Порядок постановки звуков

Содержание:

Учимся произносить «С» дома

На домашних занятиях можно использовать популярные конспекты логопедов для дошкольного возраста. Они содержат как письменное описание упражнений, так и изображения, облегчающие понимание техники.

Родителям на заметку: пособие Богомоловой А. И.

Логопедическое пособие автора Богомоловой для занятий с детьми содержит комплекс упражнений, направленных на правильную артикуляцию и дыхание. Книга включает описание приема, технически помогающее поставить на место язык. Автор рекомендует использовать тонкую палочку, подобную тем, что остаются от популярного леденца: ребенок прислоняет кончик языка к нижним резцам, трубочка кладется до середины языка, вдоль, заставляя его образовать канавку, губы растягиваются, как при улыбке, чтобы научиться выговаривать букву С.

Постановка языка

Фонематика: учимся слышать

Занятия по постановке звука начинаются с правильного слухового восприятия. С первых минут начала урока букву не называют, а имитируют звук ветра, текущей воды, можно скомбинировать две буквы К и С и позвать кошку: «кс-кс». Правильно услышанный звук поможет поставить четкое произношение. Полезным упражнением будет произвольное тестирование слуха, когда взрослый произносит набор слогов, среди которых нет созвучных свистящих. Тестируемого просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит слог с участием С.

Постановка звука: правильно произносим

Дома, обучая ребенка правильному произношению, полезно будет вооружиться зеркалом, в котором помещаются два отражения: взрослое и детское. Ребенку легче повторить, когда он видит правильную артикуляцию взрослого и результат своих стараний. Он самостоятельно поймет неверную постановку языка и сможет контролировать его местоположение.

Логопедические упражнения

Логопедические упражнения на произношение буквы С направлены на тренировку правильного положения кончика языка — он дожжен упираться в нижние резцы и не подниматься над ними:

  • произносить многократно шепотом «ихи», после 10-15 повторов сомкнуть зубы и повторить снова, после чего попробовать произнести «неси»;
  • тренировать произношение С, полностью сомкнув зубы;
  • перед зеркалом наблюдать за движением языка при поочередном произношении С и Ш, чтобы понять разницу.

Занятие с зеркалом

Комплексное лечение дизартрии

Для комплексного лечения дизартрии рекомендуется применение:

  1. медикаментозных препаратов;
  2. иглоукалывания;
  3. физиотерапевтических процедур;
  4. ЛФК;
  5. закаливания;
  6. занятий с логопедом;
  7. излечение хронических заболеваний.

При проведении коррекционной работы (например, при постановке звука при дизартрии) учитывается особенность иннервации артикуляционного аппарата и проводится вначале подготовительная работа в виде массажа, артикуляционной разминки, упражнений для органов полости рта, нижней челюсти, тренировки на дыхание и формирование воздушной струи. Постановка самих звуков ведется в соответствии с учетом онтогенетического принципа и принципа перехода от более простого к более сложному.

Автоматизация звука Л

Сформированное произношение нужно закрепить, постоянно его произносить. Если дошкольник не умеет читать, то произношение закрепляется путём повторения за родителями.

Сначала произносятся слоги, в которых согласный стоит перед гласным: ла, ло, ле, ли. Затем, где первым идёт гласный: ол, ал, ел, ил. После чего переходят на проговаривание слов, где согласный находится в начале, середине и конце, где идёт смягчение фонемы и сочетание её с другими согласными.

Далее отрабатывают произношение словосочетаний и фраз, где в каждом слове или в большинстве слов присутствуют слоги:

  • прямые – ла, лу, ло, лэ, лы;
  • обратные – ал, ол, ул, ыл, ел, юл, ял, ил;
  • с соединёнными согласными – кла, сла, бла, вла, пла, шла, гла, фла (аналогично с гласными «у», «о» и «ы»).

Постановка звука Л твёрдого занимает немало времени. Обычно приходится проговаривать с детьми одни и те же слова и фразы в течение нескольких дней.

Когда в словах и фразах фонема отработана хорошо, можно переходить к стишкам, чистоговоркам и скороговоркам, потешкам, загадкам.

В интернете и книжных магазинах можно найти разнообразный логопедический материал. Тексты нужно проговаривать неторопливо и чётко, не искажая звуки. Если произношение ошибочное, предложение повторяется заново.

Если на начальном этапе закрепляющих занятий пациент повторяет слоги, слова, фразы за логопедом, то далее он должен самостоятельно вспоминать и проговаривать слова и предложения. А специалист только даёт задания:

  • перечислить названия животных, включающие прорабатываемую фонему;
  • названия растений;
  • названия продуктов питания;
  • названия предметов обихода.

Если произношение твёрдой фонемы затруднено, то можно начинать закрепляющие занятия с мягких слогов:

  • прямых – ля, лю, ле, ли;
  • обратных – яль, юль, аль, оль, ель, уль, ыль;
  • с соединёнными согласными – пли, пле, плю, пля (аналогично с согласными «с», «ф», «к», «г»).

Далее мягкая фонема, как и твёрдая, закрепляется в словах, фразах, предложениях. Применяются чистоговорки и скороговорки, стихи и загадки. Чистоговорки родители могут сочинять сами вместе с детьми.

Постановка звуков «к», «г», «х»

Помогают занятия по развитию слуховой памяти, внимания, фонематического слуха. Педагог указывает ребенку на точную артикуляцию, правильное положение языка, губ, а также отрабатывает чистое звучание изолированной фонемы с помощью речевых и неречевых заданий, пассивной артикуляционной гимнастики, логопедического массажа, упражнений с бездефектными звуками.

Логопед подбирает дошкольнику 2 упражнения для постановки заднеязычных согласных, а навыки закрепляют родители в домашних условиях:

  1. «Язычок-борец, или Кто сильнее». Дошкольник принимает исходное положение при постановке велярного согласного: приоткрытый рот в улыбке. Логопед легким нажатием на язык отодвигает спинку вглубь рта. Ребенок сопротивляется. Педагог, попеременно надавливая на кончик и переднюю спинку, добивается поднятия задней части языка. Во рту образуется «горка».
  2. «Катание с горы». Ребенок сам выгибает язык «горкой», кончиком касается нижних резцов. Затем толчкообразно выдыхает на ладонь с ватным шариком, сдувает его и называет фонему.

Артикуляционная гимнастика.

Основные способы

В работе с дошкольниками различают 3 метода:

По образцу

Педагог показывает ребенку, как правильно произносить велярный согласный, акцентируя внимание на четкой артикуляции, положении органа речи, звучании .
Механический способ. Применяется логопедом при формировании правильного положения органов речи

Используются массаж, пассивная артикуляционная гимнастика, шпатели, зонды.
Смешанный метод. Предполагает использование всевозможных логопедических приемов для становления и автоматизации фонемы. Выбор зависит от индивидуальности ребенка.

При постановке велярного согласного учитель выбирает один вариант или комплекс упражнений:

«Покашливание»:
дошкольник выдыхает, имитирует легкое покашливание, произносит слог «кхе», ощущает поток воздуха на ладони;
при возникновении иного звучания педагог использует логопедический прием: указательным и большим пальцами слегка сдавливает область горла под подбородком, придает механически нужный уклад органам речи;
следующим шагом будет научить малыша покашливанию шепотом, чтобы услышать чистый призвук ;
заднеязычный согласный закрепляется в других слогах: «ка», «ко», «ку»;
в заключение ребенок дифференцирует изолированную фонему .

«Вдох-выдох»:педагог учит дошкольника называть слог «ка» любым способом на вдохе, делаются упражнения «Улитка» и «Храп» (в первом случае нужно втянуть язык вглубь горла, как будто улитка прячется в раковину, во втором желательно изобразить беззвучный храп и научиться выговаривать звук , произносить слог «ка»);
логопед учит шепотом говорить «ка» на вдохе и выдохе, также делаются упражнения «Улитка» и «Храп»;
на выдохе педагог закрепляет у дошкольника отдельный велярный звук, подготавливает тренировку на слогах с поставленными гласными , , , , .

«Постановка от »:
коррекционный педагог логопедическим инструментом фиксирует положение речевого аппарата в момент медленного проговаривания дошкольником слога «та», нажимает шпателем на корень языка, когда слышит от ребенка звук ;
далее учитель с помощью инструмента надавливает на переднюю спинку языка, чтобы получить звучание «тя»;
логопед продолжает продвигаться инструментом к корню, образует «горку», добивается от дошкольника произношения слогов «кя», «ка»;
ребенок, как только научился чисто произносить изолированный заднеязычный согласный с помощью инструмента, переходит к самостоятельному произношению фонемы.

«Постановка от »:
при чистом произношении фонемы детское внимание фиксируется на правильной артикуляции органов, желательно установить язык «горкой», корнем касаться неба и перекрывать щель;
дошкольник внимательно следит за движением педагога, а затем также изображает легкое покашливание, выдыхает воздух на ладонь с фонемой ;
при появлении напряженного, срединного призвука логопед поэтапно добивается чистого произношения заднеязычного согласного через тихое покашливание, начиная с легкого для ребенка слога «кэ» и заканчивая соединениями с другими гласными.

Артикуляционный профиль.

Буква или звук?

Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.

Пробелы в знаниях  родителей – основная причина неэффективности занятий. В  первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук .  Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв.  Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.

Способы постановки звуков [С], [З], [Ц] поэтапно

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков , , , настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Гимнастика для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокая — горка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Дыхательная гимнастика

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук , сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук , а не .

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Дифференциация звука «З»

Это следующий после автоматизации этап работы над звукопроизношением. Под дифференциацией понимают умение различать один звук от другого, близкого по звучанию.

Это значит — научиться вычленять его на слух, определять местоположение в начале, середине или конце слова, понимать различие в артикуляции двух схожих звуков (например, при произнесении звука «З» по сравнению с «С» ощущается вибрация в области горла).

Звуки дифференцируют попарно и, по аналогии с автоматизацией, сначала изолированно, потом — в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал по дифференциации звуков «З» и «Ж»

Сначала сравниваем артикуляцию этих звуков.

Обращаем внимание на их особенности: согласные, звонкие, твердые. Затем отрабатываем их произношение в паре. Приводим примеры заданий для дошкольников:

Приводим примеры заданий для дошкольников:

изолированный звук:

слоги:

слова:

словосочетания:

предложения:

пословицы:

стихотворение:

рассказ:

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «С»

Чем различается артикуляция?

Какие у них особенности?

  • «З» — согласный, твердый, звонкий;
  • «С» — согласный твердый, глухой.

Как звучит каждый изолированный звук?

Подскажи Снеговичку, как читаются слоги. Помоги ему разобраться где «З», а где «С».

Назови слова и помоги зверушкам найти свой домик.

В стишке «косы» превратились в «козы». Интересно, почему?

У кого получится лучше проговорить скороговорку?

А вот интересные рассказы, послушай и перескажи.

Задания для детей по дифференциации звуков «З» и «Зь»

Знакомимся с артикуляцией звуков, находим сходство и отличия, сравниваем их характеристики.

Изучаем изолированное звучание каждого.

Проговариваем слоги

и слова

Читаем и повторяем

словосочетания

и предложения

Учимся различать звуки в чистоговорках

Отгадываем головоломки

Ход занятия:

Организационный момент.

Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадовать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся. Логопед загадывает загадку.

На сметане мешен.

На окошке стужен.

Он от дедушки ушел

Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок

Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем сейчас вместе с Колобком показывать движения наших язычков.

1. Подготовительная часть.Разминка и упражнения:

А)подготовительные артикуляционные упражнения:для губ: чередование движений

А-И, А-У, А-О и обратно;

для языка:

«Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)

«Катушка»: рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)

«Горка»1: выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке).

(5 раз.)

«Горка»2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)

«Горка «3: то же со шпателем или зондом. (5 раз)

Дышать носом с широко раскрытым ртом.

Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).

Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко».Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко».А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку».Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.

«У мамы болит горлышко,и она кашляет: «К-К-К-К»

2. Основная часть. Постановка звука К

1). По подражанию.Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит,Колобка веселит: «К-К-К-К»»

-развитие речевого дыхания: Логопед: Какое сейчас время года?Ребенок: Зима. Логопед: Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»

Механический способ (является преобладающим)

Основный принцип его – от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта,при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ — КЯ-КЯ-КЯ – КА-КА-КА.

Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.

2).Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звукК и попробуй это почувствовать: «К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.

Логопед: Расскажи какой это звук: гласный или согласный и почему? согласный (потому что во рту есть преграда воздуху и звук не поется, Давай подуем — он твердый, как камушек, или мягкий, как травка (Звук К твердый). Звук К мы обозначаем квадратиком синего цвета. Горлышко спит или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют). Значит звук К какой? (Глухой)

3. Закрепление правильного произнесения звука.

Логопед: Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»

АК-АК — АК-АК-АК АК-АК-АК — АК-АК

ОК- ОК — ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК — ОК-ОК

УК- УК — УК-УК-УК УК-УК-УК — УК-УК

ЫК — ЫК — ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК — ЫК-ЫК

ИК – ИК — ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК — ИК-ИК

Знакомство с буквой К

Послушайте стихотворение про букву К

Посмотри на букву К:

Есть нога и есть рука.

Костя Крикнул Кошке:»Кыш! «

Это всё на К, малыш.

На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие?

Физкультминутка.

А сейчас мы попробуем изобразить букву К. для этого необходимо поднять правую руку слегка вверх, а правую ногу оторвать от пола (стоять на одной ноге).

Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.

Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.

Причины неправильного произношения

Произношение может быть неправильным или несформированным, потому что:

  • ребёнок ещё слишком мал для проговаривания, просто пропускает фонему, говорит не «лиса», а «иса» (осваивание звука «Л» происходит примерно в 4 года, постановка с распознаванием твёрдости и мягкости – в 6 лет);
  • язык поставлен неправильно (межзубное произношение выходит чётким, но искажённым);
  • язык опущен (двугубное произношение типично для англичан, часто наблюдается у детей, воспитывающихся в межнациональных семьях);
  • язык расслаблен, а нижняя губа активно двигается (выходит «В»).

В вышеописанных случаях артикуляция нарушена из-за дефекта расположения языка во рту. Также дефект произношения бывает следствием того, что формируется искажённый воздушный поток из-за неправильного положения конца или середины языка:

  • двигаются при звукоформировании губы, а не язык;
  • конец речевого органа опускается, а не упирается в верхние резцы;
  • середина языка выгибается вверх, а конец опускается (в норме должно быть наоборот).

Чтобы исправить описанные дефекты артикуляционного аппарата, достаточно нескольких сеансов с логопедом. Но если причина искажённого произношения – дизартрия, вызванная патологиями нервной системы, то предстоит системное и многоэтапное исправление.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Постановка звука З

Логопедическая работа по постановке звуков ведется по 5 направлениям:

По подражанию. Для этого у ребенка должен быть развит фонематический слух.
С использованием механического метода. Если ребенок не может самостоятельно придать форму языку или совершить вибрирующие движения, то логопед помогает специальными инструментами (лопаточкой, шпателем)

Чтобы свести к минимуму применение инструментов, на занятиях большое внимание уделяется артикуляционной гимнастике.
С опорой на сформированные звуки. «З» хорошо ставится на основе родственного «С»

Если «С» также недостаточно отработан, то ставят «С» от «Т». Постепенно способом присоединения голоса ребенок воспроизводит «З».
Постановка от артикуляционных упражнений. Для произнесения свистящих язык выполняет сложные движения, задействуется кончик языка, его спинка и боковые края. Губы и челюсть при говорении также должны быть активны. Для отработки точных движений органов речи проводят артикуляционную гимнастику.
Смешанный способ. Составляется индивидуальный план коррекции, который включает в себя перечисленные способы.

По подражанию

Постановка фонем по подражанию требует от педагога грамотной речи, корректного звукопроизношения, т.к. дети копируют артикуляцию взрослых. Для постановки «З» можно предложить дошкольникам поиграть в игру «Комарики».

Воспитатель просит детей вспомнить, как жужжат и звенят комары летом. Дети делятся на 2 категории: «комары» и «туристы». На пол кладутся обручи. Задача «комаров»: поймать «туристов», задача «туристов»: забежать от «комаров» в обруч. Дети, которые изображают комаров, издают звонкий протяжный «ЗЗЗЗЗЗЗ». Через несколько минут участники меняются ролями.

После игры воспитатель обращает внимание на звучание «З», на звонкость и громкость. Необходимо контролировать выполнение задания у каждого ребенка, проверять правильность положения органов речи

Механический способ

Если ребенку не удается самостоятельно придать губам и челюсти нужное положение, специалист помогает ему в этом. Он:

  1. просит ребенка улыбнуться,
  2. а сам при этом придерживает его нижнюю и верхнюю губы чистым пальцем или ложечкой,
  3. в таком положении ребенок произносит длительный звук «З»,
  4. как только получится четкий звук, палец убирают.

Упражнение повторяют до тех пор, пока звук не будет поставлен

Важно научить ребенка непроизвольно опускать и поднимать губы

Постановка от опорных звуков

Работу со свистящими специалисты начинают со звука «С», от которого в дальнейшем ставят «З» и «Ц».

Отличие «З» от «С» в том, что при произношении звонкого «З» голосовые связки смыкаются и колеблются, напор выдыхаемого воздуха становится слабее, щель между языком и альвеолами уже. Воздушная струя менее напряженная, чем при звукопроизношении «С».

Логопед просит ребенка произнести «ССС», а потом добавить голоса в звучание. Наличие голоса можно контролировать на слух, а также с помощью тактильных ощущений, поместив руку на шею.

Постановка от артикуляционных упражнений

Упражнения для артикуляции звука «З»:

«Горочка». Педагог с ребенком вспоминают, как выглядит гора, изображают ее форму с помощью рук. После ребенку предлагается создать горочку своим языком, приподняв его середину.

«Ветерок». Ребенок вытягивает губы трубочкой и дует, после чего педагог приподнимает его верхнюю губу и просит подуть еще раз.

«Замок». Зубы сомкнуты, губы приоткрыты. Логопед объясняет, что язык находится за забором и его нельзя выпускать. Ребенок несколько раз упирается в зубы языком.

«Альпинист». Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгибается. Ребенку объясняют, что нижняя челюсть — это часть скалы, на которой необходимо удержаться язычку. Движение языка контролируют с помощью зеркала и отмечают, сколько секунд удалось продержаться в таком положении.

«Ручеек». Рот приоткрыт, зубы не до конца сомкнуты, так, чтобы получилась щелочка. Ребенку предлагается поиграть в ручеек: выпустить через получившуюся щелочку струю воздуха.

«Катушка». Кончик языка изнутри прижат к нижним резцам. Средняя часть языка сильно выгибается, по центру образуется ложбинка. Язык выкатывается изо рта и прячется назад

Важное условие: не отрывать кончик языка от зубов.

«Непослушный язычок». Рот открыт, язык расслаблен, лежит посередине нижней губы

Ребенок шлепает губами по языку, не касаясь его зубами.

Ламбдацизм и параламбдацизм – что это такое?

Этот термин подразумевает неправильное произношение твёрдого и мягкого Л. Причём сюда включается не только искажённое звучание, но и отсутствие фонемы в произносимых словах. Ламбдацизм бывает:

  • двугубным – слышится гласный «у» (не «лошадь», а «уошадь»);
  • носовым – корень языка утыкается в мягкое нёбо, воздушный поток идёт в нос, в итоге звучит «нг» (не «лужа», а «нгужа»);
  • межзубным – конец языка оказывается в пространстве меж зубов;
  • с отсутствием произношения (не «лейка», а «ейка»).

Также существует параламбдацизм, когда правильное произношение заменяется неправильным. Обычно заменяют на:

  • «Г» («пол» — «пог»);
  • «В» («лыжи» — «выжи»);
  • «Ё» («лодка» — «ёдка»);
  • «Д» («лопата» — «допата»);
  • «Ль» («как дела» — «как деля»).
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector