Художественные средства в литературе

Содержание:

Фигуры речи

Фигуры речи — обоб­щён­ное назва­ние сти­ли­сти­че­ских при­ё­мов, в кото­рых сло­во, в отли­чие от тро­пов, не обя­за­тель­но высту­па­ет в пере­нос­ном значении.

Фигура Значение тер­ми­на Пример
Анафора (или единоначатие) Повторение слов или сло­во­со­че­та­ний в нача­ле пред­ло­же­ний, сти­хо­твор­ных строк, строф. Берегите друг друга,Добротой согре­вай­те.Берегите друг друга,Обижать не давай­те. (О. Высотская)Люблю тебя, Петра тво­ре­нье, Люблю твой стро­гий, строй­ный вид…
Антитеза Стилистический при­ём кон­тра­ста, про­ти­во­по­став­ле­ния явле­ний и поня­тий. Часто осно­ва­на на упо­треб­ле­нии антонимов.

А новое так отри­ца­ет ста­рое!.. Оно ста­ре­ет на гла­зах! Уже коро­че юбки. Вот уже длин­нее! Вожди моло­же. Вот уже ста­рее! Добрее нравы.

Градация (Постепенность)— сти­ли­сти­че­ское сред­ство, поз­во­ля­ю­щее вос­со­здать собы­тия и дей­ствия, мыс­ли и чув­ства в про­цес­се, в раз­ви­тии, по воз­рас­та­ю­щей или убы­ва­ю­щей значимости. Завыл, запел, взле­тел под небо камень,И заво­лок­ся дымом весь карьер. (Н. Заболоцкий)Не жалею, не зову, не пла­чу, Всё прой­дёт, как с белых яблонь дым.
Инверсия Перестановка; сти­ли­сти­че­ская фигу­ра, состо­я­щая в нару­ше­нии обще­грам­ма­ти­че­ской после­до­ва­тель­но­сти речи. Роняет лес баг­ря­ный свой убор,Сребрит мороз увя­нув­шее поле… (А. Пушкин)Швейцара мимо он стре­лой Взлетел по мра­мор­ным ступеням. 
Намеренное повто­ре­ние в тек­сте одно­го и того же слова. Простите, про­сти­те, про­сти­те меня! И я вас про­щаю, и я вас про­щаю. Я зла не дер­жу, это вам обе­щаю, Но толь­ко вы тоже про­сти­те меня! 
Плеоназм Повторение сход­ных слов и обо­ро­тов, нагне­та­ние кото­рых созда­ет тот или иной сти­ли­сти­че­ский эффект. Друг мой, друг мой, я очень и очень болен.
Сочетание про­ти­во­по­лож­ных по зна­че­нию слов, не соче­та­ю­щих­ся друг с другом. Мёртвые души, горь­кая радость, слад­кая скорбь, звон­кая тишина.
Риторический вопрос, вос­кли­ца­ние, обра­ще­ние Приёмы, исполь­зу­ю­щи­е­ся для уси­ле­ния выра­зи­тель­но­сти речи. Риторический вопрос зада­ёт­ся не с целью полу­чить на него ответ, а для эмо­ци­о­наль­но­го воз­дей­ствия на чита­те­ля. Восклицания и обра­ще­ния уси­ли­ва­ют эмо­ци­о­наль­ное восприятие.

Куда ты ска­чешь, гор­дый конь, И где опу­стишь ты копы­та? (А. Пушкин.) Какое лето! Что за лето! Да это про­сто кол­дов­ство. (Ф. Тютчев.)

О Волга! Колыбель моя!Любил ли кто тебя, как я? (Н. Некрасов)

Синтаксиче­ский параллелизм Приём, заклю­ча­ю­щий­ся в сход­ном постро­е­нии пред­ло­же­ний, строк или строф.

Уметь гово­рить – искус­ство. Уметь слу­шать – куль­ту­ра. (Д. Лихачёв)

Гляжу на будущ­ность с бояз­нью, Гляжу на про­шлое с тоской… 

Умолчание Фигура, предо­став­ля­ю­щая слу­ша­те­лю само­му дога­ды­вать­ся и раз­мыш­лять, о чём пой­дёт речь во вне­зап­но пре­рван­ном высказывании.

Баснь эту мож­но бы и боле пояс­нить – Да чтоб гусей не раз­драз­нить… (И.А. Крылов)

Поедешь ско­ро ты домой: Смотри ж… Да что? Моей судь­бой, Сказать по прав­де, очень Никто не озабочен.

Эллипсис Фигура поэ­ти­че­ско­го син­так­си­са, осно­ван­ная на про­пус­ке одно­го из чле­нов пред­ло­же­ния, лег­ко вос­ста­нав­ли­ва­е­мо­го по смыслу. Мы сёла — в пепел, гра­ды — в прах, В мечи — сер­пы и плу­ги. (В. Жуковский.)
Эпифора Стилистическая фигу­ра, про­ти­во­по­лож­ная ана­фо­ре; повто­ре­ние в кон­це сти­хо­твор­ных строк сло­ва или словосочетания. Милый друг, и в этом тихом Доме. Лихорадка бьёт меня. Не най­ти мне места в тихом Доме Возле мир­но­го огня. (А. Блок.)

Разновидности тропов

Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.

Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.

Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.

Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.

В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.

Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.

Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос.
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце.
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья.
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение).
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин.
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом.
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике.
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок.

Взаимодействие с другими лекарственными средствами

Литературные тропы в стихотворении. Пример

Писатели и поэты обычно используют сразу множество литературных тропов, сочетают их между собой.

Для примера посмотрим на стихотворение Арсения Тарковского «Вот и лето прошло…». В фильме Андрея Тарковского «Сталкер» эти стихи читает главный герой в исполнении Александра Кайдановского.

Автор использует эпитеты («лист пятипалый»), олицетворение («жизнь брала под крыло, берегла и спасала») метафору («день промыт, как стекло»), аллегорию (прошедшее лето как символ жизни и несбывшихся надежд):

Примеры антитез в прозаической литературе

На антитезе построены даже названия некоторых известных произведений:

Война и мир (Толстой)Принц и нищий (Твен)Преступление и наказание (Достоевский)Отцы и дети (Тургенев)Волки и овцы (Островский)Ангелы и демоны (Дэн Браун)

Но в этих произведениях противопоставление не только в названиях, но и в содержании. Так, Лев Толстой на протяжении всего романа постоянно сравнивает два полюса – мира и вражды, добра и зла. Это проявляется как в ходе повествования, когда автор чередует сцены мирной жизни и сражений, так и в характере некоторых героев, например, Наполеона и Кутузова или Элен и Наташи.

А вот Достоевский использует другие методы. Он «помещает антитезы» внутрь одного персонажа. Наиболее ярко это проявляется в Раскольникове, который до преступления был хорошим человеком, а потом стал убийцей, а соответственно изменились его идеалы и манеры поведения.

И наконец, у Тургенева в качестве антитезы используется конфликт поколений и их взглядов на жизнь.

Записаться на вакцинацию против ветрянки

Виды композиции

  1. Внешняя — разделение текста на абзацы, главы, пролог и эпилог, приложения, посвящения, эпиграфы, отступления и вставные фрагменты. Внешняя композиция — та, что видна графически, из чего состоит текст.
  2. Внутренняя композиция (повествование) — это содержание произведения.
  3. Обратная — начинается с финальной сцены. Читателям не нравится такая композиция, потому что неинтересно читать, если знаешь, чем закончится.
  4. Кольцевая композиция, или композиция обрамления. Стихотворение Н. Гумилёва «Жираф» начинается и заканчивается одним и тем же эпизодом: «Далеко, далеко на острове Чад изысканный бродит жираф.»
  5. Зеркальная композиция основана на симметрии некоторых образов или эпизодов. (Поэма А, Блока «Двенадцать»).
  6. Тематическая композиция может быть последовательной — логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и финальный вывод. Может быть основанной на развитии главного образа (Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом…»). И может быть основанной на сопоставлении двух образов («Незнакомка» А, Блока) или противопоставлении двух образов (Швабрин — Гринёв в «Капитанской дочке»).
  7. Ассоциативная композиция. В ней автор использует приём умолчания, рассказ в рассказе, ретроспекцию. Пример: «Бэлла» Лермонтова, «Ася» Тургенева.
  8. Пунктирная композиция — прерывистое описание событий (Достоевский «Преступление и наказание»).

Литературный прием классиков

С возрастанием мастерства автора все объемнее и рельефнее за строками выступает его собственный образ, все изысканнее становятся литературные художественные приемы. Даже если автор о себе не пишет напрямую, читатель его чувствует и безошибочно говорит: «Это — Пастернак!» или же «Это — Достоевский!» В чем здесь секрет?

Начиная творить, писатель помещает свой образ в произведение исподволь, осторожно, на втором плане. Со временем его перо становится более умелым

И автор неминуемо проходит в своих произведениях творческий путь от себя придуманного к себе настоящему. Его начинают узнавать по стилю. Именно эта метаморфоза — главный литературный прием в творчестве каждого писателя и поэта.

Средства художественной выразительности (таблица)

Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.

Лексические средства выразительности

Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.

Например, тропы (слова используются в переносном значении).

Фигура речи Значение Пример
Аллегория Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа
  • аллегория медицины — это изображение змеи, обвивающей чашу;
  • аллегория мира — это белый голубь;
Гипербола Явное преувеличивание или приукрашивание действительности
  • повторял сто раз;
  • не виделись целую вечность;
Ирония Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы; (А. С. Пушкин)

Лексический повтор Повтор слов или целых словосочетаний

Суставы изнывают без лекарства,

Суставам осложнение грозит… (реклама «Хондроксид»)

Литота Сильное преуменьшение
  • «Дюймовочка»;
  • рукой подать;
Метафора Два термина сравниваются в необычном смысле
  • золотые руки;
  • волчья хватка;
Метонимия Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними
  • город проснулся (т. е. люди);
  • сегодня мы видели Врубеля (т. е. его картины);
Олицетворение Одушевление неодушевлённых предметов
  • море рассмеялось;
  • солнце улыбнулось;
Перифраз Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики использование «голубая планета» вместо «Земля»
Сарказм Недобрая ирония, колкое выражение с юмором Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался?
Синекдоха Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот
  • уносить ноги (ноги — это частное, убегает же весь человек — это обобщённое);
  • Россия выиграла чемпионат (спортсмены — частное, Россия — обобщённое);
Сравнение Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. жёлтые, как янтарь, глаза
Эпитет Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол
  • синее небо;
  • тёмная аллея;
  • пламенные взоры.

Синтаксические средства выразительности

Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.

Фигура речи Значение Пример
Анафора (единоначатие) Повторение в начале строк, предложений и др. Город пышный, город бедный… (А. С. Пушкин)
Антитеза Противопоставление слов или понятий ученье — свет, а неученье — тьма
Градация Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории Пришёл, увидел, победил
Именительный темы Отделение существительного в именительном падеже
  • Холодные и дикие просторы!..
  • Слово! Язык!
Многосоюзие (полисиндетон) Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели)
Оксюморон Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением
  • правдивая ложь;
  • оглушительная тишина;
Парцелляция Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности Молодой артист <…> заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников)
Риторический вопрос, восклицание, обращение Применяются для интенсификации выразительности
  • До каких пор мы будем это терпеть? (рит. вопрос);
  • Мечты, мечты! где ваша сладость? (воскл.; А. С. Пушкин);
  • Спи, моя радость, усни (обращ.).
Синтаксический параллелизм Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин)
Умолчание Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать

Но слушай: если я должна

Тебе… кинжалом я владею,

Я близ Кавказа рождена (А.С. Пушкин)

Эллипсис Исключение одного из членов предложения

Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей; (А. С. Пушкин)

Эпифора Повторение окончания предложения (слова или словосочетания)

Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовёт их в гости… (А. С. Пушкин)

Романтизм

Романтизм зародился в конце XVIII в. – первой половине XIX в., для литературного направления характерно утверждение самоценности духовной и творческой составляющих жизни. В произведениях писателей романтизма изображены сильные личности, бунтарские страсти и волевые характеры, а также красивая природа, обладающая целительной силой.

В эпоху романтизма появились новые художественные формы (фантастика, сатирический гротеск) и жанры (исторический роман, фантастическая повесть, лиро-эпическая поэма). Лирика в период романтизма достигла своего расцвета за счет метафоричности, музыкального начала в стихотворениях, открытости ко всему новому. 

Романтизм появился в Германии среди философов и писателей Йенской школы (Л. Тик, В.Г. Ваккенродер, Новалис, Ф. и А. Шлегели). Теория и философия романтизма отражена в работах Ф. Шеллинга и Ф. Шлегеля. С течением времени немецкий романтизм тяготеет к мифологическим и сказочным мотивам, что ярко проявилось в сказках братьев Гримм и Э. Гофмана. 

Романтизм быстро распространился по всей Европе и другим континентам и проявился в творчестве многих авторов данного исторического периода. Писателями романтизма считают Ф. Шатобриана, Ж. Сталя,  А. де Виньи, П. Мериме, А. Ламартина, В. Гюго, А. де Виньи, П. Мериме, Ж. Санд, А. Дюма (все — Франция), Н. Фосколо, Дж. Леопарди, А. Мандзони (все — Италия), А. Мицкевича, Ю. Словацкого, З. Красинского, Ц. Норвида (все — Польша), В. Ирвинга, Ф. Купера, У.К. Брайанта, Э. По, Н. Готорна, Г. Лонгфелло, Г. Мелвилла (все — CША).

Для романтизма считаются типичными следующие характеристики:

  1. Главной идеей в творчестве писателей романтизма являются космический пессимизм: отчаяние, безнадежность, сомнение и т.п.
  2. Авторы противопоставляют целительную природу губительной цивилизации.
  3. Сюжет в произведениях строится на конфликте личности и общества.
  4. Героями являются яркие и свободолюбивые личности, которых чаще всего писатели изображают в необычных обстоятельствах (джунгли, табор, плен и т.п.).
  5. В центре внимания читателей находится богатый внутренний мир главного героя, который объясняет его поступки.
  6. Романтизм характеризуется двоемирием, конфликтом желаний и чувств героя с окружающей действительностью.
  7. В произведениях авторов эпохи романтизма прославляются вечные идеалы: любовь, красота, дружба и т.д.
  8. Во многих произведениях встречается идея «эскапизма» — герой убегает от ненавистной ему действительности в идеальный мир.

Романтизм в России исследователи подразделяют на несколько этапов:

  1. В 1810-х гг. возникает и формируется психологическое течение, для которого характерны идеи самовоспитания и самосовершенствования личности как верный путь для преображения действительности и самого человека. Психологический романтизм проявляется в творчестве В. Жуковского и К. Батюшкова.
  2. В 1820-х гг. происходит становление гражданского, социального течения в поэзии Ф.Н. Глинки, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского, П.А. Катенина. Представители гражданского романтизма считали, что личность воспитывается в общественной жизни, а его предназначение — в гражданской деятельности. Этот период характеризуется также зрелостью психологического романтизма, которая явственно проявилась в творчестве А.С. Пушкина, Е.А. Баратынского, П.А. Вяземского, Н.М. Языкова.
  3. В 1830-х гг. возникает философское течение в поэзии Е.А. Баратынского, Ф.И. Тютчева, в прозе В.Ф. Одоевского. Представители философского романтизма верили, что жребий человека предопределен на небесах и не зависит от психологических или социальных причин.
  4. Романтизм проникает в прозу и получает широкое распространение в жанре повести. Расцветает течение благодаря творчеству Лермонтова. В лирике Бенедиктова и «кавказских» повестях А.А. Бестужева-Марлинского намечается кризис направления.
  5. В 1840-х гг. происходит угасание романтизма, его постепенный уход с литературной арены.

С приходом романтизма в русскую литературу:

  • появляются новые жанры — баллада и романтическая драма;
  • формируются новые взгляды на сущность и значение поэзии, которая отныне считается показателем идеальных стремлений человека, а не забавой;
  • для главного героя русского романтизма свойственны страдания и одиночество.

Творчество и художественные приемы

Когда человеку бесполезно браться за литературный труд? Ответ предельно конкретен: когда он не умеет излагать мысль интересно. Не стоит начинать писать, вооружившись знаниями, если ваши повествования не выслушивают окружающие, если у вас нет вдохновения. Даже если вы используете эффектные литературные приемы, они вам не помогут.

Допустим, найдена интересная тема, есть персонажи, имеется захватывающий (по субъективному мнению автора) сюжет… Даже в такой ситуации мы рекомендуем пройти несложный тест. Вы должны его устроить сами для себя. Проверьте, получится ли у вас заинтересовать замыслом своего произведения хорошо знакомого человека, интересы которого вы прекрасно представляете. Ведь типажи людей повторяются. Заинтересовав одного, удастся заинтересовать и десятки тысяч…

Тропы

Тропы — упо­треб­ле­ние сло­ва в пере­нос­ном значении.

Перечень тро­пов Значение тер­ми­на Пример
Аллегория Иносказание. Троп, заклю­ча­ю­щий­ся в ино­ска­за­тель­ном изоб­ра­же­нии отвле­чен­но­го поня­тия при помо­щи кон­крет­но­го, жиз­нен­но­го обра­за. Например, в бас­нях и сказ­ках хит­рость пока­зы­ва­ет­ся в обра­зе лисы, жад­ность – волка. Прекрасен цар­ско­сель­ский сад,Где льва сра­зив, почил орел России мощнойНа лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А. Пушкин)
Гипербола Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на преувеличении.

Глаза гро­мад­ные, как про­жек­то­ры (В.Маяковский)

Шаровары шири­ною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Гротеск Предельное пре­уве­ли­че­ние, при­да­ю­щее обра­зу фан­та­сти­че­ский характер. Градоначальник с фар­ши­ро­ван­ной голо­вой у Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содер­жа­щее в себе оцен­ку того, что осме­и­ва­ет­ся. Признаком иро­нии явля­ет­ся двой­ной смысл, где истин­ным будет не пря­мо выска­зан­ный, а про­ти­во­по­лож­ный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бре­дёшь ты голо­ва? (И. Крылов).

Граф Хвостов,Поэт, люби­мый небесами,Уж пел бес­смерт­ны­ми стихамиНесчастье Невских бере­гов… (А.Пушкин)

Литота Средство худо­же­ствен­но­го изоб­ра­же­ния, осно­ван­ное на пре­умень­ше­нии (в про­ти­во­по­лож­ность гиперболе). Талии никак не тол­ще буты­лоч­ной шей­ки (Н. Гоголь).
Метафора

Скрытое срав­не­ние. Вид тро­па, в кото­ром отдель­ные сло­ва или выра­же­ния сбли­жа­ют­ся по сход­ству их зна­че­ний или по кон­трасту. Иногда всё сти­хо­тво­ре­ние пред­став­ля­ет собой раз­вёр­ну­тый поэ­ти­че­ский образ.

Со сно­пом волос тво­их овсяныхОтоснилась ты мне навсе­гда. (С. Есенин.)Сонное озе­ро горо­да (А. Блок).Сугробов белые теля­та (Б. Ахмадулина)
Метонимия Вид тро­па, в кото­ром сбли­жа­ют­ся сло­ва по смеж­но­сти обо­зна­ча­е­мых ими поня­тий. Явление или пред­мет изоб­ра­жа­ют­ся с помо­щью дру­гих слов или поня­тий. Например, назва­ние про­фес­сии заме­не­но назва­ни­ем ору­дия дея­тель­но­сти, а так­же назва­ние сосу­да — на его содер­жи­мое, чело­ве­ка — на его внеш­ность, насе­лён­но­го пунк­та — на назва­ние жите­лей, орга­ни­за­ции — на сотруд­ни­ков, фами­лии авто­ра — на назва­ние произведения.

Когда же берег ада Навек меня возь­мёт, Когда навек уснёт Перо, моя отра­да… (А.Пушкин.)

На сереб­ре, на золо­те едал.

Ну, ску­шай еще таре­лоч­ку, сынок.

Олицетворение Такое изоб­ра­же­ние неоду­шев­лён­ных пред­ме­тов, при кото­ром они наде­ля­ют­ся свой­ства­ми живых существ даром речи, спо­соб­но­стью мыс­лить и чувствовать. О чём ты воешь, ветр ночной, О чём так сету­ешь безумно? (Ф. Тютчев.)Утешится без­молв­ная печаль,И рез­вая заду­ма­ет­ся радость… (А.С.Пушкин)
Перифраз (или перифраза) Один из тро­пов, в кото­ром назва­ние пред­ме­та, чело­ве­ка, явле­ния заме­ня­ет­ся ука­за­ни­ем на его наи­бо­лее харак­тер­ные при­зна­ки, уси­ли­ва­ю­щие изоб­ра­зи­тель­ность речи. «Царь зве­рей» (лев), «люди в белых хала­тах» (вра­чи), «рыжая плу­тов­ка» (лиса)
Синекдоха Вид мето­ни­мии, состо­я­щий в пере­не­се­нии зна­че­ния одно­го пред­ме­та на дру­гой по при­зна­ку коли­че­ствен­но­го меж­ду ними отно­ше­ния: часть вме­сто цело­го; целое в зна­че­нии части; един­ствен­ное чис­ло в зна­че­нии обще­го; заме­на чис­ла мно­же­ством; заме­на видо­во­го поня­тия родовым.

Все фла­ги в гости будут к нам. (А. Пушкин.)

Швед, рус­ский колет, рубит, режет.

Мы все гля­дим в Напoлео­ны.

Эпитет Образное опре­де­ле­ние; сло­во, опре­де­ля­ю­щее пред­мет и под­чёр­ки­ва­ю­щее его свойства. Но люб­лю я, вес­на золо­тая,Твой сплош­ной, чуд­но сме­шан­ный шум… (Н.Некрасов)Отговорила роща золо­тая Берёзовым весё­лым языком.
Сравнение Приём, осно­ван­ный на сопо­став­ле­нии явле­ния или поня­тия с дру­гим явлением.

Лёд неокреп­ший на реч­ке сту­дё­ной слов­но как таю­щий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Да, есть сло­ва, что жгут, как пла­мя. (А.Твардовский)

Виды стилистических фигур

Название синтаксического построения
Описание
Анафора
Использование одинаковых синтаксических конструкций в начале соседних предложений. Позволяет логически выделить часть текста или предложение.
Эпифора
Применение одинаковых слов и выражений в конце соседних предложений. Такие фигуры речи придают тексту эмоциональность, позволяют четко передать интонации.
Параллелизм
Построение соседних предложений в одинаковой форме. Часто используют для усиления риторического восклицания или вопроса.
Эллипсис
Заведомое исключение подразумеваемого члена предложения. Делает речь более живой.
Градация
Каждое последующее слово в предложение усиливает значение предыдущего.
Инверсия
Расстановка слов в предложении не в прямом порядке. Прием позволяет усилить выразительность речи. Придать фразе новое звучание.
Умолчание
Сознательная недосказанность в тексте

Призвано пробуждать в читателе глубокие чувства и мысли.
Риторическое обращение
Подчеркнутое обращение к человеку или неодушевленным предметам.
Риторический вопрос
Вопрос, который не подразумевает ответа, его задача – привлечь внимание читателя или слушателя.
Риторическое восклицание
Особые фигуры речи для передачи экспрессии, напряженности речи. Делают текст эмоциональным

Привлекают внимание читателя или слушателя.
Многосоюзие
Многократное повторение одинаковых союзов для усиления выразительности речи.
Бессоюзие
Намеренный пропуск союзов. Такой прием придает речи динамичность.
Антитеза
Резкое противопоставление образов, понятий. Прием используют для создания контраста, он выражает отношение автора к описываемому событию.

Тропы, фигуры речи, стилистические выразительные средства, фразеологические высказывания делают речь убедительной и яркой. Такие обороты незаменимы в публичных выступлениях, предвыборных кампаниях, митингах, презентациях. В научных публикациях и официально-деловой речи подобные средства неуместны – точность и убедительность в этих случаях важнее эмоций.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

История художественного метода

Само понятие метода пришло в литературоведение из философии.

Первые литературные направления, сформированные общностью авторов, появились еще в Древней Греции.

Но по-настоящему этот термин стали применять, начиная с эпохи классицизма. Тогда писатели начали сознательно ориентироваться на определенные эстетические идеалы. В основном, античные.

Позднее, в 18 веке, ему на смену пришел сентиментализм, призванный растрогать читателя. А чуть позже и зародившейся в Германии романтизм.

Писатели 19 века строили свою философию на отрицании предшествующих авторов с их умозрительными концепциями. Результатом чего становится появление литературы реализма. Она изображала действительность максимально такой какая она есть.

Художественный метод авторов 20 века невозможно определить несколькими простыми словами.

Модернистская литература говорила на разных языках.

Символисты использовали другие приемы и верили в другие идеалы, чем акмеисты.

А футуристы отличались и от первых, и от вторых. Главным было стремление к созданию новых форм, языку будущего. К концу века и это направление стало нормой.

Но тут пришел постмодернизмом, с его смешением жанров и стилей.

Художественный метод — это довольно размытый термин.

Однако он является основой литературы, как вида искусства. Способом, при помощи которого автор говорит с читателем и временем.

Средства выразительности графики

Художники используют уже свои приёмы:

  • фактура (бумага может быть гладкой или рельефной);
  • фон (цвет и тон поверхности);
  • линия (изобразительная, каллиграфическая, геометрическая);
  • штрих (недлинные линии);
  • ритм (различные размеры предметов и дистанции между ними);
  • пятно (квадрат, круг и др.);
  • светотень и тон (соотношение света, теней, текстур, форм и т.д.).

Узнайте больше про:

  • Аллегорию;
  • Примеры метафоры;
  • Лексический повтор;
  • Метонимию;
  • Метафору;
  • Градацию;
  • Сарказм;
  • Синекдоха;
  • Иронию;
  • Гиперболу;
  • Синтаксический параллелизм;
  • Антитезу;
  • Перифраз;
  • Эпитет;
  • Анафору;
  • Оксюморон.

Биография

Действие

Действие является обязательным элементом для литературных повествований. Оно выступает мощным авторским элементом сюжета. При этом действием является не только физическое движение объектов и персонажей, но и любая динамика конфликта, например, при описании судебного процесса.

Предостережение для начинающих: не имея четкого представления о том, как нужно изложить читателю действие, не стоит начинать создавать произведение.

Какие литературные приемы используют при описании действия? Лучше всего, когда их вообще нет. Сцена действия в произведении, пусть даже и фантастическом, наиболее последовательна, логична, осязаема. Именно благодаря этому у читателя создается впечатление документальности художественно описанных событий. Допустить использование приемов литературы при описании действия могут лишь настоящие мастера пера (вспомним из шолоховского «Тихого Дона» сцену появления ослепительного черного солнца перед глазами Григория Мелехова, потрясенного гибелью возлюбленной).

Классификация

Тропы

Тропы – это использование слов и фраз в переносном значении. Тропы делают речь более образной, оживляют и обогащают ее. Некоторые тропы и их примеры в литературном творчестве перечислены ниже.

Эпитет – художественное определение. Используя его, автор придает слову дополнительную эмоциональную окраску, свою оценку. Чтобы понять, чем отличается эпитет от обыденного определения, нужно уловить при чтении, придает ли определение новый оттенок слову? Вот несложный тест. Сравните: поздняя осень – золотая осень, ранняя весна – юная весна, тихий ветерок – нежный ветерок.

Олицетворение – перенесение признаков живых существ на неодушевлённые предметы, природу: «Мрачные скалы сурово глядели…».

Сравнение – прямое сопоставление одного предмета, явления с другим. «Ночь хмурая, как зверь…»(Тютчев).

Метафора – перенос значения одного слова, предмета, явления на другое. Выявление сходства, неявное сравнение.

«В саду горит костёр рябины красной…»(Есенин). Кисти рябины напоминают поэту пламя костра.

Метонимия – переименование. Перенесение свойства, значения с одного предмета на другой по принципу смежности. «Который в фетрах, давай на спор» (Высоцкий). В фетрах (материал) – в фетровой шляпе.

Синекдоха – разновидность метонимии. Перенесение значение одного слова на другое по признаку количественной связи: единственное – множественное, часть – целое. «Мы все глядим в Наполеоны» (Пушкин).

Ирония – употребление слова или выражения в перевернутом смысле, насмешливом. Например, обращение к Ослу в басне Крылова: «Отколе, умная, бредёшь ты, голова?»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение. Оно может касаться размера, значения, силы, других качеств. Литота – напротив, непомерное преуменьшение. Гипербола часто используется писателями, журналистами, а литота гораздо реже. Примеры. Гипербола: «В сто сорок солнц закат пылал» (В.В.Маяковский). Литота: «мужичок с ноготок».

Аллегория – конкретное изображение, сцена, образ, предмет, который наглядно представляет отвлеченную идею. Роль аллегории – навести на подтекст, вынудить искать скрытый смысл при чтении. Широко используется в басне.

Алогизм – намеренное нарушение логических связей в целях иронии.  «Был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». (Салтыков-Щедрин). Автор намеренно смешивает в перечислении логически разнородные понятия.

Гротеск – особый прием, соединение гиперболы и метафоры, фантастическое сюрреалистическое описание. Выдающимся мастером русского гротеска был Н.Гоголь. На использовании этого приема построена его повесть «Нос». Особое впечатление при чтении этого произведения производит сочетание абсурдного с обыденным.

Диалог

Диалог является хорошим средством для отображения психотипа героев произведения. Читатель в них зачастую видит вторичное описание личности, характера, социального статуса, оценку поступков одного персонажа, отраженное сознанием другого героя этого же произведения. Таким образом читатель получает возможность как углубленного восприятия персонажа (в узком смысле), так и понимания особенности социума в произведении, созданном писателем (в широком смысле). Литературные приемы автора в диалогах — это высший пилотаж. Именно в них (пример тому — творчество Виктора Пелевина) получаются наиболее яркие художественные открытия и обобщения.

Однако использовать диалог следует с двойной осторожностью. Ведь если переусердствовать, то произведение становится неестественным, а сюжет — грубоватым

Не стоит забывать, что основная функция диалогов — коммуникация персонажей произведения.

Сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя

Одним из важных литературоведческих приемов является сопоставление текста одного художественного произведения с текстами других произведений автора. Этот прием может быть использован для достижения разных целей. Когда мы сравниваем произведения одного автора, мы можем раскрыть общие основы философии писателя и общие основы его художественного метода. Например, если сопоставить два произведения Жуковского «Море» и «Вечер», мы приходим к выводу, что идеальным состояние мира для Жуковского является гармония всего на земле. Недостижимость этой гармонии рождает в душе поэта печальные чувства.

Другим примером может послужить сопоставление стихотворений А.С. Пушкина, написанных в начале обучения в лицее, например, «Пирующие студенты», со стихотворением, посвященным последней лицейской годовщине «Была пора…». Здесь мы видим, как углубляется осознание дружбы и товарищества в душе поэта. Мы видим, как меняется художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина.

20 ноября — Александр, Алексей, Афанасий, Богдан, Валерий, Василий, Вениамин, Георгий, Григорий, Евгений, Егор, Иван, Илларион, Кирилл, Константин, Максим, Михаил, Николай, Павел, Сергей, Теодор, Федор.

Примеры в поэзии

В отличие от прозы противопоставления в поэзии более прямые. Они не прячутся «между строк», их не надо додумывать – все находится на поверхности. Например, Александр Сергеевич Пушкин в «Евгении Онегине» так описывает отношения Онегина и Ленского:

Они сошлись: волна и камень,Стихи и проза, лед и пламеньНе столь различны меж собой.

А у Лермонтова есть строчки, которые давно стали «крылатыми»:

Все это было бы смешно,Когда бы не было так грустно.

Марина Цветаева нередко использовала антитезы в своих произведениях:

Полюбил богатый — бедную,Полюбил учёный — глупую,Полюбил румяный — бледную,Полюбил хороший — вредную:Золотой — полушку медную.

Благодаря резкости сравнения различных предметов, антитеза широко использовалась в поэзии начала XX века.

Например, у Владимира Маяковского. Он строил на этом приеме целые произведения, противопоставляя ценности царского режима и большевиков, правителей и рабочего класса.

Наша сила — правда,ваша — лаврьи звоны.Ваша — дым кадильный,наша — фабрик дым.Ваша мощь — червонец,наша — стяг червонный.Мы возьмём,займёми победим.

Это отрывок из стихотворения «Киев». И, как видно, оно носит явно декларативный характер и могло бы служить даже политическим лозунгом или материалом для агитационных программ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector