Согласные звуки
Содержание:
- Ход занятия
- Буква «й»: согласный или гласный?
- Произношение буквы[править]
- Как ускорить процесс улучшения навыков чтения?
- Конспект логопедического занятия «Звук и буква Н».
- Буква Н
- Как правильно написать имена прилагательные
- Что такое слоговые таблицы и как с ними работать?
- Артикуляция звука Х
- Школьная классификация
- Тексты для детей 6-7 лет
- Ход занятия.
- Как правильно написать имя существительное
- Что такое звонкие согласные звуки?
- Екатерина Варнава похудела: до и после, фото
- Развивающие задания
- Частотность букв
- Подведем итоги
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приветствует детей.
Педагог: Сядет тот, кто назовет глазные звуки. Затем согласные.
Дети отвечают.
Педагог: Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова: слон, сон, клоун.
Варианты детей.
Педагог: Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н.
2. Звук . Артикуляция звука. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.
Ребенок. Н-н-н!
Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н», губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук?
Дети. Согласный
Педагог Как вы догадались, что это согласный звук?
Дети: Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.
Педагог: А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?
Дети: Синим кружочком
3. Игра «Поймай звук» Развитие фонематического слуха. Выделение звука из ряда гласных звуков, слогов
Педагог: Вам нужно поймать звук . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.
4. Игра «Определи место звука в слове»
Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука .
Нос в веснушках у Наташки.
Наша Ната – первоклашка.
Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.
П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука .
Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове.
Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук в каждом из этих слов.
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук , и определение места звука в слове: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.
Педагог: молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквой Н. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н.
Педагог Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.
Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н?
Дети: Три
Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н. Попробуйте выполнить также.
Педагог убирает контейнеры.
П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске. Одна большая, а другая маленькая.
6. Упражнение «Найди картинки». Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.
Педагог вывешивает картинку.,
П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н.
Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.
П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.
Д е т и. Нарциссы.
П е д а г о г С какого звука начинается это слово?
Д е т и. Со звука .
7. Упражнение «Давайте почитаем». Формирование навыка чтения.
П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.
8. Физкультурная пауза.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.
Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?
Д е т и. Это буква Н.
П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Д е т и. Синим.
Педагог Почему?
Д е т и. Это согласная буква.
П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом, а маленькую букву сначала обведите, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?
Д е т и. Мы видим нитки.
11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?
Д е т и. Со звука .
11. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?
Дет и. С буквой Н.
Пе д а г о г Какая это буква?
Дети Соласная.
Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н?
Д с т и. Три палочки.
Пе д а г о г Какие слова на звук вы запомнили?
Дети
Пе д а г о г Что мы делали на занятии?
Буква «й»: согласный или гласный?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.
- Гласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: , , , , и .
- Согласные звуки – это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении , , и . При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, , ). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: , , , ).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: , , , , , , , , , . Как видите, их намного больше, нежели гласных.
Произношение буквы[править]
Место артикуляции звуков, производимых человеком.
В старославянском языке буква Н могла произноситься как твёрдо, так и мягко; в последнем случае снабжалась дужкой сверху или крючком сверху справа (что выглядело подобно позднейшей букве Ҥ, являющейся лигатурой из Н и Г и имеющей другой смысл: не мягкого , а звука вроде английского ng). Это же свойство двоякого произношения / сохранилось в большинстве славянских языков, в том числе и в русском; в сербском же для мягкого варианта Вук Караджич ввёл специальное начертание Њ, которое позже вошло и в македонский алфавит.
Твёрдый звукправить
Являясь «носовым (назальным) звуком», буква «Н» произносится речевым аппаратом человека через носовую полость (позиция рис. № 12) — с расслабленными приоткрытым ртом губами (позиция рис. № 1‒2), но, ограничивающим свободное движение потока воздуха — вибрируемого голосовыми связками (позиция рис. № 15) звука , кончиком языка (позиция рис. № 21) — прижатого к задней стороне верхних передних зубов (позиция рис. № 5‒6) и к задней части альвеольного гребня, от соединения дёсен в области шейки резцов внутренней стороны коронки зуба (позиция рис. № 6‒7), а боковые участки языка по всему периметру (позиция рис. № 18‒21) прижаты к верхним коренным зубам: задняя часть носовой полости (позиция рис. № 12) слегка напрягается и создаёт глуховатый резонирующий звук, при котором, резким освобождением потока воздуха — при лёгком приоткрытии рта (позиция рис. № 1‒2) и освобождением от напряжения, опусканием языка (позиция рис. № 21‒22), образуется твёрдый звук буквы «Н» — .
Особенность чисто носового звучанияправить
При твёрдом произношении буквы «Нъ» без отрыва кончика и передней части языка (позиция рис. № 21‒22) от внутренней стороны стенки верхних резцов (позиция рис. № 5‒6), — с переходом к произношению следующей согласной или гласной буквы, — образуется твёрдый носовой или «назальный» звук .
Мягкий звукправить
То же самое, как и с произношением твёрдого звука , происходит и с образованием мягкого согласного русской буквы, но кончик языка (позиция рис. № 21) прижимается не к верхним зубам, а остаётся у нижних резцов (позиция рис. № 22‒24); спинка языка, при этом, смыкается всей своей средней частью (позиция рис. № 20) с верхним — твёрдым нёбом (позиция рис. № 8‒9), — также освобождая воздух после произношения буквы «Н» и перехода к иным частям речи или её окончания. Благодаря опущеной нёбной занавеске (позиция рис. № 11) воздух не устремляется к месту затвора, а выходит и резонирует через переднюю часть носовой полости (позиция рис. № 12). Носовая полость (позиция рис. № 12) действует на воздушную струю как ещё один — дополнительный резонатор, по отношению к основному резонатору — ротовой полости, и — согласный звук приобретает особое качество и окраску.
Распространение кириллической буквы Н в Европе
Особенность чисто носового звучанияправить
При мягком произношении буквы «Нь» без отрыва передней части языка (позиция рис. № 21) от альвеольного гребня или бугра (позиция рис. № 7‒8), — с переходом к произношению следующей согласной или гласной буквы, — образуется мягкий носовой или «назальный» звук .
В сочетании буквправить
Мягкое произношение письменных и печатных текстов, а также говора с буквой «Н» и соответствующим звуком , отмечают с последующими буквами русской словесности: е, ё, и, ю, я и мягким знаком ь; часто звук н произносится также мягко перед иными мягкими звуками и шипящими согласными (кончик / , гонщик / и т. д.).
Двойное звучаниеправить
При произношении двойной буквы «Н» в каком-либо слове, возможно соединение двух самостоятельных звуков в один — более длинный, чем обычно, звук — , благодаря чему промежуточное звуковое расстояние между предшествующими и последующими слогами, — как и вначале или в окончании того или иного слова — увеличивается и становится более протяжным.
Твёрдый звук буквы «Н» — , произносится в некоторых заимствованиях, однако, сочетание не произносится твёрдо: пенсне / , интернет / .
Как ускорить процесс улучшения навыков чтения?
Слоговые таблицы также помогают развить у детей навыки быстрого чтения. Часто бывает, что ребёнок застревает на скорости чтения 10-20 слов в минуту
Этот момент важно вовремя отследить или начать сразу выполнять нужные упражнения
Я создала тренинг, который поможет без особого труда преодолеть этот барьер. Его удобно использовать как дома, так и при работе с целым классом. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а родителям и учителям не придется подолгу подбирать нужный материал и мучить детей изнурительным, невероятно трудным на этом этапе процессом — чтением.
Вместе с тренингом в подарок вы получите 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения.
Их можно использовать, как я описывала выше, или же распечатать в виде брошюры, в которой на каждой странице отдельная таблица.
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Н».
Денисова О.В., Катанова Н.М.учитель-логопед, г. Москва ГБОУ школа №1285
Цель: Познакомить с буквой и звуком «Н». Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука Н.
Ознакомить с образом буквы Н.
Формировать понятие «согласный; твёрдый; звонкий звук»
Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.
Развивать фонематическое восприятие через нахождение слов со звуком Н.
Развивать внимание, память, мышление, мелкую и крупную моторику, графические навыки. Воспитывать усидчивость, умение слушать других
Воспитывать усидчивость, умение слушать других.
Оборудование: предметные картинки, магнитная доска, цветные мелки, счётные палочки, прописи,
Ход занятия:
1. Организационный момент:
— Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами поиграем в такую игру.
Я называю звук, слог или слово. Садится тот, кто правильно определит, что это. (Н; НА; НАТАША; НО; Н; НОЧЬ; НУ; НЫ; НОТЫ; НОС; Н; НОСКИ; НЭ )
2. Знакомство со звуком и буквой « Н»
Кто догадался, про какой звук мы сегодня поговорим? «Н»
Посмотрите, как правильно произносится звук «Н» Губы разомкнуты, зубы на небольшом расстоянии, горлышко звенит. Воздушная струя направлена на кончик языка, она встречает во рту преграду. При произнесении твёрдого звука (Н) язык находится за верхними зубами. Попробуйте.
Какой звук «Н» (согласный, твёрдый, звонкий)
Почему вы так думаете? (пишем синим, воздух встречает преграду, горлышко звенит)
У меня про букву ЭН На букве ЭН я, как на лесенке,
Вдруг сложилась песенка: Сижу, и распеваю песенки
Н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н-н – (рисую вверх)
Получилась лесенка. Е. Тарлапан
А теперь возьмите счётные палочки и выложите букву «ЭН». Молодцы. Уберите палочки.
3. Развитие мелкой моторики.
А теперь мы с вами возьмём листочки и напишем одну строчку буквы «ЭН» по образцу (большая-маленькая). Не забывайте делать расстояния между парами букв. Каким цветом будем писать букву «ЭН»?
4. Упражнение «Новый звук»
Я принесла вам картинки. Нужно услышать, где находится звук «Н», в начале, в середине, в конце слова?
Ребёнок определяет позицию звука в слове и забирает картинку себе.
5. Упражнение «Составь предложение»
А теперь, когда у всех вас есть картинки, придумайте по ним предложения. Я начну: Гусёнок очень любит плавать в пруду. Теперь вы. По очереди.
6. Физкультминутка «Повтори не ошибись»
Логопед говорит слоги со звуком «Н» и делает различные движения. Дети должны повторить.
Упражнение на межполушарное взаимодействие: «Блины»; «Вода»
7. Упражнение: «Звук Н»
Ребята, а как вы думаете, что получится, если соединить 2 звука «А» и «Н» — АН
О__Н – ОН; У___Н – УН; И____Н –ИН; Ы____Н – ЫН; Э ____Н – ЭН. (Пишу на доске)
То-же с открытыми слогами. НА; НО; НЫ; НЭ; НУ.
8. Взяли свои листочки. Рисуем схему первого слова (ноты). Разбираю на доске.
(Сын; окна). Молодцы. Положили всё на край стола.
9. Итог занятия:
А теперь мои ребятки, отгадайте-ка загадки:
— Всю жизнь ходят, а обогнать друг-друга не могут. (ноги)
С какого звука начинается слово?
— Сопит, фырчит, на лице сидит. (нос)
С какого звука начинается слово?
Почему я загадала такие загадки? (мы сегодня говорили про звук «Н»)
Умницы. Вы сегодня отлично занимались. Похлопайте себе. Погладьте себя по головкам и скажите: «Мы молодцы!»
Занятие окончено.
Буква Н
Звездной ночью, необщительная, невезучая буква Н выходила прогуляться по улицам городка нашей любимой страны Азбуки.
Ночью Н гуляет на свежем воздухе, ходит по парку и к маленькой речушке. ей очень нравится тишина и спокойствие ночи, возможность подумать и помечтать, не боясь, что кто-то прервет ее мысли.
Днем же Н, если не спит, то берет разноцветные нитки и вышивает маленьких носорожков, букеты нарциссов и настурций, необычных, придуманных ею самой персонажей.
Буква Н любила сочинять разнообразные небылицы, истории, которых не только не было, ни и быть не могло. И за это ее все высмеивали, из-за этого она и перестала выходить к другим буквам днем, перестала общаться. Она писала свои небылицы, рисовала к ним картинки, мечтая выпустить большую красочную книгу, чтобы получить мировое признание и стать знаменитой.
Как правильно написать имена прилагательные
Правила для прилагательных, образованных от существительных и от глаголов, разные. Поэтому сначала надо определить, от какой части речи образовано слово и какой суффикс для этого использовался.
Отыменные прилагательные
Если от имени существительного при помощи суффиксов -АН-, ЯН, -ИН-, то пишем одну Н:
кожа – кож-АН-ый, лед – лед-ЯН-ой, серебро – серебр-ЯН-ый, песок – песч-АН-ый, дрова – дров-ЯН-ой.ВАЖНО помнить слова-исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.
мышь – мыш-ИН-ый, орел – орли-НЫ-й.ВАЖНО помнить, что слова бараний (баран), свиной (свинья) тюлений (тюлень), сазаний (сазан), фазаний (фазан) образованы по-другому, поэтому в них пишется одна Н. С помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых заканчивается на Н, пишут с НН: тумаН – тумаН-Н-ый, истиН-а – истиН-Н-ый, стариН-а – стариН-Н-ый
Слова-исключения: юный, румяный, пряный и все образованные от них слова (юность, румяна, пряность) пишутся с одной Н. Слово юннат – сложное слово, образованное сложением частей слов юный натуралист. Прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН
солома – солом-ЕНН-ый, искусство – искусств-ЕНН-ый, станция – станци-ОНН-ый, вентиляция – вентиляци-ОНН-ый.ВАЖНО помнить, что слово ВЕТРЕНЫЙ образовано от глагола (ветрить), поэтому пишется согласно правилу правописания отглагольных прилагательных с одной Н.-, пишутся с НН: Трудные случаи, когда написание определяется значением слова:
солёный – соляной: первое слово означает «с добавлением соли, содержащий какое-то количество соли» – образовано от слова солить, т.е. это отглагольное прилагательное; второе слово означает «состоящий полностью из соли» — отыменное прилагательное с суффиксом –ЯН.
серебрёный – серебряный: первое слово от глагола серебрить (покрывать слоем серебра), второе означает изделие из серебра.
ветреный – ветряной: первое слово, образованное от глагола ветрить, имеет прямое и переносное значение. В прямом – ветреная погода – сопровождается ветром. В переносном – ветреная девушка – с ветром в голове. Слово ветряной имеет значение «работающий от силы ветра» — ветряная станция, ветряная мельница.
масленый – масляный: первое слово имеет значение «в масле, с маслом» (руки, блины, каша), второе – «из/для масла, работающий на масле» (масляная краска, масляный двигатель).
Что такое слоговые таблицы и как с ними работать?
Слоговые таблицы – это столбцы различных слогов:
открытых (на, ло, су), закрытых (тел, сун, лок) и сочетание 4-5 букв (слит, клынс)
Все сочетания букв не несут смысловую нагрузку, поэтому всё внимание ребёнка сосредоточено именно на правильном прочтении. При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:
При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:
- Читать можно и по столбикам, и по строчкам или же вразбивку.
- Желательно добиться равномерного прочтения слогов. Для этого можно использовать метроном или самим отстукивать, комфортный для скорости чтения вашего ребёнка, ритм.
- От одной таблицы к другой переходим только тогда, когда отработана предыдущая.
Артикуляция звука Х
При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.
Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.
1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.
2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.
3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.
4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.
5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.
6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.
Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.
Слоги
Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)
ха – хо — ху аха — охо – уху ах – их – ех — ух
хва – хво — хву хла – хло — хлу
сха — схо — сху рха — рхо — рху
Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.
1 день
Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху
Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху
2 день
аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха
иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха — аха
3 день
ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох
ох — ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их
4 день
хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт — охт
хты — хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт — ахт
5 день
хва – хва – хвы ахва – ухва — охва вха – вхо — вхы
хво — хво — хва ихва — ухва — охва вхы – вху — вха
Школьная классификация
Первый критерий классификации: твердость/мягкость. 18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко. Например: корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.
Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – . Ч/й/щ – всегда произносятся мягко – потренируйтесь: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д.
Второй критерий – звонкость и глухость. Сравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.
Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.
Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.
Мы рассмотрели признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Я разберу для примера слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.
Ударение: клю’ква.
Слоги: клю-ква.
Характеристика:
К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
Ю – – гласный, ударный.
К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
- А – – гласный, безударный.
- 6 букв, 6 звуков.
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
Общие рекомендации
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Ход занятия.
Организационный момент.
Слышишь звонкий голосок?
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Воспитатель.Отгадайте загадку:
Меж двух светил
В середине я один.
Дети. Нос.
Дыхательная гимнастика.
Носиком дышу,
Дышу свободно,
Глубоко и тихо —
Как угодно.
Выполню задание,
Задержу дыхание.
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим:
Глубже, шире.
Воспитатель. Ребята,скажите: какой звук вы услышали в слове НОС.
Дети. Звук .
— Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук .
— Губы у нас сомкнуты или разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами?
Дети. За верхними.
— А теперь произнесите звук .
— Губы у нас тоже разомкнуты?
Дети. Разомкнуты.
— А язык за нижними или за верхними зубами?
Дети. За нижними.
— Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить и . —
— Что у нас с голосовыми связками происходит?
Дети. Вибрируют.
— А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка?
Дети. Кончик языка мешает.
— Ребята, звук – какой это звук: гласный или согласный? Звонкий или глухой? Мягкий или твёрдый?
Дети. Согласный, звонкий, твёрдый.
— Повторите звук .
— Каким цветом обозначаем твёрдый согласный звук ?
Дети. Твёрдый согласный звук обозначаем синим цветом.
— А как будет звучать мягкий согласный ? Повторите его.
— Каким цветом обозначаем мягкий согласный звук ?
Дети. Мягкий согласный звук обозначаем зелёным цветом.
— Правильно!
— А теперь давайте поиграем в игру «Поймай звук». Девочки хлопают на звук , а мальчики топают на звук .
Игра «Поймай звук».
— из ряда звуков: Р, О, Н, С, У, Н, Нь, Т, Е, Нь, Л, Т, К, Й, Нь, Н, К, И.
— из ряда слогов: Па, На, Он, Ра, Ар, Но, Ка, Ил, Уа, Пу, Ут, Ни, Ань, Онь.
— из ряда слов: Роль, Ноль, Лопата, Сон, Моль, Калина, Нитка, Сом, Коньки.
— Молодцы! Справились с заданием!
Игра «Найди предмет со звуком и .
— Ребята, а теперь попробуйте найти и назвать предметы со звуком и .
— Давайте сядем за стол. Перед вами лежат домики с тремя окошками. Эти домики обозначают слова. Первое окошко – начало слова, второе – середина, третье – конец слова. Я сейчас вам буду называть слова, а вы определите в каком месте слова есть звук или . СЛОН, НОСКИ, КОНЬКИ.
Звукобуквенный анализ слова САНИ, НОС.
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят … САНКИ!
— Маленькие – САНКИ, а большие – САНИ.
— Составим схему слова САНИ.
— Сколько слогов в слове САНИ? (похлопали)
Дети. Два слога.
— Какой первый слог?
Дети. СА.
— Какой первый звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику.
Дети. Согласный, глухой, твёрдый.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается синей фишкой.
— Какой второй звук в этом слоге?
Дети. Звук .
— Дайте ему характеристику
Дети. Гласный звук.
— Какой фишкой обозначим?
Дети. Обозначается красной фишкой.
— Какой второй слог в слове САНИ?
Дети. Слог НИ.
— Какой первый звук в слоге НИ?
Дети. Звук ,
— Дайте характеристику звука .
Дети. Согласный, звонкий, мягкий.
— Какой второй звук в слоге НИ?
Дети. Звук .
— Дайте характеристику звуку .
Дети. Гласный звук.
— Молодцы!
То же самое со словом НОС.
Физминутка «Собрались мы все в кружок»
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. С мячом.
Темный – светлый
Короткий – … (длинный)
Холодный – … (теплый, горячий)
Пасмурный — … (ясный, солнечный)
Ветер — … (безветрие, тихая погода)
Заморозки — … (оттепель)
Зимний — … (летний).
Знакомство с буквой Н.
— Ребята, есть звуки и . Мы их говорим, слышим. А есть буква Н, в которой живут звуки и , которую мы пишем и читаем.
— А на что похожа буква Н?
Дети. На гамак, лесенку и т. д.
— Из каких элементов состоит буква Н?
Дети. Из двух длинных палочек и одной короткой.
— Давайте выложим букву Н из счетных палочек и напишем её на манной крупе.
— А теперь, сядем за стол, возьмем ручки и попробуем ее написать в воздухе.
— Пропишем букву Н в тетрадях.
— Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?
— А о какой букве?
— А что для вас было самым сложным?
Как правильно написать имя существительное
Чтобы не запутаться, выбирая правило, надо разобраться, от какого слова и как образовано разбираемое слово.
Имя существительное с НН
- Если образовано от существительного, корень которого заканчивается буквой Н, с помощью суффиксов, начинающихся на Н (-ник-, -ниц-), то пишем удвоенную согласную: дружиНа – дружиН-НИК, придаН-ое – беспридаН-НИЦ-а.
- Если образовано от прилагательного или причастия, в которых уже было НН: коНН-ый – коНН-иц-а, плеНН-ый – плеНН-ик, послаНН-ый – послаНН-ик.
Имя существительное с Н
Слова, образованные с помощью суффиксов –ИК-, -ИЦ-, ОСТ- от прилагательных (отыменных или отглагольных), имеющих в составе одну Н:
ветреН-ый – ветреН-ОСТь, ветреН-ИК, ветреН-ИЦа; дровяН-ой – дровяН-ИК, маслеН-ый – маслеН-ИЦа, смышлеН-ый – смышлеН-ОСТь, гостиН-ый – гостиН-ИЦа.
Что такое звонкие согласные звуки?
Наша речь состоит из законченных по смыслу и интонационно отрезков, которые называются предложениями. Каждое предложение строится из отдельных слов, а слова в свою очередь состоят из звуков. Звук является минимальной единицей речи, как слово и предложение.
Звуки по своему качеству бывают разные. Те звуки, в образовании которых участвует только голос, так и называются — гласные. Это звуки , , , , , , которые произносятся открытым голосом. Остальные звуки нашей речи являются шумными. Но шумят они по-разному. Те звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, являются звонкими. При их образовании воздух проходит через голосовые связки на выдохе и заставляет их дрожать, вибрировать. Эту вибрацию голосовых связок можно ощутить, если положить руки на горло. Если заткнуть уши, то при произношении звонких согласных возникает звон в ушах. При произношении глухих согласных, которые состоят только из шума, такого колебания голосовых связок и звона в ушах не ощущается.
Определение
Звонкие согласные — это шумные звуки речи, в образовании которых шум преобладает над голосом.
В фонетике русского языка насчитывается 20 звонких звуков, которые в письменной речи обозначаются 11 буквами:
- буква «б» — это звуки или
- «в» — или
- «г» — или
- «д» — или
- «ж» —
- «з» — или
- «й» —
- «л» — или
- «м» — или
- «н» — или
- «р» — или .
Большинство букв, обозначающих звонкие согласные, находятся в начале алфавита. Как видим, многие звонкие согласные образуют пары по признаку мягкости/твёрдости.
Екатерина Варнава похудела: до и после, фото
На вопрос в интервью о том, зачем она так сильно похудела, Варнава ответила, что не было по факту никаких диет, специальных программ и тренировок. Просто ее образ жизни в последнее время заставляет Катеньку не доедать, много тренироваться и работать. Вот в результате усиленных тренировок она и скинула около восьми килограмм веса.
Посмотрите фото Екатерины до и после похудения, чтобы оценить, действительно ли она похудела зря или ей больше к лицу новая фигура, более стройная.
Несколько советов для похудения Екатерины Варнавы
Что советует Варнава всем девушкам, которые страдают от лишнего веса и стремятся похудеть? Давайте вынесем ее рекомендации в удобный и простой список:
- Большая часть времени должна уделяться здоровью;
- Правильное питание для похудения помогает справиться с разными проблемами в жизни;
- Занятия на тренажерах и бег сильно помогают похудеть;
- Последний прием пищи должен быть не позднее 19:00 вечера;
- Сон должен быть достаточным и качественным;
- Старайтесь использовать препараты только по назначению.
Результаты похудения
Что можно сказать о результатах похудения Екатерины? Скинув 8 кг веса, Варнава сразу же выложила новые фотки в социальную сеть. Скорее всего это было сделано для публичности и распространения слухов о внезапном похудении Кати. Это не удивительно, ведь у Варнавы не только хорошее чувство юмора, а и талант создавать публичность вокруг себя. Поэтому так много слухов о похудении и пластике появилось в последнее время.
Может быть интересно: Анфиса Чехова похудела фото 2014 – 2015
Айшвария Рай похудела (фото)
Саша Мамаева похудела фото
Развивающие задания
- Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Н».
- Раскрасить большую и маленькую буквы ”Н” в синий цвет. Написать маленькую букву “н” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “н”. Обсудить, кто изображён на картинках?
- На какую букву начинаются все эти слова?
- Раскрасить картинки, узнать, кто на ней изображен, вставить букву “Н” в слове ”Незнайка”. Учимся писать букву “Н”- нужно обвести буквы и разноцветными карандашами, а потом найти носкам пары и соединить их линиями между собой.
- На какую букву начинается слово ”носок”.
- Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Н” — обводим пунктирные линии.
- Ищем пять букв «Н» там, где представлены картинки, и раскрашиваем их в синий цвет. (Игра в буквы на внимательность).
- Помочь Нюше из мультфильма “Смешарики” собрать все буквы ”Н,” обвести аккуратно пунктирные линии, вставить букву “Н” в слове ”Нюша”.
Частотность букв
Существует понятие частотности буквы (или частоты буквы). Частотность учитывает, сколько раз буква используется во всех словах русского языка. Чем чаще буква используется в речи, тем выше её частотность. В русском языке буква О имеет наибольшую частотность, буква Ё — наименьшую. Это означает, что много русских слов с буквой О и очень мало слов с буквой Ё.
Покажем частотность русских букв с указанием ранга. Так как буква О имеет наибольшую частотность, то её ранг равен 1, буква Ё с наименьшей частотностью имеет ранг 33.
- О1
- Е2
- А3
- И4
- Н5
- Т6
- С7
- Р8
- В9
- Л10
- К11
- М12
- Д13
- П14
- У15
- Я16
- Ы17
- Ь18
- Г19
- З20
- Б21
- Ч22
- Й23
- Х24
- Ж25
- Ш26
- Ю27
- Ц28
- Щ29
- Э30
- Ф31
- Ъ32
- Ё33
В таблице ниже отражена основная информация о буквах: прямая и обратная нумерация, написание, название, звук (транскрипция), абсолютное значение частотности, процентное значение частотности, ранг частотности, а также частотность слов (или частота слов). Под частотностью слов понимается отношение слов, начинающихся с соответствующей буквы, к общему числу слов русского языка (на основе словаря Н. Тихонова).
№ ↓ ↑ | Буква | Название | Звук | Частота, абс. | Частота, % | Ранг | Частота слов, % |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 — 33 | А | а | 40487008 | 73.06% | 3 | 3.26% | |
2 — 32 | Б | бэ | 8051767 | 14.53% | 21 | 3.83% | |
3 — 31 | В | вэ | 22930719 | 41.38% | 9 | 6.36% | |
4 — 30 | Г | гэ | 8564640 | 15.46% | 19 | 3.20% | |
5 — 29 | Д | дэ | 15052118 | 27.16% | 13 | 4.20% | |
6 — 28 | Е | е | в ударной позиции или в безударной | 42691213 | 77.04% | 2 | 0.28% |
7 — 27 | Ё | ё | или для йотированной | 184928 | 0.33% | 33 | 0.02% |
8 — 26 | Ж | жэ | 4746916 | 8.57% | 25 | 0.64% | |
9 — 25 | З | зэ | 8329904 | 15.03% | 20 | 4.36% | |
10 — 24 | И | и | 37153142 | 67.05% | 4 | 2.69% | |
11 — 23 | Й | и краткое | (всегда мягкий) | 6106262 | 11.02% | 23 | 0.05% |
12 — 22 | К | ка | 17653469 | 31.86% | 11 | 6.22% | |
13 — 21 | Л | эл или эль | 22230174 | 40.12% | 10 | 2.16% | |
14 — 20 | М | эм | 16203060 | 29.24% | 12 | 4.52% | |
15 — 19 | Н | эн | 33838881 | 61.07% | 5 | 6.09% | |
16 — 18 | О | о | в ударной позиции или в безударной | 55414481 | 100.00% | 1 | 7.16% |
17 — 17 | П | пэ | 14201572 | 25.63% | 14 | 17.28% | |
18 — 16 | Р | эр | 23916825 | 43.16% | 8 | 4.93% | |
19 — 15 | С | эс | 27627040 | 49.86% | 7 | 8.90% | |
20 — 14 | Т | тэ | 31620970 | 57.06% | 6 | 3.62% | |
21 — 13 | У | у | 13245712 | 23.90% | 15 | 2.43% | |
22 — 12 | Ф | эф | 1335747 | 2.41% | 31 | 1.65% | |
23 — 11 | Х | ха | 4904176 | 8.85% | 24 | 1.20% | |
24 — 10 | Ц | це | 2438807 | 4.40% | 28 | 0.62% | |
25 — 9 | Ч | че | (всегда мягкий) | 7300193 | 13.17% | 22 | 1.02% |
26 — 8 | Ш | ша | 3678738 | 6.64% | 26 | 1.28% | |
27 — 7 | Щ | ща | (всегда мягкий) | 1822476 | 3.29% | 29 | 0.16% |
28 — 6 | Ъ | твёрдый знак | — | 185452 | 0.33% | 32 | 0.00% |
29 — 5 | Ы | ы | 9595941 | 17.32% | 17 | 0.00% | |
30 — 4 | Ь | мягкий знак | — | 8784613 | 15.85% | 18 | 0.00% |
31 — 3 | Э | э обратное | 1610107 | 2.91% | 30 | 1.40% | |
32 — 2 | Ю | ю | или для йотированной | 3220715 | 5.81% | 27 | 0.15% |
33 — 1 | Я | я | или для йотированной | 10139085 | 18.30% | 16 | 0.31% |
Подведем итоги
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать фонетический анализ какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
г — — звонкий, согласный и мягкий.
е — — безударная гласная.
р — — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о — — ударная гласная.
й — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Итого: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:
д — — звонкий, согласный и мягкий.
е — — безударная гласная.
р — — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
е — — ударная гласная.
в — — звонкий, согласный и мягкий
ь —
е — — звонкий, согласный, непарный и мягкий и — гласный, безударный;
в — — глухой, согласный, парный и твердый.
Итого: 8 букв и 8 звуков.