелкают им по небу. Рот немного приоткрыт, нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Такое упражнение полезно делать, когда ребенку трудно удерживать язык на весу и упираться кончиком в верхние зубы.
  5. «Качели».
    Рот приоткрывается, нужно широко улыбнуться. Кончик языка должен быть твердым. Дальше упражнение делается по счету. На «раз» язык поднимается, кончик упирается в верхний зубной ряд (заднюю поверхность резцов). На счет «два» кончик упирается в нижние зубы. Упражнение повторяют несколько раз.
  6. «Грибок».
    Спинку языка прижимают к твердому небу, она становится похожей на шляпку гриба. Зафиксировать в таком положении и удержать 5-10 секунд. Уздечка должна быть слегка натянута.

Этот комплекс выполняется не меньше 2 недель до начала постановки звука.

Комплекс артикуляционных упражнений

Перед постановкой Ль необходимо провести подготовительный этап. Он включает в себя подготовку органов артикуляции, нормализацию их мышечного тонуса и формирование психологической базы речи. В гимнастике для органов артикуляции основной упор делается на формирование подъема языка.

  • Базовое упражнение «Улыбочка». Дошкольника просят улыбнуться и зафиксировать губы в такой позиции.
  • Учат делать язык узким. Воспитанник улыбается, делает язык узким и пытается вытянуть как можно дальше. Это упражнение относится к статическим.
  • Также нужно воспитать умение делать язык широким. Нужно улыбнуться, язык поместить на нижнюю губу, делая его широким. Данное задание является также статическим.
  • Базовое задание для формирования подъема языка – «Качели». Губы в улыбке, язык узкий нужно поднимать−опускать.
  • В этот перечень стоит включить базовое упражнение для шипящих – «Чашечку». Рот открыт, язык − широкий. Его поднимают так, чтобы по форме он был похож на чашечку.
  • Чтобы сформировать умение поднимать заднюю спинку языка, произносят Ы как можно дольше, держа рот открытым.
  • Еще одно задание на выработку подъема языка – «Индюшка». Рот нужно приоткрыть, широкий язык помещают на верхнюю губу. Не отрывая его от губы, нужно выполнять движения вперед−назад. Сначала медленно, потом ускоряя темп, добавить голос. Должно получиться БЛ-БЛ (лопотание индюшки).
  • Самое известное упражнение – «Лошадь». С добавлением голосовых связок, затем малышу можно предложить поцокать беззвучно.

При правильном произнесении Ль воздушная струя должна проходить через боковые края. При носовом ламбдацизме нужно сформировать правильный выдох. Губы зафиксированы в улыбке, рот чуть приоткрыт. Кончик языка чуть прикусить передними резцами и подуть. Воздушная струя должна проходить не по центру, а по боковым краям.

Для нормализации мышечного тонуса органов артикуляции логопед назначает специальный массаж (при сложных речевых нарушениях) или малыш может делать самомассаж (похлопывание и покусывание языка). Подготовительный этап занимает несколько занятий, чтобы сформировать нужный артикуляционный уклад.

Автоматизация звука [л]

Если результаты есть, то нужно постепенно закреплять звук в слогах. Можно начать с закрепления мягкого :

Ля-ле-лю-ли ( лямка, Коля, Валя; лес, Леша, Лена; Люба, люди, Люся; листья, ливень, лиса, лимон).

Постепенно усложняем:

Летнее солнышко любит Люба; лев сильнее всех; поле зеленеет.

Когда начнет получаться в прямых слогах, можно будет переходить к обратным и сочетанию с другими согласными:

  • аль-юль-оль-ель-ыль-яль (небыль, пыль, быль, соль);
  • фле-флю-фля-фли (флейта, флюгер, фляга, флис) и другие звукосочетания.

Можно активно использовать чистоговорки:

Толь-толь-толь – мы просыпали соль.

Уль-уль-уль – моль съела тюль.

Ыль-ыль-ыль – на дорогах пыль.

Твердый придется отрабатывать намного дольше. Начинаем снова с прямых слогов:

ло-лу-ла-лы-лэ (лодка, лошадь, ловкий; ладони, ластик, лава; луна, Лунтик, луч; лысый, лыко, полы).

Ло-ло-ло: едет лошадь далеко.

Лы-лы-лы: Лола вымыла полы.

Ла-ла-ла: наша Леночка мала.

Лу-лу-лу: любят дети пахлаву.

Далее переходим к обратным слогам:

Ал-ол-ул-ыл-эл (мал, спал, стул, стол, кол и т. д.)

Переходим к чистоговоркам:

Ал-лл-ал: Коля еще мал.

Ол-ол-ол: сели мы за стол.

Ул-ул-ул: ветер сильно дул.

Ыл-ыл-ыл: суп уже остыл.

Логопедическая диагностика

Прежде чем начинать заниматься с дошкольником логопед проводит диагностику, чтобы определить речевое расстройство и механизмы нарушения. Он проверяет состояние моторной сферы

Особое внимание уделяет артикуляционному аппарату: его анатомическим особенностям и моторике. Ребенку предлагают выполнить статические и динамические упражнения

Также специалист проверяет звукопроизносительную сторону речи. Диагностика включает в себя проверку:

  • произношения всех фонем;
  • темпо-ритмической составляющей;
  • слоговой структуры.

Проверять звуки логопед начинает с изолированного произношения, затем в слогах и словах

Также специалист обращает внимание на то, как малыш произносит фонемы в обычной речи. Затем логопед смотрит на сформированность фонетико-фонематических процессов

Проверка этого блока включает в себя:

  • оценку фонематического слуха (узнавание и различение звука в речевом потоке);
  • сформированность звуко-буквенного анализа;
  • работу со словами-паронимами.

Логопед обязательно проверяет импрессивный и экспрессивный словарь − понимание речи, словарный запас и как он использует его в своей речи. Затем сформированность грамматического строя и связную речь.

Своевременная логопедическая диагностика позволит выявить возможные проблемы, из-за которых может появиться искажение звукопроизношения. Логопед подберет упражнения, подготавливающие органы артикуляции к произношению звука Ль.

Выполняем логопедические упражнения

В комплекс логопедических упражнений, необходимых для правильной постановки любого звука, вызывающего проблемы в произношении(в том числе «Л»), входит несколько видов занятий:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Задания на развитие речевого дыхания;
  • Упражнения по автоматизации произношения звуков.

Желательно, чтобы любой домашний урок содержал элементы перечисленных видов занятий. При этом нужно иметь в виду, что общая продолжительность такого занятия для ребёнка 3–4 лет не должна составлять более 15–20 минут.

Для детей возрастом 5–6 лет общая продолжительность занятия может составлять 20–25 минут. В этом случае желательно чередовать логопедические упражнения с заданиями по развитию речи.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).

Упражнения и приемы для постановки звука Р у детей

Упражнение «Повтори за мной». Предложите ребёнку взять в руки зеркало, смотреть на свой язычок и «порычать» как тигр. Следует контролировать вибрацию передней части языка

Важно, не допустить формирование горлового произношения звука. В случае использования подражательного метода, родителям помогут видеозаписи логопедических занятий, которыми насыщен интернет

Причины, по которым может не получится полноценный звук, это слабость воздушной струи и неправильное положение языка во рту. В таком случае необходимо вводить упражнения на формирование воздушной струи и комплексы артикуляционной гимнастики для верхнеязычных звуковых укладов. Предложите ребёнку выполнить упражнение «парус» — язычок упирается за верхние зубы, рот улыбается. Упражнение «лошадка» — цоканье языком без движений нижней челюсти. Упражнение «грибок» — присасывание широкого язычка к твёрдому нёбу, удерживание на протяжении 5 секунд. Для формирования направленной воздушной струи подойдут упражнения с губной гармошкой, надувание шариков, сдувание комочка ваты со стола, водные игры в ванной «надуй паруса» (с игрушечным корабликом).

Упражнение «Пулемёт». Предложите ребёнку «порычать» с закрытым ртом. Если у него получается произнести правильный, не горловой звук , значит есть возможность сформировать полноценный уклад. При этом слышится глухое рычание. Попросите ребёнка произносить звук, постепенно открывая рот. Следите, чтобы язычок устанавливался за верхние, а не за нижние зубы. Основной трудностью будет сформировать верхнюю позицию языка. На помощь придёт та же артикуляционная гимнастика.

Успешная постановка звука не окончательный этап работы. Следует закрепить получившийся успех. Сначала звук закрепляется в свободном, раскатистом рычании, далее в слогах, словах и фразах. После закрепления твердого варианта можно переходить к работе над мягким звуком , так как он требует более тонких мышечных движений. Работа над мягким вариантом также начинается с постановки изолированного «мягкого рычания», далее звук закрепляется в свободной речи.

Постановка звука при замене (параротацизме). В данном случае звук заменяется на более простые звуки, доступные ребёнку: , . Такой дефект хорошо различается на слух не только специалистами, но и другими людьми. Родители легко могут вычислить данную форму нарушения. Как привило, методика работы в данном случае не отличается от постановки при пропуске звука. Так как замена и пропуск относятся к простым формам нарушения. Постановка начинается с формирования уклада звука и формирования воздушной струи. Можно в дополнении использовать упражнения для шипящих групп звуков: «чашечка», «качели», «маляр». Постепенно сформированный звук вытеснит заменяемый его звук и встанет в речь. Следующие этапы работы будут включать закрепление звука и введение его в речь.

Инструкция по применению

В инструкции к препарату написано, что сведений, которые указывают о воздействии лекарства на организм, нет. В то же время клинические исследования, которые велись много лет, показали, что применение Папаверина не оказывает негативного влияния как на плода, так и само протекание беременности. Использовать свечи с папаверином гидрохлоридом можно в 1, 2 и 3 триместрах, то есть, в течение всей беременности.

Но это не означает, что препарат можно использовать без разрешения врача. Только специалист должен назначить дозировку лекарства и продолжительность применения.

Суппозитории Папаверина оказывают выраженное спазмолитическое воздействие миотропного характера, которое воздействует как на мускулатуру матки, так и на гладкие мышцы других органов, к примеру, половой, мочевыделительной, дыхательной систем, а также ЖКТ.

При воздействии на гладкую мускулатуру сосудов препарат расширяет их, благодаря чему улучшается кровоток и понижается давление.

Обычно применяется для устранения спазмов:

  • внутренних органов;
  • сосудов головного мозга и периферических;
  • бронхов.

Также полезен препарат при гипертонусе матки и для улучшения плацентарного тока.

Дозировка

Точную дозу препарата может назвать только врач, исходя из жалоб и состояния пациентки. Как правило, в сутки назначают 2-4 суппозитория, которые необходимо использовать через равный промежуток времени. Длительность лечения зависит от состояния и симптомов пациентки, в каждом случае она индивидуальна. Средняя продолжительность терапии составляет от 2 дней до месяца, иногда дольше.

Как и куда вставлять

Суппозитории Папаверин следует вводить ректально, то есть, в анальное отверстие. Вагинально эти свечи не применяют! По возможности процедуру следует выполнять после очищения кишечника.

Руки перед лечебным сеансом следует хорошенько вымыть с мылом. После этого распечатать препарат, взять свечу и ввести ее в прямую кишку.

После проникновения в прямую кишку суппозиторий начинает таять под воздействием температуры тела, понемногу высвобождая активное вещество. Лекарственный компонент всасывается в кровоток, после чего разносится кровеносной системой ко всем органам, попутно оказывая действие на сосуды.

Под влиянием препарата снижается гипертонус матки, боль и напряжение проходят, при этом понижается АД, что особенно актуально на поздних сроках беременности. При этом общее самочувствие беременной улучшается.

Гипертонус матки — главное показание для использования суппозиториев

В чем причины неправильного произношения Л

Описано несколько причин, почему ребенок разговаривает неверно:

  1. Неправильное дыхание в процессе речи.
  2. Нарушения развития речевого слуха — ребенок плохо слышит речь других людей и плохо воспринимает смысл.
  3. Недостаточное развитие артикуляционного аппарата, слабость мимической мускулатуры и языка. Эти мышцы играют ведущую роль в произношении звуков.
  4. Отклонения в строении подъязычной связки (уздечки) — нарушения речи возможны, если связка короткая.

Неправильное дыхание может быть связано с несколькими факторами:

  1. У ребенка уменьшен объем легких.
  2. Дыхательная мускулатура слабая, поэтому ребенок не может громко говорить.
  3. При выдохе воздушная струя выходит рывками, поэтому становится трудно закончить длинное предложение.
  4. Неправильное распределение воздуха, в результате вдох начинается посередине слова.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector