Парные согласные звуки
Содержание:
- Что значит ПАРНЫЙ ТВЁРДЫЙ?
- Причины и особенности
- Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
- Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
- Что мы узнали?
- Тест по теме
- Что такое звонкие согласные звуки?
- Проблемы правописания
- Что мы узнали?
- Парные по твердости-мягкости
- ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.
- Звуки речи
- Мягкие и твердые согласные звуки
- Согласные звуки
- Парные по звонкости/глухости
- Детские стихи для лучшего освоения материала
- Правило встречается в следующих упражнениях:
- Парные согласные по звонкости-глухости
- Закрепляем знания
- Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины
- Что такое парные согласные?
- Учим ребенка говорить букву “р”
- Еще примеры
Что значит ПАРНЫЙ ТВЁРДЫЙ?
Фонетический разбор слова ДОМ правильный ответ: д — — согласный, парный звонкий, парный твёрдый о — — гласный, ударный м — — согласный, непарный звонкий, парный твёрдый
Мы же в своё время разобрали бы так:
д — — согласный, парный, звонкий, твёрдый о — — гласный, ударный м — — согласный, непарный, звонкий, твёрдый
Как это – М – парный твёрдый?
Страна Мам → Что значит ПАРНЫЙ ТВЁРДЫЙ?
Фонетический разбор слова ДОМправильный ответ:д — — согласный, парный звонкий, парный твёрдыйо — — гласный, ударныйм — — согласный, непарный звонкий, парный твёрдый Мы же в своё время разобрали бы так: д — — согласный, парный, звонкий, твёрдый Читать полностью |
Всемирный день учителя как пишется
+20 Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)”> Зарегистрируйтесь и получите возможность оценивать материалы, общаться в комментариях и многое другое!’)”> | Poluton | 12.03.2018 | 588 | 6 | 64 комментария |
Причины и особенности
Наверняка для многих не станет открытием, что кислый привкус во рту может быть после употребления кислых продуктов, например, лимонов.
Это самая безопасная и простая причина, которая не требует лечения, и послевкусие исчезает через несколько часов или уже через 5-10 минут после чистки зубов пастой, зубной нитью или применением мятного ополаскивателя для полости рта.
В худших случаях кислый привкус во рту после еды появляется при некоторых заболеваниях.
- Реакция на стоматологические манипуляции. После установки брекетов, протезов, имплантов или коронок может обнаруживаться этот симптом, но его особенность состоит не в чистом кислом привкусе, а некоем ощущении кислоты и присутствии металлического вкуса.
- Заболевания пищеварительной системы. По частоте встречаемости всевозможные гастриты и язвы занимают едва ли не главенствующее положение. Хронический гастрит с повышенной кислотностью характеризуется появлением кислого привкуса во рту после еды и обычно сопровождается изжогой, вздутием, газообразованием и болью в животе в течение 1-2 часов после приема пищи.
- Гастро-эзофагальная рефлюксная болезнь. Признаки этого недуга схожи с гастритом, однако, в этом случае кислый привкус появляется при резкой смене положения тела: например, если человек сразу лег после еды.Заболевание связано со слабостью мышцы, которая контролирует работу пищевода и желудка и одновременно выступает их границей. Если мышца работает плохо, то, что уже должно быть в желудке, выбрасывается обратно в пищевод. Как правило, сопутствующим симптомом является изжога.
-
Панкреатит. Это опасное заболевание, при котором в органах брюшины развивается острый воспалительный очаг, и его содержимое (например, гной) выливается наружу. Зачастую панкреатит является осложнением упущенного аппендицита, когда отросток разрывается.Панкреатит развивается почти молниеносно и сопровождается острыми болями в животе, жидким темным стулом, тошнотой и газообразованием.
Обострение наступает при чрезмерном употреблении алкоголя, копченостей, острой пищи и фастфуда. Если при этом состоянии не обратиться к врачу, может наступить летальный исход. - Воспаления пародонта. Пародонт — это мягкие ткани ротовой полости (десны, ткань вокруг зуба). Для того, чтобы случилось воспаление, необходимо создать во рту условия для активного размножения бактерий. Эти условия создаются очень просто у сладкоежек: большое количество простых углеводов — рай для болезнетворных микроорганизмов, которые начинают активно размножаться и поражать мягкие ткани ротовой полости.При этом десны могут выглядеть воспаленными (отечность, покраснения), зубы оголяются, повышается чувствительность, кровоточивость десен, болезненность при чистке зубов.
- Сахарный диабет. Увеличение количества глюкозы в крови напрямую не связано с кислым привкусом во рту, но одно может вытекать из другого, если человек может похвастаться хорошим состоянием зубов. В таком случае стадия воспаления зубов пропускается, и кислый привкус во рту свидетельствует о протекании сахарного диабета.Диагностика редко показывает именно это заболевание, но лучше перестраховаться и сдать кровь на сахар.
- ЛОР-заболевания. При хронических воспалениях носоглотки (рините, фарингите) вкусовые ощущения могут меняться совершенно неожиданно. Иногда возникает кислый привкус во рту после еды.
- Язвенная болезнь. При язве желудка или 12-перстной кишки часто возникает тяжесть после еды, боль в животе, беспокоит частый жидкий стул темно-коричневого или черного цвета, тошнота и рвота. Требуется срочное медицинское вмешательство, поскольку может обнаружиться внутреннее кровотечение.
- Грыжа пищеводного отдела диафрагмы. Внутри организма происходит все то же самое, что и при гастро-эзофагальной рефлюксной болезни, отличие лишь в причине. При грыже происходит смещение органов пищеварения, что и способствует запросу содержимого желудка в пищевод.
- Кандидоз. Это заболевание, известное в народе как молочница. Грибок может поражать не только женские половые органы, но и ротовую полость. Одним из симптомов инфекции является кислый привкус во рту.
- Гормональный сбой. Данная причина очень часто обнаруживается у беременных женщин, а так же женщин в период климакса. Изменение гормонального фона (выброс эстрогена в кровь, изменение пищевых привычек) тоже может стать причиной кислого послевкусия во рту.
Следует сказать, что данными причинами симптом не ограничивается. Кислый привкус во рту может присутствовать при заболевании практически всех внутренних органов:
- печени;
- почек;
- желчного пузыря;
- слюнных желез.
Но в данных случаях обычно неприятная кислость в ротовой полости не связана с приемом пищи. Если же человек не обращал внимания на это, у него снижена вкусовая чувствительность или он постоянно жует жвачку, заметить кислый привкус может только после еды. Именно поэтому нужно обращаться к врачу и проходить диагностику.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).
Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
- ,
- ,
- ,
- ,
- .
Иногда не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
звонкие |
б |
в |
г |
д |
ж |
з |
й |
л |
м |
н |
р |
– |
– |
– |
– |
глухие |
п |
ф |
к |
т |
ш |
с |
– |
– |
– |
– |
– |
х |
ц |
ч |
щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук .
В этой статье мы рассматриваем лишь русские звуки речи. В других языках распределение по парам может быть иным. Например, в тибетском языке имеется глухая пара к звонкому .
Буквы, которые обозначают мягкие и твердые согласные звуки
Буквы б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут обозначать и твердые, и мягкие согласные звуки. Это отражается в следующей таблице:
Буквы |
Звуки |
б |
, |
в |
, |
г |
, |
д |
, |
з |
, |
к |
, |
л |
, |
м |
, |
н |
, |
п |
, |
р |
, |
с |
, |
т |
, |
ф |
, |
х |
, |
Согласные буквы, представленные выше, называются парными по мягкости и твердости.
При сравнении слов мама () и мята () можно прийти к выводу, что на письме в обоих словах используется одна и та же буква – м, но произнесение звуков разное. Только во втором случае согласный звук является мягким. Данный пример показывает взаимосвязь согласной буквы и гласной буквы, стоящей за ней.
Что мы узнали?
Мягкие согласные звуки характеризуются тем, что при произнесении средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Именно это позволяет определить мягкость согласного звука. Мягкие согласные звуки на письме обозначаются согласными буквами, на транскрипции используется знак ’. Мягкость согласных звуков выражается благодаря указывающим на мягкость согласных звуков гласным буквам я, е, ё, и, ю и мягкого знака. В русском языке есть буквы, которые всегда обозначают мягкий согласный звук: й, ч, щ. Следующие буквы могут обозначать мягкие и твердые звуки: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х.
Тест по теме
-
Вопрос 1 из 5
Укажите верное утверждение.
- В русском языкознании нет термина «мягкие согласные буквы»
- В русском языкознании нет термина «мягкие согласные звуки»
- Термин «мягкие согласные буквы» равнозначен термину «мягкие согласные звуки»
- В русском языкознании есть только термин «мягкие согласные»
Начать тест(новая вкладка)
Что такое звонкие согласные звуки?
Наша речь состоит из законченных по смыслу и интонационно отрезков, которые называются предложениями. Каждое предложение строится из отдельных слов, а слова в свою очередь состоят из звуков. Звук является минимальной единицей речи, как слово и предложение.
Звуки по своему качеству бывают разные. Те звуки, в образовании которых участвует только голос, так и называются — гласные. Это звуки , , , , , , которые произносятся открытым голосом. Остальные звуки нашей речи являются шумными. Но шумят они по-разному. Те звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, являются звонкими. При их образовании воздух проходит через голосовые связки на выдохе и заставляет их дрожать, вибрировать. Эту вибрацию голосовых связок можно ощутить, если положить руки на горло. Если заткнуть уши, то при произношении звонких согласных возникает звон в ушах. При произношении глухих согласных, которые состоят только из шума, такого колебания голосовых связок и звона в ушах не ощущается.
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки речи, в образовании которых шум преобладает над голосом.
В фонетике русского языка насчитывается 20 звонких звуков, которые в письменной речи обозначаются 11 буквами:
- буква «б» — это звуки или
- «в» — или
- «г» — или
- «д» — или
- «ж» —
- «з» — или
- «й» —
- «л» — или
- «м» — или
- «н» — или
- «р» — или .
Большинство букв, обозначающих звонкие согласные, находятся в начале алфавита. Как видим, многие звонкие согласные образуют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Проблемы правописания
В словах с парными по звонкости-глухости согласными довольно просто допустить ошибку, если слышится один звук, а писать нужно другой. Сложности могут возникнуть, когда парный согласный стоит перед глухим или им оканчивается слово (тетрака, хле).
Для правильного выбора парного согласного при написании слова спорные звуки необходимо проверить. В сложных случаях слово изменяют или подбирают однокоренное таким образом, чтобы парный согласный оказался перед гласным звуком (или перед сонорным: перед й, м, н, р, л).
Можно использовать разные способы подбора проверочных слов:
-
Изменить на множественное число:
зуб – зубы, поезд – поезда; -
Заменить на уменьшительно-ласкательное:
грядка – грядочка, хлеб – хлебушек; -
Подобрать однокоренное прилагательное:
морковь – морковный, труд – трудный; -
Изменить по принципу маленький – большой:
сугроб – сугробище, шубка – шуба; -
Использовать для изменения слово «нет»:
велосипед – нет велосипеда, сторож – нет сторожа.
Что мы узнали?
Чтобы у младших школьников (1 – 3 класс) не возникло трудностей при изучении парных согласных, мы перечислили все звуки, которые имеют пару по твердости-мягкости или звонкости-глухости. Узнали, какие согласные звуки всегда являются непарными (, , , ). Выяснили способ проверки правильного написания парных согласных (проверочное слово).
-
Вопрос 1 из 10
Начать тест(новая вкладка)
Парные по твердости-мягкости
Парными согласными звуками являются те, которые соотносятся по одному из признаков:
- Твердость-мягкость;
- Звонкость-глухость.
Рассмотрим каждый из вариантов.
Все согласные звуки делят на:
-
Твердые (выговаривают твердо):
, , , , , , , , , , , , , , , , , ; -
Мягкие (выговаривают мягко, используя дополнительную артикуляцию):
, , , , , , , , , , , , , , , , , .
Из них не имеют пары по твердости-мягкости (считаются непарными):
-
Всегда твердые:
, , ; -
Всегда мягкие:
, , .
Остальные являются парными.
Особенности русского языка таковы, что согласных букв в нем существует 21, а вот звуков – уже 36. Именно парные по твердости-мягкости согласные звуки являются причиной этой разницы (на письме они отображаются одной буквой).
ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ч.
Упражнения артикуляционной гимнастики те же (см. Ш, Ж).
Ч – согласный, ротовой, смычно-щелевой, переднеязычный, глухой, мягкий..
Нормальная установка при произнесении звука.
- 1) Кончик языка поднят к передней части нёба (к альвеолам). Боковые края
языка прижаты к верхним коренным зубам. При выдыхании кончик языка резко отскакивает
от нёба, а напряжённые края языка расслабляются. - 2) Губы слегка выдвинуты вперёд и округлены.
- 3) Зубы сближены либо сомкнуты.
- 4) Воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; на ладони, поднесённой
ко рту, ощущается тёплый поток воздуха. - 5) Звук ч глухой и мягкий.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Первоначально необходимо опробовать возможность постановки звука на слух, по
подражанию. Обучающий произносит звук, слоги, слова, а ребёнок повторяет. Если звук
по подражанию не получается, необходимо перейти к выполнению комплекса упражнений..
Упражнение. Произнесение звука, имитирующего звук Т.
1) Открыть рот. Кончик языка упереть в альвеолы (но не в верхние зубы). Зубы
открыты на расстояние ширины пальца. Губы открыты и напряжены, углы губ немного
растянуты. Вдохнув, с силой дуть воздух. При этом кончик языка резко отскакивает
от альвеол, а края языка отходят от верхних коренных зубов. Слышится глухой твёрдый
звук, имитирующий звук т. То медленно, то быстро произносить этот имитирующий
звук. Произнесение нормального звука т отличается от имитирующего тем, что
кончик языка упирается в верхние передние зубы.
Во избежание ошибки голос не включать. На ладони руки ощущается тёплая струя
воздуха, выходящая толчком.
Примечание. Кончик языка упирается не в альвеолы, а в верхние зубы. Хотя при
этом также будет слышаться звук т, но язык работает неправильно, цель упражнения
не достигается. Положение кончика языка хорошо проверяется с помощью двух зеркал.
2) Повторять предыдущее упражнение при немного округлённых губах и сближенных
зубах.
Упражнение. Произнесение звука ч, переходного от звука, имитирующего звук
т.
1) Открыть рот. Поднять кончик языка к альвеолам. Плотно прижать боковые края
языка к верхним зубам (язык присосать к нёбу). Чтобы язык присасывался к нёбу, полезно
упражнение «цоканье». Обучающий большим и указательным пальцами надавливает (снизу
вверх) на края языка ребёнка. Между пальцами видна натянутая «уздечка». Глубоко
вздохнув, сильным выдыхательным толчком произносить звук, имитирующий звук т. Будет
слышаться звук ч. Края языка не должны отрываться от верхних коренных зубов и ослабляться.
Воздух выходит посредине языка, когда кончик языка резко отскакивает от альвеол.
Расстояние между зубами в упражнении равно ширине пальца. Зубы не закрыты губами.
Примечание. В момент выдыхания вместе с кончиком языка отходят и его края, вместо
звука ч слышится звук, имитирующий звук т; для исключения этого обучающий
должен крепче прижимать пальцами края языка к нёбу; кончик языка упирается в верхние
зубы, а не в альвеолы, и может слышаться звук т.
2) Повторять упражнение с помощью пальцев, но самостоятельно.
3) Выполнять упражнение без использования пальцев. Зубы в упражнении сближены,
губы выдвинуты вперёд и округлены.
Примечание. Допускается произнесение (чтение) слогов и слов с использованием
пальцев. При чтении слов пальцы используются только для произнесения слогов со звуком
ч.
При постановке аффрикаты ч логопед предлагает ребёнку произносить слог ать и
в это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к
альвеолам верхних резцов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы
рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо слога ать слышится
ач, вместо оть — оч, вместо уть — уч и т.д. По мере того как ребёнок закрепляет
этот звук в своем кинестетическом и слуховом представлении, он начинает произносить
его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых слогах, а затем
в словах и фразах. Кроме того, необходимы устные и письменные упражнения на дифференциацию
этого звука и звуков с и ц.
Звуки речи
Разговаривая между собой или читая вслух, мы произносим слова. Наша речь состоит из слов. Каждое слово складывается из звуков.
Звук — это минимальная единица речи. Звуки речи отличаются от букв тем, что звуки произносятся, а буквы пишутся. С помощью букв передаются звуки на письме. Звуки создают фонетическую оболочку слова, которую мы слышим и можем сами воспроизвести с помощью органов речи.
Друг от друга звуки речи отличаются способом образования. Одни звуки произносятся так, что воздух свободно проходит между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять своё очертание. Так образуются гласные звуки , , , , , . Они состоят только из голоса. Другие звуки речи, и их гораздо больше, формируются иначе. При их образовании выдыхаемый воздух встречают на своём пути различные препятствия при смыкании и размыкании органов речи и выходит через рот либо через нос. При этом возникает характерный для каждого звука шум. Так образуются согласные звуки:
, , , , , и пр.
Согласные звуки являются шумными, так как формируются с помощью шума. Большинство этих звуков речи являются парными согласными.
Мягкие и твердые согласные звуки
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. Она содержит твердые и мягкие согласные.
В момент произношения мягкого звука язык сильнее прижимается к небу, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя высвобождению воздуха. Этим и отличается друг от друга твердый и мягкий согласный звук. Для того чтобы на письме определить, относится ли согласный звук к мягким или твердым, следует посмотреть на букву, стоящую сразу после конкретной согласной.
Согласные звуки относят к твердым в таких случаях:
- если буквы а, о, у, э, ы следуют после них – , , , , ;
- после них стоит другой согласный звук – , , ;
- если звук стоит в конце слова – , , .
Мягкость звука записывается в виде апострофа: моль – , мел – , калитка – , пир – .
Следует отметить, что звуки , , всегда мягкие, и твердые согласные — только , , .
Согласный звук станем мягким, если после него стоит «ь» и гласные: я, ё, ю, и, е. Например: ген – , лён – , диск – , люк – , вяз – , трель – .
Согласные звуки
Согласные звуки составляют более многочисленную группу фонетического строя русского языка. Их насчитывается 36. По сравнению с гласными согласные звуки имеют другое качество. Они произносятся приглушенно и образуются с небольшим участием голоса, к которому обязательно присоединяется шум. Шум возникает, если при произношении согласного звука струя воздуха встречает препятствие в виде приподнятого языка, трется об стенки щёк, в результате смыкания и размыкания губ и пр.
Определение
Согласные звуки — это звуки, в образовании которых участвует шум.
По степени участия голоса и шума согласные звуки делятся на сонорные и шумные.
Сонорные звуки — это звуки, в образовании которых минимален шум, а преобладает голос.
Перечислим сонорные звуки:
, , , , , , , .
По соотношению голоса и шума шумные согласные также делятся на две группы:
- звонкие согласные;
- глухие согласные.
Звонкие согласные звуки
По сравнению с сонорными у звонких согласных при их образовании шум преобладает над голосом. В русском языке звонкими являются звуки:
, , , , , , , , , , .
Они составляют пары по признаку твердости- мягкости:
- —
- —
- —
- —
- — .
Только звонкий согласный является всегда твёрдым и не имеет пары по мягкости:
- жёрнов
- жи́ла .
Глухие согласные звуки
В образовании глухих согласных звуков участвует только шум. В фонетике русского языка различают 16 глухих согласных звуков. Буквы, обозначающие глухие звуки, находятся во второй половине русского алфавита. Перечислим глухие согласные звуки:
, , , , , , , , , , , , , , , .
Большинство звонких и глухих звуков составляют пары, совпадающие по остальным фонетическим признакам. Таких пар согласных, различающихся только по признаку звонкости/глухости, можно указать 11:
- —
- —
- —
- —
- —
- —
- —
- —
- —
- —
- — .
Только пять шумных глухих согласных , , , , не имеют парных звонких согласных.
Скачать статью: PDF
Рубинчик Людмила Ивановна
Парные по звонкости/глухости
В алфавите насчитывается 21 согласных букв, которые обозначают 37 согласных звуков.
Многие согласные звуки образуют пары по звонкости/глухости. Такие согласные звуки могут озвончаться или оглушаться в зависимости от положения в словах.
Все звонкие согласные звуки состоят из шума и голоса, все глухие согласные звуки – только из шума.
Перечислим парные согласные звуки по звонкости/глухости с помощью таблицы «Глухой/звонкий согласный звук»:
Звонкие согласные звуки |
Глухие согласные звуки |
Правильное написание парных согласных по звонкости/глухости – орфограмма, требующая проверочное слово.
Приведем примеры: слово «зуб» произносится с глухим согласным звуком как ; слово «зубы» произносится со звонким согласным звуком как .
Детские стихи для лучшего освоения материала
Буквы ровно 33 в русском алфавите,
Чтоб узнать, сколько согласных —
Десять гласных отнимите,
Знаки — твердый, мягкий —
Сразу станет ясно:
Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные бывают очень разные,
Но вовсе не опасные.
Если произносим с шумом, то они глухие.
Если голос ярко слышен, значит, звонкие такие.
Звуки согласные гордо говорят:
Они по-разному звучат.
Твердые и мягкие
На деле очень легкие.
Одно простое правило запомни навсегда:
Ш, Ц, Ж — тверды всегда,
А вот Ч, Щ, Й — только мягки,
Как кошачьи лапки.
А другие смягчим так:
Если добавим мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой же хитрый знак такой!
А если мы добавим гласные И, Я, Ё, Е, Ю,
Получим мягкую согласную.
Знаки-братья, мягкий, твердый,
Мы не произносим,
Но чтоб слово изменить,
Их помощи попросим.
Всадник скачет на коне,
Кон — используем в игре.
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 2,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 3,
Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 212,
Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 100,
Полякова, Учебник
Упражнение 109,
Полякова, Учебник
Упражнение 11,
Чуракова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 4,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник
2 класс
Упражнение 24,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 27,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2
Упражнение 19,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 21,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 25,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 29,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 2
Упражнение 27,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 22,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 24,
Полякова, Учебник, часть 2
Упражнение 120,
Полякова, Учебник, часть 2
3 класс
Упражнение 209,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1
Упражнение 92,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1
Упражнение 42,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 46,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 196,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 202,
Полякова, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
4 класс
Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 8,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1
Упражнение 433,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2
5 класс
Упражнение 284,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 287,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 289,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1
Упражнение 187,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 33,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 34,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 19,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение Задачка стр. 20,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 36,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
Упражнение 41,
Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Александрова, Учебник, часть 1
7 класс
Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Парные согласные по звонкости-глухости
Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:
- б-п,
- в-ф,
- ж-ш,
- г-к,
- з-с,
- д-т.
Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:
- мягкий – мягок,
- зуб-зубы.
В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.
Закрепляем знания
Можно закрепить пройденный материал, попросив малыша самого составить и заполнить такую таблицу. Так подключится еще и моторная память.
Хорошим способом научиться различать согласные может стать игра в «расселение» звуков по «квартирам» в нарисованном «домике». Скажем, звонкие непарные – по квартирам с синими окнами, парные – с желтыми и оранжевыми, непарные глухие – с зелеными.
Полезно поискать разные буквы в словах. Можно приводить ребенку примеры слов с глухими согласными, затем – со звонкими, показать, что на конце слов могут стоять как те, так и другие. Можно показать, как волшебница Фонетика превращает глухой в звонкий и наоборот.
Пусть табличка, нарисованная ребенком, всегда висит у него перед глазами, чтобы он мог периодически возвращаться к ней, повторять материал. Для ребенка, прежде всего, это будет игра, но с ее помощью он изучит важную тему, которая ему очень пригодится для учебы.
Почему ребёнок не выговаривает звук «р»: причины
Перед тем, как сделать выводы о причине, почему ребёнку сложно произносить звук р, нужен осмотр речевого аппарата, проверка слуха, а иногда и консультация невропатолога:
Короткая подъязыковая уздечка. В пять лет её длина достигает 7-8 мм. Такие размеры позволяют языку подняться. Если она утолщённая и короткая, специалист предлагает упражнения на растяжение или отправляет на подрезание.
Нарушен алгоритм произношения — неправильная автоматизация звука “р” в словах: вместо “р” говорит “л” или шипящие. Если малышу проще вставлять в слова “л”, чем произносить букву “р”, процесс постановки правильного звука пройдёт быстрее: алгоритм произношения похож. Если же ребёнок заменяет на шипящие, нужна проверка фонематического слуха.
Ребёнок не слышит отдельные звуки — нарушен фонематический слух. Ему трудно их различить, поэтому подменяет их или вовсе пропускает. Причины такого нарушения — проблемы с ЦНС, перенесённые аденоидит и отит.
Артикуляционные аппарат находится в тонусе или полностью расслаблен. Губы, щёки и язык напряжены или недостаточно подвижны. И то, и другое мешает ребёнку научиться правильно выговаривать букву “р”. Тогда логопед предлагает артикуляционные упражнения.
Проблемы с поведением
Чтобы научить ребенка выговаривать букву, от специалиста нужно умение заинтересовать упражнениями для буквы р, а малыш должен уметь удержать внимание на процессе тренировок. Расторможенность или пассивность не дают ему сконцентрироваться
Причины — неврологические расстройства или нездоровая атмосфера в окружении ребёнка, который лишён тесного душевного контакта с родителем.
Горловое произношение. Вместо напряжения языка и уздечки, у ребёнка вибрирует гортанный язычок. При горловом произношении говорят, что ребёнок картавит. Коррекция сложная по 2 причинам: родители обращаются поздно из-за того, что не различают языковый и горловой звук, а также потому что нужна не просто артикуляционная гимнастика для постановки р звука, а поэтапно обучить проговаривать его по новому алгоритму.
Что такое парные согласные?
Согласные звуки состоят из шума и голоса или только из шума. В зависимости от соотношения голоса и шума в русском языке различают
- звонкие согласные
- глухие согласные
Звонкие согласные состоят из шума и голоса. При их произношении напряжённые голосовые связки колеблются под напором выдыхаемого воздуха: , , , , , .
ОпределениеЗвонкие согласные — это шумные звуки, в образовании которых участвует шум и голос.
И напротив, в речи существуют согласные звуки, которые формируются полностью из шума:
, , , , , , , , , .
При прохождении выдыхаемого воздуха голосовые связки не вибрируют. Голос совершенно не участвует в их рождении. Эти согласные звучат приглушённо.
ОпределениеГлухие согласные — это шумные звуки, в образовании которых отсутствует голос.
Многие шумные согласные похожи по фонетическим характеристикам, кроме признака глухости/звонкости. С этой точки зрения такие похожие по способу образования звонкие и глухие согласные образуют между собой пары.
Запишем звонкие согласные вертикально слева в соответствии с их местами в алфавите. Так легче их будет запомнить. И приведём справа парные глухие согласные.
Наглядно продемонстрируем парные согласные в следующей таблице.
И только сонорные согласные , , ,,, не имеют парного глухого согласного, а глухие согласные , , , — парного звонкого согласного. Это непарные звонкие и глухие согласные.
Парные звонкие и глухие согласные помогут различать слова:
- пар — бар;
- кол — гол;
- тоска — доска;
- жар — шар.
Парные согласные также различаются по признаку мягкости/твёрдости.
Понаблюдаем:
- ворон — верёвка
- долина — дерево
- гомон — герб
- сок — село́ .
Только всегда твёрдые парные согласные и не имеют соответствующих мягких согласных:
- жёлудь
- прожо́рливый
- шо́рох
- шёлк .
Если же парные согласные находятся в середине или в конце, то они ведут себя по-разному. В зависимости от того, какой звук находится рядом, происходит фонетический процесс озвончения или оглушения. Из-за этого возникают затруднения в написании слов.
Посмотрим, как меняются парные согласные звуки в конце и в середине слов.
Учим ребенка говорить букву “р”
В занятиях важно использовать комплексный подход:
- регулярно заниматься с логопедом;
- делать упражнения для постановки звука “р” у детей в домашних условиях;
- использовать речевой материал для автоматизации звука “р” в повседневных делах: вместе с ребёнком учить скороговорки на букву р, рассматривать картинки, чтобы был звук и буква “р”.
Заниматься можно и с логопедом, и дома самостоятельно. Если выбран второй вариант, первичная консультация со специалистом обязательна.
Постановка звука “р”
Чтобы ребёнку понять, как научиться говорить букву “р”, сначала нужно освоить, как её выговорить изолированно. На этом этапе происходит знакомство со звуком: узнать, как выглядит буква “р”: раскраска, стихотворения с её изображением.
- Для постановки звука нужно уловить, как он произносится, на что похоже его звучание. Малыш открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминочных упражнениях, и быстро выговаривает «д-д-д». Во время этого попросите его произнести этот звук на сильном выдохе. Это ещё не будет «р», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
- Для следующего упражнения нужен логопедический шпатель. Для начала попросите малыша выговаривать «жжж» с широко открытым ртом. После того, как ребёнок поймёт, как это делать, введите шпатель под язык и помогайте ребёнку раскачивать его влево-вправо. Произношение «жжж» и колебания шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
- Пускай ребёнок произносит слог «зза», отодвигая язык, как можно глубже к горлу. Одновременно введите шпатель также, как в предыдущем упражнении, и помогайте двигать язык из стороны в сторону. Должен получится чёткий звук р.
Как только малыш освоил проговаривание без шпателя, переходите упражнениям на на автоматизацию звука р.
Автоматизация звука “р”
После того, как малышу удалось научиться произносить букву, учат использовать её в слогах. Сначала автоматизация твёрдого и мягкого звука р в слогах и лишь потом переход к следующему пункту.
- Автоматизация звука в словах. Начинать нужно с коротких и переходить к длинным, чтобы ребёнок мог разговаривать, используя такие слова в предложениях.
- Автоматизация звука р в длинных предложениях.
Лишь на этом этапе используют скороговорки на “р”, учат логопедические стихи. Также используйте загадки про букву р, чтобы он её проговаривал в качестве ответа.
Еще примеры
Приведём еще примеры слов. Произнесем слово «зуб», в конце слова слышим звук . Теперь воспользуемся известным нам правилом: поставим слово во множественное число, получим ответ на наш вопрос – «зубы», теперь поставим гласную после согласной буквы и получим такой результат: «зубок», поставим согласную – «зубной». И, наконец, мысленно вставим слово «нет» — «нет зуба».
Еще примеры.
«Голос» — «голосок, голоса, голосистый». Слышим «З» – пишем «С».
«Поезд» — «поезда». Слышим «Т» – пишем «Д».
«Таз» — «тазы, тазик». Слышим «С» – пишем «З».
Еще приведём несколько примеров, но в этом случае рассмотрим слова в середине с такими буквами:
«Глазки» — «глаза, глазок, глазной».
«Тропка» — «тропа, тропинка, тропиночка».
Приведем ряд слов в качестве примеров по пройденному материалу.
- Мама купила мне красную юбку (проверочное слово – юбочка).
- Холод был невыносим ранним утром (проверочное слово – холодок).
- Зимой во дворе ребята играли в снежки (проверочное слово – снежок).
- Кружка молока стояла на столе (проверочное слово – кружечка).
- Мы посетили выставку экзотических животных (проверочное слово – выставить).
- В ящике стола я нашел ржавый гвоздь (проверочное слово – гвозди).
- Сад цветет весной (проверочное слово – сады).
- После драки под глазом у Тараса появился синяк (проверочное слово – синяки).
- В гостях мы ели вкусный салат из огурцов (проверочное слово – салаты).
- Белый голубь сегодня утром сел на моё окно (проверочное слово – голуби).