Дизартрия у детей: что делать?

Осложнения

Нарушения в работе нервной системы, которые произошли в результате органического поражения тканей головного мозга и привели к дизартрии, опасны сами по себе.

Также врачи выделяют ряд возможных осложнений речевого расстройства, как отдельного проявления:

  • нарушение коммуникативной функции, приводящее к ограничению общения больного с окружающими и появлению у него проблем с социальной адаптацией;
  • изменения в психической сфере в результате осознания своего дефекта, приводящие к депрессии, неврозам, ипохондрии;
  • попадание пищи в дыхательные пути из-за проблем с глотанием, способное вызвать аспирационную пневмонию;
  • угнетение дыхательной функции на фоне нарушения иннервации гортани, грозящее парезом мышц и асфиксией;
  • бульбарный паралич, возможный при поражении одноименных ядер в продолговатом мозге. Он способен распространяться на центры, регулирующие дыхание и сердечно-сосудистую деятельность, что приводит к угнетению жизненно важных функций.


Патология может спровоцировать депрессию.

Довольно опасна дизартрия в детском возрасте на этапе речевого развития. Она негативно сказывается на физическом состоянии малыша, тормозит его рост, угнетает ряд функций. Помимо всего прочего явление может стать причиной снижения интеллекта, изменения психического портрета, дисграфии и сознательной социальной изоляции.

Артикуляционная гимнастика

Стертая дизартрия устраняется посредством гимнастики, лечение должно проводиться регулярно. Оно укрепляет лицевую мускулатуру, формирует навык правильного произношения, вырабатывает сильный и ровный воздушный поток, необходимый для правильного продуцирования звуков.

Посредством артикуляционной гимнастики:

  • расслабляются напряженные лицевые мышцы;
  • тонизируются органы артикуляции;
  • ставится сильный голос;
  • вырабатывается правильное произношение;
  • укрепляются лицевые и языковые мышцы;
  • улучшается циркуляция крови в лицевых тканях.

При регулярном проведении занятий с логопедом и дома формируется правильное и четкое произношение звуков и слов.

Признаки и причины патологии

Диагностика стертой дизартрии и методы ее коррекции не до конца развиты в современной медицине, несмотря на частотность данного заболевания. Легкая форма заболевания может проявляться не ярко выраженно, в отличии от бульбарной дизартрии.

Симптоматика стертой дизартрии у детей:

  • неловкие движения тела, непопадание в ритм музыки при танце, быстрая физическая утомляемость;
  • такие дети позже своих сверстников начинают крепко держать в руке предметы, учатся писать и держать правильно ручку;
  • наблюдается отсутствие силы в голосе;
  • нарушение артикуляции, смазанная речь: глотание звуков, иногда даже слов;
  • тремор языка;
  • излишняя суетливость и нервозность чада, которая не соответствует психологической обстановке;
  • в игре со своими сверстниками он несколько заторможен и медлителен.

Возможные причины заболевания:

  1. нарушения в перинатальном периоде: сильный токсикоз, гипертония на поздних сроках у будущей матери, несовместимость иммунитетов плода и женщины, инфекционные заболевания;
  2. патологии во время родов: асфиксия младенца, внутричерепная травма;
  3. инфекции у младенца в первый год жизни (ГРИПП, менингит, краснуха и т. д.).

В целом, причиной дизартрии является нарушение мозговой деятельности, которая появляется во внутриутробном периоде, во время родов или в первый год жизни младенца.

Классификация

Диагностика дизартрии

Постановка диагноза начинается с неврологического обследования, консультации логопеда и сдачи лабораторных анализов. К инструментальным методам обследования относятся:

  • МРТ головного мозга;
  • оценка биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ);
  • обследование мышц и периферических нервов (ЭНМГ).

Логопед после осмотра и беседы с пациентом оценивает тонус мышц лица, дыхание. Кроме того, он может попросить больного записать текст под диктовку, прочесть его. Так специалист отметит тембр, интонацию и темповые характеристики речи.

Также специалист сравнивает работу речевого аппарата с общими двигательными нарушениями: способность ребенка удерживать голову, поворачивать ее в разные стороны, стоять, сидеть и ходить. Отдельно оценивается мелкая моторика рук (захват предметов ладонью и пальцами, согласованность действий).

Обязательно проверяют мышление, концентрацию, память, зрительное восприятие. Родственникам больного необходимо будет предоставить информацию о своевременности психического развития. Оценивают пассивные движения и при разговоре. Для этого ребенка просят выполнить различные задания по подражанию. При умеренной дизартрии проверяют пассивный и активный словарный запас, у неговорящих детей – понимание смысла слов и действий, использование мимики и жестов. Также выявляют вид отклонения: что пропускается или заменяется, искажается.

При слабовыраженных симптомах дети могут посещать обычное образовательное учреждение, в остальных случаях нуждаются в обучении в специализированном учебном заведении. Лечить проявления отклонения необходимо в любом случае, самостоятельно они не пройдут. Для получения положительного результата, занятия нужно проводить регулярно до закрепления речевых навыков и восстановления функций артикуляционного аппарата.

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это наиболее распространенная форма заболевания. Она является следствием органического поражения мозга, перенесенного в раннем детском возрасте. В результате энцефалита, интоксикации, опухолевых процессов, родовых травм у детей возникает псевдобульбарный парез или паралич, который обуславливается поражением проводящих нейронов, которые идут от коры мозга к языкоглоточному, блуждающему и подъязычному нервам. По клинической симптоматике в области мимики и артикуляции данная форма заболевания сходна с бульбарной формой, но вероятность полноценного усвоения звукопроизношения при псевдобульбарной форме существенно выше.

Вследствие псевдобульбарного пареза у детей происходит расстройство общей и речевой моторики, нарушается сосательный рефлекс, глотание. Мускулатура лица вялая, изо рта наблюдается слюнотечение.

Выделяют три степени выраженности данной формы дизартрии.

Легкая степень дизартрии проявляется трудностью артикуляции, которая заключаются в не очень точных и замедленных движениях губ и языка. При этой степени также происходят легкие, невыраженные нарушения глотания и жевания. Из-за не очень четкой артикуляции нарушается произношение. Речь характеризуется замедленностью, смазанностью при произношении звуков. Такие дети, чаще всего, испытывают трудности с произношением таких букв, как: р, ч, ж, ц, ш, а звонкие звуки воспроизводятся без надлежащего участия голоса.

Также трудны для детей и мягкие звуки, которые требуют подъема языка к твердому небу. Вследствие неправильного произношения страдает и фонематическое развитие, нарушается письменная речь. А вот нарушения структуры слова, лексики, грамматического строя при данной форме практически не наблюдаются. При легкой степени проявлений данной формы заболевания главным симптомом является нарушение фонетики речи.

Средняя степень псевдобульбарной формы характеризуется амимичностью, отсутствием движений мышц лица. Дети не могут надуть щеки или вытянуть губы. Также ограничены и движения языка. Дети не могут вверх поднять кончик языка, повернуть его влево или вправо и удерживать его в таком положении. Представляет огромную трудность переключение одного движения на другое. Мягкое небо также бывает малоподвижным, а голос обладает назальным оттенком.

Также характерными признаками являются: обильное слюнотечение, затруднение жевания и глотания. В результате нарушений функций артикуляции проявляются довольно тяжелые дефекты произношения. Для речи характерна невнятность, смазанность, тихость. Данная степень выраженности заболевания проявляется нечеткостью артикуляции гласных звуков. Звуки ы, и часто смешиваются, а звуки у и а характеризуются недостаточной четкостью. Из согласных звуков чаще правильно произносятся т, м, п, н, х, к. Такие звуки, как: ч, л, р, ц воспроизводятся приближенно. Звонкие согласные чаще заменяются глухими. В результате перечисленных нарушений речь у детей становится совсем неразборчивой, поэтому такие дети предпочитают молчать, что приводит к потерям опыта речевого общения.

Тяжелая степень данной формы дизартрии называется анартрия и проявляется глубоким мышечным поражением и полным обездвиживанием речевого аппарата. Лицо у больных детей маскобразное, рот постоянно открыт, а нижняя челюсть отвисает. Тяжелая степень характеризуется затруднением жевания и глотания, полным отсутствием речи, иногда бывает нечленораздельное произношение звуков.

Диагностика дизартрии у детей

При речевых нарушениях ребёнка в первую очередь необходимо сводить на консультацию к неврологу, который проведёт необходимые исследования и сможет правильно диагностировать дизартрию. Помимо неврологических тестов и регистрации объективных данных врач невролог назначит:

  • электроэнцефалографию

  • электромиографию или электронейрографию

  • эхо-исследование или МРТ головного мозга

  • трансканальную магнитную стимуляцию


После получение результатов этих исследований ребёнок направляется на консультацию к логопеду, который также проведёт логопедические пробы для определения формы и степени заболевания.

Рекомендации к проведению занятий

Произношение звуков правильно только кажется простым занятием. Ребенок с нарушениями двигательных функций языка, губ, щек нет возможности сделать это легко. Мешает дисфункция органов, их неподвижность. Артикуляционная гимнастика направлена на тренировку речевых мышц, отработку конкретных положений всех элементов аппарата, закрепление навыка четкого говорения.

Чтобы логопедические занятия с применением гимнастики были более эффективными, не обойтись без рекомендаций профессионалов:

  1. Заниматься необходимо ежедневно 3-4 раза по 5 минут, чтобы навык закреплялся основательно. Дошкольнику на начальном этапе коррекции предлагайте не более 3 разных упражнений в день.
  2. Одно задание выполняется 5-7 раз.
  3. Удержание позы по 10-15 секунд.
  4. Составляя план занятий, соблюдайте правило: от простого к сложному.
  5. Начинайте урок с упражнений для губ, затем приступайте к тренировке губ, щек и языка.
  6. Пользуйтесь зеркалом, чтобы ребенок видел свое лицо в отражении и контролировал выполнения заданий самостоятельно.
  7. Во время урока ребенок должен сидеть с прямой спиной, расслабленными конечностями.
  8. Переходите к новым упражнениям после отработки уже предложенного материала. При затруднениях лучше остановиться и дополнительно повторить плохо усвоенные позы органов.
  9. Занятия проводите в игровой форме, эмоционально. Давить на малыша морально, заставлять заниматься нельзя.

Комплекс упражнений по коррекции дизартрии включает в себя несколько блоков. Это тренировка губ, щек и губ одновременно, а также задания для работы с нижней челюстью. Набор игр для речевой мускулатуры для каждого блока урока естественно будет разным.

Симптомы и проявления

Ребенок с дизартрией говорит, а у окружающих складывается впечатление, что он «каши в рот набрал». Его слова неразборчивы, произношение нечеткое, непонятное. Нарушение состояния мышечной составляющей аппарата речи не обеспечивает четкости и разборчивости в произношении. При этом у ребенка проявляются и дополнительные признаки нарушения состояния речевых нервных окончаний.

Мышцы вполне могут быть расслаблены или избыточно напряжены, ребенок нередко производит впечатление напряженного в целом, ведь редко напрягается язык и остается расслабленной, например, шея или губы. Потому при спастической форме зажимы распространяются и на мышцы шеи, губы ребенка плотно смыкаются, лицевые мышцы напряжены.

Если дизартрия скрытая, ребенок нарушает произношение лишь отдельных звуков, возникает ощущение некоторой «смазанности» речи. По мере увеличения степени патологии наблюдают пропуски звуков, слогов, замена их на другие. Дети с дизартрией практически любого типа говорят медленно, отсутствует выразительность, эмоциональный окрас речи. Активность речи у детей снижена, наблюдается общее недоразвитие речи. Если происходит общий паралич, то моторная речевая функция становится невозможной в принципе.

Среди множества нарушений детской речи дизартрия имеет свою специфику: нарушения носят стойкий характер, их очень трудно преодолеть. Если ребенок не выговаривает определенный звук, это не дизартрия. При истинной дизартрии не выговаривается почти весь алфавит, искажено даже произношение таких простых в воспроизведении гласных звуков.

Шипящие ребенок будет пытаться произносить боковым способом, отводя язык вбок, более звонкими и мягкими будут звучать твердые согласные звуки. Речевое дыхание становится патологическим: выдох укорачивается, а в момент, когда необходимо что-то произнести, ребенок начинает дышать более часто и прерывисто.

Голос у детей с дизартрией тихий, слабый, глухой, монотонный, постепенно утихающий во время произношения, нисходящий. Последствия дизартрии при отсутствии терапии могут быть малоприглядными: человек перестает нормально дифференцировать звуки на слух, постепенно лишается коммуникативных навыков, у него не складывается и не обогащается словарный запас.

Разные виды патологии могут иметь несколько различные проявления.

  • Бульбарная – отсутствует выраженная мимика, у грудничка нарушен сосательный рефлекс, с большим трудом ребенок может глотать пищу, жевать, у него выделяется избыточное количество слюны, может наблюдаться слюнотечение. Все согласные при такой форме расстройства речи звучат похоже, как единый щелевой невнятный звук, голосовая функция нарушена – есть охриплость, ребенок произносит звуки «в нос».
  • Псевдобульбарная – мышцы, наоборот, пребывают в повышенном тонусе, не расслабляются, и именно это затрудняет задачу произношения. Если попросить ребенка поднять кончик языка вверх и пошевелить им в разные стороны, у него это практически не выйдет. Таким ребятам тоже свойственно повышенное слюнотечение, они часто сглатывают, порой возникает ощущение, что эти глотания носят нервный характер.
  • Подкорковая форма заболевания сопровождается непроизвольными движениями мышц, сокращениями, страдают не только речевые, но и мимические мышцы. Такие признаки могут появляться и в состоянии покоя, но чаще всего они возникают в моменты, когда дети волнуются, и чем сильнее волнение, тем более затрудненной является артикуляция. Сила голоса нарушена, тембр тоже оставляет желать лучшего. Порой у детей с такой формой дизартрии наблюдаются непроизвольные случайные гортанные выкрики. Сама речь может быть либо замедленной, либо убыстренной, нередко форму нарушения сопровождает органическое заикание.
  • Мозжечковая форма дизартрии проявляется нарушением координации речи, язык может мелко подрагивать, произношение может быть «толчками» с выкриками. Общий темп снижен. Но нарушение речи при такой патологии – не единственный признак. У ребенка с нарушением функционирования мозжечка неустойчивая и шаткая походка, нарушенное равновесие, его движения очень неловкие.
  • Корковая форма патологии проявляется нарушением произвольного произношения, утратой ранее приобретенных речевых навыков. При этом речевое дыхание сохранено, голос и тембр в порядке. От того, насколько масштабно поражена кора головного мозга, зависит, сможет ли ребенок не только произносить звуки, порой встречаются трудности с распознаванием речи, письмом и чтением.

Прогноз и профилактика дизартрии

Прогнозировать результаты лечения сложно, так как недуг связан с поражением ЦНС.

Положительный исход заболевания наблюдается в двух его формах: стёртой и холодовой. Это объясняется лёгким нарушением нервных связей и их способностью постепенно восстанавливаться во время коррекционных мероприятий.

Но тяжёлое поражение головного мозга и травмы приводят к непоправимым последствиям – полного восстановления не наступает, симптомы заболевания проявляются в большей или меньшей степени до конца жизни.

Специальной системы по предупреждению данного заболевания не существует.

Условно к профилактическим мерам можно отнести

  • контроль течения беременности;
  • профилактику инфекционно-токсических заболеваний (особенно в период вынашивания плода);
  • исключение вредных привычек;
  • соблюдение правил безопасной жизни.

Обращение к врачу на ранней стадии дизартрии поможет избежать тяжёлых последствий этой опасной болезни.

Оцени-ка страничку!

Описание патологии, отличие стертого вида

Заболевание свойственно для дошкольников. Проводились исследования в специальных логопедических группах дошкольных учреждений, где выявлен дизартрический компонент у 50% детей с ОНР (общим недоразвитием речи) и 35% с ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие). Изучением болезни занимались многие логопеды-дефектологи: Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Р. И. Мартынова, Е. Ф. Соботович. Термин «стертая дизартрия» был изменен в послесоветское время на МДР (минимальное дизартрическое расстройство).

Органы артикуляционного аппарата оснащены нервными волокнами, клетками, передающими или принимающими сенсорные импульсы, за счет чего происходит правильное произношение звука. При дизартрии иннервация ослаблена, недостаточна для четкого говорения. Патология имеет несколько видов, отличающихся по степени тяжести, вовлеченности органов речевого аппарата.

Вид дизартрии Основные отличия
Стертая Нарушено движение артикуляционных органов, недоразвита мелкая и общая речевая моторика, дефекты произношения нечетки, имеют стертую форму.
Выраженная Нарушения проявляются в произношении, построении, осмыслении речи. Изменен голос, тембр, ритм, интонационная выразительность отсутствует. Трудно понять, о чем говорит малыш.
Анартрия Происходит паралич речевых органов: языка, гортани, губ, глотки, что сказывается на возможности говорения. Ребенку трудно произнести звук. Редко отмечается нарушение глотания.

В зависимости от локализации поражения, выделяют несколько форм патологии:

  • Псевдобульбарная. Нарушается из-за врожденных или перенесенных в детстве инфекционных поражений головного мозга. Заметить патологию можно с грудного возраста: малыш плохо берет соску, не может сосать грудное молоко, амимия лица, нарушено глотание, повышено слюноотделение. В дошкольном и школьном возрасте псевдобульбарная форма характеризуется нарушением речевого дыхания, непроизвольными движениями, неровностью голоса, монотонной речью, язык напряжен, отодвинут кзади. Выделяют легкую, среднюю и тяжелую форму.
  • Корковая. Нарушена моторика артикуляционного аппарата. Детям трудно переключиться с одного звука на другой. При отдельном произношении речь четкая, в потоке возникают замены, трудности в сочетании согласных. Схожа патология с дислалией.
  • Мозжечковая. Наблюдается у малышей нечасто, характеризуется отрывистыми звуками, скандированием (выкриком) отдельных звуков.
  • Подкорковая. Характерны гиперкинезы (непроизвольность движений мышечной мускулатуры лица, речевого аппарата), нарушение мышечного тонуса.  Связана с поражением подкорковых узлов головного мозга. У детей с подкорковой дизартрией развито говорение, малыш может играть, произносить слова, предложения. Внезапно в результате артикуляционного спазма малыш замолкает, не может ничего сказать. Язык становится напряженным, при попытках говорить прорываются гортанные звуки.
  • Бульбарная. Название связано с очагом болезни − продолговатым мозгом, имеющим луковичный вид (bulbus − луковица). Причина в травматическом, опухолевом или воспалительном процессе. В результате у человека повреждается несколько нервов, отвечающих за говорение: подъязычного, блуждающего, языкоглоточного, реже − лицевого, тройничного. Отличительным признаком является затрудненное глотание жидкой, пережевывание твердой пищи, паралич мышц.

Возможные осложнения

Дизартрия на начальной стадии опасна для нормального психологического развития ребенка. Недостаточная внятность речи будет препятствовать нормальному общению, а также может вызывать насмешки от других детей. В этом случае социальная адаптация малыша будет проходить проблематично.

Возможное осложнение тяжелой стадии дизартрии — анартрия. Патология возникает в результате глубокого нарушения работы мышечных групп. Лицо ребенка будет напоминать маску, нижняя челюсть немного провисает и движения губ ограничены. Речь полностью отсутствует. Иногда могут присутствовать нечленороздельные звуки.

Рекомендуем: Советы Комаровского — красное горло у ребенка, чем лечить?

Просодическая часть речи

У детей и подростков, имеющих легкий дизартрический статус, также страдает и просодическая сторона речи. Она характеризует мелодичность, темп и тембр, длительность произношения и обусловливает внятность и разборчивость речевого рисунка.

В первую очередь отмечается отсутствие интонации голоса. Дети не могут выразительно прочесть стих, менять интонационные аспекты. Они не способны интонационно передать эмоцию, диапазон голоса утрачивает свою широту. Теряются паузы между фразами. Присутствует назальный оттенок голоса. Особенно страдает повествовательные высказывания. В целом речь становится монотонной и невыразительной.

В связи с тем, что при стертой дизартрии речевое дыхание замедляется, нарушается выдох, дизартрики говорят на вдохе. Поэтому они разговаривают, что называется, взахлеб.

Тембр голоса напрямую зависит от эмоционального статуса. Если в психологическом статусе преобладают процессы торможения, то голос становится тихим, приглушенным, приобретает хриплый или сиплый оттенок. У возбудимых дизартриков голос звонкий, переходящий на крик.

Темп речи также может разниться: у одних он ускоренный, и в этом случае гласные выпадают из слов, а у других – замедленный, тогда гласные, наоборот, чрезмерно растягиваются.

Ритмически речь тоже страдает. Она утрачивает свою чеканность, ударение в словах расставляется неправильно. Это влияет на произношение, делая его необычным и частично непонятным для восприятия.

Классификация и стадии развития дизартрии

Выделяются следующие формы дизартрии в зависимости от поражения структур головного мозга .

Бульбарная дизартрия является следствием повреждения бульбарной группы черепно-мозговых нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью мышц артикуляции, снижением тонуса мышц. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.




Подкорковая дизартрия имеет место при поражениях подкорковых узлов головного мозга. Отличается наличием гиперкинезов — насильственных мимических движений, неконтролируемых ребёнком. Тонус мышц меняется от нормального к повышенному. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Мозжечковая дизартрия наблюдается при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается скандированной, «рубленной» речью. Нет плавности перехода от одного слова к другому.

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно, нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Также корковую дизартрию диагностируют при поражении доминантного полушария (для правшей — левого, для левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с такой формой неплохо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют в потоке речи, иногда пропускают вовсе.

Псевдобульбарная дизартрия отмечается при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепных нервов ствола головного мозга с корой. Характеризуется невозможностью организовать чёткие ритмичные движения. В раннем детстве такой ребенок часто пепёрхивается, с трудом жуёт, в более старшем возрасте обнаруживается ряд проблем с речью в связи с плохой подвижностью артикуляционных мышц, речь крайне невнятна.

Выделяется несколько степеней дизартрии

Первая степень. Чаще всего говорят о стёртой дизартрии, в этом случае дефекты звукопроизношения могут быть едва заметны окружающим. Они выявляются логопедом, при коррекции отличаются особой стойкостью, а значит, времени и сил придется потратить много. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога на 1-2 году жизни, но благодаря пластичности детской нервной системы многие симптомы к 4-5 годам компенсируются, ребёнок «перерастает» их. Неприятным сюрпризом оказываются устойчивые проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения сильно заметны окружающим, но в целом речь остается понятной. Наряду с речевой симптоматикой наблюдается также психологическая. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, отмечается синдром дефицита внимания, гиперактивность и др.

Дети с первой и второй степенью дизартрии, как правило, имеют достаточно сохранное мышление.

Третья степень. Понимание речи ребёнка-дизартрика затруднено для окружающих. Часто бывает не понятно, что говорит рёбенок. Неречевая симптоматика выражена чрезвычайно ярко. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом отражается на поведении и на мыслительных процессах ребёнка. Можно говорить о нарушении работы почти всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвёртая — самая тяжелая степень. Речь практически всегда непонятна даже самым близким людям или же отсутствует вообще.

На полную коррекцию звуков в речи можно рассчитывать при первой и второй степенях. Третья и четвертая степень диагностируется при грубых поражениях, например, у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичный.

Упражнения при стертой дизартрии

Рекомендуется делать дыхательную гимнастику, разработанную педагогом А. Н. Стрельниковой: резко вдыхать при наклонах, выдыхать при распрямлении тела.

Логопеды предлагают различные коррекционные упражнения для мышц губ, щек, языка, челюстей, которые после консультации можно проводить самостоятельно. Из простых упражнений можно отметить:

  • поочередное и одновременное надувание щек;
  • втягивание щек между челюстями;
  • рассасывание сахара или конфеты за щекой;
  • вибрационные движения губ;
  • открытие и закрытие рта со щелканьем зубами;
  • вытаскивание зажатой в зубах марли или бумаги;
  • облизывание губ.

Хороший эффект в развитии звукопроизношения дают скороговорки и стишки.

Разновидности форм

Ярким примером патологии является речь Л. И. Брежнева. Его специфическое произношение было следствием нарушения вертебро-базилярного кровообращения на фоне возрастных изменений в организме.

Классификация по неврологическим признакам и локализации места поражения:

  • Бульбарная форма характеризуется гипотонией, парезом и полной атрофией артикуляционных мышц. Область поражения – это продолговатый отдел головного мозга, в котором находятся ядра двигательных нейронов. Клинически это выражается в замедлении произношения, звук становится назальным.
  • Псевдобульбарный тип возникает после перенесенного поражения мозговых структур, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов и кору. В дальнейшем отмечается невнятность при проговаривании свистящих, шипящих и сонорных звуков. Тяжело управлять движениями губ и языка, больной не контролирует глотание слюны.
  • В случае вовлечения в процесс подкорковых узлов возникает еще одна форма. Симптоматически это выражается в непроизвольных движениях мышц лица, спазмах, гортанных криках. Изменяются темповые характеристики и интонация голоса.
  • Мозжечковая форма встречается реже остальных типов. Больной говорит скандировано, его походка становится неустойчивой, шаткой.
  • Корковый вид приводит к нарушению артикуляции, несмотря на правильное произношение слов, отмечаются трудности с воспроизведением слогов. Больной старается выражаться кратко. Функции письма сохраняются.

При возникновении речевого расстройства необходима консультация нескольких специалистов в зависимости от характеристик синдрома. Прогноз зависит от степени выраженности клинических проявлений и сопутствующей патологии. Классификация стадий нарушения по внятности:

  1. выявляется только при обследовании, возможно, развитие стертой формы дизартрии;
  2. речь понятна окружающим, но появляются характерные признаки патологии;
  3. больного понимают только близкие и родственники;
  4. частичное или полное отсутствие речи.

Если человек молчит после перенесенного инсульта или тяжелых травм головы, это называется анартрией.

Типы звукового расстройства речи по логопедическим параметрам:

  • звуко-буквенные нарушения – фонемы искажены, но сохранены отличительные признаки;
  • фонетико-апраксическая форма – то же самое, звуки могут опускаться или заменяться на подобные;
  • фонетико-фонематические отклонения протекают на фоне искажения звуков и их замены, нарушения грамматики и синтаксиса.

Медицинская классификация подразделяет нарушение на следующие формы:

  • спастико-паретическую (при нарушении мышечного тонуса);
  • спастическую (в случае поражения нейронов);
  • спастико-ригидную;
  • атактическую (затронут мозжечок);
  • гиперкинетическую;
  • смешанную.

У каждого вида присутствуют обособленные проявления. Для гиперкинетической и спастико-паретической формы характерна сдавленность голоса, подтекание слюны из приоткрытого рта, звук «в нос», непослушный язык, трудность проглатывания пищи. Спастическая дизартрия проявляется назальной и протяжной речью, заторможенностью, неоднородным темпом. Иногда возникает вследствие рассеянного или амиотрофического склероза. При спастико-ригидной патологии больной дублирует звукосочетания и слова, в разговоре паузы. Человек с атактическим типом нарушения речи напоминает пьяного из-за локализации поражения в мозжечке.

У некоторых детей симптомы дизартрии слабо выражены − стертая форма. Симптомы стертой дизартрии в отношении общей моторики: ограниченность движений, неловкость, быстрое утомление мышц при физической нагрузке. Таким больным сложно стоять и прыгать на одной ноге, удерживать равновесие. На уроках физкультуры или музыки отмечается нарушение ритма движений, сложность переключения с одного вида деятельности на другой. В отношении речевой активности клиника совпадает с остальными формами патологии. При разговоре губы не участвуют в артикуляции. Язык неуклюжий, малоподвижный. При логопедическом тестировании он дрожит, может посинеть. Ребенку сложно удержать его вне полости рта из-за тремора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector