Задержка психоречевого развития у детей код мкб
Содержание:
Когда нужно беспокоиться
Формирование речевых навыков обязательно должно соответствовать возрасту ребенка. Именно по этому критерию родители и доктор может определить наличие отклонений в развитии крохи. В первые 2 месяца после рождения ребенок проходит этап так называемого гуления, издавая при этом звуки, которые никак не связаны между собой. Он реагирует на обращение к нему родителей и старается им отвечать.
Если малыш в этом возрасте не издает совершенно никаких звуков, то родители обязательно должны забеспокоиться. При наличии отклонений, ребенок может совершенно не реагировать на то, что кто-то произносит его имя.
В возрасте 8 месяцев дети должны уметь повторять за взрослыми самые простые слова. При этом в норме малютка изначально произносит их по слогам, так как они для ребенка еще сложные и новые. При наличии нарушений речи малыш не будет стараться повторять слоги и не станет изучать даже простые звуки.
Задержка речевого развития в 2 года характеризуется тем, что ребенок практически все время молчит, а если и начинает разговаривать, то произносит всего 1-2 простых слова и снова замолкает. При наличии нарушений малыш в 2,5 года не говорит и не отвечает на вопросы взрослых. Он даже не может составить самое простое предложение. В его лексиконе примерно 20 слов, однако, он не всегда может их использовать.
Задержка речевого развития у детей 3 лет характеризуется тем, что малыш не может полноценно разговаривать со взрослыми и не может внятно выразить свои потребности и желания. Около 4 лет ребенок уже должен легко пересказывать интересные события, сюжеты любимых мультфильмов, а также рассказывать небольшие стихотворения. При задержке речевого развития в 4 года ребенок разговаривает слишком быстро, проглатывает окончания слов, запинается.
Еще одним признаком, который должен насторожить, является то, что малыш начинает разговаривать заученными фразами из мультфильмов. Своих предложений он составлять и произносить не в состоянии.
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
Существует несколько разновидностей речевых нарушений. Ниже они рассмотрены подробнее.
МКБ
Клинические симптомы ЗРР
Сам термин ОНР (общее недоразвитие речи) в свое время ввела Левина Р. Е. Чем раньше родители заметят у ребенка сигналы, свидетельствующие о том, что развитие его речи не соответствует возрастным нормам, тем выше вероятность того, что лечение даст возможность устранить либо свести к минимуму последствия нарушения.
Когда отмечается задержка психоречевого развития (код по МКБ 10), у детей выделяют следующие симптомы:
- Отсутствие реакции на речь близких, наблюдаемое в возрасте до 9 месяцев.
- Отсутствие реакции на смену интонации говорящего.
- Отсутствие попыток начать элементарную речевую деятельность (к ним относятся характерный лепет, гуление и т. д.).
- Стремление строить общение со взрослыми при помощи элементарных эмоциональных проявлений.
- Отсутствие звукоподражания.
- Отсутствие реакции на свое имя.
- Нарушения глотания и жевания.
На заметку! Исходя из вышеперечисленных симптомов, можно сделать вывод о том, как выглядит клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями речи.
В возрасте от года до двух лет ребёнок с ЗРР не показывает и не называет изображенные на картинке предметы. Он не способен отвечать на простые вопросы, не реагирует на просьбы, высказанные даже близкими людьми. От двух до трех лет ему тяжело выполнять задания, требующие назвать предметы, он не может выполнить два и более действия подряд друг за другом. Он также не умеет составлять распространенные предложения, а в более сложных случаях — даже простые словосочетания.
Проблемы с речью у ребенка 5 лет и старше выдает то, что он не может разговаривать предложениями, используя лишь словосочетания. Большую часть звуков он произносит неправильно, из-за чего зачастую бывает сложно понять, о чем говорилось. Реакция на обращения взрослых к себе чаще всего отсутствует; ответы на вопросы крайне просты, односложны.
Специфические расстройства развития речи и языка
В целом, специфические расстройства развития речи и языка, в частности ЗПРР обозначены в МКБ под кодом F80. К ним относятся нарушения, которые проявляются уже на ранних стадиях развития речи. И хотя формально, они не соотносятся недостатками сенсорной чувствительности, с нарушениями неврологических или речевых механизмов, умственной отсталостью или факторами окружающей среды, они нередко бывают сопряжены со смежными проблемами: недостатками чтения либо письма, произношения и правописания слов. Страдают и межличностные отношения, эмоционально-волевая и личностная сфера.
Коррекция речевых нарушений
Дополнительные факты о ЗРР
Первые попытки звукоподражания у ребенка начинаются в возрасте примерно 1,5-2 месяцев. Он уже почти не плачет и переходит к стадии гуления, когда ребенок еще не произносит звуки как таковые, но пытается с их помощью привлечь к себе внимание взрослых
Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический. Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим
Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим
Важно! Первое время малыш начинает гулить только если он ощущает комфорт как физический, так и психологический
Ему нужно родительское внимание, забота, быть накормленным и сухим
Кодификация нарушений речи по МКБ 10
В МКБ 10 каждому речевому нарушению присвоен определенный код. Основные коды и пояснения к ним представлены в таблице.
Код МКБ-10 |
Название |
Расшифровка |
F80.0 |
Характерные нарушения речевой артикуляции |
Дислалия – неправильное произношение звуков при сохраненных иннервации и слухе |
F80.1 |
Нарушение экспрессивной (собственной) речи |
Моторная алалия – недоразвитость/отсутствие речи. Ее причина – в органическом поражении мозга |
F80.2 |
Невозможность рецептивной речи |
Сенсорная алалия – ребенок не в состоянии понять речь из-за патологий речеслухового анализатора |
F80.3 |
Приобретенная эпилепсия с афазией |
Детская афазия, или потеря способности разговаривать после периода нормального развития |
F80.9 |
Неуточненные нарушения речи |
Общее недоразвитие речи с неясным патогенезом |
F81.0 |
Нарушение чтения |
Дислексия, которая может сочетаться с дисграфией |
F81.1 |
Невозможность/затруднение спеллингования |
Затруднения при переводе устной речи в письменную (и наоборот) |
F81.2 |
Нарушен процесс счета |
Дискалькулия |
F98.5 |
Заикание или запинание |
Заикание при разговоре в спокойных условиях |
F98.6 |
Разговор взахлеб |
Тахилалия |
R47.0 |
Афазия |
Отсутствие или нарушение ранее имевшейся речи |
R47.1 |
Диз- или анартрия |
Нарушение или отсутствие речи из-за поражения нервно-мышечного аппарата |
R49.0 |
Дисфония |
Нарушения голоса из-за поражений гортани различной этиологии |
R49.1 |
Афония |
Отсутствие возможности говорить |
R49.2 |
Ринолалия |
Гнусавость (встречается открытая и закрытая) |
Причины возникновения
К факторам, провоцирующим появление ЗПР относят:
— генетическую предрасположенность (сочетание отставания в развитии тела и психики); — постоянные болезни, инвалидность, длительные курсы лечебных мероприятий; — травматические эмоциональные переживания; — мозговые дисфункции.
Симптомы ЗПР лучше всего диагностируются у детей 3 лет и старше, в более раннем возрасте распознавание болезни затруднительно, так как его клинические проявления носят субъективный характер и связанны с усвоением знаний.
В школьном возрасте предположить наличие заболевания можно по результатам обучения, диагностическим тестам. Психолого педагогическая характеристика детей с задержками в развитии может указать на степень развития болезни, а выявить причины должен врач-дефектолог или детский психолог. Только тогда можно разработать программу лечения этого отклонения и добиться положительных результатов в обучении таких детей.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития
Проблемы с речью у детей можно предотвратить при помощи своевременной профилактики нарушений речи.
Логопедическая работа
Она включает в себя ряд простых и эффективных мероприятий (игр):
- с предметами и пальчиковые, направленные на развитие мелкой моторики;
- на развитие фонематического слуха, слухового восприятия;
- нацеленные на формирование просодической стороны речи, то есть, голоса, дикции, дыхания;
- на развитие способности к звукоподражанию;
- на развитие артикуляционного аппарата.
Профилактика ЗРПР
При необходимости родители также могут обратиться в центр речевого развития в ДОУ. Большинство из них предусматривают наличие логопедического класса (или как вариант — в них есть специальная группа), позволяющая выровнять уровень речевого развития и провести коррекцию ЗПР.
В целом стоит отметить, что ФГОС регулирует работу школ и ДОУ, прописывая то, что именно должен включать в себя образовательный стандарт, по которому работает учреждение, и каким образом строится работа логопеда с ребенком, поступающим на подготовительный, младший, средний, старший уровень.
Развивающее занятие для ребенка
Понимая, что представляет из себя психология детей с речевыми нарушениями, родители смогут принять своевременные меры. Это позволит выровнять речевое развитие ребенка в раннем возрасте.
Классификация
Нарушения детского развития могут протекать по-разному, их подразделяют на следующие виды:
1. ЗПР конституционального характера
В основе этого нарушения лежит наследственность, которая обуславливает одновременную незрелость физического и психологического развития ребенка. Даже внешне эти дети отстают от сверстников по росту, набору веса, а во время игр — уступают им в силе и ловкости.
В школьном возрасте они пренебрегают общепринятыми правилами (опаздывают на уроки, громко разговаривают или смеются во время занятий, не понимают преимущества хороших оценок перед плохими, не воспринимают дисциплинарных взысканий, пренебрежительно относятся к ведению тетрадей или дневника.
2. ЗПР соматогенного характера
Отклонения при данном типе развития болезни появляются после тяжелых инфекциий, аллергического шока, астено-невротических расстройств.
В младенческом возрасте замедление темпов детского рвзвития обнаружить сложно, лишь с 3-х лет, когда малыши начинают рисовать и активно включаются в игру родители могут заметить:
— нарушения концентрации у ребенка (сильную рассеянность, заторможенность); — возникновение сердечных, головных, абдоминальных болей при переутомлении; — узкий кругозор ребенка.
3. ЗПР психогенного характера
Нормальное развитие детей в этом случае приостанавливается из-за психологических травм, сенсорной депривации (родительской холодности), вербальной и физической агрессии со стороны взрослых людей.
В данном случае болезнь характеризуется:
— незрелостью эмоций; — отсутствием элементарной самостоятельности; — поведенческим инфантилизмом; — высоким уровнем тревожности.
4. ЗПР церебрально-органического характера
Здесь в основе замедления психического развития лежат органические поражения головного мозга. Патологические изменения в мозговой ткани появляются под воздействием длительной гипоксии плода или выраженного токсикоза во время беременности, тяжелых отравлений, алкоголизма и (или) наркомании родителей. Наблюдать выраженную картину болезни можно после 4-х лет, с началом регулярных подготовительных занятий в детском саду.
Воспитатели и методисты сразу замечают:
— плохое усвоение должного объема знаний (фрагментарное); — отсутствие мотивации к обучению; — снижение памяти; — речевые нарушения; — неадекватные эмоциональные реакции (гнев, агрессию, вялость, безразличие к окружающему миру).
Лечение
Несмотря на то, что ЗПР имеет многогранные признаки, у детей эта болезнь хорошо поддается коррекции
Важно начать систематически заниматься с ними, сочетая методы медикаментозной терапии и психологии. Адаптированная образовательная программа требуется только детям с органической природой заболевания
В остальных случаях проводят индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Специальные упражнения помогают бороться с основными проявлениями ЗПР.
Постепенно к детям возвращается нормальная способность усваивать знания и диагноз снимается.
Для эффективной терапии ЗПР необходимо объединение усилия педагогов, воспитателей и родителей.
Видео: