Граттажный способ изображения картин для ребенка

Гравюра своими руками

Граттаж причисляют к гравюре, т.к. изображение получается нанесением штрихов без помощи красок, хотя вернее будет назвать эту технику имитацией гравюры.

На цветном картоне

Самый простой граттаж своими руками можно сделать на обычном цветном картоне. А экономный и разноцветный вариант – граттаж на цветном картоне, например, яркие коробки, тетрадные или журнальные обложки и т.д.

Вам понадобится: любой цветной картон, черная гуашевая или акриловая краска, жидкость для мытья посуды, стаканчик для смешивания, свеча палочка для процарапывания рисунка.

Смешайте краску для покрытия картона: 6 чайных ложек черной краски и 1 чайную ложку жидкости для мытья посуды добавьте в стакан и осторожно перемешивайте до однородности.
Возьмите обычную свечу и тщательно протрите цветные бумажные страницы воском. Картон должен быть полностью покрыт тонким слоем воска

Возьмите кисть и покрасьте полученную вощеную бумагу полученной черной смесью. Лучше всего создать запас бумаги для гравюр, тогда у вас будет достаточно материала для экспериментов!

Палочка для граттажа

Возьмите любую палочку с острым концом, например, деревянную шпажку. Если украсить палочку лентой васи и деревянной бусинкой, инструмент становится действительно шикарной палочкой для процарапывания гравюры.

Можно найти другое царапающее устройство. Даже сухой маркер хорошо работает.

Гравюра восковыми мелками

  1. Покройте плотную бумагу цветными всполохами штрихами восковых мелков.
  2. Покрасьте всю картину черной краской с помощью мягкой кисти. Не слишком толстым, но и не слишком тонким слоем. Если через 1 слой цвета все еще просвечивают, вам понадобится второй слой.

Цветочная композиция в технике граттаж

Для работы
Тебе понадобятся:

два листа
бумаги (важно: один —
толстый (например, белый картон —
он будет полотном для будущей работы),
и один обычный —
для эскизного рисунка),
карандаш;
ручка, которая
уже перестала писать;
набор гуаши;
кисточка;
черная тушь
или черная гуашь;
свеча.

1. Возьми толстый
лист бумаги (или белый картон) и обозначь
на нем хаотичными плоскостями места,
которые потом мы закрасим в разные
цвета.

Плоскости могут
быть любых форм: в виде пятен, как у меня,
или же в виде кругов, полосок. Могут
иметь четкие контуры, или плавно
перетекать из одного цвета в другой.
Все зависит от твоей фантазии.

2. Когда плоскости
будут обозначены, разрисуй их в различные
цвета. Цветовую гамму подбирай
самостоятельно. Это могут быть только
теплые, или только холодные цвета, или
все цвета радуги, как у меня. Когда вся
бумага будет раскрашена, оставь ее до
полного высыхания.

Маленький
совет: используй больше
светлых и ярких цветов, они делают
хороший контраст с черным цветом.

3. Если краска
высохла, можно смело переходить к
натиранию бумаги. Возьми любую ненужную
свечу и щедро натирай ней бумагу

Важно,
чтобы слой воска был толстым, тогда
царапать рисунок будет на много легче.
Если у Тебя образовался белый налет,
как на фото —
тогда все хорошо. Но перед тем, как
переходить к следующему этапу, проверь,
все ли плоскости хорошо натерты воском

4. На этом этапе
покроем бумагу черной тушью или гуашью.
Если Ты покрываешь поверхность черной
тушью, предварительно стоит растворить
ее с мылом. Так тушь будет лучше ложиться
на восковую поверхность. Бумагу
закрашиваем плотно, не оставляя белых
пятен и разводов. Оставляем до полного
высыхания, а сами в то время приступаем
к следующему этапу.

5. Пока заготовка
под рисунок граттаж сохнет, подготовим
эскиз нашего будущего творения. Я выбрала
цветочную композицию. Для начала кругами
обозначим расположения будущих цветов
и нарисуем линии стеблей.

6. На обозначенных
плоскостях рисуем разнообразные
сказочные цветы. Их форму, размер,
листочки можешь придумать сам. Пусть
Твои цветы будут оригинальными,
фантастическими —
это придаст рисунку индивидуальности.
Прорисуй толстые стебли.

7. Добавь к цветам
сказочные листочки, а также дорисуй
детали фона: бабочек, пузырьки и любые
другие украшения.

8. Эскиз картины
готов. Осталось только перенести его
на заготовленное черное полотно. Как
это сделать? Очень просто.

Сверху на черную
бумагу ровно приложи бумагу с эскизов,
чтобы уголки листочков совпадали. Возьми
ручку, которая уже перестала писать, и
прорисуй контуры эскиза, немного
прижимая. Такой метод поможет сделать
отпечаток эскиза на черной бумаге.
Проверь, все ли контуры Ты обвел. Когда
все будет готово, сними листок, и Ты
увидишь, что контуры рисунка перебились
на бумагу, как показано на фото.

9. А теперь можно
перейти к самому интересному! Полученные
контуры начинай царапать ручкой, которая
не пишет, или острой палочкой. Если слой
воска под краской будет толстым, то Ты
убедишься, как легко и приятно царапается
рисунок.

Создавая рисунок
в технике граттаж, Ты убедишься, насколько
интересно наблюдать, как под краской
появляются различные цвета, и цветок
получает сказочную окраску.

10. Процарапай
все контуры до самого конца. Тогда у
Тебя получится такой рисунок, как у
меня. Можно оставить его так, он уже
замечательный. А можно еще добавить
различных орнаментов и штриховок для
более оригинального вида.

11. На этом этапе
добавь рисунку уникальности с помощью
различных штриховок, орнаментов.
Некоторые части можно полностью
процарапать. По желанию, добавь травку
и некоторые элементы фона. Все зависит
от твоей фантазии.

Поздравляю,
рисунок готов! Эту композицию я решила
сделать цветной, поэтому для начала
покрывала лист бумаги цветными пятнами.
Можно делать и черно-белые рисунки
граттаж. В таком случае лист бумаги не
покрывается красками, а сразу натирается
свечой, а затем — черной тушью или
гуашью.

Черно-белые
граттажи похожи на гравюры и выглядят
просто невероятно. Не бойся фантазировать
и экспериментировать. Попробуй также
рисовать без предварительного эскиза,
сразу делая царапины на готовом
полотне. Это будет прекрасно развивать
Твою фантазию!

Успехов в
творчестве!

Автор урока: Алина Монич

Читай
также:

  • Рисуем
    орнаменты и узоры,
  • Рисуем
    весенние цветы.

Рисование в технике граттаж

Для рисунка берется лист очень плотной бумаги, лучше картона. Его можно оставить белым, тогда процарапанные участки будут белыми, и работа на выходе получится черно-белой. Чаще лист бумаги или картона произвольно окрашивают, особенно это предпочтительнее для новичков. Более опытные художники выполняют предварительный рисунок на бумаге, переводят его на на картон, затем  раскрашивают в нужные цвета. Нужно заранее с обратной стороны картона указать где верх, а где низ рисунка, чтобы потом не ошибиться при процарапывании, когда весь рисунок будет залит черным цветом.

Обычно используют акварельные краски, гуашь или акрил. Допустимо использовать для цветного фона масляную или восковую пастель. Когда краска высохнет, следует приступить к затирке воском или парафином. Обязательным условием качественной работы будет то, насколько тщательно и добросовестно затерт каждый миллиметр листа. Это легко проверить на свет — нет ли пропусков.

Следующий этап после затирки — нанесение черной краски. Это может быть черная тушь, гуашь или черный акрил. Если используется тушь, то нужно подготовить для работы обычное или жидкое мыло, периодически макать кисть в мыльную водичку. Если — гуашь, то в отдельной баночке смешать ее с жидким мылом. Это делается для того, чтобы равномерно нанести тушь или гуашь и избежать ее скатывания с жирной поверхности воска или парафина.

Следует подождать, чтобы краска хорошо просохла, ни в коем случае не сушить вблизи отопительных приборов, иначе воск расплавится, впитается в бумагу или в верхний слой картона и его невозможно будет процарапать.

Следующий этап — это повторное накладывание того же рисунка, только теперь на черный просохший фон. Нужно обвести рисунок шариковой ручкой. В процессе работы  изображение будет передавлено на мягкую восковую поверхность. Убираем листик с обведенным рисунком. В результате на черном фоне появится проступившее изображение. Все должно совпасть и по цвету, и по рисунку. Теперь осталось доцарапать, доскоблить или подправить, нанести еще штрихи, где это нужно. Если же необходимости в предварительном рисунке изначально не было, то можно процарапывать сразу по просохшему черному фону то, что хочется, что задумывалось. Главное, определить, какие части рисунка должны остаться черного цвета.

Инструментом для процарапывания по воску может служить спица, использованный стержень шариковой ручки, скальпель или маникюрная деревянная палочка для обработки ногтей. Поскольку вся процедура довольно грязная, следует застелить стол газетами, закатать рукава, подложить листик бумаги под ту руку, которой вы процарапываете. Периодически аккуратно ссыпайте соскобленный воск  на газетку.

Картина в технике граттаж готова, можно вставлять в рамочку и вешать на стену.

Спасибо Марине за мастер-класс, теперь у вас точно получится рисунок в этой интересной технике -граттографии.

И еще картины в технике граттаж, которые рекомендует Марина, посмотрите:

Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:

Нанесение рисунка

Это третий и завершающий этап. Здесь ребенок процарапывает любым острым предметом рисунок, который изначально был ним задуман. В качестве инструмента для изображения можно выбрать любой предмет:

  • Палочки для суши. Для рисования ими один конец необходимо заострить. Они легкие и удобные для детских ручек.
  • Обыкновенная шариковая ручка – это более удобный предмет для детей, поэтому ее можно использовать для рисования. Техника граттаж подразумевает использование ручки с закончившейся пастой. Тогда не останется следов, и рисунок будет иметь необходимые тона.
  • Зубочистки можно использовать, но для маленьких детских ручек это не очень удобный предмет для рисунка, выполненного в технике граттаж.
  • Спицы для вязания также подходят для детей более старшего возраста, так как металлическая поверхность этого предмета может скользить в руках, и не очень удобна для использования.

Техника граттаж подразумевает два вида нанесения изображения. Выполнять рисунок можно самостоятельно, придумывая его и выцарапывая. Это очень хорошо развивает фантазию у малыша. Он просто рисует то, что ему хочется, и позволяют имеющиеся навыки.

Можно воспользоваться и готовым эскизом. Для этого на листе бумаге делается заготовка рисунка. Это может быть сделано и взрослым, и малышом.

После подготовки листок с рисунком накладывается на готовую основу, закрепляется скрепками, и ручкой наносят изображение, слегка надавливая по контурам эскиза. В результате этого на картоне становятся видны очертания, по которым ребенок и выцарапывает рисунок.

Таким образом, у ребенка получается картина, которая похожа на гравюру и смотрится очень эффектно.

Для детей техника граттаж очень интересна и полезна, поэтому стоит научить их этому способу изображения.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, а нам письмо! Интересно от кого оно? От Феи из страны Рисовандии. Прочитаем? «Здравствуйте, дети! Я знаю, что вы много путешествуете по стране Рисовандии и уже многому научились. Помогите мне, пожалуйста! Я решила устроить бал и украсить дворец цветами… Но где их взять в такое время года. Нарисуйте их, а я оживлю и украшу ими свой дворец Заранее благодарю вас, мои добрые дети. Высылаю вам бумагу и кисточки. Ваша Фея. (письмо читается под музыку).

-Ребята, поможем Фее? Но что это? Бумаги и кисточек в конверте нет! Я догадалась! Нужно выполнить волшебные задания Феи и тогда появятся бумага и кисточки. Скорее за работу.

Первое задание. -Отгадывание кроссворда.

-Нам нужно отгадать название предметов, без которых невозможна работа художников. (дети разгадывают инструменты художника).

Кто художника не знает?

Он рисует лучше всех.

Кисти рядышком поставит-

Ждет его большой успех.

Ярко краски он разводит,

И палитру он берет.

Вот к мольберту он подходит-

Вмиг картину создает.

Молодцы, дети! Быстро и правильно разгадали кроссворд и нам надо двигаться дальше.

Второе задание. -Решение «Цветных примеров».

-Это задание будет для нас не таким сложным. Ведь мы умеем с вами смешивать краски для получения нужного цвета. Какие цвета надо смешать,чтобы получился:

-фиолетовый цвет (красная+синяя)

-зеленый цвет (синяя+зеленая)

-розовый цвет (красная+белая)

-голубой цвет (синяя+белая)

(дети подбирают круги с нужным цветом и вставляют в оконца).

-Молодцы! Если вдруг под рукой не окажется нужной краски, то вы ее получите путем смешивания.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим красным…

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(сказки про краски Е. Гужениев).

-Удивительным и разным! Таким как Радуга Разноцветница

(обратить внимание на цветную радугу, цвета в которой расположены неверно)

-Дети, посмотрите внимательно! Кто заметил ошибку? Верно, цвета у этой радуги расположены не по порядку. Что поможет нам исправить ошибку? Да, расположить верно цветанам поможет поговорка:

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

-Задание выполнили. Сколько цветов у радуги? Как радуга называется по- другому (цветовой радужный спектр)

Физкультминутка: (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Разноцветные ворота на лугу

Построил кто-то,

Но пройти в них не легко,

Те ворота-высоко!

Постарался мастер тот!

Взял он красок для ворот:

Не одну, не две, не три…

Целых семь их, посмотри.

-Молодцы, все задания выполнены правильно. И пора достать из конверта обещанные бумагу и кисти. Но, что это? Кто-то его измял перепачкал. (конверт заранее нужно помять) (Достать из конверта черную бумагу, вместо кисточек-палочки)

-Ничего не понимаю! Что случилось? Здесь еще одно письмо.

«Я-великий Ляпсус Тяпсус! Мне всего120 лет, но гадостей за эти 120 лет я умудрился сделать столько, сколько другой не сделает и за 200. Я люблю делать гадости, я вредный и противный. Я злой-презлой! Видите, во что я превратил бумагу, кисточки? Попробуйте нарисовать что-нибудь красивое. Посмотрим, что у вас получится.

Ляпсус Тяпсус.

-Что же нам делать? Как помочь Фее? Ну что ж. Другой бумаги у нас все равно нет, а рисовать можно и острыми палочками. Взгляните, поцарапаем ими по бумаге и вся чернота исчезнет. (показываю прием процарапывания на мольберте)

-Получается! Какие цветы можно изобразить? (ромашки, колокольчики, васильки, розы и др.)

-Как изобразить их, чтобы было красиво? (в центре листа нарисовать вазу или корзинку, букет сделать пышным)

(Словесное объяснение сопровождается показом)

-Цветы получаются очень красивыми. Правда?

(Раздать листы, палочки. Дети работают самостоятельно под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов»)

После окончания работы рисунки рассматриваются, обращается внимание на разнообразие цветов, поощряется проявленная фантазия и творчество. Выяснить, к какому жанру живописи можно отнести эти работы (натюрморт)

Выяснить, к какому жанру живописи можно отнести эти работы (натюрморт)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

(А. Кушнер «Что я узнал!»)

-Очень получилось красиво! Вы сделали необычные гравюры.

-Все таки мы победили Ляпсуса Тяпсуса и помогли Фее. Добро всегда побеждает зло!

Ай да вазы, что за диво

Хороши и та, и та.

Все нарядны и красивы,

Расписные, все в цветах!

Здесь и роза, и ромашка,

Одуванчик, васильки.

От гравюры этой чудной

Просто глаз не отвести.

Граттаж поэтапно

Нюансы создания рисунка в технике граттаж следует рассмотреть поэтапно на примере композиции «Попугай на ветке».

Сначала лист бумаги закрашивается восковыми мелками разных цветов. Поскольку изображаться будет попугай, то цвета выбираются яркие и контрастные.

Цвета желательно выбирать яркие и контрастные согласно окраске попугая

Далее можно применить небольшую хитрость: взять кусочек бумаги и потереть им поверхность. Это обеспечит плавное перетекание цветов. Однако же иногда резкие цветовые перепады, наоборот, делают изображение более оригинальным. В любом случае не нужно бояться экспериментов.

За счёт растирания цветовые переходы будут более плавными

После этих манипуляций основа густо закрашивается чёрной гуашью или тушью. Для однородности и предотвращения скатывания в краску следует добавить пару капель жидкого мыла. Далее лист бумаги нужно оставить до его полного высыхания.

В краску лучше добавить немного жидкого мыла, чтобы покрытие получилось однородным

Основной контур попугая нужно наметить белым карандашом (простой карандаш также можно использовать — он будет заметен на чёрном фоне). Обозначаются только главные моменты, не стоит мельчить, ведь стереть линии с поверхности будет проблематично.

Карандашом обозначаются только главные очертания, без мелких деталей

После этого ключевые линии рисунка процарапывается острым инструментом, например, зубочисткой. Не нужно давить на бумагу слишком сильно, а так, чтобы только снять чёрный гуашевый слой.

Не нужно давить зубочисткой слишком сильно, ведь сняться должен только чёрный слой

После обозначения основного контура следует прорисовать более мелкие детали, закрасить отдельные фрагменты (то есть удалить чёрный пигмент на довольно большом участке, например, это будет ветка дерева, на которой сидит птица, а также её голова).

После проработки мелких деталей рисунок готов

Известные художники, работавшие в технике граттажа

Имена известных художников-граттажистов хорошо знакомы ценителям современного искусства. Наибольший вклад в развитие этой техники внесли следующие мастера:

  • Макс Эрнст. Знаменитый немецкий художник недолго оставался ярым приверженцем граттажа. Впоследствии он переключился на другие техники и на протяжении всей своей жизни не уставал экспериментировать. Но именно Эрнсту принадлежит авторство изобретения граттажа.
  • Жоан Миро (Joan Miró). Испанский авангардист также оставил яркий след в истории граттажа. Он всю свою жизнь пытался уйти от традиционных методов живописи и найти новые формы самовыражения.
  • Ганс Хартунг (Hans Hartung). Французский художник немецкого происхождения модифицировал живописные кисти и валики, чтобы создать на их основе удобные инструменты для выцарапывания рисунков. С их помощью он писал свои картины широкими и решительными линиями.
  • Джованни Гуйда (Giovanni Guida). Молодой итальянский художник по праву относится к лучшим мастерам граттажа XXI века. Он активно работает в этой технике и добился широкой известности в возрасте всего 25 лет.

Ход мастер-класса.

1. Вступительная часть.

Я познакомлю Вас с техникой рисования граттаж.

Слово «Граттаж» произошло от французского слова— скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

Граттаж-это графический рисунок, который выполнен процарапыванием по воску острым инструментом.

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования. Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.

В технике «граттаж»используется следующие материалы и инструменты: листы формата А5 (заранее покрытые слоем свечи или восковыми мелками и затонированные черной гуашью, стеки, зубочистки, шпажки, канцелярские ножи, блёстки, стразы и ленты (для декорирования,паспарту (для оформления готовых работ).

Посмотрите работы, выполненные в этой технике. Здесь применяются различные выразительные средства — линия, штрих, пятно, контраст.

2. Практическая часть

Этапы работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.

Следующий этап:

Затем берем черную тушь или черную гуашь, добавляем немного жидкого мыла или шампунь, чтобы лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка.

Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по черному фону.

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я подготовила ихзаранее. (Показываю технику процарапывания)

И вот оно волшебство! На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

И так творите!

Возьмите в руки шпажку, зубочистку

И лист бумаги непростой,

И словно фокусник — царапкой

Рисунок вы создайте свой.

Здесь равнодушием не пахнет,

Простор для творчества такой,

Что иногда не веришь даже,

Что это сделано тобой.

Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то я предлагаю распечатанные образцы или шаблоны. Дети по шаблону обводят форму, а затем уже начинают дорисовывать детали и процарапывают. Общую картинку, все линии процарапывают зубачистками, для того чтобы предать рисунку особую живость добавляем детали более тонкими и толстыми линиями, делаем это с помощью различных резаков и стеков. Готовую открытку декорируем блёстками и стразами, оформляем в паспарту.

Подведение итогов.

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Подведем итог. Ребята и уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

Продемонстрируйте свои работы.

Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные открытки в технике «граттаж» останутся Вам на память.

Вывод: Все поставленные задачи удалось реализовать. Тема мастер-класса дала ребятам возможность узнать новое, почувствовать новые ощущения, сделать интересные работы. Этапы мастер-класса имели логическую последовательность. Психологическая атмосфера была доброжелательной. С практической частью, все справились на отлично.

История граттажа

История граттажа берет свое начало с античных времен. В Древней Греции и Риме была распространена техника декорирования стен зданий путем процарапывания верхнего тонкого слоя штукатурки — «сграффито». Пик ее популярности приходится на эпоху раннего Возрождения, до сих пор в разных городах Европы можно встретить дома, декорированные в технике сграффито.

Начало ХХ века ознаменовалось в изобразительном искусстве появлением многочисленных авангардистских течений. Художники активно искали альтернативные формы и средства для творчества, новые возможности для реализации своих идей.

Изобретением графической техники граттажа современное искусство обязано гениальному немецкому авангардисту Максу Эрнсту (Max Ernst). Ему первому в 1925 году при случайном рассматривании старого паркета пришла в голову мысль создавать произведения путем процарапывания бумажной или картонной основы. Уже через год в Париже был напечатан его сборник граттажных рисунков «Естественная история», а чуть позже состоялась первая персональная выставка работ, выполненных в новой технике.

В последующие годы к граттажу в своем творчестве обращались многие выдающиеся деятели авангардного искусства. Они постепенно усовершенствовали эту технику при создании своих смелых новаторских работ.

В наши дни граттаж широко используется в системе детского образования. Но лишь небольшая часть профессиональных художников применяет эту оригинальную технику на постоянной основе в повседневной работе.

Нетрадиционные техники рисования в ДОУ

Граттаж для детей старшего дошкольного возраста

Техника рисования «Граттаж»

Мастер — класс по рисованию — изучение различных техник рисования с дошкольниками.

Мастер – класс рассчитан для воспитателей детских садов и родителей, детей старшего дошкольного возраста.

«Граттаж» (гравюра). Слово произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Еще одно название этой техники – воскография.

Используя данную технику рисования, следует придерживаться определенных правил:

— поверхность картона или плотной бумаги, после нанесения туши, должна быть абсолютно сухой перед началом работы,

-на поверхности черного цвета остаются жировые и другие вещества с пальцев, поэтому необходимо защитить поверхность «нерабочих» участков чистым листом бумаги или плотной салфеткой.

— лист картона или бумаги расположить горизонтально, так как при сгибании могут появиться надломы, трещины; лучше закрепить заготовку клейкой лентой на листе фанеры, на столе.

Вроде бы техника простая, но она требует усердия, сосредоточенности, усидчивости от детей. Главное — подобрать правильно картинку: для младших дошкольников – простую, для старших можно и чуть-чуть посложнее. Желательно чтобы картинка была перед глазами. Можно взрослым процарапать основные контуры.

Название работы: «Пейзаж»

Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, —

Обязательно картина

Называется пейзаж. (А.Кушнер).

Цель: знакомство воспитателей с техникой рисования «граттаж» и использование её в работе с детьми.

Задачи:

— развивать творческие способности дошкольников, художественный вкус, чувство композиции,

— развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки,

— воспитывать желание узнавать новое.

Назначение: оформление уголка изодеятельности, интерьера группы.

Материал: картон или лист плотной бумаги, желательно белого цвета, восковые мелки, тушь, губка, вязальный крючок.

Последовательность работы:

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка. (Можно закрасить лист акварелью разных цветов, но тогда сверху рисунок покрывается обычной восковой свечей. Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги, закрашенной свечой).

В черную тушь добавить немного жидкого мыла или шампунь (достаточно одной капли на столовую ложку туши), и полученной смесью, используя широкую кисть или губку, покрыть закрашенный лист. Ждем, пока лист высохнет — получилась заготовка.

Далее берем зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по туши. Для детей лучше подходит крючок для вязания – удобнее держать.

На черном фоне появляется рисунок из тоненьких цветных или белых штрихов.

Вот такие рисунки в технике «Граттаж» получились у детей.

Рисуют дети на стекле,

Рисуют дети на асфальте,

Возводят город на песке, —

Такого нет ещё на карте.

В руках мелки, карандаши…

Детишки – маленькие маги.

Но столько вложено души

В их мир прекрасный на бумаге! (отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой).

Спасибо детям подготовительной логопедической группы «Смешинка» в подготовке мастер – класса.

Граттаж техника рисования

Определение понятия

Граттаж — это графический рисунок, который наносят на бумагу с помощью острого инструмента. Только не спешите думать, что нужно будет вырезать фигуры из бумаги. Рисунок наносится на специальную основу. С этой целью картон или простой лист бумаги покрывают тушью и дают краске высохнуть. Только после этого острой «кистью» процарапывают рисунок.

Такую технику изображения уже достаточно давно преподают в художественных школах и детских студиях рисования. Однако дети крайне редко применяют ее на практике. А зря. Созданные с помощью граттографии рисунки получаются объемными и, главное, уникальными. В созданном, таким образом, произведении присутствует какая-то загадка.

Важные аспекты

В художественной школе преподаватели подробно объясняют, как создать картину с помощью техники граттаж. Но что делать, если ребенок не посещает такого рода заведение? Вы можете сами обучить его данному методу рисования. Итак, граттаж, техника рисования.

В первую очередь для создания рисунка следует подготовить основу. Для этого лучше всего использовать картон. В зависимости от пожеланий основу можно оставить белой либо окрасить ее в произвольный цвет

Обратите внимание, что если не раскрашивать картон, то рисунок на выходе получится черно-белым

Второй важный момент — это используемый инструмент. В качестве «кисти» может выступать вязальная спица, скальпель, деревянная маникюрная палочка или шариковая ручка.

Для создания основы рисунка используются преимущественно акварельные краски, акрил или гуашь. Однако допустимо применение восковой пастели или масляного фона.

 Граттаж, Мастер-класс

Творческий процесс начинается с закрашивания картона. По вашему желанию можно использовать один цвет либо внести в картину несколько сочных красок. Когда основа высохнет можно переходить ко второму этапу рисования — затирки.

Этот момент крайне важен. Следует тщательно натереть основу парафином или воском

Обратите внимание, что эту работу необходимо выполнить качественно. Парафиновый слой должен покрывать каждый миллиметр картона

Обязательно проверьте качество проделанной работы. Для этого поднесите лист к источнику света. На свету отчетливо видно пропущенные места.

Третий этап работы — нанесение черной краски. Здесь лучше использовать тушь, акрил или гуашь

Обратите внимание, что для каждого материала используется индивидуальный метод нанесения. Так, для нанесения туши понадобиться дополнительно жидкое или обычное мыло

В отельной тарелочке разведите мыльную воду и периодически макайте в нее кисть. Гуашь же разводят жидким мылом в отдельной баночке, без добавления воды.

Данная хитрость позволяет равномерно распределить краску по парафиновой поверхности. Теперь следует дождаться полного высыхания основы. Эта процедура должна проходить при естественных условиях. Не следует ускорять процесс высыхания подручными средствами (к примеру, феном). За счет нагрева, нанесенный на картон воск, начнет плавиться и впитается в бумагу. В результате верхний слой невозможно будет процарапать.

Заключительный этап работы — нанесение рисунка. Этот процесс очень кропотлив. И самое главное, если линия была проведена, избавиться от нее уже не получиться. Ввиду этого мы рекомендуем вам для начала нарисовать рисунок на простом листе бумаги. Затем наложить его на черную основу и вновь прорисовать очертания рисунка с помощью шариковой ручки. В результате на черной основе отмечается ваш рисунок и вам останется только процарапать его острым инструментом. Вот и все, граттаж — картина готова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector