Чистоговорки на разные буквы

Артикуляционные упражнения

При любой форме ламбдацизма перед основным комплексом исправляющих занятий необходимо пройти курс артикуляционной гимнастики, улучшающей подвижность речевых органов. Каждое упражнение выполняется 5 секунд, тренировки проходят ежедневно по 2 раза в день.

  1. «Гамак». Конец языка упереть в верхние резцы, прогнуть вниз. Удерживать в таком положении, отсчитывая секунды.
  2. «Вкуснятина». Язык расслабить, чтобы он стал широким. Лизать им верхнюю губу вверх-вниз. Нижняя челюсть не должна двигаться.
  3. «Индюк». Выполнять такие же движения, как в предыдущем случае, только быстрее. При этом проговаривать «бл-бл-бл-бл».
  4. «Лошадь скачет». Язык расслабить, сделав широким. Щёлкать им по нёбу возле верхних резцов. Не двигать нижней челюстью.
  5. «Качели». Широко улыбнуться с приоткрытым ртом. Поочерёдно упирать конец языка то в верхние, то в нижние резцы.
  6. «Грибок». Язык прижать к нёбу так, чтобы натянулась языковая уздечка.

Тренироваться нужно не меньше 2 недель. После тренировки можно приступать к упражнениям, назначенным логопедом для постановки звука Л.

Чистоговорки на Р

***

Ра-Ро-Ру
Ра-ра-ра – мне вставать уже пора!Ра-ра-ра – свари кашу из топора,Ра-ра-ра – нам готовят повара,Ро-ро-ро – летит лёгкое перо,Ро-ро-ро – сливают молоко в ведро,Ру-ру-ру – что у медведя во бору?Ру-ру-ру – сам я посуду уберу; грибов корзину наберу,Ру-ру-ру – я сам зашью дыру,Ры-ры-ры – (у Тамары) в руках шары,Ры-ры-ры – (до поры) остры топоры,Ары-ары-ары – вечером включают фары,Ары-ары-ары – кто смело тушит пожары?

***

Ар-Ор-Ур
Ар-ар-ар – кипит наш самовар,Ар-ар-ар – залетел к нам комар,Ор-ор-ор – подмету сама я двор,Ор-ор-ор – надо белить коридор,Ор-ор-ор – едет наш дедушка Егор,Ур-ур-ур – повесим новый абажур,Ур-ур-ур – Мура наша кормит кур,Ир-ир-ир – все выпили кефир?Ир-ир-ир – пусть везде будет мир!Оры-оры-оры – мы сажали помидоры.

***

Тра-Тру-Тры
Тра-тра-тра – посидим мы у костра,Тру-тру-тру – встану рано поутру; быстро тряпкой пыль сотру,Тру-тру-тру – дрожат листочки на ветру,Вры-вры-вры – стелим новые ковры,Бры-бры-бры – быстро строят дом бобры,Тры-тры-тры – плывут большие осетры,Гры-гры-гры – кругом одни бугры,Тра-тра-тра – а мы поём с утра!Кра-кра-кра – в банке вкусная икра.

***

Норка
Мышь в углу прогрызла норку,Тащит в норку хлеба корку.Но не лезет корка в норку,Велика для норки корка.

***

Варвара
У Варвары в сарафанеКарандаш простой в кармане.Нарисуй, Варвара, речкуИ кудрявую овечку.

***

Раки
Тридцать три огромных рака,Все в нарядных красных фраках.

***

Рак
Под речной корягой ракНе устроится никак.Рак рассержен, рак расстроенДом у рака не устроен.

***

Краб
Краб вскарабкался на трапИ пополз по трапу краб.Краб по трапу проползет,С трапа краб не упадет.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да – гудят провода. Да-да-да – теплая вода. Ду-ду-ду – спать я не пойду. Де-де-де – я не знаю где. Ди-ди-ди – спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да — не ходи, Вадим, туда! Ду-ду-ду, ду-ду-ду — все равно туда пойду. Ди-ди-ди, ди-ди-ди — ты ж одетый, не ходи! Да-да-да, да-да-да — ой! Холодная вода! Де-де-де, де-де-де — вот беда! Вадим, ты где? Ды-ды-ды, ды-ды-ды — только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил. Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит. Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни. День у Дины, два — у Димы.

Дождик, дождик, не дожди! Дождик, дождик, подожди! Дай дойти до дому дедушке седому!

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные

Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся — не поймали карася. Се-се-се, се-се-се — карасей ловили все. Си-си-си, си-си-си — в водоеме караси. Ся-ся-ся, ся-ся-ся — вот поймать бы карася! Са-са-са, са-са-са — ой-ой-ой летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы — не боимся мы осы! Су-су-су, су-су-су — видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы — мы не видели осы. Са-са-са, са-са-са — отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса. Су-су-су: не боимся мы осу. Сы-сы-сы: жало остро у осы. Се-се-се: киселя дадим осе.

Сказала со смехом соседке синица: — Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени Вышел в сени сонный Сеня. И в сенях споткнулся Сеня, И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце – золотое донце. Солнце – солнышко свети. Солнце – солнышко гори.

Пёс лису учуять смог — Сразу подал голосок. Унеслась лиса в лесок — Сала дали псу кусок.

Чистоговорки для развития речи

Чистоговорки – это специальный подбор слов, звуков и слогов в шуточном виде для тренировки артикуляции речи у детей дошкольного и школьного возраста. В качестве действенных упражнений их часто используют в практике логопеда или классах начальной школы.

Вот примеры чистоговорок:

Ос-ос-ос — дует громко наш насос.

Ос-ос-ос — мы бежим сегодня кросс!

Ба-ба-ба — красивая изба.

На-на-на — на лугу стоит копна.

Для чего нужны чистоговорки

Ритмичные чистоговорки для детей предназначены для устранения речевых дефектов. Они учат чёткому произношению отдельных звуков, сочетающихся в предложения. Согласные и гласные рифмуются в фразу, приобретая особенную мелодичность.

Подобные упражнения проводятся чаще всего в игровой форме. Значение их чрезвычайно велико. Это не только артикуляция, ликвидация имеющихся проблем с речью, но и постановка дикции, заниматься которой необходимо уже с ранних лет. Например, чистоговорки на звуки помогают повысить речевую активность и правильно проговаривать слова.

С помощью упражнений развивается фонематический слух. В результате занятий малыш научится анализу звукового ряда и разбиению слов по слогам. Благодаря рифме материал лучше усваивается и воспринимается даже самыми маленькими учениками.

Весёлые, лёгкие и простые чистоговорки на звуки будут полезны дошколятам и ребятам младшего школьного возраста, у которых имеются проблемы с речью или произношением отдельных звуков. При быстром повторении одних и тех же слогов формируется навык правильного звукопроизношения.

Как работать с чистоговоркой

Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочерёдно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. Процесс этот серьёзный и ответственный, но с долей иронии. Стоит добавить в стишки имена знаменитых сказочных героев для того чтобы упражнения лучше запоминались ребятам.

  1. Прочитайте ребенку чистоговорку обычным темпом
  2. Прочитайте чистоговорку медленно, делая акцент на отрабатываемом звуке.
  3. Ребенок медленно повторит за вами чистоговорку по слогам несколько раз.
  4. После нескольких повторений, малыш выучит чистоговорку и может немного добавить темп.
  5. Усвоив чистоговорку можно переходить к следующей.

Не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно, уделяя занятиям 10 — 15 минут.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению будет тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Чистоговорки на звук «к»

Чистоговорки для детей могут использовать не только логопеды, но и родители. Обычно к 5 годам звук «к» сформирован. Но бывает, что нарушения заднеязычной группы сохраняются к старшему дошкольному возрасту.

Про зиму:

  • КИ-КИ-КИ – поиграем мы в снежки;
  • КИ-КИ-КИ – у меня коньки;
  • ОК-ОК-ОК – пойдем мы на каток;
  • ОК-ОК-ОК – на улице снежок;
  • ИК-ИК-ИК – во дворе есть снеговик.

Про весну:

  • КА-КА-КА – весной бежит река;
  • КА-КА-КА – плывут по небу облака;
  • КО-КО-КО – весной солнце высоко.

Про овощи и фрукты:

  • УК-УК-УК – мама режет лук;
  • ОК-ОК-ОК – собираем мы чеснок;
  • ОК-ОК-ОК – у нас вырос кабачок;
  • ОВКА-ОВКА-ОВКА – вкусная морковка.

Про одежду:

  • КИ-КИ-КИ – купили мальчику носки;
  • АПКА-АПКА-АПКА – вязаная шапка;
  • ОК-ОК-ОК – ищем дружно мы носок;
  • ОЛКА-ОЛКА-ОЛКА – яркая футболка.

Про транспорт:

  • ИК-ИК-ИК – проехал грузовик;
  • КО-КО-КО – самолеты высоко.

Чистоговорки на звук «к» помогают закрепить правильную базовую артикуляцию заднеязычной группы.

Что представляет собой скороговорка

Скороговорки появились очень давно. Существуют они у многих народов. Разумеется, придумывались скороговорки не для развития речи и не для обучения. Изначально их функция была исключительно развлекательной. Во время праздников или народных гуляний люди просто собирались вместе и пытались быстро произнести сложные фразы с повторяющимися звуками. Звучало это забавно. Всем было весело.

Однако со временем основная задача скороговорок изменилась. Сейчас первоочередное значение имеет развивающая функция скороговорок. Хотя и развлекательный фактор сохранился. Ведь работать с данным вариантом народного творчества детям весело и интересно.

Что же такое скороговорка? Чаще всего – это небольшой стишок или фраза с большим количеством труднопроизносимых слов или сочетаний звуков, которые нужно проговаривать не только правильно, но и быстро. Именно благодаря этому и происходит развитие речи. Ребёнок учится владеть своим языком, привыкая быстро и чётко произносить даже сложные сочетания звуков.

Чистоговорки на букву Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба! Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу! Бе-бе-бе,бе-бе-бе — потрубил я на трубе. Ба-ба-ба,ба-ба-ба — не нужна уже труба!

Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

Был у бабушки баран, Бил он бойко в барабан, И плясали бабочки Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел, Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испек спозаранку.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра. Два бобренка у бобра – лучше всякого добра.

Значение чистоговорок для ребенка

По статистике, сейчас каждый четвертый ребенок имеет проблемы с речевым развитием. А логопеды с сожалением констатируют: с каждым годом детей с проблемами речи становится все больше. А ведь трудности с речью не только мешают общаться с окружающими, но и не дают развиваться образному мышлению и тормозят творческий потенциал. Не говоря уже о том, что малыш не может доступно выразить свои мысли и желания.

Конечно, чтобы помочь маленькому человеку правильно заговорить, лучше всего обратиться к специалисту. Однако домашние занятия с родителями тоже чрезвычайно важны. Именно упражнения на чистоговорки считаются самыми доступными и эффективными для домашних занятий. Они не только помогают в преодолении речевых проблем у ребенка, но и увеличивают его словарный запас, тренируют извлечение звуков и могут стать прекрасной игрой, за которой дети и взрослые отлично проведут время вместе.

Чистоговорки на звук «р»

Чистоговорки на звук «р» не подходят для детей младшего дошкольного возраста, потому что соноры появляются в детской речи, начиная с 5 лет. До этого времени артикуляционный аппарат не готов к их произношению.

Слоги Чистоговорки
РА
  1. Пришла осенняя пора.
  2. В снежки играет детвора.
  3. Снег идет с утра.
  4. Кошек нам кормить пора.
  5. Налетела мошкара.
  6. Урожай собрать пора.
  7. У Вани младшая сестра.
  8. Апельсина кожура.
РО
  1. Мы поедем на метро.
  2. Овощи соберем в ведро.
РУ
  1. Осенью хоти жару.
  2. Машина едет по двору.
  3. Я позвал гулять сестру.
РЫ
  1. Осенью метем дворы.
  2. Весело съезжать с горы.
  3. На елочке висят шары.
  4. Кошки не едят сыры.
  5. Прилетели комары.
РИ Прилетели снегири.
АР
  1. Мы слепили снежный шар.
  2. Залетел в окно комар.
ОР
  1. Загорелся светофор.
  2. Красный помидор.
УР Сходим мы покормим кур.
РОД Мы копаем огород.
ОРЫ
  1. Большие помидоры.
  2. Мы нашли зайки норы.

В чистоговорках на звук «р» нужно стараться не использовать слова со звуком «л». На логопедических занятиях подбирают материал с учетом отрабатываемого звука. Если автоматизируется фонема в прямых слогах, то и чистоговорки должны содержать этот вид слогов.

Чистоговорки на букву Р

Рю-рю-рю, рю-рю-рю — как я много говорю? Ри-ри-ри, ри-ри-ри — от зари и до зари. Ре-ре-ре, ре-ре-ре — о горе и о норе. Ря-ря-ря, ря-ря-ря — про озера и моря. Рю-рю-рю, рю-рю-рю — говорю и говорю. Ря-ря-ря, ря-ря-ря — обо всем, но, видно, зря!

Ря-ря-ря: алая заря. Рю-рю-рю: рисую я зарю. Ри-ри-ри: чисто говори. Ра-ра-ра: в школу мне пора. Ре-ре-ре: игры во дворе. Ро-ро-ро: легкое перо. Ры-ры-ры: стихи для детворы. Ру-ру-ру: развлекаем детвору. Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар. Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор. Ир-ир-ир: роту строит командир.

У Вари на бульваре варежки пропали, Воротилась Варя вечером с бульвара, И нашла в кармане варежки Варвара.

Говорила сорока сороке: — Я, как рыба, молчу на уроке.

Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят. Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.

Шли три попа, три Прокопия попа, Три Прокопьевича. Гговорили про попа, про Прокопия попа, Про Прокопьевича.

Кар! — кричит ворона. — Кража! Караул! Грабёж! Пропажа! Вор прокрался утром рано! Брошь украл он из кармана! Карандаш! Картонку! Пробку! И красивую коробку! — Стой, ворона, не кричи! Не кричи ты, помолчи. Жить не можешь без обмана! У тебя ведь нет кармана. — Как? ! — Подпрыгнула ворона И моргнула удивлённо. — Что ж вы раньше не сказали? ! Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова; Дрова вдоль двора, Дрова вширь двора — Не вместит двор дров; Дрова выдворить со двора! Не руби дрова на траве двора!

Сорок сорок для своих сорочат Сорок сорочек, не ссорясь строчат. Сорок сорочек прострочены в срок — Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились сорок сорок.

Радик здоровый подрался с коровой!

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции

Нужно обратить внимание на следующие правила:

зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
корневую часть языка важно приподнять;
чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

Разговорные навыки у дошкольников

Подбирая чистоговорки для детей 4−5 лет, нужно помнить, что им требуется постепенно готовиться к школе. Кроме того, ребенок обладает большим словарным запасом и значительными речевыми навыками, особенно если с ним занимались и раньше. Уже можно брать сложные чистоговорки, только обязательно поясняя значение незнакомых слов. Замечательно подойдут смешные чистоговорки, вроде такой: тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

Для дошкольника или первоклашки хорошая речь будет большим подспорьем как в успеваемости по предметам, так и в общении со сверстниками. А если подыскать скороговорки на иностранном языке, то это очень поможет ребенку в изучении, например, английского. Сопоставляя слова скороговорки и её перевода, школьник будет быстро осваивать новую лексику.

Вариантами чистоговорок для детей 6−7 лет являются следующие:

  • A sailor went to sea. To see what he could see. And all he could see. Was sea, sea, sea.
  • Вышел матрос в море. Посмотреть, что он сможет увидеть. И все, что он смог увидеть. Было море, море, море.

Приблизительно во втором классе ребенку прекрасно будут даваться скороговорки для взрослых. Конечно, лучше выбирать смешные или очень образные варианты, например: Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.

https://youtube.com/watch?v=1zqCwB8gH24

Рекомендуется ребенку в этом возрасте читать вслух. Родители должны стараться подбирать увлекательные книги, подходящие по возрасту, и обязательно обсуждать с ребенком прочитанное. Так, родители не только научат школьника связно выражать свои мысли, но еще и укрепят с ним эмоциональную связь. Так что чистоговорки для детей 3-4 лет и старше не только помогают развить дикцию, но и улучшают семейный климат.

Ламбдацизм

Логопеды называют неумение произнести верно звук «Л» и «Ль» термином ламбдацизм. Это означает, что звук не только произносится неправильно, но и пропускается. Это может быть врожденным дефектом речи и просто неправильным произношением. Ламбдацизм, в свою очередь, делится на несколько видов:

  1. Двугубный. В таком варианте ребенок заменяет «л» звуком «у». Например, говорит «уошадь» вместо «лошадь». В произношении участвуют губы, кончик языка опущен, покоится внизу ротовой полости.
  2. Носовой. В этом случае вместо «л» произносится «нг». Например, вместо «лес» получается «нгес». Корень языка задевает мягкое нёбо, и воздух направляется в нос, что способствует замене звука.
  3. Межзубный. Во время произношения кончик языка уходит в пространство между зубами.
  4. Звук не произносится вовсе. Например, вместо «ложка» выходит «ожка».

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап — раздается храп. Ип-ип-ип — где-то слышен хрип. Оп-оп-оп — очень толстый поп. Оп-оп-оп — нажимаем стоп. По-по-по — наш трамвай идет в депо. Уп-уп-уп — ешьте, дети, суп. Яп-яп-яп — не делай все тяп-ляп.

— П! – мы губы сложим вместе. — П! – мы выдохнем порезче! — П, П, П! – пыхтим мы глухо, Нету голоса у звука!

– П, П, П! – пускает пар Полный чая самовар. Каша на плите пыхтит, Из-под крышки пар летит. Паровоз пары пускает, Путь по рельсам пробегая. Плавно по реке плывет, Паром пышет пароход…

Наша острая пила – Не пила, а пела. Не пила, не ела, Ни разу не присела. Звонко пела, как могла, Развеселая пила.

Петуха спросили дети: – Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: – Хорошо умею петь я.

Советы психологов

Интересны чистоговорки для детей 3-4 лет. Младшая группа только познаёт основные звуки и буквы, поэтому педагог не должен торопиться при обучении. Нужно детям медленно и чётко проговаривать каждое слово и останавливаться на отдельном, более сложном звуке.

Если малыши не хотят заниматься именно сейчас, не заставляйте их. Ведь в противном случае у многих детей пропадёт желание учиться и развиваться. Поэтому занимайтесь с малышами только тогда, когда у них хорошее настроение и есть желание.

Когда играете с детьми, не забывайте проводить небольшие перерывы, чтобы отдохнуть, набраться сил и усидчивости.

Если у детей не получается определённый звук, не ругайте их и не наказывайте. Помните, что каждый ребёнок индивидуален и к нему нужно подходить соответственно. Все дети нуждаются в поддержке, понимании, ласке. Проявляйте терпение тогда, когда занимаетесь с маленькими детками.

Механический способ постановки

В логопедии практикуется постановка звука Л механическим способом. Применяются следующие действия:

  • дошкольник сгибается, вытягивает вперед голову, напрягает шейно-плечевой пояс, в этом положении тела пытается протягивать согласный;
  • логопед кладёт указательные пальцы на шею пациента, безымянные располагает с лёгким надавливанием в области углов челюстей, при этом пациент старается произнести фонему;
  • при губно-зубном произношении дошкольнику необходимо выдвинуть губы вперёд, задержать их в таком положении при выходе воздуха;
  • при носовом произношении логопед должен научить пациента выдвигать язык к зубам, чтобы воздух выходил вдоль боков речевого органа через углы губ;
  • механический вариант тренировки подразумевает использование зонда №4 (Постановка звука Л осуществляется с помощью логопедического массажа зондами, путём закрепления положения языка, при котором воздух выходит боковыми струями).

Чистоговорки для малышей

***

Лы-Лу-Ла
Лы-лы-лы – забивали мы голы,Лу-лу-лу – возле окон на полу,Ла-ла-ла – не заметили стекла.Лу-лу-лу – мы не били по стеклу,Ла-ла-ла – только нет в окне стекла.

***

Ба-Бо-Бы
Ба-ба-ба – бежит кабан.Ба-ба-ба – во дворе избаБа-ба-ба – на крыше труба.Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.Бе-бе-бе – кот сидит на трубе.Бе-бе-бе, бе-бе-бе – потрубил я на трубе.Би-би-би – сидят под крышей голуби.Бо-бо-бо – большой забор.Бу-бу-бу – взяли мы трубу.Бу-бу-бу – папа смотрит в трубу.Бу-бу-бу – сидит муха на лбу.Бу-бу-бу, бу-бу-бу – ты и мне купи трубу!Бу-бы-ба – из окна торчит труба.Бы-бы-бы – в лесу грибы.Бы-бы-бы – за двором дубы.Бы-бы-бы – иду в лес я по грибы.Бы-бы-бы – на пеньке грибы.Бы-бы-бы-бы – в лесу растут грибы.Бяка-бяка-бяка – вот какая забияка.

***

Да-Де-Ди
Да-да-да – буду строить города.Да-да-да – в колодце вода.Да-да-да – горяча вода.Да-да-да – пойду сюда.Да-да-да – у меня вода.Да-да-да, да-да-да – не ходи, малыш, туда!Да-да-да, да-да-да – Ой! Холодная вода!Де-де-де – ведра мои где?Де-де-де – птенцы в гнезде.Де-де-де – я не знаю где.Де-де-де, де-де-де – вот беда! Малыш, ты где?Де-де-де, де-де-де – ботинки все в воде!Ди-ди-ди – птенцов не буди.Ди-ди-ди – спокойно посиди.Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты ж одетый, не ходи!Ди-ди-ди, ди-ди-ди – ты в ботинках, не ходи!До-до-до – над колодцем гнездо.До-до-до – там на дереве гнездо.Ду-до-да – гудят провода.Ду-ду-ду – в зоопарк иду.Ду-ду-ду – ведра я найду.Ду-ду-ду – домой пойду.Ду-ду-ду – за водой пойду.Ду-ду-ду – спать я не пойду.Ду-ду-ду – я по лугу иду.Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.Ду-ду-ду – я рыбачу на пруду.Ду-ду-ду, ду-ду-ду – все равно туда пойду.Ду-ду-ду, ду-ду-ду – дети бегают в саду.Ду-ду-ду – рыбу я найду в пруду.Ды-ды-ды – на снегу следы.Ды-ды-ды – нет воды.Ды-ды-ды – попей воды.Ды-ды-ды, ды-ды-ды – быстро выйди из воды!

***

Зе-Зи-Зя
Зе-зе-зе – Зоя едет на Козе.Зе-зе-зе – нелегко в лесу козе.Зе-зе-зе – травку дали мы козе.Зи-зи-зи – нас теперь домой вези!Зи-зи-зи – резину привези.Зи-зи-зи, зи-зи-зи – обезьянку привези!Зи-зи-зи, зи-зи-зи – раз нельзя, так не вези.Зя-зя-зя – без козы домой нельзя.Зя-зя-зя – мы видели язя.Зя-зя-зя, зя-зя-зя – обезьянам здесь нельзя.

***

Ал-Ил-Ол
Ал-ал-ал – мяч в ворота не попал.Ал-ал-ал – сказку дедушка читал.Ал-ал-ал – темный подвал.Алка-алка – у Володи палка.Ил-ил-ил – в барабан я бил.Ил-ил-ил – я полы помыл.Илка-илка – у Володи вилка.Ла-ла-ла – Маша папе помогла.Ла-ла-ла – видишь, кружится юла?Ла-ла-ла – лопата и пила.Ла-ла-ла – мама клещи принесла.Ла-ла-ла – Маша в доме убрала.Ла-ла-ла – наша Маша весела.Ла-ла-ла – не забьете мне гола.Ла-ла-ла – отвесная скала.Ла-ла-ла – я малинник нашла.Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.Ло-ло-ло – стало в комнате светло.Ло-ло-ло – у меня весло.Лу-лу-лу – дочка принесла пилу.Лу-лу-лу – заведу юлу.Лу-лу-лу – купили пилу.Лу-лу-лу – обойдем скалу.Лу-лу-лу – папа насорил в углу.Лу-лу-лу, наточил Тарас пилу.Лы-лы-лы – в доме новые котлы.Лы-лы-лы – Маша вымыла полы.Лы-лы-лы – сели слева от скалы.Олка-олка – у Володи иголка.Ол-ол-ол – вымыли пол.Ол-ол-ол – с папой я смотрю футбол.Улка-улка – у Володи булка.Ул-ул-ул – ветерок подул.Ул-ул-ул – зимний лес уснул.Ул-ул-ул – папа чинит старый стул.

Рекомендации по подбору чистоговорок

Чистоговорки используют для автоматизации звука в слогах. Их включают на первых логопедических занятиях по закреплению правильного произношения фонемы.

Подбирая звуковой материал, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • перед повторением чистоговорки делают артикуляционную гимнастику и произносят звук изолированно;
  • взрослый произносит все слоги утрированно с ярко выраженной артикуляцией;
  • начинают автоматизацию с прямых слогов, в которых фонема находится в сильной позиции;
  • на первых занятиях по закреплению звука нельзя использовать сочетание твердого и мягкого варианта произношения;
  • чередование слогов с оппозиционными фонемами используют только на этапе дифференциации – различении звуков;
  • ребенок должен произносить все звуки четко, что положительно влияет на качество дикции;
  • чистоговорки для детей дошкольного возраста лучше сопровождать наглядным материалом;
  • нужно стараться их подбирать в соответствии с лексической темой занятия;
  • на начальных этапах автоматизации нельзя использовать слова с оппозиционными фонемами;
  • по мере усложнения звукового материала в чистоговорки можно включать несколько видов слогов;
  • не нужно сразу сочетать твердый и мягкий звук;
  • их проговаривание можно комбинировать с тренировкой моторной сферы;
  • это упражнение можно сочетать с пальчиковой гимнастикой и заданиями для развития общей моторной сферы.

От правильно подобранного звукового материала зависит успех логопедических занятий. Подбирать нужно слова, значение которых знакомо ребенку. Если есть слово, которое дошкольник не знает, взрослый должен его объяснить.

Специалисты также используют чистоговорки для автоматизации фонемы в связной речи. Но тогда задания не ограничиваются повторением, а логопед варьирует их, в зависимости, от лексической темы и цели занятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector