Художественные средства в литературе
Содержание:
- Фигуры речи
- Разновидности тропов
- Взаимодействие с другими лекарственными средствами
- Литературные тропы в стихотворении. Пример
- Примеры антитез в прозаической литературе
- Записаться на вакцинацию против ветрянки
- Виды композиции
- Литературный прием классиков
- Средства художественной выразительности (таблица)
- Романтизм
- Творчество и художественные приемы
- Тропы
- Виды стилистических фигур
- История художественного метода
- Средства выразительности графики
- Биография
- Действие
- Классификация
- Тропы
- Диалог
- Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя
- 20 ноября — Александр, Алексей, Афанасий, Богдан, Валерий, Василий, Вениамин, Георгий, Григорий, Евгений, Егор, Иван, Илларион, Кирилл, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Сергей, Теодор, Федор.
- Примеры в поэзии
Фигуры речи
Фигуры речи — обобщённое название стилистических приёмов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении.
Фигура | Значение термина | Пример |
Анафора (или единоначатие) | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. | Берегите друг друга,Добротой согревайте.Берегите друг друга,Обижать не давайте. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… |
Антитеза | Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. |
А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. |
Градация | (Постепенность)— стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. | Завыл, запел, взлетел под небо камень,И заволокся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. |
Инверсия | Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. | Роняет лес багряный свой убор,Сребрит мороз увянувшее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. |
Намеренное повторение в тексте одного и того же слова. | Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! | |
Плеоназм | Повторение сходных слов и оборотов, нагнетание которых создает тот или иной стилистический эффект. | Друг мой, друг мой, я очень и очень болен. |
Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. | Мёртвые души, горькая радость, сладкая скорбь, звонкая тишина. | |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. |
Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это просто колдовство. (Ф. Тютчев.) О Волга! Колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов) |
Синтаксический параллелизм | Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф. |
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв) Гляжу на будущность с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской… |
Умолчание | Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании. |
Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А. Крылов) Поедешь скоро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. |
Эллипсис | Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу. | Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (В. Жуковский.) |
Эпифора | Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания. | Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом Доме Возле мирного огня. (А. Блок.) |
Разновидности тропов
Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.
Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.
Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.
Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.
В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.
Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.
Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. | Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос. |
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. | Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце. |
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. | Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья. |
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. | Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение). |
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. | Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин. |
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. | Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом. |
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. | Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике. |
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. | Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок. |
Взаимодействие с другими лекарственными средствами
Литературные тропы в стихотворении. Пример
Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.
Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.
Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):
Примеры антитез в прозаической литературе
На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:
Война и мир (Толстой)Принц и нищий (Твен)Преступление и наказание (Достоевский)Отцы и дети (Тургенев)Волки и овцы (Островский)Ангелы и демоны (Дэн Браун)
Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.
А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.
И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.
Записаться на вакцинацию против ветрянки
Виды композиции
- Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
- Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
- Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
- Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
- Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
- Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
- Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
- Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).
Литературный прием классиков
С возрастанием мастерства автора все объемнее и рельефнее за строками выступает его собственный образ, все изысканнее становятся литературные художественные приемы. Даже если автор о себе не пишет напрямую, читатель его чувствует и безошибочно говорит: «Это — Пастернак!» или же «Это — Достоевский!» В чем здесь секрет?
Начиная творить, писатель помещает свой образ в произведение исподволь, осторожно, на втором плане. Со временем его перо становится более умелым
И автор неминуемо проходит в своих произведениях творческий путь от себя придуманного к себе настоящему. Его начинают узнавать по стилю. Именно эта метаморфоза — главный литературный прием в творчестве каждого писателя и поэта.
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка |
Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лицы, Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин) |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний |
Суставы изнывают без лекарства, Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид») |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин) |
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма |
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил |
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
|
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) |
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
|
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) |
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
|
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) |
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать |
Но слушай: если я должна Тебе… кинжалом я владею, Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин) |
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения |
Татьяна в лес; медведь за нею; Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин) |
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) |
Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин) |
Романтизм
Романтизм зародился в конце XVIII в. – первой половине XIX в., для литературного направления характерно утверждение самоценности духовной и творческой составляющих жизни. В произведениях писателей романтизма изображены сильные личности, бунтарские страсти и волевые характеры, а также красивая природа, обладающая целительной силой.
В эпоху романтизма появились новые художественные формы (фантастика, сатирический гротеск) и жанры (исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма). Лирика в период романтизма достигла своего расцвета за счет метафоричности, музыкального начала в стихотворениях, открытости ко всему новому.
Романтизм появился в Германии среди философов и писателей Йенской школы (Л. Тик, В.Г. Ваккенродер, Новалис, Ф. и А. Шлегели). Теория и философия романтизма отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. С течением времени немецкий романтизм тяготеет к мифологическим и сказочным мотивам, что ярко проявилось в сказках братьев Гримм и Э. Гофмана.
Романтизм быстро распространился по всей Европе и другим континентам и проявился в творчестве многих авторов данного исторического периода. Писателями романтизма считают Ф. Шатобриана, Ж. Сталя, А. де Виньи, П. Мериме, А. Ламартина, В. Гюго, А. де Виньи, П. Мериме, Ж. Санд, А. Дюма (все — Франция), Н. Фосколо, Дж. Леопарди, А. Мандзони (все — Италия), А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красинского, Ц. Норвида (все — Польша), В. Ирвинга, Ф. Купера, У.К. Брайанта, Э. По, Н. Готорна, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилла (все — CША).
Для романтизма считаются типичными следующие характеристики:
- Главной идеей в творчестве писателей романтизма являются космический пессимизм: отчаяние, безнадежность, сомнение и т.п.
- Авторы противопоставляют целительную природу губительной цивилизации.
- Сюжет в произведениях строится на конфликте личности и общества.
- Героями являются яркие и свободолюбивые личности, которых чаще всего писатели изображают в необычных обстоятельствах (джунгли, табор, плен и т.п.).
- В центре внимания читателей находится богатый внутренний мир главного героя, который объясняет его поступки.
- Романтизм характеризуется двоемирием, конфликтом желаний и чувств героя с окружающей действительностью.
- В произведениях авторов эпохи романтизма прославляются вечные идеалы: любовь, красота, дружба и т.д.
- Во многих произведениях встречается идея «эскапизма» — герой убегает от ненавистной ему действительности в идеальный мир.
Романтизм в России исследователи подразделяют на несколько этапов:
- В 1810-х гг. возникает и формируется психологическое течение, для которого характерны идеи самовоспитания и самосовершенствования личности как верный путь для преображения действительности и самого человека. Психологический романтизм проявляется в творчестве В. Жуковского и К. Батюшкова.
- В 1820-х гг. происходит становление гражданского, социального течения в поэзии Ф.Н. Глинки, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского, П.А. Катенина. Представители гражданского романтизма считали, что личность воспитывается в общественной жизни, а его предназначение — в гражданской деятельности. Этот период характеризуется также зрелостью психологического романтизма, которая явственно проявилась в творчестве А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского, Н.М. Языкова.
- В 1830-х гг. возникает философское течение в поэзии Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского. Представители философского романтизма верили, что жребий человека предопределен на небесах и не зависит от психологических или социальных причин.
- Романтизм проникает в прозу и получает широкое распространение в жанре повести. Расцветает течение благодаря творчеству Лермонтова. В лирике Бенедиктова и «кавказских» повестях А.А. Бестужева-Марлинского намечается кризис направления.
- В 1840-х гг. происходит угасание романтизма, его постепенный уход с литературной арены.
С приходом романтизма в русскую литературу:
- появляются новые жанры — баллада и романтическая драма;
- формируются новые взгляды на сущность и значение поэзии, которая отныне считается показателем идеальных стремлений человека, а не забавой;
- для главного героя русского романтизма свойственны страдания и одиночество.
Творчество и художественные приемы
Когда человеку бесполезно браться за литературный труд? Ответ предельно конкретен: когда он не умеет излагать мысль интересно. Не стоит начинать писать, вооружившись знаниями, если ваши повествования не выслушивают окружающие, если у вас нет вдохновения. Даже если вы используете эффектные литературные приемы, они вам не помогут.
Допустим, найдена интересная тема, есть персонажи, имеется захватывающий (по субъективному мнению автора) сюжет… Даже в такой ситуации мы рекомендуем пройти несложный тест. Вы должны его устроить сами для себя. Проверьте, получится ли у вас заинтересовать замыслом своего произведения хорошо знакомого человека, интересы которого вы прекрасно представляете. Ведь типажи людей повторяются. Заинтересовав одного, удастся заинтересовать и десятки тысяч…
Тропы
Тропы — употребление слова в переносном значении.
Перечень тропов | Значение термина | Пример |
Аллегория | Иносказание. Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка. | Прекрасен царскосельский сад,Где льва сразив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин) |
Гипербола | Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. |
Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский) Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Гротеск | Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер. | Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина. |
Ирония | Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый. |
Откуда, умная, бредёшь ты голова? (И. Крылов). Граф Хвостов,Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье Невских берегов… (А.Пушкин) |
Литота | Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе). | Талии никак не толще бутылочной шейки (Н. Гоголь). |
Метафора |
Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. |
Со снопом волос твоих овсяныхОтоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)Сонное озеро города (А. Блок).Сугробов белые телята (Б. Ахмадулина) |
Метонимия | Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности, а также название сосуда — на его содержимое, человека — на его внешность, населённого пункта — на название жителей, организации — на сотрудников, фамилии автора — на название произведения. |
Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада… (А.Пушкин.) На серебре, на золоте едал. Ну, скушай еще тарелочку, сынок. |
Олицетворение | Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать. | О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится безмолвная печаль,И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин) |
Перифраз (или перифраза) | Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его наиболее характерные признаки, усиливающие изобразительность речи. | «Царь зверей» (лев), «люди в белых халатах» (врачи), «рыжая плутовка» (лиса) |
Синекдоха | Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. |
Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.) Швед, русский колет, рубит, режет. Мы все глядим в Напoлеоны. |
Эпитет | Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства. | Но люблю я, весна золотая,Твой сплошной, чудно смешанный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком. |
Сравнение | Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. |
Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.) Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Виды стилистических фигур
Название синтаксического построения
Описание
Анафора
Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
Эпифора
Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
Параллелизм
Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Эллипсис
Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
Градация
Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
Инверсия
Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
Умолчание
Сознательная недосказанность в тексте
Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопрос
Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицание
Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным
Привлекают внимание читателя или слушателя.
Многосоюзие
Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
Бессоюзие
Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
Антитеза
Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.
Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.
Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
История художественного метода
Само понятие метода пришло в литературоведение из философии.
Первые литературные направления, сформированные общностью авторов, появились еще в Древней Греции.
Но по-настоящему этот термин стали применять, начиная с эпохи классицизма. Тогда писатели начали сознательно ориентироваться на определенные эстетические идеалы. В основном, античные.
Позднее, в 18 веке, ему на смену пришел сентиментализм, призванный растрогать читателя. А чуть позже и зародившейся в Германии романтизм.
Писатели 19 века строили свою философию на отрицании предшествующих авторов с их умозрительными концепциями. Результатом чего становится появление литературы реализма. Она изображала действительность максимально такой какая она есть.
Художественный метод авторов 20 века невозможно определить несколькими простыми словами.
Модернистская литература говорила на разных языках.
Символисты использовали другие приемы и верили в другие идеалы, чем акмеисты.
А футуристы отличались и от первых, и от вторых. Главным было стремление к созданию новых форм, языку будущего. К концу века и это направление стало нормой.
Но тут пришел постмодернизмом, с его смешением жанров и стилей.
Художественный метод — это довольно размытый термин.
Однако он является основой литературы, как вида искусства. Способом, при помощи которого автор говорит с читателем и временем.
Средства выразительности графики
Художники используют уже свои приёмы:
- фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
- фон (цвет и тон поверхности);
- линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
- штрих (недлинные линии);
- ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
- пятно (квадрат, круг и др.);
- светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).
Узнайте больше про:
- Аллегорию;
- Примеры метафоры;
- Лексический повтор;
- Метонимию;
- Метафору;
- Градацию;
- Сарказм;
- Синекдоха;
- Иронию;
- Гиперболу;
- Синтаксический параллелизм;
- Антитезу;
- Перифраз;
- Эпитет;
- Анафору;
- Оксюморон.
Биография
Действие
Действие является обязательным элементом для литературных повествований. Оно выступает мощным авторским элементом сюжета. При этом действием является не только физическое движение объектов и персонажей, но и любая динамика конфликта, например, при описании судебного процесса.
Предостережение для начинающих: не имея четкого представления о том, как нужно изложить читателю действие, не стоит начинать создавать произведение.
Какие литературные приемы используют при описании действия? Лучше всего, когда их вообще нет. Сцена действия в произведении, пусть даже и фантастическом, наиболее последовательна, логична, осязаема. Именно благодаря этому у читателя создается впечатление документальности художественно описанных событий. Допустить использование приемов литературы при описании действия могут лишь настоящие мастера пера (вспомним из шолоховского «Тихого Дона» сцену появления ослепительного черного солнца перед глазами Григория Мелехова, потрясенного гибелью возлюбленной).
Классификация
Тропы
Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.
Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.
Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».
Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).
Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.
«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.
Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.
Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).
Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»
Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».
Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.
Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии. «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.
Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.
Диалог
Диалог является хорошим средством для отображения психотипа героев произведения. Читатель в них зачастую видит вторичное описание личности, характера, социального статуса, оценку поступков одного персонажа, отраженное сознанием другого героя этого же произведения. Таким образом читатель получает возможность как углубленного восприятия персонажа (в узком смысле), так и понимания особенности социума в произведении, созданном писателем (в широком смысле). Литературные приемы автора в диалогах — это высший пилотаж. Именно в них (пример тому — творчество Виктора Пелевина) получаются наиболее яркие художественные открытия и обобщения.
Однако использовать диалог следует с двойной осторожностью. Ведь если переусердствовать, то произведение становится неестественным, а сюжет — грубоватым
Не стоит забывать, что основная функция диалогов — коммуникация персонажей произведения.
Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя
Одним из важных литературоведческих приемов является сопоставление текста одного художественного произведения с текстами других произведений автора. Этот прием может быть использован для достижения разных целей. Когда мы сравниваем произведения одного автора, мы можем раскрыть общие основы философии писателя и общие основы его художественного метода. Например, если сопоставить два произведения Жуковского «Море» и «Вечер», мы приходим к выводу, что идеальным состояние мира для Жуковского является гармония всего на земле. Недостижимость этой гармонии рождает в душе поэта печальные чувства.
Другим примером может послужить сопоставление стихотворений А.С. Пушкина, написанных в начале обучения в лицее, например, «Пирующие студенты», со стихотворением, посвященным последней лицейской годовщине «Была пора…». Здесь мы видим, как углубляется осознание дружбы и товарищества в душе поэта. Мы видим, как меняется художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина.
20 ноября — Александр, Алексей, Афанасий, Богдан, Валерий, Василий, Вениамин, Георгий, Григорий, Евгений, Егор, Иван, Илларион, Кирилл, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Сергей, Теодор, Федор.
Примеры в поэзии
В отличие от прозы противопоставления в поэзии более прямые. Они не прячутся «между строк», их не надо додумывать – все находится на поверхности. Например, Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» так описывает отношения Онегина и Ленского:
Они сошлись: волна и камень,Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой.
А у Лермонтова есть строчки, которые давно стали «крылатыми»:
Все это было бы смешно,Когда бы не было так грустно.
Марина Цветаева нередко использовала антитезы в своих произведениях:
Полюбил богатый — бедную,Полюбил учёный — глупую,Полюбил румяный — бледную,Полюбил хороший — вредную:Золотой — полушку медную.
Благодаря резкости сравнения различных предметов, антитеза широко использовалась в поэзии начала XX века.
Например, у Владимира Маяковского. Он строил на этом приеме целые произведения, противопоставляя ценности царского режима и большевиков, правителей и рабочего класса.
Наша сила — правда,ваша — лаврьи звоны.Ваша — дым кадильный,наша — фабрик дым.Ваша мощь — червонец,наша — стяг червонный.Мы возьмём,займёми победим.
Это отрывок из стихотворения «Киев». И, как видно, оно носит явно декларативный характер и могло бы служить даже политическим лозунгом или материалом для агитационных программ.