Способы и последовательность постановки звуков

Содержание:

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук , который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его , так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде . Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук . Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука при замене на эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший , то можно попробовать от него

Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным

В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук .

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить . Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Постановка звука [Т] при дизартрии

Применяется несколько методов постановки :

  • Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука , зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
  • Постановка по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
  • Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
  • Оглушение. Оглушить − произнести шепотом.
  • От звука . вырабатывается как производная фонема от . Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
  • Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне . Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.

Комплекс упражнений на свистящие звуки

Упражнения направлены на тренировку языка, развитие его умения занимать нужное положение, сделать орган более гибким  послушным.

Заборчик

Цель: научить широко разводить губы при улыбки, фиксировать позицию.

Техника: широко развести губы по сторонам, сжать челюсти. Зафиксировать лицевые мышцы на 10 секунд.

Месим тесто

Цель: тренировка язычка для прохода в щель между челюстями.

Техника: самомассаж. Ребенок улыбается. Просовывает язык между зубами наружу, челюсти сопротивляются и покусывают его. Он становится тонким, широким. Возвращаем обратно так же с трудом, покусывания продолжаем.

Блинчики

Цель: научить расслаблять мышцы речевого аппарата.

Техника: открыть ротик, вынуть язычок и уложить на верхнюю губу. Расслабить мышцы. Оставить на 10 секунд.

Трубочка

Цель: расслабить мышцы лица, губ.

Техника: глубоко вдыхаем, вытягиваем губы вперед, напрягая мышцы, медленно выдыхаем, можно свистеть. Расслабляем губы и повторяем упражнение опять.

Почистим зубы

Цель: тренировать мышцы на кончике язычка, учить ребенка удерживать его за зубами и не высовывать наружу.

Техника: двигаем языком по внутренней части челюсти как зубной щеткой вверх-вниз, вправо-влево. Рот застыл в улыбке, челюсти сомкнуты. Для чистки внешнее части зубов приоткрываем челюсть на пару сантиметров, тянем кончик по всей поверхности зубов из одной стороны в другую. Язык должен быть тонким и широким. Следите за тем, чтобы кончик не скользил по поверхности резцов, а прикасался с напряжением мышц.

Маляр

Цель: тренировка подвижности языка, движения вверх.

Техника: рот открыт, язык поднимается к верхнему небу и поглаживает его кончиком от задней стенки к зубам. Губы должны быть зафиксированы в одном положении. Следите, чтобы язык не выходил наружу, не опускался вниз, мышцы напрягались. Повтор не менее 10 раз.

Качели

Цель: обучить язычок быстро менять положение, держать широкую и плоскую форму за зубами.

Техника: распластанный орган уложите на нижнее небо — считайте до пяти, поднимите наверх, уложите на верхнее небо, упирая в зубы — опять считайте до пяти.

Маятник

Цель: развиваем умение контролировать язычок.

Техника: рот открыт, язык совершает движения из стороны в сторону к уголкам губ как маятник.

Хомяк

Цель: расслабление мышц щек.

Техника: рот закрыт. Язык попеременно сильно упирается в каждую щеку, выдавливая стенки наружу.

Вкусное варенье

Цель: отработка движений язычком по кругу.

Техника: приоткрыть рот, вынуть тело языка и облизать верхнюю и нижнюю губу по кругу. Напрягать язычка нужно максимально, челюсть остается пассивной.

Горка

Цель: укрепить кончик, научить удерживать тело языка за зубами.

Техника: сжать челюсти, язык упереть кончиком в нижние зубы, согнув тело языка как горку. Держите 5-10 секунд.

Ветерок дует с горки

Цель: научить пропускать вдоль язычка воздушную струю.

Техника: язык в виде горки, кончик уперт в нижние зубы. Ротик приоткрыт, пропускаем воздух наружу так, чтобы струя была холодной. Губы при выдохе немного сжимаются.

Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков делает постановку звуков игрой. Дети с удовольствием качают язык на качелях, облизывают губки после вкусного варенья, рассказывают стишки. Урок будет гораздо эффективнее, если пользоваться картинками артикуляционной гимнастикой на звук в картинках и демонстрировать, как выполнять упражнения.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким

Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево

Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Проверяем речь ребенка: дефекты в строении речевых органов

Короткая уздечка языка

Чтобы выявить короткую уздечка языка, предложите ребёнку поднять язык к верхним зубам.

При очень короткой уздечке малыш совсем не сможет поднять язык. Если уздечка укорочена не сильно, то язык поднимется, но при этом его кончик окажется раздвоенным (вид сердечка), потому что уздечка будет тянуть его вниз. Если ребёнок совсем не может поднять язык, нужно сделать это гладкой ручкой чайной ложечки.

Короткая или укороченная уздечка языка даёт дефекты произношения звуков «ж», «ш», «р», «л».

Парезы мышц губ и языка

Парез – это ослабление движений мышц. Движения речевых органов при этом вялые, неточные, иногда некоординированные. Для выявления этого нарушения предложите ребёнку выполнить несколько упражнений:

  • вытянуть губы трубочкой вперёд. Если ребёнок затрудняется, то это может быть признаком пареза.
  • растянуть губы в улыбку. При парезе улыбка будет немного «кривой» — одна сторона губ движется меньше.
  • сделать язык широким, «лопаткой». При парезе ребёнок не может этого сделать, язык постоянно сужается.
  • высунуть язык изо рта. При парезе язык уклоняется в одну сторону или дрожит.
  • открыть рот и в таком положении подержать его. Язык при парезе может иметь вид «комка».
  • дотронуться кончиком языка до углов рта. При парезе кончик языка не сужается не попадает чётко в угол рта.

Если вы заметили у своего малыша хотя бы некоторые из этих признаков, вам потребуется помощь невропатолога, а не только работа с логопедом.

Неправильный прикус зубов

Если верхняя или нижняя челюсть малыша выдвигаются вперёд, то необходимо посетить стоматолога-ортодонта.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Упражнения

Перед тем, как научиться правильно произносить звук «Ц» на логопедических занятиях учат дыханию. Гимнастика особенно необходима при носовом дефекте.

Дыхательная разминка – игровое занятие «Бабочка».

Предметы: бумажные бабочки 2-3 шт. Их можно вырезать из бумаги или купить готовые. К каждой крепим ниточку и вешаем перед лицом малыша.

Действия: предложите ребенку подуть на бабочек, как можно сильнее. Они должны разлетаться в разные стороны. Следите, чтобы вдохи были медленными, а выдохи взрывными и прерывистыми. Перед занятиями можно проговаривать стишки, поговорки, петь песенки:

Лети, лети бабочка

Высоко на небо

Там твои детки –

На осиновой ветке.

Игру повторяйте 2-5 раз. Следите, чтобы ребенку не наскучило. Для старшей группы малышей подбирают занятия по сложнее. Например, сдуть ватку или кусочек салфетки с кончика носа. Дыханием стараться, чтобы предмет как можно дольше не касался земли.

Артикуляционные упражнения

Специалисты используют такие занятия в подготовительных группах. Изначально детям нужно тренировать речевой аппарат.

Гимнастика для губ:

  • Губы растягиваем в улыбке. Они находятся в напряжении.
  • Зубы смыкаем.
  • Прикус естественный.
  • Передние и верхние резцы не выдвигаем вперед.
  • Удерживать положение 10-15 секунд. Разминку повторять до 5 раз перед зеркалом.

Гимнастика для языка:

Месим тесто (вырабатывается умение правильно удерживать язык). Улыбаемся и открываем ротовую полость, как можно шире. Речевой орган кладем на нижнюю губу. Начинаем говорить ля-ля-ля-ля при этом шлепаем губами по спокойному язычку. Воздушная струя должна выходить постепенно. Чтобы контролировать процесс дыхания, используйте кусочек ватки. Поднесите его к ротовой полости малыша. Задание выполнено правильно, если вата немного отклоняется. Длительность занятия 15-20 секунд по 2-3 подхода.
Качели (укрепление мышц). Открываем рот. Губы улыбаются. Широкий язык тянется вверх. Стараемся достать до кончика носа. Затем опускаем речевой орган вниз. Достаем до подбородка. После язычком тянемся к верхней губе. Потом достаем до нижней. Также по очереди делаем с зубами. Затем прячем язык внутрь и касаемся альвеол вверху и внизу. Отдыхаем 15 секунд

Важно следить, чтобы во время проведения гимнастики речевой орган оставался широким. Катушка (отработка навыка приподнимать боковые стороны языка)

Открываем ротовую полость. Губы держим улыбающимися. Делаем упор кончиком органа в передние центральные резцы. Боковыми сторонами касаемся верхних коренных зубов. Выкатываем тело язычка вперед, а затем назад в ротовую полость. Важно, чтобы кончик органа был широким и не высовывался за зубы. Артикуляционный аппарат неподвижен. Выполняем 2-3 раза с перерывом 20 секунд.

Постановка звука [Т] при дефекте смягчения

Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.

Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.

Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.

Особенности постановки звука у подростков и взрослых

Неправильное произношение у взрослых – следствие стереотипа, закрепившегося в детстве. Во взрослом состоянии требуется изменение навыка, который стал удобным, к тому же взрослым проще контролировать свою речь, так как это происходит сознательно.

Нарушенное произношение может быть обусловлено неправильным прикусом, не исправленным в детстве, укороченной подъязычной уздечкой, особенностями строения ротовой полости и др. Подробнее об этом можно узнать от врача ортодонта или стоматолога.

Можно попытаться исправить данный дефект самостоятельно, но гораздо эффективнее будет обратиться к квалифицированному логопеду. Необязательно постоянно ходить на занятия, достаточно 2-3, чтобы специалист объяснил и показал, как и что нужно делать, дал рекомендации и соответствующие упражнения. Затем можно запланировать контрольные встречи, на которых будут отслеживаться успехи и разбираться ошибки.

Этапность постановки звуков у детей и взрослых принципиально ничем не отличается, за исключением добавления дополнительного этапа – введения его в речь. Этому способствуют: заучивание стихотворений, пересказ различных произведений и составление собственных текстов, содержащих заданную букву.

Постановка мягких звуков (Т’) , (Д’) (ть, дь)

Правильная артикуляция мягких звуков.

По артикуляторным признакам мягкие согласные звуки отличаются от твердых подъемом средней части спинки языка к нёбу. Кроме подъема средней части спинки языка эти звуки меняют и основную артикуляцию. При произнесении ть, дь кончик языка опускается за нижние зубы, передняя и средняя части спинки языка поднимаются к твердому нёбу.

Дефекты произношения (Т’) , (Д’) (ть, дь)

1) Боковой, при котором кончик языка упирается в нижние зубы, а спинка отклоняется влево или вправо, в результате чего воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь влево или вправо. Этот вид характеризуется неприятным хлопающим звуком.

2) Замена мягких (Т’), (Д’)на твердыет, д.

Приемы устранения недостатков произношения ть, дь.

В качестве исходного используется твердый Т.Ребенку предлагается произнести Тили –Та-,в это время шпателем или пальцем удержать кончик языка за нижними резцами (прижимая передний край языка). Имитативный способ (по подражанию) не желателен.

Если артикуляция закрепилась, следует отказаться от механических средств и продолжить воспроизведение звука –ть-в слогах и словах. При постановке –дь- используется тот же способ, но исходным берется –д-.

Произнесение мягкого звука –т’- (ть).

Упражнение. Произносить слоги.

Тя – Тё – Тю; Те – Ти

Тю – Тя – Тё; Ти – Те

Упражнение. Произносить слова с ударными и безударными слогами.

Тя, Тю

Тюль, утюг, лентяй, Катюша, Витя, Митя, Настя, Петя, тюльпан, тяжелый, тяжеловоз (рабочая лошадь, перевозящая тяжести), летяга (вид белок, ноги которых соединены летательной перепонкой, сильный хвост служит рулем; по А.Э.Брему)

Тё

Тёмный, тёплый, тёсаный, Тёма, метём, сластёна, плетём, котёл.

Те, Ти

Тело, темень, темя, тень, тина, (водоросли, плавающие в стоячей воде), тесно, тихий, уйти, найти, везти, метель, телега, телеграф, телефон, темница, теплица, тепло, тесёмка (узкая полоска материи для украшения, скрепления), тигрица, тишина.

Автоматизация звуков [С], [З], [Ц]. Работа с карточками.

После постановки звука (, ) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения

Если у ребенка не сформированы звуки , , , , то при отработке (, ) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками , , , ). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие , , ).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (по подражанию) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук (, ).

Детям можно предлагать игры:

  1. 1. выбирать из картинок те, в названиях которых звуки , , имеются в начале (в середине или в конце) слова;
  2. 2. распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях;
  3. 3. составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков — — .

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно, выполнять домашние задания. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука

Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.

Рекомендации Перегудовой Т. С.

Упражнения для развития выдоха

  • Малыш становится, ноги ставит на ширине плеч. На вдохе носом разводит руками, на выдохе приседает и обнимает себя руками.
  • Исходное положение как и в предыдущем упражнении. Руки соединить в “замок”, они находятся внизу. На вдохе руки поднимаются вверх, при этом дыхание задерживается. Затем очень медленно выдыхать, опуская руки и произносить “ух”.
  • Надуть щеки по максимуму, задержаться на полминуты. Затем втянуть щеки в себя и снова задержаться на такое же время.
  • Сесть на стул. Медленно опускать и поднимать руки, произнося “Каар”.
  • Игра-соревнование. Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном вдохе. (Также можно посоревноваться, кто дольше промычит на выдохе).

выбор школы — экзамен для родителей

Этап постановки звука

Как ставить звук “С”? Есть несколько способов постановки “С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении “С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать.

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука “С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания “С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть  “С”.

Постановка “С” от других звуков

Твердый “С” можно поставить от мягкого “Сь”.

При произнесении “Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук “С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Если непрерывно тянуть “Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится “С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук “Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится “С”. Получается?

Еще один способ постановки  “С” — это от “И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести “И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук “С”.

Постановка мягкого “Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука “С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector