Как заставить ребенка хорошо учиться консультация по теме

Содержание:

Как избежать истерик и скандалов, когда дети делают уроки

Как только ребенок выберет время и место себе по вкусу, предоставьте ему время и пространство для самостоятельной борьбы. Объясните, что вы неподалеку, но заняты собственными делами, пока он занимается своими. Если до сих пор вы активно помогали делать уроки, переключиться будет не так-то просто, но как проходили детские истерики, из-за которых вы сжимали челюсти и ждали, пока буря отбушует, так пройдут и истерики над уроками, и ребенок благодаря вашей стойкости сделается более независимым и уверенным в себе.

Когда ребенок сталкивается с разочарованием, он может хныкать, и ныть, и вопить, что у него ничего не выходит, или иными способами подавать сигнал бедствия, надеясь на ваше вмешательство и спасение со стороны. В такие минуты постарайтесь устоять перед искушением сразу же устремиться «спасать».

Психолог, писатель и школьный консультант Майкл Томпсон высказал предположение, что дети легче справляются с трудностями, когда мы поддерживаем их в борьбе и признаем их усилия

«Детям требуется от нас понимание, какой ценой все дается, они хотят, чтобы мы обратили на это внимание. Вовсе не нужно поспешно вмешиваться или орать на ребенка, впадать в панику и делать преждевременные выводы»

Признавайте, сочувствуйте, поддерживайте ребенка, перенаправляя его внимание и усилия. Если он действительно застрял, предложите ему новый способ подойти к проблеме, — только не решайте проблему за него

Так же, как мы различаем детские крики — когда он упал и ушибся, когда он чем-то недоволен или когда он требует внимания, надо научиться отличать в интонациях, с которыми нас призывают помочь с домашним заданием, действительно непреодолимые трудности от сиюминутных полезных вызовов. Не так-то это просто. Главное — помните о конечной цели: вы помогаете ребенку достичь независимости, чтобы он мог полагаться на собственные силы.

И наконец, когда домашняя работа завершится, похвалите ребенка за вложенные в эту работу усилия, особенно если по ходу дела он сталкивался с трудностями и разочарованиями. Главное, чтобы ребенок понял: его упорство вы оценили ничуть не ниже, а то и выше, чем ответы на каждый вопрос, которые он написал. Всякий раз, когда это уместно, повторяйте максиму: чем упорнее мы работаем, чем сильнее напрягаем мозги, тем умнее становимся.

Эффективные советы

Родители должны приложить много труда и быть очень внимательными к своему ребенку, чтобы изменить его отношение к учебному процессу. Психологи дают простые рекомендации, с помощью которых учеба станет вызывать положительные эмоции.

Выявление психологических или физических заболеваний

Первоначально нужно быть уверенным, что отсутствуют какие-либо серьезные проблемы со здоровьем. Они нередко являются причиной ухудшения успеваемости. Поэтому рекомендуется пройти медицинский осмотр, а также посетить психолога и невролога. 

Если выявляются какие-либо психологические травмы или проблемы со здоровьем, то нужно справиться с ними, а только после этого требовать от ребенка хорошую успеваемость.

Повышайте самооценку

Распространенной причиной, по которой дети перестают учиться, является заниженная самооценка. Она может возникнуть с подачи самих родителей. Нередко учителя намеренно унижают учеников, что приводит к психическим травмам.

Родители должны разными способами улучшать самооценку своих детей. В общении абсолютно недопустимы оскорбления или уничижительные эпитеты. Нельзя ругать за плохие оценки или угрожать какими-либо наказаниями. За успехи нужно всегда хвалить, но не не поощрять подарками или давать наличные деньги.

Расскажите об обязанностях 

Общение с ребенком всегда дает результат

Родители должны отказаться от чрезмерного контроля и нагрузки. Поэтому желательно просто оповестить несовершеннолетнего о его обязанностях. Помимо учебы малыши должны заботиться о порядке в своей комнате, выполнять домашние обязанности например, мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль.

Если ребенок будет хорошо знать свои обязанности, то он будет легко справляться с рутиной. Если же он отказывается следовать этим правилам, то придется пользоваться разными запретами. Например, можно запрещать пользоваться компьютером до того момента, пока ребенок не сделает уроки или не уберется в комнате.

Укажите на выгоду хорошей успеваемости

Если несовершеннолетний не понимает, для чего ему нужны хорошие оценки, то он не будет заинтересован в улучшении своей успеваемости. Поэтому родители обязаны рассказать о преимуществах получения отличных оценок.

Важно описать выгоду успешной учебы, которая заключается в возможности получения хорошего образования, поступления в престижный вуз, а также в получении знаний для будущей профессии

Узнайте о мечте

Мощным способом мотивации считается заветная мечта. Поэтому нужно узнать, о чем именно мечтает ребенок. Например, если он желает стать врачом, то следует рассказать о том, что добиться желаемого можно только с помощью хороших оценок, так как без них невозможно поступить в медицинский вуз.

Даже если школьник мечтает постоянно путешествовать, то этого можно достичь только при наличии оптимального материального обеспечения. Достичь такого финансового состояния можно при трудоустройстве на высокооплачиваемую работу, получить которую может человек с обширными знаниями.

Откажитесь от сравнения с другими детьми

Некоторые родители совершают серьезную ошибку, указывая на преимущества других учеников. Это приводит к занижению самооценки ребенка, а также вызывает злость и раздражительность.

Поэтому нужно отмечать только положительные моменты своих детей, не сравнивая их с одноклассниками.

Подайте хороший пример

Каждый ребенок повторяет действия родителей, поэтому взрослые люди могут подавать прекрасный пример. Для этого не нужно смотреть телевизор или играть в компьютер в то время, когда школьник занимается домашним заданием.

Лучше всего, в это время заняться собственной работой или саморазвитием. Если несовершеннолетний будет видеть, что его родители заняты делом, а также постоянно улучшают свои навыки, то он сам заинтересуется в учебе.

Прививайте полезные привычки

Любознательность считается полезной чертой характера. Поэтому не допускается ее каким-либо образом уничтожать. Родители должны поощрять любопытство — приобретайте ребенку интересные книги, водите на разные секции, кружки, или самостоятельно занимайтесь его развитием.

Если ребенок не любит заниматься математикой, то проблема может заключаться в учителе или неправильно выбранных учебниках. Поэтому можно найти книги или пособия, а также компьютерные программы, вызывающие интерес к этому предмету.

Следите за изменениями

Если у школьника наметился прогресс в учебе и поведении, то это должно отмечаться родителями. Если же взрослые просто не замечают изменений, то это приводит к потере мотивации.

Другая сторона медали

Да, конечно же, да! Это получается в тех случаях, когда последние заняты не своим ребенком, а своей/им работой/делом. Работают ли они допоздна и по выходным потому, что сложная материальная ситуация в семье, или же так увлечены любимым делом, что и времени нет на проверку учебного процесса своего сынишки или дочурки. Как вполне понятно, ситуации разные, но результат один и тот же — ребенок остается без контроля.

Дело в том, что в младшем возрасте человек еще малознаком с понятиями организованности и самоконтроля. Ребенок не поймет сам, зачем ему нужно учиться и какой смысл в выполнении заданий, если вместо этого можно заняться более увлекательными делами

Нужно найти время и объяснить малышу, насколько это важно для его саморазвития и самореализации в будущем, и сделать это нужно как можно раньше. Если кажется, что момент упущен, не стоит опускать руки

Постарайтесь вызвать у него интерес к учебному процессу как к какой-нибудь игре

И никогда не стоит забывать поощрять ребенка за его успехи, ведь для него как ни для кого другого важно родительское слово и мнение

Алина Нафикова Сертифицированный психолог-консультант, детский коррекционный психолог высшей категории, магистр педагогики высшей школы. Образование: БГПУ (Уфа), КФУ (Казань).

Учеба в школе: секреты хороших оценок

Что делать, если муж не хочет работать

Как заставить ребенка учиться: советы психологов

Все, что мы перечислили выше — это советы опытных родителей, которым пришлось пройти через трудности в процессе привития своим детям любви к школе и к учебе. Теперь мы хотим поделиться с вами экспертными рекомендациями психологов, которые точно знают, как следует вести себя в период адаптации ребенка к школе и в моменты, когда у него уже формируется личное представление об учебном процессе:

  • Не покупайте ребенку того, что он хочет, даже если он обещает вам после этого выучить уроки. Это лишь уловка, попавшись на которую единожды, вы попадетесь на нее снова, ведь чадо поймет, как вами манипулировать.
  • Разговаривайте со школьником, как со взрослым человеком, у которого в жизни уже появились определенные обязательства.
  • Если вы сказали или пообещали ребенку что-то, то обязательно сдержите свое слово. Если он увидит, что вы непоследовательны в своих действиях, то будет точно так же вести себя сам.
  • Не обещайте ребенку того, что никогда не сможете сделать. Из-за этого он может перестать доверять вам и воспринимать вас серьезно.
  • Не реагируйте на обидные слова в свой адрес, прозвучавшие из уст вашего ребенка. Это всего лишь защитная реакция. Просто проигнорируйте это, дав возможность ребенку переосмыслить сказанное самостоятельно. Когда он успокоится, попытайтесь с ним поговорить в дружеском тоне, дав понять, что его слова вас ранили.

  • Не решайте за своего ребенка, мал он для того, чтобы принять какое-то решение по учебным вопросам сам, или нет. Дайте возможность ему решить это самостоятельно. Если ваша помощь ему потребуется, он вам об этом сообщит.
  • Никогда не делайте за ребенка уроки, которые он не хочет делать сам. Это станет для него вполне нормальным явлением, он начнет относиться к вашим действиям, как к «медвежьей услуге».
  • Не разговаривайте с ребенком о его успеваемости в присутствии посторонних. Это может очень сильно унизить достоинство вашего дитя.
  • Не пытайтесь разговаривать с ребенком в момент, когда он истерит. Конфликт нужно обсудить после того, как ребенок успокоится.
  • Не читайте ребенку постоянные нотации. Он задаст вам вполне справедливый вопрос, о чем думали вы, когда ходили в школу в его возрасте. И не вздумайте слукавить.
  • Не заставляйте ребенка объясняться за плохую учебу. Он не знает сам, почему так получается.
  • Проводите с ребенком время интересно, чтобы ему хотелось с вами общаться, разговаривать и советоваться, когда у него возникают трудности в учебе.

Используйте самое активное время в сутках

Что ещё поможет? Безусловно, знание циркадных ритмов ребенка. Это те самые внутренние биологические часы организма, которые отвечают за периоды сна и бодрствования, спада и повышения активности. Такие часы есть почти у всех живых организмов на планете.

Как должен быть устроен идеальный распорядок дня человека? В 4–5 часов утра организм готовится к пробуждению: начинает снижаться выработка мелатонина, растёт температура тела, увеличивается выработка «гормонов активности» – кортизола и адреналина. Эти явления усиливаются под действием света, тепла и шума.

Но у «сов» и «жаворонков» эти показатели различаются. У большинства людей хронотип «голубей», их пики активности происходят утром в районе 9–10 утра и во второй половине дня в районе 15–17 часов. Только у 20% людей хорошо выражен утренний или вечерний тип активности, поэтому настоящих «сов» и «жаворонков» не так-то много

При планировании дня важно учитывать уровень колебания энергии в течение дня и использовать биологический «прайм-тайм» ребенку на пользу

Почему ребенок не хочет ходить в школу?

Большинство детей просыпаются каждое утро без настроения только потому, что им надо идти в школу. Почему так происходит? Ведь родителям кажется, что в школе так интересно, можно столько нового узнать, пообщаться с друзьями. Но на самом деле в глазах ребенка поход в школу не выглядит столь радужно.

Мы выделили несколько основных причин, из-за которых ваше чадо может проявлять нежелание учиться в школе:

  1. Если ребенок учится еще в младших классах, то ему обычно интересно. Однако, если вы отправили его в школу в слишком раннем возрасте, он мог еще эмоционально быть не готовым к тому, что от него будут требовать. Ведь все, чего хочет душа пятилетнего ребенка – играть, прыгать, бегать, но никак не сидеть за партой и зубрить уроки, которые он еще не способен понять.
  2. В подростковом возрасте причины уже более сложные. Ребенку может не нравиться класс, в котором он учится, потому что у него не получается найти общий язык с одноклассниками. Кроме того, у него могут возникать частые конфликты с учителями, которые не хотят к нему искать подход и требуют от ребенка того же, что и от всех детей.
  3. Ребенок может отказаться ходить в школу, если ему пришлось пережить тяжелую для него стрессовую ситуацию. Это может быть переезд в другой город, развод родителей, смерть близкого родственника или домашнего питомца.
  4. Если ребенок болезненный, то у него априори не может быть сильного желания ходить в школу, особенно когда пришлось много занятий пропустить, а потом все самостоятельно изучать. Чувство того, что он от всех отстает в классе, только сильнее закрепощает ребенка.
  5. Если ребенок постоянно слышит в свой адрес, что он бестолочь, а вот его сосед по парте молодец, то его это может только унизить и обозлить. Не получится таким образом мотивировать гордого ребенка, у которого еще не до конца сформировалась психика. Детский максимализм на фоне постоянных унижений только усугубит ситуацию, и ребенок начнет в открытую уже пропускать уроки и не выполнять того, что задается на дом.
  6. Если родители никак не реагируют на успехи ребенка, то у него просто нет мотивации учиться. Пока это будет продолжаться, желания ходить в школу и добиваться чего-то высокого у ребенка не возникнет.

  1. Если заставлять ребенка учить предметы, которые ему не нравятся, то от этого его успеваемость не повысится, да и в целом желание ходить в школу пропадет. Ничем и никому дитя не обязано. И если ему больше хочется заниматься математикой, а не литературой, то стоит ему это позволить, иначе стремление выучить досконально хотя бы одну дисциплину таким образом можно легко и просто отбить.

Дети в своем поведении руководствуются только тем, что заложено в них природой. Поэтому всем родителям нужно, прежде всего, задуматься, стоит ли заставлять ребенка учиться. Лучше помочь ему разобраться, для чего нужно ходить в школу, чтобы у него сформировалось правильное восприятие. Далее мы расскажем вам, как это можно сделать.

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом»

Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно

Мотивация средних и старших школьников

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем

Как заинтересовать ребёнка учёбой: советы психологов

Совет 1. Создавайте настрой на учёбу 

Если у вас есть какое-то хобби — допустим, игра на фортепиано, — вы вряд ли садитесь за него, когда голодны, устали, пребываете в плохом настроении или когда болит голова. Так же и с учёбой. 

Ребёнок должен садиться за уроки спокойным, отдохнувшим и сытым. Вы можете привлечь его к занятиям, помочь ему настроиться на учёбу, сделав вместе с ним идеальное рабочее место: с органайзером, стикерами, с удобным стулом и подходящим освещением. Помогает настроиться и просматривание конспектов по предыдущим занятиям перед подготовкой домашних заданий.

Совет 2. Поддерживайте увлечения ребёнка

Поощряйте всё положительное, что попадает в радар интересов подростка. Если ему нравятся астрономия и звёзды, сводите его на лекцию в планетарий, купите карту звёздного неба и красочную энциклопедию. Есть интерес к чтению — посетите литературные места, например, Пушкинские горы и Ясную поляну, побывайте на открытых поэтических вечерах. Старайтесь участвовать во всех активностях по интересующей ребёнка теме, а после обязательно делитесь впечатлениями друг с другом. 

Совет 3. Вдохновляйтесь примерами великих людей

Как уже было сказано выше, люди, которые добились успеха в жизни, — это ходячие вулканы внутренней мотивации. Поколение центениалов любит истории успеха бизнесменов, предпринимателей, технологических инноваторов. Почитайте вместе с ребёнком биографии Джека Ма, Илона Маска, Сергея Брина. Каждый из них — пример постоянного самообучения. Джек с детства проводил много часов, общаясь с иностранными туристами, чтобы выучить английский, Илон с нуля штудировал пособия по космонавтике, физике, ракетостроению и стал большим профессионалом. Их истории успеха наверняка помогут заинтересовать детей учиться.

Совет 4. Отвечайте на все вопросы

Не отмахивайтесь, какими бы наивными или бесполезными вам ни казались вопросы ребёнка. Рассказывая всё развёрнуто и с удовольствием, вы сформируете у него привычку быть любознательным, анализировать происходящее вокруг, мыслить критически, задавать вопросы себе и другим. И тогда не придётся заставлять ребенка учиться, он сам будет это делать с большим удовольствием. 

Совет 5. Формируйте правильное окружение

Зачастую именно отсутствие интереса к обучению у сверстников отбивает у подростка желание учиться. Привить любовь к образованию может помочь правильное окружение. Друзья по секциям и кружкам, одноклассники и наставники, старшие братья и сёстры, приятели с олимпиад и конкурсов — любой человек, которого уважает подросток, может преподать ему пример и заинтересовать в учёбе. 

Совет 6. Учитесь вместе с ребёнком

Покажите, что вам тоже интересно узнавать новое. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, вы можете смотреть вебинары вместе с ребёнком, когда у вас есть свободная минутка. Подойдут также образовательные ролики и документальные фильмы на YouTube. 

Ещё один хороший способ совместного обучения — игры.  

Совет 7. Хвалите и правильно критикуйте

Грамотная обратная связь — один из действенных инструментов мотивации. Хвалите ребёнка за проявленный интерес к обучению, творческие решения и дисциплинарные успехи. Критика тоже нужна, но не в виде оценочных суждений («Ты подготовился плохо!») или эмоций («Я так и знала, что ты опять подведёшь меня»). Сядьте вместе с ребёнком и проанализируйте, что получилось, а что можно улучшить в следующий раз. 

Совет 8. Освободите ребёнка от лишнего

Знать всё и обо всём невозможно. Если подростку совсем неинтересна, допустим, химия, не стоит заставлять ребенка учиться, достигая идеальных результатов, — достаточно знать аттестационный минимум. Он окончит школу и забудет про валентность и химические формулы, а углублённый курс по любимому предмету может сыграть решающую роль при поступлении. Пусть лучше направит силы на те дисциплины, которые его действительно увлекают. В «Домашней школе Фоксфорда» существуют индивидуальные образовательные маршруты, в которых большее количество часов уделено нужным ученику дисциплинам. 

Как заставить ребёнка учиться в школе и делать уроки с 2 по 6 класс — основные причины неуспеваемости

Многие родители привыкли считать своих детей откровенными лентяями, однако если малыш с удовольствием выполняет какую-нибудь работу, занимается спортом или читает книги, то дело не в лени.

Среди самых распространённых причин:

Страх неудачи — учительница отчитала ребенка на весь класс за неуспеваемость или это сделали вы, результат один. Чадо будет до последнего откладывать необходимость выполнения домашних заданий.

Непонимание предмета или неумение в нем заинтересовать — проблема одинаково остро стоит и перед первоклашками, и перед старшеклассниками.

Недостаток родительского внимания. На первый взгляд, кажется, что связи между неуспеваемостью ребенка и вами нет. Но она есть

Вполне возможно таким образом кроха пытается привлечь внимание.

Предмет ребенку не интересен. Ваша задача в том, чтобы правильно замотивировать — похвалой, дополнительными часами отдыха или прогулкой, объяснить, чем геометрия или химия могут быть полезны в будущем

У ребенка не складываются отношения в школе — нет друзей, он стал объектом насмешек и т. д. В таком случае не будет ни желания идти на занятия, ни тем более выполнять домашние задания.

Присутствует синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — к таким детям нужен особый подход.

Подробнее о том, как справиться с гиперактивным ребенком, можно прочесть в этой статье на нашем сайте.

Лень не является главной причиной неуспеваемости

Помочь наладить отношения

Если причина плохой учебы в пристрастном отношении учителя, ребенок рискует оказаться между молотом и наковальней: в школе его «третирует» педагог, а дома «прессуют» родители. Это тупиковый вариант: мы потеряем контакт с ребенком, а проблема так и не будет решена.

Чтобы ее решить, нам придется поговорить с учителем, попытаться его услышать, что-то ему объяснить, как-то выстроить отношения. Если же мы понимаем, что выправить ситуацию не удастся, надо менять учителя — переходить в другой класс или в другую школу. Причем действовать надо оперативно: ребенку нельзя долгое время находиться в поле мощных негативных эмоций.

Точно так же надо разбираться в плохих отношениях со сверстниками. Если ребенка травят — это один вопрос, если же ребенок не может найти общий язык с одноклассниками, надо учить его общаться и налаживать контакты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector