Русские народные потешки для детей 5-6 лет в детском саду

Содержание:

Потешки о погоде и природе

Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!

***

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

***

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.

***

Радуга-дуга
Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

*** 

Дождик, дождик, посильней —
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще.

***

Дождик, дождик, поливай —
Будет хлеба каравай.
Дождик, дождик, припусти —
Дай капусте подрасти.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
***

Радуга-дуга,
Подавай дождя!
Нам по ложке,
Медведю по пложке,
А серому волку —
По полному ведёрку!

***

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

Небылицы

Особым видом прибауток являются песенки-небылицы и перевертыши. Эти произведения помогают ребенку отличать реальное от фантастического, укрепляют в нем правильное восприятие и ощущение мира, что и представляет их высокую педагогическую ценность:

Вырос кабак важный,Ему дивился каждый: Не обойти кругомЗа ночь вместе с днем.Сорвали еле-елеИ всей деревней ели,И целую неделюЖивоты болели.

Небылицы, в которых нарочито смещены реальные связи, предназначаются для детей более старшего возраста, накопивших уже достаточный жизненный опыт для того, чтобы почувствовать парадоксальность ситуации, описываемой в произведении

Знакомство с такими стихами способствует развитию свободного мышления, фантазии и, что отнюдь не маловажно, чувства юмора. Следует помнить, что дети в раннем возрасте (до 3 лет) не отличают выдумки от реальности, а потому парадоксы воспринимают как действительность

Поэтому необходимо, чтобы такой малыш слышал в нужный момент в голосе взрослого удивление и понимал, что происходящее в сценарии небылицы невероятно. Заметьте, в небылицах отсутствуют какие-либо назидания, однако все то, что читается между строк, позволяет без преувеличения фольклор для маленьких назвать средством народной дидактики, обогащающим их духовно, приобщающим детей к поэтическому слову и развивающим их физически.

Массаж с потешками

Били лён, били,(постукивайте кулачками по спинке)Топили, топили,(растирайте ладонями)Колотили, колотили,(похлопывайте)Мяли, мяли,(разминайте пальцами)Трепали, трепали,Белы скатерти ткали,(чертите ребрами ладоней)На столы накрывали.(поглаживайте ладонями)* * *Розовый животикМурлычет, словно котик,Заурчал щеночкомЗабулькал ручеечком.Ах животик ты, живот,Кто же там внутри живёт?Кто мешает баинькиМаленькому заиньке?Мы погладим пузики,Толстые арбузики.Спит щеночек, спит котёнок.Улыбается ребёнок.* * *Где ладошки, пальчики?В лесу ловили зайчика.Ушки на макушке, хвосток — малышок,Весь дрожит, к мамочке спешит.Поймали, обняли — дальше побежали.* * *Дашу кремушком помажу,Ножки, ручки ей поглажу.* * *Баба сеяла горох —Прыг-скок, прыг-скок!Обвалился потолок —Прыг-скок, прыг-скок!Баба шла, шла, шла,Пирожок нашла,Села, поела,Опять пошла.Баба стала на носок,А потом на пятку,Стали русского плясать,А потом вприсядку!* * *Как на этой на неделеПрилетали две тетери:Походили – пощипали,Походили – поклевали.Посидели-посиделиИ обратно улетели.Прилетят в конце неделиНаши милые тетери.Мы тетерок будем ждать –Дадим им крошек поклевать.(слова сопровождайте поглаживанием, пощипыванием, покалачиванием спинки)* * *Мы капусту рубим, рубим,(движения рёбрами ладоней)Мы морковку трём, трём,(движения костяшками пальцев)Мы капусту солим, солим,(точечные прикосновения пальцами)Мы капусту жмём, жмём,(прожимание мышц пальцами)Сок капустный пьём, пьём.(поглаживающие движения ладонями)* * *На лугу, на лугу (погладьте животик по часовой стрелке)Стоит миска творогу. Прилетели две тетери, (пощипывайте бочка снизу вверх)Поклевали,(пальцами пробегайте по животику)Улетели(поглаживайте)* * *Ножки длинные, ножки стройные.Помнем, потрем, потом встряхнем,К животику придем.* * *Папа-ёж,папа-ёж, ты нам спинку не потрёшь?* * *Потянись дружок,Повернись на бочок,На животик повернись,Нежно маме улыбнись.* * *Птичка-птичка,(водите пальцем по ладошке)Вот тебе водичка(водите пальцем по ладошке, пощипывайте)Вот тебе крошки На моей ладошке.* * *Расти, Маша, выше, До хором, до крыши. Расти, не балуй, Маму с папой жалуй.Расти с брус толщины Да с дом вышины.* * *Рельсы, рельсы,(проведите одну, потом другую линии вдоль позвоночника)Шпалы, шпалы,(проведите поперечные линии)Ехал поезд запоздалый.(ладонью по спине)Из последнего вагона Вдруг посыпалось пшено.(постучите пальцами рук)Пришли куры, поклевали.(постучите указательными пальцами)Пришли гуси, пощипали.(пощипайте спинку)Пришла лисичка,Хвостиком помахала.(погладьте спинку)Прошёл слон,(тыльной стороной кулаков)Прошла слониха,(тыльной стороной кулаков с меньшим усилием)Прошёл маленький слонёнок.(сложите три пальца в щепоть)* * *Ручку ручкою погладим, Пальчик пальчиком потрём, Отдохнём совсем немножко, А потом опять начнём.* * *Сидит белка на тележке,(поглаживайте пяточку круговыми движениями)Раздает она орешкиМишке толстопятому — (поглаживайте пальчики)Заиньке усатому,Лисичке-сестричке,Воробью — синичке,Кому в роток,(погладьте большим пальцем подушечки стопы)Кому в зобок, Кому в лапочку.* * *Я по спинке пройду,Хворобушку отведу,Расти ладненькаяДа здоровенькая.* * *Я сидела на рябине,Меня кошки теребили,Малые котяточкиЦарапали за пяточки.

Мы устали

Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».

Сонные потешки

Сонные потешки — могут стать особой разновидностью колыбельных песен. Их можно читать, а можно напевать любым спокойным мотивом. И не бойтесь, что у вас нет голоса или слуха, для крохи нет ничего слаще звучания голоса мамы!

Отзвенел звоночек  

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Баю-баю-байки  

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Спи, моя Катюшка,
Спи моя ты хрюшка,
Глазки закрывай,
Баю-баю-бай.

Паучок-паучок

Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

* * *

Ах,ты моя душечка,
Белая подушечка!
Если жить с тобою дружно,
То в кино ходить не нужно!

* * *

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Маленькие заиньки  

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

* * *

Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.

* * *

Мы дочурку покачаем
Под припевочку свою
В ней начало «Ба’ю-ба’ю!»
А конец «Баю’-баю’!»

* * *

Спи-ко, спи-ко, баю-бай,
Свои глазки закрывай.
Баю, баю, баю, бай.
Поскорее засыпай.

Ходит Сон по лавочке
В голубой рубашечке.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай.

А Сониха – по другой,
Сарафанец голубой.
Баю, баю, баю, бай,
Поскорее засыпай.

* * *

Люли, люли, люленьки,
Летят сизы гуленьки.
Летят гули вон, вон.
Несут детке сон, сон.
Будут гули ворковать,
Будет детка крепко спать.
Будут гули говорить,
Чем детку накормить.
Полетят они в лесок
И найдут там колосок,
Станут кашку варить,
Станут детку кормить
Белой кашкой с молочком
И румяным пирожком.

* * *

Ай! Бай, бай,
Ты, собачка, не лай!
Ты, корова, не мычи!
Ты, петух, не кричи!
Наша дочка будет спать,
Станет глазки закрывать.

* * *

Тихо-тихо-тихо-тихо
В наши двери входит Тихон,
Не аукать, не кричать,
А баюкать и качать.
Тихон песенку поет,
Сны ребятам раздает
«В этом сне – воздушный шарик,
В это сне – собака Шарик,
В этом – голуби летят,
В этом – дети спать хотят».
Тихо-тихо-тихо-тихо,
Сумрак, дрема и покой.
Дети спят. Уходит Тихон
В тихий домик за рекой.

За окошком вечер  

За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Колыбельная

Ходит Сказка по домам,
По высоким теремам,
Жди ее, глаза закрой.
Спи, глазок,
Спи, другой

Сказка добрая придет,
Сердце доброе найдет,
Жди ее, глаза закрой
Спи, глазок,
Спи, другой.

Вдоволь наобщавшись за день с малышом, искупав его, спев колыбельные или сонные потешки, включите перед сном нежную и спокойную музыку. Пусть малыш сладко спит и смотрит добрые сны!

https://youtube.com/watch?v=gGUE_e8oCUg

Еще больше потешек для детей в рубрике «Детские потешки».

Здоровых вам малышей, друзья!

С любовью,

Людмила Поцепун.

Потешки для веселого массажа

Потешки-щипалки или потешки для массажа порадуют малыша, окажут пользу его организму и разрядят любую ситуацию.

Где ручки?  

— Где же наши ручки? А вот наши ручки!
Где же наши ножки? А вот наши ножки!
А вот это Тимин (Машин, Васин) нос.
Весь козюльками зарос.
Ну, а это что? Живот.
А вот это Тимин рот.
А вот это глазки, а вот это ушки.
А вот это щечки — толстые подушки.
Покажи мне язычок.
Пощекочем твой бочок.

Стенка — стенка

Стенка, (прикасаемся пальцем к одной щечке малыша)
Стенка, (прикасаемся пальцем ко второй щечке малыша)
Потолок, (прикоснулись к лобику)
Окна, (показали на глазки)
Двери, (показали на ротик)
И Звонок Пи-иииииииии-ип! (нажимаем на носик)

Паучок  

Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики.

Рельсы, рельсы…  

Рельсы, Рельсы (надавливаем пальцами рук вдоль позвоночника)
Шпалы, шпалы (проводим руками поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый (Кулаком руки проводим вдоль позвоночника  снизу вверх)
Из последнего вагона вдруг посыпался горох (мягкие поколачивания)
Пришли куры: поклевали-поклевали (движения пальцами рук, как куры клюют по спинке)
Пришли утки: пощипали, пощипали (слегка пощипываем)
Прошел слон (удары рукой, редкие, но тяжелые)
Пробежал слоненок (быстрые и легкие удары кулаком)
Пришел дворник все подмел, все убрал (поглаживания)
Поставил стол (хлопок),
Поставил стул (хлопок)
Сел и начал писать:
«Дорогие мои дочки
Дзин — дзин точки (сначала «пишем» по спинке, при словах «Дзин — дзин точки» щекочим ребенка)
Пришлите мне носочки,
Дзин — дзин точки
А то мои носочки
Дзин — дзин точки
Порвались на клочочки
Дзин — дзин точки.

Точка, точка, два крючочка  

Точка, (показываем на правый глазик)
Точка, (показываем на левый глазик)
Два крючочка, (проводим по бровкам)
Носик, (показываем на носик)
Ротик, (показываем на ротик)
Оборотик, (обводим личико)
Палки, (проводим по ручкам)
Палки, (проводим по ножкам)
Огуречик, (показываем туловище)
Вот и вышел человечек. (Щекочем ребёнка)

Куй, кова-лек!  

Куй, куй, кова-лёк!
Под-куй сапо-жок.
Гвоз-доч-ка-ми, моло-точ-ка-ми!
(ритмично постукиваем по пяточке в такт стихотворению)
Дззззззззззз!!!
(щекочем пяточку)

Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту рубим, рубим  (рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём  (трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим  (точечные прикосновения пальцами)
Мы капусту жмём, жмём  (прожимание мышц пальцами)
Сок капустный пьём, пьём  (поглаживающие движения ладонями)

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке,  (круговыми движениями гладим пяточку)
Раздает она орешки
Мишке толстопятому —  (проглаживаем пальчики, начиная с большого)
Заиньке усатому —
Лисичке-сестричке —
воробью — синичке
Кому в роток,  (гладим большим пальцем подушечки стопы)
кому в зобок,
кому в лапочку. (Пощекотали стопу)

Тушки-татушки

Тушки-татушки,
Испекли ватрушки  (водим ручками вверх-вниз, как музыкант, играющего на тарелках),
На окно поставили  (руки с определённым усилием опускаются на животик)
Остывать оставили  (машем ручками)
А пшеничный пирожок —
Он на опарышке взмешён  (нежно прощипать-промять от животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок!  (Ручки поднимаются к макушке)

На лугу, на лугу

На лугу, на лугу  (гладим животик по часовой стрелке)
Стоит миска творогу   (кладём ладонь на животик),
Прилетели две тетери  (пощипываем бочка снизу вверх)
Поклевали  (двумя пальцами пробегаем по животику)
Улетели  (поглаживаем малыша)

Едим с потешками

Ай ду-ду, ду-ду, ду-дуПотерял пастух дуду.А я дудочку нашла,Пастушку я отдала:- На-ка, милый пастушок,Там коровка лежит,На теленка глядит,А домой не идет,Молочка не несет -Надо кашу варить,Кашей Сашу кормить.* * *Ай, ту-ту, ай, ту-ту, Вари кашку круту, Подливай молочка, Накорми казачка.* * *В печи калачи,Как огонь горячи.Для кого печены?Для Машеньки калачи,Для Машеньки горячи.* * *Ванечка, Ванюша,Кашку всю ты скушай.Стукни ложкой,Топни ножкой.Хлопни ты в ладоши,И погладь ты кошку.* * *Варись, варись, кашка,В голубенькой чашке,Варись поскорее,Булькай веселее.Варись, кашка, сладка,Из густого молока,Из густого молока,Да из манной крупки.У того, кто кашку съест,Вырастут все зубки!* * *Глубоко — не мелко,Корабли в тарелках.Луку головка,Красная морковка,Петрушка, картошка,Крупки немножко.Вот кораблик плывет,Заплывает прямо в рот!* * *Горячая каша, Холодная каша, Томится в горшочке Любимица наша. Давно уж, давно Подружились мы с нею, Но выбрать не можем — Какая вкуснее? И с пылу и с жару Прекрасна она, И каша холоднаяТоже вкусна. Не будем мы медлить С вопросом таким И кашу любую Быстрее съедим.* * *Гу-гу-гу, гу-гу-гу,На зеленом на лугу,На зеленом на лугуСтоит чашка творогу.Прилетели две тетери,Поклевали, улетели.Как они летели,Мы на них глядели.Ам!* * *Кастрюля-хитруляНам кашку сварилаПлаточком накрыла.И ждет, пождет,Кто первым придет?* * *Каша вкусная дымится,Леша кашу есть садится, Очень каша хороша, Ели кашу неспеша. Ложка за ложкой, Ели понемножку.* * *Кто у нас любимый самый?- Ложку первую за маму, А вторую за кого?- Да за папу твоего, За кого же третью ложку?- За веселую матрешку, Сьешь за бабу, Съешь за деду, За мальчишку — за соседа, За подружек и друзей, Съешь побольше, не жалей!Съешь за праздник,Шумный, яркий, За гостей и за подарки,За котёнка, за ТимошкуЭту маленькую ложкуИ за рыжего кота,Вот тарелка и пуста!* * *Ладушки, ладушки,Испечём оладушки.На окно поставим.Остывать заставим.А остынут — поедим, И воробышкам дадим.* * *Ладушки, ладушки!Пекла бабка оладушки.Маслом поливала,Всех угощала.Даше — два,Паше — два,Ване — два,Тане — два,Саше — два,Маше — два,Хороши оладушкиУ нашей доброй бабушки!* * *Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки, Стали гули говорить: «Чем нам Машеньку кормить?» Один скажет: «Кашкою», Другой: «Простоквашкою», Третий скажет: «Молочком, И румяным пирожком».* * *На моей тарелочкеРыженькая белочка.Чтоб была она видна,Все съедаю я до дна!* * *Ой, люли, люли, люли,В море плыли корабли,Насте кашку привезли.Кашенька молочненькаДля любимой доченьки.Настя, ротик открывай,Кашку сладкую глотай.А кто кашку кушает,Маму с папой слушает,Вырастает сильным,Здоровым и красивым.* * *Пышка, лепёшкаВ печи сидела,На нас глядела,В рот захотела.* * *Ручки, спляшите разок —Будет вам завтра пирог!Ах, вы мои мастерички,Быстрые ручки-сестрички!Яблочный будет пирог,Только спляшите разок.* * *Серый еж-ежокИспек пирожок,Лисица-лисаКалачей принесла,Старик кабанНалил меду жбан,Идут Машеньку зватьНа полянке пировать!* * *Сорочка, сорочка,Бело-белобочка,На порог скакала,Гостей созывала.Гости, на двор -Кашка, на стол,Гости со двора -Кашка со стола.* * *Сорока, сорока,Где была?- Далеко:В лесу на опушке,На попрядушке,Кашу варила,на порог становила,Деток кормила,Гостей собирала,Всех угощала:Одному — ложечку,Другому — ложечку,А третьему — целую поварежечку!* * *Супик жиденький, Но питательный!Будешь худенький, Но пузатенький!* * *Тили-час, тили-час!Подоспел обед у нас.Скушаем за маму ложку,Скушаем за папу ложку,За собачку и за кошку,Воробей стучит в окошко:»Дайте ложечку и мне!»Вот и кончился обед.* * *Травка-муравка со сна поднялась,Птица-синица за зерно взялась,Зайки – за капустку,Мышки – за корку,Ребятки – за молоко.* * *Трушки ту-тушки!Пекла бабка ватрушки.Всем по ватрушкиДа молока по кружке.Молоко вкусненько,Ватрушки сладеньки!* * *У котенка в чашке Было много кашки. Две тетери прилетели, Две тетери кашку съели. И кричат они котенку: — Ротозей ты, ротозей! Если дали тебе кашку, нужно съесть её скорей!* * *Умница, Маришка,Ешь кашку сладеньку,Вкусную, пушистую,Мягкую, душистую.* * *Утка утенка, Кошка котенка, Мышка мышонка Зовет на обед. Утки поели, Кошки поели, Мышки поели. А ты еще нет? Где твоя ложечка? Скушай, хоть немножечко!* * *Это — ложка,Это — чашка.В чашке — гречневая кашка.Ложка в чашке побывала -Кашки гречневой не стало!

Прибаутки

Исследования поэтического фольклора для детей свидетельствуют о том, что пестушки и потешки для малышей вобрали в себя все важнейшие игровые компоненты: ритмичность, словотворчество, изобразительность и наставительность. Но существует еще один жанр, обладающий такими же свойствами, — это прибаутки.

«А чем отличаются пестушки и потешки для малышей от прибауток?» – спросите вы. Все дело в том, что прибаутки не подразумевают каких-то игровых движений, и в них обязательно присутствует определенный сказочный сюжет. Такие произведения народного творчества ориентированы на деток 2-3 лет, имеющих определенное представление о мире. В этом возрасте все знания малыша об окружающих его явлениях и предметах напрямую связаны с его познаниями о людях и их деятельности. Именно поэтому в народных произведениях животные действуют и совершают такие же поступки, как и люди:

Кошечка на кухне пироги печет.А пес в углу сухари толчет.Мышка в окошке платье шьет.А уточка в сапожках избушку метет.

Такие произведения требуют эмоционального, даже артистичного прочтения со сменой силы и высоты голоса и интонационным выделением смыслового содержания

Малыш должен понять, какую мысль вы хотите ему передать, на что именно обращаете его внимание. Безусловно, нелишними будут и картинки, красочные иллюстрации, поддерживающие на зрительном уровне интерес малыша к стихотворному тексту

Таким образом, прибаутки становятся голосовым отображением динамических картинок из жизни птиц, зверей или насекомых, но отражающих при этом человеческие взаимоотношения. Поэтому прибаутки как жанр представляют собой прекрасный способ для ознакомления с окружающим миром, а также для социального развития маленького ребенка, ведь с их помощью малыш в иносказательной, занимательной и игровой форме получает представления о жизни.

Потешки для зарядки с малышом

Упражнения для ручек

Чушки, вьюшки, перевьюшки, (крутим кулочки друг вокруг друга,)Тимбирлим сидит в кадушке. (стучим кулачками друг о друга со стороны ребер ладошек)А мы его по макушке (приближаем ручки малыша к его голове);Бац-бац-бац (прикасаемся кулачками к головке)

Тушки-татушки, испекли ватрушки, (водим ручками вверх-вниз, какмузыкант, играющего на тарелках),На окно поставили, (руки с определённым усилием опускаются на животик)Остывать оставили. (машем ручками)А пшеничный пирожок —Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промятьот животика до плеч)Так высо-о-оконъко-высок! (ручки поднимаются к макушке)(гладим ручку ручкою и далее по тексту)

Ручку ручкою погладим,Пальчик пальчиком потрём,Отдохнём совсем немножко,А потом опять начнём

Зарядка для ножек

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:Толкачики – рогачики, оп!Перевертушки!Ножками потопали:Топ-топ-топ!Ручками похлопали:Хлоп-хлоп-хлоп!

Ребенок лежит на спине, мама берет пяточки в руки и посткивает пяточками друг о друга:Топ-топ-топ-топКто топочет? Ну-ка стоп!Топ-топ-топ-топВ дом пробрался Топотоп!

Большие ногиШагали по дороге:ТОП, ТОП, ТОП!Маленькие ножкиБежали по дорожке:Топ-топ-топ-топ-топ

Зарядка «Велосипед»

Делаем велосепед:

Куда бежите, ножки?— Куда бежите, ножки?— По летней дорожке,С бугра на бугорЗа ягодой в бор.В зеленом боруТебе наберуЧерной черники,Алой земляники.

Зарядка с Буратино

Буратино потянулся,Раз – нагнулся,Два – нагнулся,Три – нагнулся.Руки в сторону развел,Ключик, видно, не нашел.Чтобы ключик нам достать,Нужно на носочки встать.(Вместе с ребенком произносить стихотворение, выполняя все движения по тексту.)

Потешки для одевания

Вот у нас пеленка
Для нашего зайчонка,
На ней яркие цветочки
Для красавицы дочки (красавца сыночка).

И грибочки для дочки (сыночка).
И листочки для дочки (сыночка).
Завернули зайчонка
В такую пеленку.

* * *

Мы на пухлые ручонки
Надеваем рубашонку
Повторяй за мной слова:
Ручка – раз, и ручка – два!
Застегнем застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки.

* * *

На перинку,
На простынку,
Не на край –
На серединку,
Положили голыша,
Завернули крепыша!

* * *

Как у нашей птички
Темные реснички.
Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки – царапки.
На перинку,
На простынку,
Не на край – на серединку
Положили голыша,
Завернули малыша!

* * *

Валя вырастет большая,
Будет в золоте ходить.
Всех мамок и нянек
Подарками дарить.
Старых старушек — обносочками,
Молодых молодушек — ленточками.

* * *

Ой да ну, да ну, да ну,
Знаю девочку одну.
Эта девочка не спит,
Может, что-нибудь болит?

Нет, конечно, не болит,
Просто девочка шалит.
Хочет спать, а все «агу!».
Я уснуть ей помогу.

Я ей песенку спою
Ко-лы-бель-ну-ю:
«Баю-баю, ба-бай,
Спи, родная, засыпай.»

(Нина Пикулева)

Зимние потешки

Как по снегу , по метели
Трое саночек летели.
И шумят, и гремят,
Колокольчики звенят.

В первых санках — дедушка,
В других санках — бабушка,
В третьих санках — тётушка.

Наша Катя выбегала,
Дорогих гостей встречала,
Ворота им отперла,
В нову горенку вела.

***

Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванечка дружок,
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал,
Он упал, упал, лежит —
Никто к Ване не бежит,
Две девушки увидали —
Прямо к Ване подбежали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.

***

Шапка
Да шубка,
Вот и весь
Мишутка.

***

Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.

***

Падай, падай,
Белый снег!
Радуй, радуй
Всюду всех!
Падай, падай
На село,
На гусиное
Крыло.
Поле белым
Укрывай –
Будет летом
Каравай!

Потешки для игры

Потешки для игр с малышом — настоящая палочка-выручалочка для взрослых. Ведь такие игры, как и пальчиковые игры, веселые, развивающие и познавательные! А еще они способствуют сближению и налаживанию близкого контакта с ребенком.

Ой, качи-качи-качи!

Ой, качи-качи-качи!,
Глянь — баранки, калачи,
Глянь — баранки, калачи!
С пылу, с жару, из печи.
С пылу, с жару, из печи —
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачики,
Нам осталися бара-а-а-ночки!

У нашей бабушки

У нашей бабушки
Десять внучат:
Две Акульки сопят в люльке,
Две Аринки спят на перинке,
Две Аленки глядят из пеленки,
Два Ивана на лавках сидят,
Два Степана учиться хотят.
Десять внуков, а бабушка одна.

Раз, два три четыре пять!

Раз, два три четыре пять!
Будем пальчики считать —
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре пять!
Пальчики быстрые, хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки…
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные, все такие нужные!

Ладушки, ладушки

(Хлопаем в ладошки)
— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька,
Попили, поели,
Домой, полетели!
(машем ручками, а затем кладём их на головку)
На головку сели!
Ладушки запели.

Идет коза рогатая

(Изображаем пальцами «козу»)

Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт, —
Забодает, забодает, забодает.

(Показываем, как бодается коза)

На дубочке

На дубочке, на дубочке
Тут сидят два голубочка.
У них шейки голубые,
У них перья золотые,
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу они сидят,
Меж собою говорят:
Всё про Вареньку,
Всё про маленьку…

Этот пальчик

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!
Этот пальчик для того, чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

А где наши ручки?

А где наши ручки?
А вот наши ручки.
А где наши ножки?
А вот наши ножки.
Ну а вот у Мишки нос
весь козюльками зарос.
Ну а это что? Живот.
Ну а вот у Мишки рот.
А вот это глазки
А вот это ушки
А вот это щечки —
мягкие подушки.
Покажи-ка язычок
Пошекотим твой бочок.
Ай, люли, люли, люли
Мишку маме принесли.
Мишка маааааленький
Мишка маааменькин.

В этом домике   

В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Заинька, войди в сад

Заинька, войди в сад,
Серенький войди в сад.
Зайка, зайка, войди в сад,
Серый, серый, войди в сад!

Заинька, сорви цвет,
Серенький, сорви цвет.
Зайка, зайка, сорви цвет,
Серый, серый, сорви цвет!

Заинька, свей венок,
Серенький, свей венок.
Зайка, зайка, свей венок,
Серый, серый, свей венок.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Зайка, зайка, попляши,
Серый, серый, попляши.

Эту потешку можно петь и выполнять движения вместе с заинькой. А главное, легко самому придумать продолжение потешки и разнообразить движения.

Утро настало

Утро настало. Солнышко встало.
— Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
— Вставай, Большак!
— Вставай, Указка!
— Вставай, Середка!
— Вставай, Сиротка!
— И Крошка-Митрошка!
— Привет, Ладошка!
Все потянулись и проснулись.

Пошёл котик по дорожке

Пошёл котик по дорожке,
Купил Машеньке сапожки,
Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

Посмотрите и веселый видеоролик с потешками для массажа:

Много-много потешек живет в рубрике «Детские потешки».

Пусть эти потешки для игр и веселого массажа украсят будни и подарят много веселых и добрых минут общения! Здоровья и счастья вам и вашим деткам!

С любовью,

Людмила Поцепун.

СОВА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВА

* * * * *

Совка, совушка, сова, Удалая голова, Черненькие ножки, На ногах сапожки, По лесу летала – Мышку напугала. По двору летала – Кошку напугала. Ты, сова, к нам не летай, Нашу детку не пугай!

* * * * *

Ах ты, Совушка-сова, В два обхвата голова! На пеньке сидела, Головой вертела, Во траву свалилася, В яму покатилася.

* * * * *

Угу-угу, угу-гу! Я так больше не могу, Успокойте в люлюшке Эту капризулюшку!

* * * * *

Поехали, поехали За шишками-орехами! По кочкам, по кочкам, По ягодкам, цветочкам, Пенечкам и кусточкам, Зелененьким листочкам В ямку – бух!

* * * * *

Кокли-мокли! Кокли-мокли! Перья у совы промокли! Хватит, хватит плакать, Хватит слезкам капать. Вот уже в подушке Квакают лягушки. С плаксой жить я не хочу! В лес дремучий улечу!

* * * * *

Ох! Ух! Ух! Ух! Во дворе растет лопух! Ух! Ух! Ух! Ох! Во дворе чертополох! Ох! Ух! Ух! Ох! Во дворе растет горох! Ух! Ох! Ох! Ух! На плетне сидит петух!

* * * * *

Как у Савишны Совы На плечах две головы И глаза как блюдца. Все над ней смеются!

Составление и обработка. Олеся Емельянова. 2001 г.

Ладушки-ладушки. Полный набор кукол-перчаток для оживления песенок, потешек, колыбельных и уговорчивок, приведенных в этой книжке.

Бавушки-забавушки (сборник русских народных пальчиковых игр-потешек). В книге собраны 10 простых, веселых и полезных упражнений в стихах для разработки пальцев и рук малышей от 1 года при помощи взрослого.

Пальчики-зайчики (сборник пальчиковых игр). Иллюстрированный сюжетный сборник пальчиковых игр и занятий про зайцев с упражнениями и стихами.

Я рисую (игровые стихи). Подборка игровых стихов для занятий пальчиковым рисованием.

Про кота. Детские стихи, потешки, загадки, сценарии и сценки по сказкам и басням, развивающие и обучающие настольные игры про кота.

Детские стихи. Стихи, потешки, игры, задачки и загадки в стихах для детей.

Детские песенки. Ноты, тексты и миди-файлы мелодий веселых песенок для детей.

Сказки в стихах. Сказки, басни и притчи Олеси Емельяновой для детей и взрослых.

Сценарии для детского театра. Библиотека пьес, инсценировок и сценок в стихах по народным и авторским сказкам и басням для детского театра.

Старинная гимнастика

Тушки-татушки, 
испекли ватрушки (водим ручками вверх-вниз, как
музыкант, играющий на тарелках), 
На окно поставили (руки с определённым усилием
опускаются на животик)
Остывать оставили (машем ручками)
А пшеничный пирожок — 
Он на опарышке взмешён (нежно прощипать-промять от
животика до плеч)
Так высо-о-оконъко-высок! (Ручки поднимаются к
макушке)

***
На лугу, на лугу (гладим животик по часовой
стрелке) 
Стоит миска творогу (кладём ладонь на животик), 
Прилетели две тетери (пощипиваем бочка снизу вверх) 
Поклевали (двумя пальцами пробегаем по животику) 
Улетели (поглаживаем малыша)

Потешки про животных

Детей всегда интересуют животные. Будь то кошка во дворе, или стадо лошадей в поле. Расскажите им потешки про животных — малыш и много нового узнает, и память укрепит, внесет значимый вклад в развитие речи и ритм прочувствует.

Такие потешки становятся еще полезнее, если читать их, как бы от имени игрушки-животного. Если у вас есть дома такие игрушки, обязательно воспользуйтесь ими! Малышу будет интереснее!

На лугу паслась корова

На лугу паслась корова (Говорит мама) Му-му-му (говорит ребенок)
Полосатый шмель летел З-з-з-
Летний ветерок подул Ф-ф-ф-ф (дует)
колокольчик зазвенел Динь-динь-динь
Стрекотал в траве кузнечик Тр-тр-тц
Еж колючий пробегал Пх-пх-пх
Птичка маленькая пела Тиль-тиль-тиль
и сердитый жук жужал Ж-ж-ж

* * *

У козы растёт ребёнок-
Белый маленький козлёнок.
Пьёт козлёнок молоко
И не бродит далеко:
Не окрепли ножки,
Не пробились рожки.

* * *

Встали дети на рассвете,
Помогают маме дети.
Помогают белке-маме
Запастись к зиме грибами.

* * *

Как у нашей у наседки
Замечательные детки:
Маня, Ваня и Петруша…
Вот какая наша клуша!

* * *

Как у мышки, у полёвки
Целых 33 кладовки.
В каждой семечки лежат
Для мышат для малышат.

Детки семечки грызут
И растут, растут, растут.
Ешьте, детки, вволю:
Много зёрен в поле.

* * *

Приятно хрюшке-маме
Смотреть на поросят,
Как землю пятачками
Они в саду рыхлят,
А после моют носики,
Пыхтя, как паравозики.

* * *

Хорошо ягнёнку с мамой,
С самой доброй,
С тёплой самой,
К ней бочком прижмётся он
И увидит тёплый сон.
Сон в колечках шерстяных,
Тёплых, маминых, родных.

* * *

Я телёночка ласкала: был он маленький.
Свежей травкой угощала у завалинки.
Я телёночка любила: был он нежненький.
Я водичкою поила самой свеженькой.

Ворон  

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную,
Труба точеная,
Позолоченая,
Песня ладная,
Сказка складная.

Утром он в трубу трубит,
А к ночи сказки говорит.
Сбегаются зверушки-
Ушки на макушке
Ворона послушать,
Пряничка покушать.

Ветер елками шумит  

Ветер елками шумит,
Ежик наш домой спешит.
А навстречу ему волк,
На ежа зубами — щелк.
Еж иголки показал,
Волк со страху убежал.

Вышла кошка за кота  

Тра – та – та, тра – та – та,
Вышла кошка за кота,
За кота – котовича,
За Ивана Петровича
Он усат, полосат,
Ну не кот, а просто клад!

Гуси вы, гуси  

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!

Ласточка касатка  

— Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

У мамы — сынок

У кошки — котёнок,
У утки — утёнок,
У медведя — медвежонок,
У лошадки — жеребёнок,
У свиньи — поросёнок,
У овечки — ягнёнок,
У коровки — телёнок,
У курочки — цыплёнок,
У собачки — щенок,
А у мамы — сынок.

Зайка серенький сидит

Зайка серенький сидит
и ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!

Люли

Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector