Спартанская школа воспитания

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4

Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

Спартанские девушки

Воспитание спартанских девочек, как писал Плутарх, было похоже на воспитание мальчиков с той лишь разницей, что физическими упражнениями они занимались, не покидая родительского дома.

Развитие тела и стойкости духа было важно для девочек. Но при этом девушки были в Спарте олицетворением чистоты, отношение к ним мальчиков и мужчин было почтительно-уважительным, почти рыцарским

За внимание красавиц юноши сражались на гимнастических соревнованиях. С юности девушки чувствовали себя полноценными членами общества, гражданками, принимали активное участие в делах общества

Женщины пользовались уважением мужчин, поскольку разделяли их увлечения военным делом, их патриотизм и политические взгляды.

Но при всей общественной активности спартанки во все времена славились во всей Греции своей домовитостью, умением вести хозяйство и сохранять домашний очаг.

Спарта и ее модель воспитания молодежи оставила большой след в мировом военном деле. Считается, что принципы дисциплины спартанского войска использовал при создании своей армии Александр Македонский. Да и современная пехота берет свое начало именно из Спарты.

Современная Спарта – небольшой административный центр на юге Пелопоннеса. Население его не более 20 тысяч человек, и к детям отношение здесь совершенно обычное, их совершенно по-гречески обожают и балуют. О великом прошлом напоминают лишь немногочисленные руины.

↑ Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты.
Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

 

Древняя Спарта фото

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах.
Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная «лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит
Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

Спартанская система воспитания

Слава о воинах Древней Спарты жива и по сей день. Из истории известно, что этот малочисленный народ завоёвывал другие более крупные племена и держал их в подчинении силой оружия. Военное ремесло этого народа было доведено до совершенства и являлось основным родом занятий представителей сильного пола.

Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека её приёмы могут показаться чрезмерно жёсткими, однако в те древние времена методика была очень эффективной. Строгие законы военных дисциплин охватывали всю жизнь мальчиков и юношей, делая из них непобедимых воинов.

Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов. Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено. Возможно, реальный смысл этой легенды заключается в том, что недоразвитых детей просто лишали возможности войти в привилегированное сословие.

Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

  • 7-15 лет;
  • 15-20 лет;
  • 20-30 лет.

После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами. Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению

Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании. Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою

Физическое воспитание в Афинах. Палестры и палестрика

В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.

Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.

Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.

Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.

В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.

Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.

Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.

Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.

Прыгун в длину перед приземлением с альтерами в руках; перед ним педатриб (судья) с розгами (археологическая находка из Аттики, VI в. до н.э.)

В палестрику входили: пентатлон (бег на 1 стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья, метание диска, борьба), кулачный бой, плавание, верховая езда, рукопашный бой, стрельба из лука, панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), езда на колеснице и др.

Бег включал в себя различные его разновидности: бег на 1 стадий (стадий не имел строго определенной длины, так как отмерялся судьями ступнями — 600 ступней) — около 190 м, бег на 2 стадия, бег на несколько стадий, бег на 24 стадия (самая длинная дистанция), бег с оружием, бег с факелами. По свидетельству древнегреческого писателя Лукиана, бегуны состязались на глубоком песке, «…где трудно прочно стоять и нелегко упереться ногами, так как они вязнут в мягкой почве».

Прыжки выполнялись через рвы и другие препятствия с альтерами в руках, которые символизировали оружие. Прыжок, по мнению большинства историков, представлял собой 5-кратный мно-госкок с двух ног.

Метание копья и диска имело прямую связь с военным делом. Метание копья производилось в цель, а диска — на дальность. Причем метание диска выполнялось так, что снаряд летел в вертикальной плоскости, поскольку способ этого движения был полностью заимствован из военного дела. В армии диск был боевым снарядом. Диски весом от 1,7 до 4,5 кг, диаметром от 14 до 21 см изготовлялись из камня, а позже — из металла.

Борьба была распространена в двух вариантах: в первом победа присуждалась тому, кто, устояв на ногах, трижды бросал соперника на землю, во втором борьба проходила в различных положениях до тех пор, пока один из соперников оказывался на спине.

Орхестрика сформировалась из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения. К ней относились игры с мячом для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Эти движения использовались при совершении культовых обрядов и во время публичных зрелищ, они применялись как вводные и дополнительные к основным при занятиях палестрикой.

Морально-волевые качества спартанок

Но не стоит представлять спартанских женщин изнеженными созданиями. Они укрепляли не только тело, но и дух. Не зря вошло в историю напутствие спартанской матери своему сыну: «Со щитом или на щите». То есть — или вернись с победой или погибни с честью (павших воинов приносили на щитах), но в любом случае щит должен быть с тобой, так как считалось даже не позором, а преступлением, если спартанский гоплит бросал свой щит и спасался бегством. Кроме того, из фразы понятно, что для спартанок также было обязательно соблюдать правила лаконичной речи (самоназвание Спарты — Лаконика), уметь выразить сложную мысль в нескольких словах, краснобайство не приветствовалось.

Древние авторы отмечают скромность и добродетельность спартанских женщин, которые, впрочем, не просто сидели по домам под присмотром мужа, но обладали определённой свободой действий и правами, которых не было у жительниц иных греческих полисов. Супружеская верность была для спартанок на первом месте, а взаимоотношения с мужем преследовали не получение чувственного удовольствия, а рождение новых граждан Спарты. Желательно — мальчиков, будущих воинов, но и девочки были желанными детьми и отнюдь не людьми второго сорта. В Спарте не было ничего похожего на культ Диониса, когда хмельные женщины рыщут по окрестностям, предаваясь сексуальным излишествам с первыми встречными, а то и калеча и убивая их в неистовстве.

Спартанки славились хозяйственностью и были полными владычицами в доме. Домашнему хозяйству девушек обучали матери, передавая как свой опыт, так и знания предыдущих поколений.

Спартанки были признанными красавицами, но неизвестны их браки с мужчинами из других греческих полисов. Не потому, что не было желающих, спартанки, воспитанные особым образом, не видели смысла в замужестве с кем-то, кроме спартанца.

20

Heart

5

Wow

4

Poop

2

Love

2

Sad

1

Yay

Haha

Angry

Система воспитания спартанцев

Начиная с седьмого по девятый век до н.э., в Спарте практиковали целую систему воспитания своих детей. Она была утверждена на государственном уровне и касалась сыновей полноправных граждан страны (сюда не относился царский род). Основная цель этой системы это создание сильной и непобедимой армии, которая мужественно будет защищать территорию.

Для ребенка низших сословий пройти путь через эту систему воспитания было сравни подарку и считалось великой привилегией, по окончании которого он имел право на прошение о полном гражданстве.

Система брала свое начало от рождения ребенка. Сразу же после появления на свет малыша забирали и относили к пропасти (ущелье в скалах Тайгета). Там ребенка долго осматривали на предмет его здоровья. Если внешне малыш выглядел слабым и вялым, его без зазора совести сбрасывали в ущелье горы. Если же ребенок выглядел крепышом, то с этого момента из него воспитывали настоящего воина и победителя.

Дорога каждого такого отобранного малыша без исключения к званию воина была тернистой, сложной и тяжелой. Многие испытания заканчивались смертельными случаями. С момента отбора возле ущелья детей укладывали в неудобные, грубые и жесткие люльки. Они не знали материнской заботы и ласки.

Спартанская система физического воспитания

Определение 1

Воспитание — это целенаправленный процесс по передаче подрастающему поколению накопленного опыта.

Основу спартанского воспитания составляло физическое развитие тела, в связи с чем обучению грамоте отводилось несколько меньшее внимание. Достаточным было сформировать у детей первичные элементарные навыки чтения и письма

Основным же было воспитание выносливости, терпимости, стойко переносить различные лишения, боль и холод. Именно закаленное тело спартанского воина являлось конечной целью всей системы воспитания.

Воспитание ребенка начиналось с того момента, когда отец приносил своего новорожденного сына на обозрение старейшин. В процессе осмотра ребенка старейшины решали, кем он будет, если ребенок был крепок физически, то ему позволяли стать полноправным гражданином Спарты, если же ребенок был хил, то его причисляли в ряды рабов. Вне зависимости от того, куда было принято решение отдать ребенка, до 7-ми лет он воспитывался в семье.

Данный обычай в настоящее время кажется диким, но в то время, когда каждый воин был опорой для сохранения свободы народа и суверенитета государства, именно он гарантировал формирование дееспособной армии.

С 7-ми лет мальчиков селили в казарму, где они воспитывались по особой спартанской системе физического и духовного воспитания.

Здоровье укреплялось холодом, дети спали на соломенных тюфяках и не носили теплой одежды вовсе. Смирение формировалось лишениями и голодом, а терпение посредством превозмогания боли. Не всем детям было суждено пройти такие испытания.

Каждый этап воспитания был сопряжен с этапами взросления детей, и соответственно, возрастала физическая нагрузка, а испытания ужесточались.

Для того, чтобы стимулировать молодых людей на тренировки и прохождение испытаний, проводили специальные турниры между воспитанниками. Победителей таких турниров и состязаний громко чествовали и прославляли. Во время соревнований перед воспитанниками ставилась задача – победить любой ценой. Не запрещалось, а напротив, поощрялось нанесений увечий во время борьбы.

В возрасте 15-16 лет, воспитанники получали звание криптиян. Такое звание позволяло юношам принимать участие в военных действиях. Этот период был наиболее ответственным в жизни каждого юноши, так как они все проходили своеобразное посвящение в воины, посредством тяжелых испытаний и участия в военных действий. Воспитанники не просто учились выживать в любых условиях, но и учились самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя необходимым пропитанием и одеждой.

Те воспитанники, которые успешно прошли весь процесс воспитания, имели право приступать к глубокому освоению военного искусства, которое преподавалось на дальнейших этапах воспитания. На последующих этапах воспитания, физические нагрузки являлись неотъемлемой частью жизни воспитанников.

Спартанская система воспитания была предусмотрена не только для мальчиков, но и для девочек. Согласное мнению старейшин, только лишь физически крепкие девочки могли вырасти в физически крепких женщин и родить здоровое и полноценное потомство.

Замечание 1

В Спарте было равноправие полов, которое заключалось в том, что при желании девушка могла вместе с юношами изучать военное искусство и даже принимать участие в военных действиях.

Военно-физическое воспитание в Спарте

Физическая культура Спарты достигла наиболее высокого значения к VI в до н. э. Около 9 тыс. спартанцев, 30 тыс. илотов (полусвободных граждан) и почти 200 тыс. рабов населяли этот полис. Такое соотношение классов способствовало существованию Спарты по образцу военного лагеря. Спартанцы (правящий класс) занимались исключительно военным делом, получая военно-физическую подготовку с раннего детства.

Спартанец-отец обязан был показывать новорожденного ребенка совету старейшин, который оставлял его живым, если тот, по их мнению, был абсолютно здоровым.

До семилетнего возраста физическое воспитание осуществлялось в семье, где основное внимание уделялось закаливанию. После 7 лет детей отбирали у родителей и воспитывали в специальных общественных домах, где, разбив их на группы, с ними занимались государственные воспитатели из наиболее заслуженных вольных граждан

Главное место в воспитании занимала физическая подготовка. Воспитание было суровым. Мальчики получали скудную пищу, ходили босиком и, как правило, без верхней одежды. В ходе выполнения физических упражнений допускались удары ногами, укусы и даже царапание друг друга ногтями. В детской среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год завершался состязаниями в беге, прыжках, метаниях копья и диска, различными обрядовыми танцами. При этом использовались различные мистификации. Например, состязания устраивались перед открытыми могилами героев прошлого. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящением в подростки, в 15-летнем возрасте, был обычай криптий (сокрытие), когда группы численностью 30 — 40 человек под руководством своего воспитателя проходили своеобразные учения в районе мятежных деревень илотов. Название «криптий» связано с тем, что на дома и деревни, считавшиеся наиболее опасными, совершались ночные налеты, жертв уводили и убивали в неизвестном месте.

По истечении испытательного срока (года) 15-летние подростки попадали в группу эйренов. Здесь в основе обучения были строевые занятия и овладение оружием. Базу собственно физической подготовки составляли пентатлон (пятиборье) и кулачный бой. Кулачный бой, а также приемы рукопашной схватки составляли «спартанскую гимнастику». Даже танец служил подготовке воина: по ходу ритмических движений требовалось имитировать поединок с противником, метание копья, манипулировать щитом, чтобы увернуться от камней, которые бросали во время танца воспитатели или другие взрослые.

Достигшие 20-летнего возраста спартанцы снова подвергались испытаниям, а после них переводились в группу эфебов. Систематическое военное обучение продолжалось до 30 лет.

До 20 лет девушек обучали подобно юношам. Когда мужчины уходили в военные походы, обеспечение порядка становилось обязанностью отрядов женщин. Древнегреческий писатель и историк Плутарх так пишет об этом: «…Девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки и чтобы такими же были и рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровыми».

Таким образом, спартанское воспитание в основном было направлено на улучшение военно-физической подготовленности. По этому поводу Плутарх говорил следующее: «…Что касается обучения предметам, то ограничивались лишь абсолютно необходимым. Во всем остальном воспитание было рассчитано на то, чтобы сделать юношей послушными приказаниям, выносливыми в работе, способными сражаться и побеждать». Если идеалом спартанского воспитания был выносливый и мужественный воин, то в Афинах — гармонично развитый в физическом и умственном отношении человек, восприимчивый к прекрасному, обладающий к тому же и красноречием.

  • Назад

  • Вперёд

↑ Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты.
Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались.
Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

 

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами.
Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней

Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.

Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.


Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.


Храм Артемиды

По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах. В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

↑ История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.

 

Древняя Спарта фото

Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

↑ Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу.
Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

 

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Небольшая гендерная разница

Спартанских мальчиков забирали из семей в 7-8 лет, и они росли и жили фактически на казарменном положении до 30 лет, когда им разрешалось завести семью. Юных спартанок из дома не забирали, на этом, фактически и заканчивалось основное различие в методах воспитания. Именно воспитания, а не образования — в Спарте с недоверием относились к учёности, считая её излишней обузой в жизни. А как же Ксенофонт, лидер 10 000 спартанских наёмных гоплитов, написавший «Анабасис» об их пути домой через половину тогдашнего мира? Ксенофонт был афинянином по происхождению, в родном городе его и научили читать и писать.

Впрочем, вернёмся к воспитанию девушек

Государство обращало на них внимание в том же возрасте, что и на юношей — в 7 или 8 лет, когда начинались ежедневные занятия спортивными упражнениями, пишет Плутарх. Как и юноши девушки занимались обнажёнными, поэтому их «спортзалы» были отдельными и находились в довольно укромных местах

Встречались подростки обоего пола только на публичных состязаниях и играх, где демонстрировали свои умения. Слыша от девушек похвалы или насмешки, юноши ещё интенсивнее занимались спортом и воинской подготовкой. Вот и ещё одно отличие — спартанских женщин никто, разумеется, не учил владеть оружием и биться в составе фаланги.

Основные этапы, которые проходили будущие воины

Цель спартанских лагерей, куда попадали чуть повзрослевшие мальчики, – это воспитание сильных, бесстрашных, мужественных воинов. Всю эту систему в Древней Спарте можно условно поделить на три этапа.

Начиная с семилетнего возраста, мальчики уходили в специальные лагеря, которые имели начальную военную направленность, где их обучали этому мастерству. Это был первый этап

Здесь детей учили минимальной грамоте (письмо, чтение), особое внимание уделяли способности слушать собеседника и лаконично высказывать свои мысли. На этом начальном этапе также проходил отбор лучших

Делалось это путем создания искусственных ссор, которые доходили до драк между учениками. Воспитание детей заключалось также в необходимости воровать еду. Но делать это нужно было так, чтобы остаться незамеченным. Те, кому этого сделать не удалось, получали наказание в виде ударов розгами. С каждым годом условия пребывания в лагере становились все жёстче и суровей. В 14-летнем возрасте детей подвергали сложным и мучительным физическим испытаниям. Это было своего рода посвящение в эйрены. До 15 лет детей проверяли в спартанских отрядах.

  • Начиная с 15-ти летнего возраста и до достижения 20 лет, молодых парней учили не только грамоте, но и азам музыки и пения. Но при этом воспитание продолжало ужесточаться. Еда добывалась полностью самостоятельно учениками. Если это по каким-либо причинам у них не получалось, и воспитанник оставался голодным, его жестоко наказывали бечёвками.

    Нередко такие издевательства заканчивались гибелью молодого спартанца. Но те, кто смог добиться успехов в учебе и военном деле, уже к 20 годам посвящали в воины и выдавали полное вооружение.

  • В возрасте 20–30 лет уже возмужавшие спартанцы становились полноправными членами военной общины, владели в совершенстве несколькими видами оружия, хорошо показывали себя в бою.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector