Календарь возрастных кризисов у ребёнка

С чем связан кризис 1 года

Кризис 1 года у ребенка возрастная психология связывает с первыми шагами малыша. Когда карапуз начинает ходить, весь мир вокруг него меняется. Еще недавно у него было несовершенное зрение, он не мог ни стоять, ни сидеть. Его мозг работал совершенно по-другому и постепенно накапливал информацию об окружающем мире. Но карапуз научился сидеть, затем ползать, он понял, что мир вокруг многомерный, а не плоский, как казалось, лежа на кроватке. Осознание того, что каждый предмет особенный на ощупь, что он имеет определенный цвет, размер и свою функцию, заставляет нервную систему малыша напряженно работать. Новые умения в совокупности с активной мозговой деятельностью побуждают малыша общаться с родителями. Он хочет выразить свое недовольство или попросить какой-либо предмет. Малютка уже знает название некоторых вещей, понимает, что люди общаются с помощью речи, но сам пока не может говорить, и это его расстраивает.

Еще одной немаловажной причиной является желание все делать самостоятельно. Теперь, когда карапуз уже ходит на своих ножках, он хочет все делать сам

У него уже появились свои вкусы, он не хочет надевать кофточку, которую дает мама, отдавая предпочтение другой одежде. Кроха хочет самостоятельно питаться, и хоть он еще не умеет есть с ложечки, но уже старательно повторяет за взрослыми.

Помните, что копирование поведения взрослых – это естественный процесс. В раннем возрасте дети пытаются разговаривать по телефону, как мама с папой, а в подростковом им уже хочется курить, как мама с папой.

У карапуза на этой стадии появляется огромный интерес к окружающему миру, он норовит все потрогать и попробовать на вкус. Это ввергает родителей в шок. Малютка может взять папин молоток и постучать им по телевизору. Такими действиями ребенок не хочет причинить вред, он просто копирует поведение отца, для малыша нет принципиальной разницы между забиванием гвоздя и ударом по монитору.

Часто крохи хотят прикоснуться к горячему или острому. Помните, что взрослые люди не столько умные, сколько опытные, они много раз обжигались, падали, кололись иглами и, таким образом, накопили много информации об окружающем мире. Дети, росшие до года в тепличных условиях, совершенно не понимают, что есть опасные предметы. И такие слова, как горячее или колючее, не вызывает у них никаких эмоций, пока они не обожгутся и не уколются.

Чего делать нельзя

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Чувства родителя

Многие родители испытывают раздражение, нетерпение, расстройство или даже злость на капризничающего ребенка, но всячески пытаются овладеть собой и не показать своих чувств. Это не всегда правильно. Эмоции накапливаются и рано или поздно выливаются уже во взрослую истерику, с которой не так-то просто совладать. Каждый человек имеет право выражать свои чувства, вопрос только в том, как это сделать, не задев при этом чувств ребенка. Для этого существует так называемое «Я-сообщение», которое помогает избежать взрыва накопившихся эмоций у родителя.
Присядьте рядом с малышом скажите, что вы ощущаете, например, «я устала от громкого крика» или «мне не нравится, когда под ногами валяются игрушки». Избегайте уничижительной и обвинительной формы диалога. К примеру, «мне не нравится, когда ты кричишь» – будет воспринято ребенком не как выражение ваших чувств, а как обвинение против него. В этом случае, лучше облечь предложение в безличную по отношению к малышу форму, например, «мне плохо, когда громко кричат».
Если чувствуете, что ваши личные эмоции готовы вырваться наружу, лучше всего высказать их в спокойной форме и в относительно спокойной обстановке, прежде, чем они вырвутся сами и навредят и вам, и вашему малышу.

Рекомендации для родственников, родителей

Родителям, родственникам малыша, переживающего кризис двухлетнего возраста, следует придерживаться следующих рекомендаций психологов:

Не следует воспринимать кризис как негативную ситуацию. Кризис – невероятно важный и полезный этап в становлении и развитии ребенка с точки зрения психологии, а любое его проявление в соответствующем возрасте является нормальным. В результате подавления их насильственно, может возникнуть много проблем в последующем. Необходимо всегда оценивать поступки ребенка, а не его самого. Нужно дать понять ребенку, что родители могут быть недовольны или могут не одобрять его поступки, но это никак не повлияет на их доверие и любовь. Наказание должно базироваться именно на таком принципе

Важно не отвечать агрессивно со своей стороны в ответ на агрессивное поведение малыша, когда он, к примеру, разбрасывает игрушки, щипается, кусается, кричит, дерется. Злость и гнев в этом случае вряд ли помогут решить проблему

Ребенок должен понять, что некоторые вещи в мире являются постоянными и незыблемыми, не зависят от его ощущений, к примеру, это материнская любовь. Это знание побудит ребенка в будущем меньше прибегать к истерикам и крикам для того, чтобы отстоять собственную точку зрения. Немаловажную роль в определении границ психологического пространства ребенка играют запреты, с которыми ему приходится сталкиваться. Важно помнить, что любой запрет должен быть обоснован, а обоснование, как правило, связано со здоровьем и безопасностью малыша. Идеальным вариантом будет, когда все взрослые люди, с которыми ребенок близко общается, соблюдают эти запреты, не обращая внимания на капризы. Последствия кризиса двух лет всегда напрямую зависят не только от ребенка, но и от отношения родителей к сложившейся ситуации.

Советы

Выстраивайте доверительные отношения с малышом

Помните о том, что родители должны быть терпеливыми и спокойными, с пониманием относиться к кризисному моменту в жизни крохи.
Зная о том, что ребенок нуждается в определенной свободе, время от времени позволяйте ему быть самостоятельным, делать тот или иной выбор. Например, вы можете с ним посоветоваться, что именно приготовить сегодня на завтрак или позволить малышу самому выбрать, в чем идти на улицу. Но все же стоит помнить о наличии определенных границ и не пренебрегать ими.
Практикуйте плавное перетекание одного действия в другое. В ситуации, когда вы с ребенком на прогулке, не стоит неожиданно брать его за руку и говорить, что идете домой. Естественно, ребенок отреагирует эмоционально. Правильно минут за пятнадцать предупредить малыша о том, что по истечению этого времени, вы отправитесь домой. Так ребенок будет заранее предупрежден и подготовлен.
Если карапуз пытается проявить себя, помогая, например, подметать пол или пытаясь помыть посуду, обязательно поощряйте его, хвалите за подобное стремление и уж точно не препятствуйте этим действиям.
Не смотрите на то, что ребенок еще слишком мал, относитесь к нему, как к равному. Нелишним будет иногда встать на колени, чтоб в момент разговора посмотреть малышу прямо в глаза

Таким образом, вы будете выстраивать с ним доверительные отношения.
Важно, чтоб запреты, которые вы ставите перед ребенком, были обоснованными, чтоб малыш понимал, что не разрешается что-то делать не потому, что он этого не заслуживает или просто вы не хотите разрешать действовать, а потому, что его поступок, например, угрожает здоровью или небезопасен. При этом важно, чтобы все люди, которые общаются с ребенком, придерживались данных правил.
Необходимо следить не только за тем, что вы говорите, но и за интонацией сказанного

Малыш должен слышать в вашем голосе твердость и решительность.

Теперь вы знаете, что собой представляет кризис двухлетнего возраста. Как видите, практически все дети сталкиваются с подобным явлением. В этом нет ничего необычного, со временем все пройдет и наладится. Необходимо правильно реагировать на истерики и другие проявления кризиса, помочь своему ребенку максимально легко преодолеть этот период.

Кризис 3 лет

В этот период ребенок начинает осознавать, что все люди самостоятельны сами по себе, особенно, он делает вывод о взрослых членах семьи.

И ребенок хочет тоже быть самостоятельным и сам хочет решать, когда ему спать, когда кушать.

Нередко в этот период можно столкнуться с таким поведением, как: не хочу вставать, не хочу умываться и прочие.

Но в силу своей неопытности малыш не может смириться с тем, что он на самом деле не самостоятелен и вновь и вновь обязан прибегать к чьей — либо помощи.

Отсюда и вытекает кризисное поведение. Так сказать, конфликт с самим собой.  Для этого периода характерны частые истерики, нежелание что-либо делать, смена настроения.

Этот кризисный момент довольно похож на предыдущий и его можно назвать пиком самостоятельности » Я сам!».

Он все хочет решать сам и все делать сам!  Если у него не получается, начинается дикий вопль — вы протягиваете руку помощи, он ее отталкивает.

Это происходит оттого, что ребенок пытается сам себе доказать, что он уже повзрослел. Здесь мы можем наблюдать, как он несет большой пакет, пыхтит и несет, катит сам коляску или санки, подражая взрослому.

Меняется отношение ребенка к любимой игрушке или любым другим игрушкам. То он ее обнимает, то тут же ее швыряет на пол и тут же плачет, чтобы она опять была с ним.

Не хочет соблюдать все принятые режимные моменты. Не хочет ложится спать, идти кушать со всеми за столом.

Требование, чтобы мама сидела у кроватки, хотя малыш уже давно самостоятельно в ней засыпал.

Другие советы

Достаточно часто родители сами провоцируют начало конфликта, сами того не понимая. Не стоит забывать, что во время кризиса 2 лет ребенок активно познает все, что его окружает, и пытается активно все повторять. Например, он может взять веник и начать пытаться мести пол, или вытирать полотенцем посуду, видя, как это делает мама. В таких ситуациях нужно поощрять и давать ему возможность сделать свою работу. И обязательно похвалить его за усилия и помощь. Это только укрепит ваши отношения, и малыш в дальнейшем с удовольствием будет помогать по дому.
Общайтесь с карапузом на равных. Не бойтесь лишний раз встать на колени и смотреть крохе в глаза, разговаривая с ним

Такой подход помогает строить доверительные отношения.
Помните, что именно сейчас вы строите отношения со своим ребенком, ведь очень важно, чтобы вы стали для него настоящими друзьями, чтобы первыми, с кем бы он делился своими радостями или печалями, были именно вы. И именно в кризисное время строится настоящая и нелицемерная дружба.

Кризис пяти лет

Пять лет — возраст, в котором ребенок переживает очередной кризис. Обычно в это время у ребенка уже появляются друзья, после детского сада родители водят детей во всевозможные секции и кружки, и ребенок еще больше чувствует свою самостоятельность. И конечно хочет показать родителям, каким взрослым он стал.

Современные дети в этом возрасте начинают сравнивать себя со сверстниками, оценивать материальную составляющую, следовательно, и от родителей начинают большего требовать

Кризис в этом возрасте проявляется не только истериками, но и агрессией к близким и сверстникам. Здесь главную роль играет семья и взаимоотношения внутри нее, дети в этом возрасте копируют поведение своих родителей, если в семье напряженная атмосфера, это обязательно отразится на детях. Постарайтесь сглаживать конфликты, и не выяснять отношения на глазах у ребенка. Прививайте ему доброту, уважение к людям, воспитывайте ответственность и нравственность. И помните, что воспитывать нужно собственным примером.

Этот период еще важен и тем, что он совпадает с подготовкой к школе. Некоторые дети не любят заниматься и не понимают, что от них хотят, ведь раньше свободное время посвящалось играм, а теперь нужно выполнять какие-то задания

Важно заинтересовать ребенка, как раз в таком случае могут помочь занятия в детских центрах по подготовке к школе, профессиональные педагоги помогут сформировать у ребенка усидчивость, работу в коллективе, наладить отношения со сверстниками. Выходные проводите вместе

Всей семьей сходите на прогулку, в кино, да куда угодно, только вместе.

Возможные причины


Частые необоснованные запреты могут провоцировать непослушание ребенка и его истерику Бурным проявлениям возрастного кризиса могут предшествовать следующие моменты:

  • малыш уже достаточно многому научился, он хочет изучать то, что вокруг и делать это самостоятельно — нестандартным поведением ребенок пытается отстоять собственные права;
  • малышу слишком часто запрещают делать то, что он хочет, ему это не по нраву — появляются крики и истерики;
  • карапуз может иметь маленький словарный запас и не понимать, как рассказывать о своих желаниях и потребностях. Когда родители не понимают своего сына или дочь, малыш реагирует агрессией, иногда слезами.

Кризис первого года жизни ребенка. Почему дети капризничают?

В этот период окончательно формируются все способности ощущать физическое и психическое. Ребенок начинает видеть, с возрастом все четче. Учится различать отдельные объекты, запоминает голоса мамы и папы, учится улыбаться, хмуриться, использовать появляющиеся зубки – в целом, так создается его базис как полноценной личности.

Вместе с ростом ребенка растет и его мозг. Появляются новые нейронные связи, мозг излучает новые волны и, таким образом, обучается чему-то прежде неизвестному. Существует несколько так называемых скачков развития, в которые младенец растет психически. Это не связано с появлением у него зубов, подрастанием на несколько миллиметров или прочими внешними проявлениями роста. Психическое развитие происходит в мозге. В свое время ученые, проследив за развитием множества младенцев, выделили определенные недели таких скачков и расписали, что именно в них происходит.

К примеру, на восьмой неделе после рождения ребенок начинает видеть не просто цельные объекты, но и узоры на них. Обои, одеяльце, кроватка, одежда – в его глазах буквально каждый предмет начинает выглядеть совершенно по-другому. Представьте, что однажды вы проснулись, а планета стала выглядеть иначе. При этом вы еще не связываете внешний вид предметов с их предназначением. То есть вы не можете сказать, что вот это шкаф, потому что внутри него одежда, хоть он и выглядит непривычно. Нет, для вас вся планета – новая, вы не представляете, что происходит, куда делось все привычное и как теперь жить. Мало какой человек не начнет паниковать в такой ситуации. Вот и младенцы, у которых только что перевернулся целый мир, становятся капризными.

Каждый скачок развития характеризуется повышенной плаксивостью. Это волнует многих родителей: кто-то думает, что их младенец вырастет вредным; кто-то считает, что он заболел

Малышу же просто необходимо повышенное внимание мамы. Он только что познал новую грань мира, он только что смог увидеть или сделать чуть больше, чем мог до этого

Это не увлекательно, младенец еще не способен осознать понятие увлекательности. Для него это очень сложно. Дети пугаются таких открытий и инстинктивно тянутся к единственному, что в этом мире осталось привычным и неизменным – к маме.

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но  только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Развитие ребенка в 2-3 года

В 2-3 года ребенок переживает первый переходный возраст — от младенчества к младшему дошкольному. Он постепенно осваивает новые социальные и поведенческие навыки, учится общаться с другими детьми и взрослыми. Кроме этого он воспринимает себя как самостоятельную личность, у него начинают формироваться собственные вкусы и предпочтения.

Особенности познавательного развития ребенка 2 лет включают в себя умение различать геометрические фигуры, цвета, характеристики предметов по весу, длине, ширине и высоте. В этом возрасте малыши начинают рисовать и умеют показывать то, что рисуют.

В возрасте 3 лет навыки ребенка постепенно усложняются. Он уже способен играть в более сложные игры, рисует осмысленные рисунки, активно взаимодействует со сверстниками. Если какие-то действия не удаются, он огорчается, и радуется, если хвалят родители, воспитатели и другие значимые взрослые.

Самый главный навык малыша — постепенное освоение человеческой речи. В 2 года дети учатся разговаривать фразами и предложениями, а в 3 уже знают до 1500 слов, умеют задавать вопросы и отвечать на них, составлять рассказ по картинке и даже сочинять стихотворения. Они уже могут объяснить свои желания и стремятся к самостоятельности.

Кризис ребенка в 4 года

Во многом это «переходной» кризис между 3 и 5 годами жизни. Некоторые психологи называют этот кризис затянувшимся кризисом трех лет. К истерикам тут добавляется стремление к уединению и повышенный эгоизм.

Возникают детские истерики во многом из-за того, что ребенок чувствует недостаток внимания и желает больше общаться. Также детям надоедает проводить свой досуг одинаковым образом.

Таким образом, наилучший способ бороться с данным кризисом – разнообразить быт и развлечения малыша. Нужно найти ему много интересных и активных занятий, и чередовать их. Также важен психологический комфорт крохи: если он не может доверять родителям, то он и не расскажет, что его тревожит, а поведение при этом будет таким же плохим. Желательно приучить ребенка делиться своими переживаниями и вместе с родителями искать решения проблем.

Чрезмерная опека в этот кризис только навредит. Да, ребенку нужна ваша помощь в решении его проблем – именно помощь, а не единоличное решение за него. Перекладывать его повседневные дела на свои плечи тоже не нужно, развивайте самостоятельность.

Кризис 6–11 лет

«Как выжить и приспособиться к миру?»

Возраст 6–7 лет во многих культурах связан с началом обучения. Ребенок идет в школу, он осваивает ту систему знаний, которую накопили предыдущие поколения

Очень важно сделать обучение поддерживающим, а не карающим. Ребенок теряет интерес, когда не видит заинтересованности взрослых (родителей, учителей) самим процессом, когда им важнее академические оценки, шаблоны, стандарты, чем живой блеск в глазах ребенка

Когда в процессе обучения вместо поддержки ребенок слышит от взрослого оскорбления, угрозы «стать дворником», это не только принижает самооценку, но и губит желание ­учиться.

Родителям важно найти ту область, которая ребенку действительно интересна, и своим поведением убедить его: «Я верю в тебя, ты сможешь, у тебя получится!». Если это не математика, то, возможно, футбол; не футбол, так танцы; не танцы — так бисероплетение

Часто родители видят «успешность» исключительно в пределах школьной программы, но это неправильно. Если же ребенку вообще «ничего не интересно», значит, количество критики уже зашкалило и у малыша сформировалось устойчивое представление о себе как о неумехе и никчемном ­человеке.

Ребенку важно видеть в своем близком окружении взрослых, которые увлечены своим делом, имеют хобби, получают удовольствие от своих занятий. Это становится источником вдохновения и рождает стремление учиться самому

Если же он слышит ворчание об опостылевшей работе, наблюдает вечное ожидание пятницы и выходных, однообразие и рутину, то ему не с кого брать положительный пример. «Зачем чему‑то учиться, чтобы потом так же мучиться?».

Трудолюбие взращивается через удовольствие, через обретение чувства «я могу!», которые стимулируются поддержкой и заинтересованностью родителей. А чувство неполноценности рождается в результате родительского равнодушия и чрезмерной критики. В итоге, став взрослыми, люди ставят себе совершенно разные по амбициозности планки: кого‑то интересует «журавль в небе», а кто‑то довольствуется «синицей в ­руках».

Что такое кризис 4 лет

По мере взросления малыш обретает новые навыки, в его жизни ежедневно происходит что-то интересное и поучительное. Многое в 3 – 4 летнем возрасте у детей уже получается, а чему-то еще стоит поучиться.

Именно в этот период дети начинают проявлять характер, который сформируется на всю жизнь. И поэтому не стоит закрывать глаза на происходящее, а прежде всего, следует выяснить, с чем связано такое поведение, которое характерно для 4 лет, и что с ним делать.

Как правило, изменения в поведении детей начинаю проявляться с 3 – 4 лет, и вызваны они могут быть несколькими причинами. В большей мере данные причины носят психологический характер. К их числу можно отнести:

  • Семья, в которой растет кроха, не уделяет ему достаточного внимания, поэтому начинается проявление всяческих попыток его заполучить.
  • Кроха не получает достаточного общения со стороны. Если у него нет друзей, он большую часть времени проводит в стенах дома, то вскоре это может привести к тому, что в возрасте 4 лет возникнут проблемы.
  • У малыша нет увлечений, хобби, он ничем не интересуется, его ежедневный досуг скучный и однообразный.
  • Появиться кризис 4 лет может в сложной для крохи ситуации, например, это может быть протест в период адаптации к новым условиям, коллективу: семья переехала в другой город, где у него нет друзей, или же он пошел в детский сад, где для него все новое и чужое.

  • Спровоцировать появление кризиса могут и сами члены семьи, оказывая чрезмерное давление на чадо.

Проявляется кризис 4 лет у всех детей индивидуально. Индивидуальным является как его проявление, так и длительность. Некоторые семьи узнают о нем уже в 2,5 года, некоторые ближе к 5 годам. К основным проявлениям данного периода можно отнести:

  • Подавленное эмоциональное состояние, при котором малыш не проявляет интереса к любимым играм, мультфильмам, общению.
  • Дети могут ощущать тревожность, часто плакать, истерить без явной причины на это.
  • В некоторых случаях появляется агрессия, кроха может идти на конфликт.
  • Прослеживается снижение активности, аппетита, нарушения сна.
  • Кроха становится неуправляемым, он не слушает родителей, делает все им наперекор, тем самым проявляя свой характер.

Если вы заметили изменения в поведении ребенка, которые были описаны, у него ухудшилось поведение и малыш отказывается идти на контакт, то говорить это может об одном – это самый настоящий кризис 4 лет. И с ним нужно что-то делать.

Кризис ребенка в 7 лет

Основное проявление данного кризиса: ребенок начинает вести себя совершенно не так, как вел раньше. Был спокойным – стал чрезмерно активным, делился всем с мамой – перестал это делать, и так далее. Он начал исследовать свое влияние на устройство мира, поэтому игрушки часто ломаются, и он разбирается в их устройстве. Ребенка тянет к общению со старшими ребятами.

Что делать?

Если ребенок забыл что-то подготовить к школе, положить какую-то вещь или доделать урок, нельзя делать это за него. Родитель теперь выполняет направляющую роль. Укажите малышу на ошибку и предоставьте самому разбираться с ней.

Как следствие, ограждать ребенка от ошибок повседневной жизни тоже не нужно. Предупредите его, что будет, если он совершит некое действие, и предоставьте самому разбираться с полученной информацией.

Поощрение важнее наказания

Если вы проверяете урок и видите, что какой-то момент получился хорошо, а какой-то плохо, внимание вы заостряете именно на хорошем

Очень важно концентрировать ребенка на успехе вместо неудачи, это даст сильный положительный толчок в дальнейшей жизни

Кризис одного года

Возникает у всех деток, к одному году у детей появляется некая самостоятельность: они уже ходят, с помощью слов пытаются выражать чувства, желания и потребности. Но в то же время, отдалившись от мамы, которая раньше всегда была рядом, малыши боятся ее потерять.

У девочек кризис одного года завершается к полутора годам, у мальчиков – к двум

В это время ребенок познает окружающий мир, пытается все потрогать и попробовать, ему все интересно, происходит формирование регуляторов «можно — нельзя»

И здесь забота и внимание родителей имеют важное значение для дальнейшего поведения ребенка. Занимайтесь детским развитием, играйте и чаще проводите время вместе. Объясняйте крохе и показывайте примером как обращаться с окружающими вещами и предметами

Не оттаскивайте ребенка от елки, которую он захотел схватить, покажите ему, что она колючая, пусть он прикоснется к ней и сам это почувствует. Или если малыш хочет взять чашку с горячим чаем, дайте ему слегка прикоснуться к ней, чтобы он сам понял, что это горячее. Дайте понять ребенку, что кошку лучше погладить, а не хватать за хвост. Так он проще адаптируется к окружающим условиям. И помните, в этом возрасте мама – целый мир для малыша

Объясняйте крохе и показывайте примером как обращаться с окружающими вещами и предметами. Не оттаскивайте ребенка от елки, которую он захотел схватить, покажите ему, что она колючая, пусть он прикоснется к ней и сам это почувствует. Или если малыш хочет взять чашку с горячим чаем, дайте ему слегка прикоснуться к ней, чтобы он сам понял, что это горячее. Дайте понять ребенку, что кошку лучше погладить, а не хватать за хвост. Так он проще адаптируется к окружающим условиям. И помните, в этом возрасте мама – целый мир для малыша.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями

Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку

В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью

Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;. Запрет не должен содержать в себе отрицание

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Что же нужно делать

В этот период малыш хочет самостоятельности, и ее необходимо давать, только делать это нужно разумно: вы можете время от времени давать возможность выбирать игрушки в магазине, предлагать ребенку выбрать одежду для прогулки и блюдо, которое он или она хочет съесть на завтрак или обед

Только важно провести определенные границы и придерживаться их.
Важно предварительно подготавливать своего малыша к новым событиям, т. к в 2 года он еще не способен быстро переключаться с одной деятельности на другую

Например, если ваша прогулка подходит к концу, не стоит резко тянуть карапуза домой, это только спровоцирует начало возникновения негативных эмоций и возможной истерики. Правильнее сказать: «Сынок (доченька), через 15 минут мы будем собираться домой…». Это подготовит малыша к новым событиям.
В любой ситуации необходимо сохранять спокойствие и невозмутительность. Это одно из самых сложных условий, которое важно выполнять, но благодаря этому, вы сможете избежать множества конфликтов, а это очень важно.

У всех ли детей случается кризис?

С кризисом сталкиваются практически все малыши, но протекает он у всех с разной степенью выраженности и интенсивности, которые зависят исключительно от индивидуальных особенностей. Нередко кризисные проявления у малышей имеют настолько несущественную выраженность и кратковременный характер, что родители их попросту не замечают.

Поведение ребенка в кризисный период будет полностью зависеть от гордости за свои достижения, проявлений своеволия, становления самостоятельной личности, психологических изменений. Помощь специалистов может потребоваться лишь в единственном случае – если у ребенка, достигшего трехлетнего возраста, будут отсутствовать перечисленные качества.

Итак, у ребенка начался кризис 2 лет, что делать?

Как помочь ребенку пройти этот период наиболее эффективно?

Стоит помнить, что вы с ребенком являетесь учителями друг для друга. Вы учите его осваивать этот мир, а он учит вас осознавать себя. Какие вы? Как вы смотрите на этот непростой период и взаимодействие с ребенком?

Ребенок должен научиться трансформировать агрессию, отстаивать границы, настаивать на своем. Это необходимо для взрослой жизни.

Если смотреть на все это НЕ как на то, что ребенок сознательно и назло отравляет нам жизнь, а как на период обучения, будет проще.

Еще раз вспомним пример с обучением ребенка самостоятельно есть. Можно было бы всю жизнь самим кормить ребенка с ложки, но тогда он бы никогда не научился есть сам. Поэтому нам необходимо пережить этот период, когда после каждого обеда приходится отмывать ребенка, стульчик, кухню. Никакого другого способа научить ребенка есть самостоятельно не существует.

Точно также и с кризисом 3 лет. Нужно помнить, что ребенок не стремиться отравить нам жизнь, манипулировать, не добивается власти. Он просто учится.

Чтобы научиться конфликтовать, направлять свою агрессию, настаивать на своем, человеку нужен партнер, он должен учиться на ком-то.

Поэтому, если родитель будет мыслить о себе как о тренере, партнере, учителе, ему будет психологически легче. Он не будет считать себя жертвой или демонстрировать агрессию. Родитель будет понимать, что сейчас ребенок учится.

Он должен дать ребенку максимальное разнообразие реакций. Что это значит? Об этом следующий пункт этой статьи.

Причины проблемы

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг. В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector