Постановка и автоматизация звука ж в слогах, словах, предложениях, стихах

Содержание:

Произношение слов со звуком [Ж]

  1. Игра «Волшебные превращения». Звук Ж поможет сделать из большого предмета маленький. Назови картинки ласково (берег, флаг, рог, утюг, луг, пирог). Какой одинаковый слог появился в словах?
  2. Игра «Стрелочки». Даны изображены кружков с написанными в них буквами. Круги соединены стрелками. Задание: прочитать слова по стрелкам, голосом выделяя звук Ж.
  3. «Цветные стрелки». Даны изображения кружков с написанными в них буками. Ниже нарисованы пустые круги. Круги с буквами и пустые соединены цветными стрелками в свободном порядке. Нужно перенести буквы в пустые кружочки по стрелкам. Прочитать слова.

Игры на автоматизацию звука [Ж] в словах

  1. Собери слово. Дается изображение предмета с разбросанными вокруг него буквами. Задание: выбери из букв те, из которых состоят название картинки, и обведи их кружком.
  2. Игра «Непохожий». Дается ряд слов: жаба-жаба-жабо-жаба. Задание: найди в ряду слово, отличающееся от других.
  3. Обучающая игра «Ромашка». Понадобится желтый кружок и лепестки с написанными словами. Прикреплять к желтой серединке только те лепестки, в которых есть звук . Как вариант, можно слова не писать, а рисовать изображения предметов.
  4. Дидактическая игра «На водопое». Понадобится картинка с изображением лужи и картинки животных, птиц и т.д (журавль, воробей, лиса, жаба, жаворонок, заяц). Задание: на водопой к луже ходят только те звери, в названиях которых есть звук Ж. Линиями соединить тех, кто придет на водопой.
  5. Даны картинки с изображением кожуры, желатина, ножика, абажура. Нужно назвать слова в таком порядке, чтобы каждое последующее слово начиналось с последней буквы предыдущего (первое слово желатин).

6. Дидактическая игра «Фокусник». Давай покажем фокус, как можно разные слова превращать в слова со звуком Ж. Достаем из шляпы исходные слова, заменяем первую букву на Ж.

Пакет – жакет

Билет – жилет

Печь – жечь

Лук – жук

Пучок – жучок

Бетон – жетон

Идет – ждет

7. Даются изображения вешалок и одежды (жилет, рубашка, пиджак, майка, пижама, платье). Нужно повесить на вешалки только те предметы одежды, в названии которых есть звук Ж.

Автоматизация звука [Ж] в начале слов:

ЖАЖаба, жабо, жадина, жадность, жадный, жакет, жалейка, жалить, жалкий, жалко, жало, жалоба, жалобный, жаловать, жалость, жандарм, жанр, жар, жаргон, жарить, жариться, жаркий, жаркое, жаровня, жарок, жар-птица, жасмин, жатва, жаться, жахнуть, жокей, жонглёр, жаворонок.ЖОжёванный, жёлтый, жёлчь, жёрнов, жёсткий, жжёный, жом, жор, жох, жёлудь, жжённая, жёлоб, жёрдочка, жёсткий.ЖУжук, жулик, жулик, жульничать, журавль, журнал, журналист, журить, жуткий, жуть, жухлый, жухнуть, жучить, жучка, жучок, жужелица.ЖИ (ЖЫ)Жив, живить, живодёр, живой, живопись, живот, животина, живучий, животное, живчик, живьём, жидкий, жидкокристаллический, жидкость, жизнелюбие, жизнь, жила, жилетка, жилец, жилистый, жилище, жилка, жилой, жилплощадь, жильё, жим, жимолость, жир, жиреть, житный, жировать, жировик, житель, житие, жито, жить, житьё, Житомир.ЖЕЖе, жевать, жезл, желать, желание, желатин, желвак, желе, железо, железный, железняк, железяка, жена, желтеть, желтизна, желток, желтуха, желтяк, желудок, жеманный, жеманство, жемчуг, жемчужина, жена, женатик, женатый, женить, жениться, жених, женский, женщина, женьшень, жердь, жеребец, жерех, жерло, жертва, жест, жестокий, жесть, жетон, жечь, жечься, желоб, жжение.

Причины неправильного произношения

Неправильное произношение шипящих и свистящих называется сигматизмом.

Причины, по которым он может появляться, различные. Наиболее распространенные из них следующие:

  • Особенности строения артикуляционного аппарата: укороченная уздечка, «готическое» небо (когда у ребенка высокий свод твердого неба), дефекты строения челюсти (неправильный прикус), носоглотки.
  • Слабая иннервация мышц языка, либо, напротив, высокий мышечный тонус.
  • Нарушение фонематического восприятия.
  • Задержка в развитии нервной системы ребенка.

Проблемы со звукопроизношением могут появиться также на фоне подражания неправильной речи взрослого

Важно, чтобы ребенок слышал правильную, чистую речь не только на уроках со специалистами, но и дома

Звук [Ж] в обратных слогах и со стечением согласных звуков

Предлагаю читателям сайта ЛогопедРунет  подборку для автоматизации звука !

Статья будет разбита на части с учетом этапов автоматизации звука .

Материал для автоматизации звука в обратных словах и со стечением согласных звуков будет полезен практикующим логопедам и родителям, желающим помочь ребенку быстро и качественно ввести в речь звук .

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта  http://LogopedRunet.ru

Звук  в обратных слогах и слогах со стечением согласных:

АЖДА – ОЖДА – УЖДА – ЫЖДА

ЯЖДА – ЁЖДА – ЮЖДА – ЕЖДА

АЖМА – ОЖМА – УЖМА – ЫЖМА

ЯЖМА – ЁЖМА – ЮЖМА – ИЖМА

АЖНА – ОЖНО – УЖНУ – ЫЖНЫ

ЯЖНА – ЁЖНО – ЮЖНУ – ИЖНЫ

ЖДА – ЖДО – ЖДУ – ЖДЫ

ВЖА – ВЖО – ВЖУ – ВЖЕ

ЖМА – ЖМУ – ЖМЫ – ЖМО

БЖА – БЖО – БЖУ – БЖЕ

МЖА – МЖИ – МЖО – МЖУ

ГЖО – ДЖО – МЖО – НЖО

ЖНА – ЖНО – ЖНУ – ЖНЫ

ГЖУ – ДЖУ – МЖУ – НЖУ

НЖА – НЖО – НЖУ – НЖИ

ГЖИ – ДЖИ – МЖИ – НЖИ

Звук  в словах с обратным слогом и со стечением согласных звуков:

Ждать, жду, жди, одежда, надежда, между, однажды, дважды, каждый, дождик, прежде, вождение, рождение, нужда, убеждать, джинсы, джин, джем, джемпер, джунгли, колледж,  коттедж, лоджия, жмурки, выжмет, нажмёт, дружба, ложбинка, жнец, жнёт, можно, важно, нежно, бережно, пирожное, отважный, надёжный, многоэтажный, ложный, художник, ножницы, бумажный, нижний, ближний, книжный, булыжник, лыжник, нужно, дружный, южный, вьюжный, монтажник, богажник, пляжный,  вежливый, одолжение, продолжение, Алжир, ржавый, ржёт, коржи, моржонок, баржа, держи, держать, моржи, жвачка, позже. Слова, насыщенные звуком Ж

Слова, насыщенные звуком Ж

Жжужжать, жужжание, жужжи, жужелица, жужжу, жужжалка, жажда, жаждать, жижа, жжение, жжёт, вожжи, можжевельник, разжижение.

Повтори словосочетания и предложения со звуком :

* Нижнее место, каждый день, ближний лужок, весенние дожди, бумажный кораблик, ложный опёнок, солдатская служба, таёжный посёлок, нежный пух, нижние этажи, дюжина ежей, жужжание жука, нежное пирожное, поджареное мясо, ржание жеребёнка, южная жара, тяжёлая баржа, дождевая лужа.

* Женя живёт в многоэтажном доме. Каждый должен уметь кататься на лыжах. В снежную, вьюжную погоду надевайте тёплую одежду. Летний дождик оставил на лужайке мелкие лужицы. Пожарные дружно бежали к пожарным машинам. Жук под оранжевым абажуром жужжал и жужжал. Моржи живут на севере, а жирафы — на юге. Жуки жужжат над жасмином. Нужно ценить дружбу. Жора жуёт жвачку. Мне можно работать с ножовкой. На нижней полке этажерки лежат журналы и книжки.

Приёмы отработки звука с детьми: выбор методики

Существует несколько методов отработки звука «Ж»: артикуляционный, дыхательный, подражательный, технический, метод звукового перехода и смешанный.

Артикуляционный метод

Основывается на тренировке мышц артикуляционного аппарата с помощью комплекса упражнений. Включает следующие упражнения:

  • губы «хоботком» – немного вытянуты, округлены наружу;
  • язык «чашкой» – края языка должны касаться верхних зубов, а середина вогнута;
  • «покраска» – распластанный, несжатый язык совершает движения от верхних зубов по небу и обратно;
  • «помыли губки – почистили зубки» – языком облизать верхнюю губу снаружи и изнутри.

При желании можно провести также общий комплекс логопедических артикуляционных упражнений.

Дыхательный способ

Если проблема обнаружена именно в неправильном дыхании, то необходимо выполнять следующие упражнения:

  1. «Ленточка» – губы вытянуть «трубочкой» или «хоботком» и дуть на легкую ленту, которую держат перед лицом за один край сверху. Струя выдуваемого воздуха должна быть сильной – ленточка под ее действием поднимается. Щеки при этом не надуваются.
  2. «Осенний лист» – на руку положить небольшой высохший лист дерева или обычный бумажный. Подуть на него так же, как в предыдущем упражнении, чтобы он слетел с руки.
  3. «Гейзер» – в стакан с водой поставить трубочку. Дуть в нее и любоваться появляющимися пузырями.

Подражательный метод

Предполагает подключение комплекса всех органов чувств ребенка. Малыш смотрит на взрослого, слышит произношение звука, видит артикуляцию, улавливает движение мышц, а затем подражает увиденному и услышанному.

Так показывают произношение звука «Ж»:

  • артикуляция – губы «хоботком», язык «чашкой», зубы «заборчиком»;
  • дыхание – глубоко вдохнуть воздух носом, затем сильно, но равномерно выдохнуть через рот;
  • голос – звонкость ощущается рукой, находящейся на горле – чувствуется вибрация.

Советы:

Взрослый выговаривает звук четко, акцентируя внимание воспитанника на всех элементах, формирующих звук.
Воспитанник повторяет его отдельно, а не одновременно с взрослым. При этом он должен обязательно слушать себя, развивая фонематический слух.
Делать упражнение лучше перед зеркалом, чтобы обучаемый мог видеть себя в моменты ошибочного и правильного произношения.

Способ перехода от других звуков

Это один из самых действенных и быстрых методов. Определенные звуки русского языка по артикуляции соответствуют другим или схожи с ними. Используя эту аналогию, можно научить ребенка проговаривать какой-либо звук с помощью другого, который ему дается легко. Примеры для «Ж»:

соответствие «Ш» – их артикуляция абсолютно совпадает. Разница произношения лишь в одном: «Ж» – звонкий, а в «Ш» – глухой

Если воспитанник хорошо говорит звук «Ш», то при обучении стоит опираться именно на него – к его произношению нужно подключать голос
При этом важно акцентировать внимание ребенка на вибрации голосовых связок во время звонкого звука и ее отсутствие при произношении глухого. Для этого во время занятий нужно класть руку на шею.
движение от «С» к «Ш»
Часто у обучаемых, которые не могут произносить звук «Ж», имеются также проблемы с произношением соответствующего ему шипящего «Ш»

В таком случае сначала нужно научиться говорить «Ш», а потом уже переходить к «Ж». Если ребенок четко произносит «С», то можно его привести к правильному «Ш» таким образом: воспитанник растянуто говорит букву «С» или слог «СА» и понемногу продвигает язык от межзубной щели вверх, до получения звука «Ш» или «ША» соответственно (до верхнего неба).
переход от «Р». Артикуляция звука «Р» также схожа с «Ж». Только в ситуации с «Р» губы менее вытянуты вперед, и еще присутствует вибрация. Когда малыш будет проговаривать «Р», нужно ватной палочкой аккуратно нажать на нижнюю поверхность языка, приостановив вибрацию. Ребенок в этот момент должен вытянуть губы и, произнося новый звук, постараться запомнить его.

Технический метод

Технический метод предполагает использование дополнительных логопедических инструментов (шпатели, зонды). Часто дети боятся этих приспособлений. Поэтому обычно их используют в крайнем случае, когда другие методы не помогают. В качестве вспомогательных инструментов можно также использовать ватные палочки или ложки.

Упражнения и игры на автоматизацию звука «Ж»

Использование любого метода отработки звука «Ж» требует закрепления материала с помощью упражнений и игр. Начинают проходить процесс автоматизации с букв, слогов, а заканчивают сложными поговорками, стишками и текстами:

  1. Игра «В гостях у пчел». Нужно сымитировать улей с помощью стола, под которым сидят пчелки (дети). После сигнала «Пчелки жужжите, за нектаром летите!» пчелки разлетаются опылять растения и поют «ЖУ-ЖУ-ЖУ». Ребята бегают, жужжат и показывают, как пчелы садятся на цветы. Тут выходит медведь (кто-то взрослый) и направляется к улью. Раздается сигнал: «Медведь идет, кто мед спасет?». Тогда пчелы должны лететь в улей и грозно жужжать «ЖЖЖЖЖЖ”. Если детей много, можно поделить их на медвежат и пчел. В этом случае пчелами будут сначала одни, потом другие.
  2. Потренировать звук «Ж» в слогах
Между гласными Совместно с согласными
ажа, аже, ажо, ажи, ажуежа, еже, ежо, ежи, ежуижа, иже, ижо, ижи, ижуожа, оже, ожо, ожи, ожуужа, уже, ужо, ужи, ужу. жба, жбе, жби, жбо, жбужва, жве, жви, жво, жвужда, жде, жди, ждо, ждужма, жме, жми, жмо, жмужна, жне, жни, жно, жну
  1. Проговорить чистоговорки

жажажа-жажажа – жаба выгнала ежа;жужужу-жужужу – жуку всю правду расскажу;жижижи-жижижи – жужелицу покажи;жожожо-жожожо – дожую я пирожок;жежеже-жежеже – ежевика на еже.

  1. Вспомнить слова со звуком «Ж» в начале, середине, конце слова:

жара, пожар, багаж;желе, ежевика, отрежь;жираф, инжир, Париж;жор, ожог, ёж;жук, жужелица, уж.

Попросить ребенка сказать, какие еще слова с этим звуком он знает.

  1. Повторить словосочетания

живой жук;жирная жужелица;кожаный жакет;бумажный жираф;жадный жокей;нежная кожа;прежний ожог;жаркая пижама;зажатый пиджак;ужасный обжора.

  1. Запомнить и рассказать стихотворения:

Жужжит над жимолостью жук,Тяжелый на жуке кожух.Еж с ежихою живет в норе,Яблоки жует он в кожуре,Никогда не жалует ужа,Лучше позовет к себе чижа.Лежебока рыжий котОтлежал себе живот.

Можно использовать для заданий картинки, на которых изображены животные, растения, предметы, цвета, геометрические фигуры, названия которых содержат букву «Ж». Также часто включают загадки, скороговорки, потешки, песенки. Чем лучше ребенок проговаривает звук, тем более сложные задания ему можно давать.

Если малыш заменяет «Ж» на другой звук, нужно включать задания с сочетанием в словах и предложениях обоих звуков.

Пример на «Ш», «Ж»:

Жил шершень у жужелицы,Жужжал он до ужаса,Шуршал и пыхтел без конца,Выгнала с шумом хозяйка жильца.

Оцени-ка страничку!

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Работа со звуком в слогах

Автоматизация Ш, Ж в слогах проводится в таком порядке:

  • прямых (ША, ЖА и др.);
  • обратных (АШ и др.), звук Ж в этих слогах не отрабатывают, потому что происходит его «оглушение»;
  • между гласными (АША, АЖА и др.);
  • со стечением согласных (ШКА, ЖДА и др.).

Задания для малышей на закрепление звуков необходимо сопровождать наглядным материалом. Обязательно в начале занятия проводят артикуляционную гимнастику, чтобы подготовить речевой аппарат.

К отработке фонемы в прямых слогах добавляют изолированное произношение. Речевой материал также постепенно увеличивают в объеме: когда переходят к новому виду слогов, вначале добавляют 1–2 задания с уже отработанными сочетаниями.

Примеры заданий

Чтобы закрепить правильное произношение в слогах логопед использует специальные дорожки, «шагая» по которым ребенок произносит нужное сочетание звуков. В начале работы взрослый дает образец правильного произношения, затем проговаривает материал вместе с ребенком. Потом малыш повторяет самостоятельно.

Примеры слоговых дорожек:

  • ША-ШО-ШУ-ШИ;
  • ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ;
  • ША-АШ-ШУ-ИШ;
  • АЖА-ОЖО-УЖУ и т. д.

На этом этапе используют чистоговорки. Они направлены не только на отработку правильного произношения в слогах, но и постепенное введение звука в слово.

Примеры чистоговорок:

  • ША-ША-ША – мы купаем малыША;
  • ШО-ШО-ШО – отдыхаем хороШО;
  • ЖА-ЖА-ЖА – увидели Ужа;
  • ЖУ-ЖУ-ЖУ – на солнце я гляЖУ.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Сказка о звуках.

Сегодня у нас будет не простое занятие, я расскажу вам сказку.

В одном волшебном лесу живут звуки. Некоторые из них можно легко пропеть. Как они называются? (гласные звуки). Другие звуки при произношение встречают преграду. Какие это звуки? (согласные звуки).

Сегодня мы познакомимся с новым звуком, послушайте внимательно текст и определите, какой звук чаще всего встречается?

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.

— Какой звук повторялся? (Правильно, Ж).

2. Этап обучения. Введение в тему.

Вы наверное догадались, что сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране, где будем знакомиться со звуком и буквой Ж.Нас ожидает много нового: интересные задания, и конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось, давайте посмотрим как правильно

произносится звук Ж.

1. Характеристика звука Ж.

Давайте произнесем звук Ж.

— Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?

Губы округлены, зубы сближены, язычок за верхними зубами.

Звук Ж звонкий согласный. Всегда произноситься твердо.

Приложите руку к шее, скажите долго «ж-ж-ж».Что делает голосок: спит или

песни поет? Голосок поет песни громко, что стенки домика дрожат.

МЫ почувствуем дрожание голосовых связок.

Дети: При произнесении звука горлышко дрожит

Кто так жужжит? Чья это песенка? (жука, пчелы, мухи).

2. Игра «Страна жужжандия».

В стране жужжандия жил-был звук ж. Жужжал, жужжал звук ж, скучно ему

стало. С кем бы подружиться? Мы сможем ему помочь? (Сможем)

Сначала познакомим его с гласными звуками. Назовите их.

Если звук Ж подружиться со звуком А, какой звук получиться?

(Аналогично с другими гласными звуками).

А сейчас познакомим звук ж с будущими друзьями. Если к слогу жу пригласим звук к, какое слово получится? (Жук).

3. Звуковой анализ слова ЖУК.

Ж-СОГЛАСНЫЙ, ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ

У-ГЛАСНЫЙ

К-СОГЛАСНЫЙ, ГЛУХОЙ.

4. Знакомство с буквой Ж.

Мы с вами произносим слоги, слова со звуком Ж, а мы можем увидеть звуки?

— Нет, мы видим и пишем буквы.

Какой же буквой обозначается звук Ж на письме? Буква Ж.

Эта буква широка и похожа на жука.

И при этом точно жук издает «жужжащий звук».

5. Артикуляционная гимнастика.

Жа-за, жа-за –идет жадная коза.

Зу-жу, зу-жу- молоко даём ежу.

6. Упр. на развитие внимания.

Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

Вы любите играть в прятки? Звук тоже любит эту игру. Вам нужно

по очереди подходить к доске, снять картинку и сказать, где спрятался звук :

в начале, в середине или в конце слова?

7. Игра «Большой-маленький».

Я буду большим жуком, и называть большие предметы, а вы маленькими

жуками и будете называть маленькие предметы.Например: луг – лужок.

флаг – флажок шаг — шажок

снег – снежок пирог — пирожок

берег – бережок круг — кружок

друг – дружок утюг — утюжок

сапог – сапожок творог — творожок

3. Физкультминутка.

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

4. Этап закрепления.

1. Упр. «Выложи букву Ж из палочек».

Чтобы лучше запомнить буквы, давайте с ними поиграем.

Дети выкладывают буквы Ж из счётных палочек,

2. Упр. «Помоги Жуку».

Послушайте историю. Однажды жучок сидел на цветке. Подул сильный ветер,

оторвал лепесток и унёс его далеко через поле вместе с жуком.

Поможем ему вернуться к его цветку. Идти можно только по буквам Ж.

(один ребёнок работает у доски, а все остальные со своими картинками

самостоятельно на своих местах).

3. Работа в тетради.

5. Итог занятия.

Молодцы, помогли вернуться жуку на свой цветок.

Сейчас прослушайте слова и повторить только слово со звуком Ж.

— шапка, жираф, кошка;

— сапоги, плащ, подснежник;

— журавль, мышонок, букашка;

— ручьи, грачи, медвежата.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

— Чем мы сегодня занимались?

— А в чем были трудности?

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное произношение звука в словах и предложениях.

2. Логопед: Для начала нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. Артикуляционная гимнастика (Выполняется вместе с логопедом перед зеркалом)

1. «Наказать непослушный язык»

2. «Лопата» («Блинчик»)

3. «Кто дальше загонит мяч»

4. «Приклей конфетку»

5. «Грибок»

6. «Вкусное варенье»

7. «Чашечка»

8. «Гармошка»

9. «Фокус»

3. Упражение «Жук жужжит». Логопед: Как жужжит жук? (жжжжжжжжж) Уточнение, показ правильной артикуляции звука логопедом.

4. Упражнение на развитие фонематического слуха (с опорой на картинку). Логопед: Я буду произносить слова по картинке, а ты отбирай картинки, на которых предмет со звуком . Предметные картинки:

шуба, жук, шкаф, жаба, апельсин, ёжик, шапка, пижама, ножик.

5. Закрепление правильного произношения звука в слогах. Логопед:Послушай меня внимательно и повтори:

жа — жа жа — жа — жо жа — жо — жу — жи

жа — жо жа — жа — же жа — жу — жо — жи

жа — же жа — жа — жи жа — жи — жо — жу

жа — жи жа — жа — жу жо — жа — жи — жу

жа — жу жа — жу — жа жу — жи — жо — жа

жда — ждо — жду — жды

жма — жмо — жму — жмы

жна — жно — жну — жны

жва — жво — жву — жвы

жка — жко — жку – жкы

6. Автоматизация звука в словах. Логопед: Молодец, в слогах ты прекрасно произносишь звук . А теперь слушай слова,которые я произнесу и повтори:

жаба жить жук Женя

жатва живот жуки желе

жакет живой жупан жених

жалить животное жуть уже

ужата ужи жутко хуже

ежата ежи жуткий ежевика

медвежата ножи жую ожог

пижама этажи хожу обжёг

уважать ужин лежу утюжок

бежать ужинать мажу флажок

7. Автоматизация звука в предложениях. Логопед: У тебя отлично получилось произнести слоги и слова со звуком . Давай попробуем произнести этот звук в предложениях, слушай меня внимательно и смотри на картинки. (Повторение за логопедом предложений (с опорой на картинки).

Под ежевикой живёт ёжик. Женя ужинает, ежевикой. Под елью живут ежиха и ежата. Женя живёт на пятом этаже. Жанна ухаживает за животными.

8. Итог занятия: Чем же мы сегодня занимались на занятии? Придумай пять слов со звуком . Придумай любое предложение со словами, где есть звук . Умница!

Литература:

— Л. А. Комарова «Автоматизация звука Ж» Альбом дошкольника / Л. А. Комарова. – М.: Издательство ГНОМ, 2013. – 32 с. ;

— Ткаченко Т. А. Логопедическая энциклопедия. / Т. А. Ткаченко. – М.: Мир книги, 2010;

— Лылова Л. С. и др. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернёров.- Воронеж: ИПЛакоценина Н. А. 2012- 176 с.

Почему некоторым детям трудно произносить звук «Ж»?

Существует ряд физиологических причин, по которым некоторым детям сложно произносить звук «Ж»:

  1. Патологии строения челюстей, приводящие к формированию неправильного прикуса. Среди них прогения (нижняя челюсть выступает вперед), прогнатия (верхняя выдается вперед). Также привести к нарушению звукопроизношения может закрытый прикус, когда при смыкании челюстей нижних зубов невидно, то есть их целиком перекрывают верхние.
  2. Неправильная работа языковой мышцы. Здесь отмечают чрезмерное напряжение задней части спинки языка и вялость передней.
  3. Проблемы со слухом. Это может быть общее снижение слуха или нарушение фонематического (звукового) слуха.
  4. Патологии голосовых связок.

Помимо физиологических есть также внешние причины, которые могут повлиять на формирование ошибочного звукопроизношения «Ж». Среди них:

  • орфоэпические ошибки окружающих. Если кто-то из родственников или друзей неправильно произносит этот звук, появляется большая вероятность того, что ребенок будет говорить его так же. Например, в детском саду дети часто перенимают друг у друга дефекты речи;
  • повторение взрослыми неправильно сказанных слов. Многие родители вместо того, чтобы поправлять ошибочное произношение, начинают в шутку повторять сказанное малышом. В итоге ребенок не видит своих ошибок, а замечает только умиление взрослых после того, что говорит. Это приводит к дальнейшим проблемам со звукопроизношением.

Автоматизация звука [К] в конце слов

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):Як             бак            мак            лак              рак шлак        враг(к)       маяк          овраг(к)      табак хомяк       моряк        барак         чудак           универмаг(к)бок            дог(к)           шок                паёк                блокслог(к)       дубок           моток             порог(к)          волчокмешок        поток          совок              щенок              бачокопёнок       ботинок       пирожок        сапожок           молотоквершок       бережок      василёк          наутёк             бульдог(к)бук             лук             сук           тук            тюквнук           стук            паук         индюк      каюк вьюк          урюк          утюг(к)     бамбук      фартукбурундукбык            пик               миг(к)            веник        тюбик     тупик         маховик        охотник         путник       финиквинтик       вареник        дневник        балык        башлык

шашлык     заповедник     автоматчик      бессмертниквоск            волк                полк                обелиск

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Перечень слов:  Сок, урок, замок, носок.

                             Кабачок, щенок, совок.

Упражнение «Послушай. Запомни. Повтори»ква    кла    кна    кра    кляквэ    клэ    кнэ    крэ    клеквы    клы    кны    кры    кликво    кло    кно    кро    клёкву    клу    кну    кру    клю

Повторять слова, чётко произнося звук К (выделяя голосом):кнут          квас         класс           клад           клоун краб          клуб         крем            князь         кровьключ         клей         клён            клёш          крой кросс        крупа        крапива      кружевокрыло        климат         клубень     клумба    клятва        клиент        квадрат      клапан    клевер       квартал       квартира     клавиши    крендель    кривизна     кристалл    крыльцо

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

 Повторять слова с двумя звуками, чётко произнося звук К (выделяя голосом): 

Как            какаду        какао         какая каёмка       капкан        кадка         какой    катушка     каменщик   каникулы    каблуккок             койка         кокон         комок копейка      кошка        колокол      кончиккулак          кубик        кубок          кукла каучук         кулёк        клубокквак          кнопка     клык          кроликпокупка     пикник     ракушка    сказка     окорок

Все непонятные ребёнку слова ВСЕГДА объясняем!!!

Ещё больше картинного материала для автоматизации звуков + альбом для автоматизации звука К в словах, словосочетаниях, фразах, стихах на странице  Звук К.

Артикуляция звука Х

          При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

Упражнение «Поймай звук».  Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.

1 день — и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2 день — а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

3 день — мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

4 день — ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.

5 день — поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.

6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.

Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.

Слоги

Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)

ха – хо — ху                аха — охо – уху                   ах – их – ех — ух

хва – хво — хву          хла – хло — хлу

сха — схо — сху            рха — рхо — рху

Упражнение «Послушай, запомни, повтори». Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах.  Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

1 день

Ха-ха         хы-хы            ха-хо-хы              хы-ха-ху

Хо-хо         ху-ху             ху-ха-хо               ха-хо-хы-ху

2 день

аха – аха         оха – оха           иха – аха – уха           уха – иха – оха

иха – иха         уха – уха           аха – иха – оха           оха – иха — аха

3 день

ах – ах            ах – ох               ух – ух – ох                юх – ах – ох

ох — ух             ух – ах               ох – их – ах               ух – ох – их

4 день

хта – хта         хто – хто            ахт – охт                   ухт – ахт — охт 

хты — хты        хту – хту             ихт – ухт                   ихт – охт — ахт

5 день

хва – хва – хвы          ахва – ухва — охва             вха – вхо — вхы

хво — хво — хва           ихва — ухва — охва              вхы – вху — вха

Постановка Ж

Для произношения звука Ж важна правильная артикуляция. В создании звука участвуют губы, язык, твердое и мягкое небо, голосовые связки:

  • Губы округлены, рот раскрыт не слишком широко, зубы находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Язык широкий, приподнят к краю твердого неба (прямо за верхними зубами). Его средняя часть опущена, а боковые стороны приподняты и крепко прижаты к зубам.
  • Задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Между ним и небом проходит сильная направленная воздушная струя. Мягкое небо поднято, перекрывая проход в носоглотку.
  • Голосовые связки вибрируют.


Логопедический профиль звука Ж

Ход занятия

1.Организационный момент: (логопед вносит на резинке игрушку – жука).

«К нам в гости прилетел добрый жук. Подставь ладошку, пусть он посидит у тебя на ладони, поздороваемся с ним. А теперь покажи мне веселых жуков (спящих, летающих). Сегодня мы будем произносить красиво звук «Ж». Добрый жук хочет пригласить нас к себе в гости, чтобы мы у него погости, поиграли с ним в веселые и интересные игры. Ты хочешь в гости к доброму жуку.

1. Упражнение «Жук жужжит». Тогда помоги жуку собрать цветов и отнести домой. Проводи пальчиком по дорожке,произнося отчетливо: Ж-Ж-Ж. (Губы выдвинуты вперёд и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята).

2. Упражнение «Песенки жука». Жук решил научить всех зверей в лесу правильно произносить его любимый звук Ж. Для этого он придумал слоговые песенки! Слушай внимательно и повторяй песенки вместе с Жуком. Постарайся не ошибаться. (Следите за отчётливым произнесением звука Ж в рядах слогов. Если ребёнок допустил ошибку, предложите ему повторить ряд слогов ещё раз). (Жа-жо-жи; жо-жи-жу; же-жо-жи; жи-жу-же). Жуку очень понравилась песенка.

3. Упражнение «Живое — неживое». Помоги жуку с начала назвать слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы. (жаба, жакет, живот, жёлуди, журнал, журавль; прилагаются предметные картинки).

4. Упражнение «Эхо». А теперь наш добрый жук хочет с тобой поиграть в игру «Эхо» Он будет называть слова по порядку, а ты произнесешь. Послушай слова. (Логопед называет любые 2—5картинок.) Запомни их и повтори в том же порядке вместе с игрушкой, выделяя звук Ж. (ежата, пижама, лужа, ужи, лыжи, моржи, пружина, ежевика).

5. Физкультминутка

«Вокруг себя повернись и в жука превратись. Жуки свободно летают на полянке, а когда я подниму вот этот синий кружок, садятся на любой цветок и жужжат «Ж-ж-ж» (повторить 3 раза).

6. Упражнение «Половинки». Жук загадает слово и назовет его половинку (начало). А ты добавь недостающую часть слова и проговори его целиком.Образец: фла — жок, утю-жок, пид-жак, по-жар, бакла-жан, снежин-ка. (Прилагаются предметные картинки).

7. Упражнение «Четвёртый лишний». Помоги жуку. Найди в каждом ряду лишнюю картинку и обведи её в кружок. Объясни свой выбор. Назови все лишние картинки, чётко произнося звук Ж.

а) тарелка, ложка, мороженное, вилка;

б) волк, жираф, медведь, морж;

в) шуба, варежки, шарф, лыжи. (Прилагаются предметные картинки).

8. Упражнение «Рифмы». Сама любимая игра жука сочинять веселые рифмы. Давай мы в этом поможем доброму жуку. Послушай начало фразы и закончи её подходящими словами. Повтори фразу полностью. Справиться с заданием тебе помогут картинки.Образец: Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у. — Жа-жа-жа, жа-жа-жа — есть иголки у ежа; Жу-жу-жу, жу-жу-жу – рыбу мы дадим — …. моржу; Жок-жок-жок, жок-жок-жок – развевается — …. флажок; жди-жди-жди, жди-жди-жди – осенью идут — …. дожди; жак-жак-жак, жак-жак-жак – мама жарит — — … пирожок.

9. Упражнение «Соседи». А теперь доброму жуку нужно расселить своих соседей по домам. Помоги ему в этом. Рассмотри картинку. Сколько этажей в этом доме? Проведи по стрелкам пальчиком и расскажи, кто на каком этаже живёт. Чётко произноси звук Ж.Образец: Жираф живёт на первом этаже и т. д. (жираф, ежик, жук, медведь). (Прилагаются предметные картинки).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector