Как взрослому человеку научиться играть в шахматы

Содержание:

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры;
ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе;
большие возможности ладьи на половине соперника;
разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Навигация по записям

Новая игра в шахматы с компьютером

Новое на сайте
Попробуйте новое соревнование сайта — Турнир по решению шахматных задач!

При выборе произвольной начальной позиции игра наичанется не со стандартной начальной расстановки, а со случайной позиции.
При этом премущество сторон в этой начальной позиции просчитано при помощи шахматного движка и известно. По умолчанию, силы сторон равны.

Играя в шахматы с реальными соперникам со всего мира, порой хочется отвлечься от постоянного напряжения и сыграть спокойную партию против компьютера.
Кроме того игра в шахматы с электронным мозгом помогает отработать важные элементы игры, такие как шахматный дебют, миттельшпиль и эндшпиль.

На этой странице Вы можете играть в шахматы с компьютером бесплатно и при этом не устанавливая никаких дополнительных программ или надстроек.
Большинство сайтов для игры с шахматным движком используют так называемые флешки, которые сейчас поддерживаются далеко не на всех устройствах.
При этом, они на всех этих сайтах одинаковые.
Здесь же не используется технология flash, поэтому играть в шахматы с компьютером онлайн Вы можете на любом устройстве — телефоне, планшете, компьютере, даже на телевизоре!

В качестве шахматных «мозгов» используется мощный и популярный движок Stockfish, специально настроенный на несколько уровней сложности, чтобы и новичку и опытному игроку было интересно.
Кроме того, если Вам наскучило начинать игру в шахматы с обычной начальной позиции, Вы можете выбрать в качестве начальной позиции произвольную.

Вам не обязательно сразу же закончить игру в шахматы с компьютером.
Сделав один или несколько ходов, Вы можете закрыть страницу и при Вашем следующем заходе Вы сможете продолжить игру с предыдущего места.
Таким образом, играть в шахматы с компьютером бесплатно здесь может любой желающий независимо от того, сколько у него свободного времени и насколько он силен в шахматах.

Шахматы — удивительная игра! И даже в компьютерный век интерес к ней не угасает, постоянно проводятся турниры, чемпионаты, причем с ценными призами.
Причем машина сейчас играет очень важную роль в шахмтах — помогая готовить новых мастеров и гросмейстеров.
Попробуйте и Вы сыграть несколько партий в шахматы с компьютером!
Начните с элементрного уровня сложности и повышайте по мере успехов.
Затем, можете дать фору шахматному движку, выбрав начальную расстановку с преимуществом у соперника.
Если же победить электронный мозг пока сложно, выберите начальную расстановку со своим преимуществом.
И помните — ничего не бывает зря, каждая игра в шахматы с компьютером делает Вас опытнее!

Фигуры

Король

Несмотря на грозное название, король является самой слабой фигурой. Диапазон его движения ограничен одной клеткой во всех направлениях. Исключение составляют рокировки, во время которых король перемещается на две клетки по начальной горизонтали. В записях партий король по-русски обозначается Кр, по-английски К.

Ферзь

Самая сильная фигура на доске. Может свободно перемещаться по вертикалям, диагоналям и горизонталям. Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. Для того, чтобы правильно поставить ферзя, которого иногда называют королевой, существует мнемоническое правило “Королева любит свой цвет”. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.

Ладья

Эта фигура может передвигаться на любое доступное на доске количество клеток, но только строго по горизонтали или по вертикали. Может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.

Конь

Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую. То есть, пребывая даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение часто фатально. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Слон

Слоны уникальны тем, что могут двигаться только по клеткам одного цвета. Эта особенность вызвана тем, что их движение совершается по диагонали. Поэтому их так и называют чернопольным и белопольным. Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.

Пешка

Тихоходные и довольно бесправные пешки могут стать грозной силой. Изначально пешка может двинуться вперёд на две клетки, затем она либо ходит на одну клетку вперёд, либо, если повезёт, берёт фигуру соперника, стоящую на ближайшей по диагонали клетке слева или справа. Пешка может совершить превращение. Если игрок довёл её до крайней противоположной горизонтали, он имеет право превратить пешку в любую другую фигуру по его усмотрению. Есть ли такая фигура на доске или нет, значения не имеет. Таким образом, теоретически на доске может оказаться сразу 9 ферзей (один изначально + 8 “превращённых” пешек). В записи пешку обозначают или русской буквой п или английской р, но чаше всего просто указывают поле, на котором пешка остановилась без буквы – е4.

Расстановка фигур

Итак, учебник выбран, лекции прослушаны, теория усвоена. Пора приступать к практике. Доска состоит из 64 клеток. Квадрат со стороной в 8 полей. По горизонтали, обычно, пишут буквы латинского алфавита от А до Н, а по вертикали — цифры от 1 до 8. У каждой клетки есть свой адрес, например В6 или С4. Это облегчает возможность зафиксировать партию. Профессиональные игроки записывают каждый ход, свой и противника. Эти ребята знают точно, как научиться играть в шахматы.

На второй и седьмой горизонтали стоят пешки черного и белого цвета соответственно. Фигуры выставляют на первой и восьмой. По углам в начале игры размещаются ладьи, на вертикалях B и G – кони. Далее, на C и F, находятся слоны, а в центре – король и ферзь (иногда его называют королевой, хотя изначально это визирь). Главное правило расстановки – ферзь любит свой цвет. Таким образом, белый стоит на D1, а черный – на D8.

Игра начинается обычно ходом пешки. Знаменитое Е2-Е4. Реже первым идет конь. Право старта всегда за белыми.

Теперь давайте разберемся, какой возможностью обладают фигуры. Без этого невозможно научиться играть в шахматы быстро.

Как научиться играть в шахматы?

Шахматы – популярная игра для детей и взрослых, развивающая внимательность, интеллект, логическое мышление. Начать играть можно в любом возрасте, начиная с 3-х-4-х лет. Занятия дадут хороший результат, если тренироваться регулярно, а также уделять время получению теоретических знаний.

Как научиться играть хорошо?

Хорошо играть в шахматы невозможно без базовых знаний. Но бывает, что игрок знает правила, обладает опытом игры, однако, не доволен достигнутыми результатами. Тогда помогут следующие советы:

Начните разбираться в нюансах с эндшпиля. В шахматах существует три стадии: дебют, миттельшпиль и эндшпиль. Классическое обучение начинают с эндшпиля – на этой стадии на поле немного фигур, можно детально поработать с каждой и понять ее качества, увидеть, когда сильна и слаба эта фигура.

Хорошо изучите дебюты. Шахматист, получающий мат в начале партии, вряд ли дойдет до ее поздней стадии. Лучше выбирать открытые дебюты, позволяющие развить живую комбинационную игру. Основная задача начала партии – улучшить положение своих фигур и помешать это сделать сопернику. Пешки должны захватить центр, в игру сначала вводят легкие фигуры (коней и слонов), затем тяжелые (ладьи и ферзя). В середине партии – миттельшпиле – нужно бороться за сильные позиции, не давая противнику занять их.

Играйте с соперниками сильнее себя. В партиях через интернет или вживую выбирайте противников, играющих немного лучше вас. Тогда вы сможете учиться у них навыкам игры, при этом оказывать достойное сопротивление. Не стоит играть с теми, кто значительно превосходит вас по уровню мастерства – они быстро одержат победу, а вы не сможете найти причины неудачи. Сначала выбирайте длинные партии, не нужно сразу переходить к блицам по 3 или 5 минут.

Анализируйте свою игру. После каждых двух-четырех партий оценивайте свою игру, ищите ошибки и возможности для улучшения техники. Компьютерные партии фиксируются автоматически, игры вживую нужно записывать самостоятельно, изучив шахматную нотацию. Со знакомым соперником можно обсудить партию совместно. Для анализа компьютерных партий используют программы, например, Stockfish. Такие способы, конечно, экономят время, однако, полезнее оценивать игру без их помощи.

Не играйте с компьютером. Компьютерные программы плохо подходят для обучения. На высоком уровне компьютер всегда вас обыграет, а на низком – будет допускать глупые ошибки. Старайтесь играть с живыми людьми – в офлайн или через интернет.

Решайте задачи и этюды. Они тренируют логическое мышление и готовят к реальной игре. Научившись справляться с учебными задачами, вы быстрее будете находить решение на практике. На самом начальном этапе хорошо подходят задачки на простую тактику, со временем можно перейти к сложным этюдам.Существует большое количество подборок для отработки любых элементов игры на любой стадии партии. Желательно проконсультироваться у тренера или опытного шахматиста – он подскажет, где есть недочеты и как их исправить.

Учитесь у профессионалов. Существует большое количество онлайн-курсов, рассказывающих как научиться играть в шахматы для начинающих

При выборе нужно уделить внимание квалификации преподавателей. Для хорошего результата лучше выбирать уроки с тренером по скайпу или офлайн

Живое обучение эффективнее, чем вебинары в записи, так как предполагает быструю обратную связь.

Советы для детей

Научить ребенка игре в шахматы можно с 3-х-4-х лет. Нужно понимать, что дети учатся новым навыкам не так, как взрослые. В первую очередь, их надо заинтересовать и вовлечь в игру, иначе малыши быстро потеряют интерес. Существуют специальные игровые методики обучения, помогающие объяснить правила, сложные для детского понимания.

Идеальный вариант – отдать ребенка в шахматную секцию

Важно, чтобы занятия были систематическими, а знания преподавались от простого к сложному. Перед первым занятием расскажите ребенку об игре, объясните, что партия идет только на доске, познакомьте с фигурами

Советы начинающим взрослым

Взрослые, начинающие обучения с нуля, могут получить базовые знания из онлайн-курсов, книг, обучающих роликов. Однако быстро научиться играть в шахматы поможет только тренер – самостоятельно освоить все нюансы очень сложно. Занятия в группе дадут возможность получить нужную практику и достичь хороших результатов в любом возрасте.

Шахматная школа Мистер УМ (ВАО)

На теоретических занятиях процесс обучения шахматам включает в себя большой спектр видов деятельности. Это не монотонная начитка лекций, а непрерывное взаимодействие между учеником и тренером.

Все накопленные знания на теоретических занятиях необходимо применять на практике. Для этого организовываются шахматные турниры, в которых принимают участие шахматисты со всей Москвы. Все турниры проходят по правилам FIDE со обсчётом рейтинга.

Шахматные турниры:

Соревнования проходят в трёх популярных направлениях: классические шахматы, быстрые шахматы (рапид) и блиц. Турниры по шахматам проходят с обсчётом рейтинга по всем правилам FIDE. Идеальное место чтобы проявить себя и свои знания. Информация о предстоящих турнирах будет появляться на сайте и в разделе «Турниры по шахматам для детей».

Выездные шахматные лагеря:

Также,  проходят выездные шахматные сборы. В лагерях у ребят насыщенная шахматная программа + спортивные, творческие и интеллектуальные мероприятия. Информация о предстоящих сборах появляется в разделе «Шахматные лагеря и сборы».

Шахматная школа Магистр (г. Московский)

Школа «Магистр» это:

Шахматы – это фитнес для ума
Играя в шахматы, ребенок развивает логику мышления, память, умение рассуждать, терпение, усидчивость.

Профессиональный подход
В школе не просто учат играть в шахматы,  детей учат побеждать, прививая им с детства стремление к совершенствованию и развитию.

Квалифицированные педагоги
Предлагаются занятия только у опытных педагогов, которые уже много лет практикуют свою методику обучения, подтвержденную успешными результатами.

Раскрытие потенциала ребенка
В каждом ребенке скрыт талант. Их задача его найти и раскрыть, особенно в интеллектуальной сфере.

Социальная среда
Ребенок растет и развивается в кругу сверстников, объединенных схожими занятиями и целями

Это дает сильный импульс в интеллектуальном росте ребенка.

Индивидуально-ориентированный подход
Обучение проходит в небольших группах (5-10 человек), что дает возможность на занятиях уделять внимание каждому ребенку, при необходимости давая дополнительные разъяснения.

Солкосерил дентальная адгезивная паста детям

Основы шахматной игры

Дмитрий Соседов начинает обучение с важных элементов игры: координаты на доске и шахматная нотация. Далее упор делается на важных для любого новичка моментах: контроль над доской, защита короля и ферзя, дебютные принципы, стратегия и тактика миттельшпиля, основы эндшпиля. Автор делает обзор стратегических ошибок новичков, доступным языком объясняет основы связок и шахматных окончаний, знакомит учеников с тактиками «отвлечение» и «рентген». Трюки Дмитрия поймёт и сможет применять в игре даже начинающий игрок. Видеокурс обеспечивают зрителю базовый уровень знаний шахматной стратегии.

Как играть в начале партии

 

После знакомства с базовой стратегией, новичку необходимо изучить тактику отдельных частей партии. Игра начинается с дебюта — важнейшего элемента для побед для новичков. Занятие не содержит сложной терминологии, и начинающему шахматисту будет легко разобраться в теории.
 

Лучшие дебюты

Шахматист Александр Зайцев знакомит зрителей с дебютной теорией и учит правильно выбирать изначальную тактику среди огромного количества вариантов. В видео проводится разбор пяти дебютов, пользующихся наибольшей популярностью как среди гроссмейстеров, так и у шахматистов-любителей. В уроке новичок знакомится с кратким руководством к действию в Испанской, Итальянской, Шотландской и Русской партиях. 

Изучаем ловушки в дебюте

В видео проводится обзор семи шахматных решений, позволяющих победить соперника уже в первые минуты игры. Примеры рассматриваются автором на основе известных дебютов, включая Сицилианскую защиту, Испанскую и Итальянскую партии. В ролике рассмотрены все нюансы использования ловушек при игре за белые и за чёрные фигуры, учат не только применять хитрости против соперников, но и не попадаться в ловушки самому.

Как играть в миттельшпиле

По окончании дебюта начинается более сложная часть игры — миттельшпиль. В середине партии нужно выбрать правильную стратегию, ведь именно здесь зачастую решается кто выиграет. Тренер Максим Бикужин перечисляет четыре основных принципа разыгрывания миттельшпиля. Следование перечисленным правилам позволит новичку избежать ошибок и дойти до заключительной части игры без потерь.

Правила игры в эндшпиле. Советы

Эндшпиль – заключительная часть партии. Он завершается матом или ничьей. В видео предлагаются советы для новичков по плавному переходу в эндшпиль. Когда фигур на доске остаётся мало — стратегия ходов меняется. Автор ролика делится с новичками основными секретами, позволяющими правильно оценить позицию, результативно атаковать фигуры соперника, сохранить собственные фигуры и не попасть в патовую ситуацию

Особое внимание уделено «Правилу квадрата», следуя которому можно быстро просчитать выгоду или опасность следующего хода.

 

Учимся играть в блиц-шахматы

Лучший способ для новичка закрепить полученные знания – постоянно играть. Легче всего найти себе виртуального соперника. Такую возможность дают шахматные сайты. Среди огромного числа разновидностей онлайн-шахмат самым распространённым является блиц – игра с жёстким контролем времени, где нет возможности для долгих раздумий. Видео основано на советах американского гроссмейстера японского происхождения Хикары Накамуры. Шахматист учит не сдаваться даже в самых тяжёлых ситуациях, не концентрироваться на времени и правильно упрощать позицию при попадании в цейтнот.

Ставим детский и дурацкий маты

 

 
Автор обучающего ролика преподносит материал доступным языком — легко понять как поставить детский, дурацкий и мат в 3 хода.
 
— Бесплатные приложения для обучения шахматам

— Книги для обучения шахматам, которые помогут научиться качественно играть.

Как фиксировать просроченное время

Шахматы — благородная игра, основанная на доверии и уважении. Если за доской встречаются опытные соперники, конфликт маловероятен, а неоднозначные ситуации разрешаются на месте, без апелляций.

Как быть в рапиде с просрочкой времени? Необходимо грамотно обозначить её. Если ошибиться, секунды могут сыграть против вас.

Алгоритм:

  1. Остановить часы, сделав это раньше соперника. В противном случае вы сами станете нарушителем, если часы другого игрока уже переставлены на ваше время.
  2. Дать сопернику знать о просрочке, указав рукой или сказав: «Время!» Чаще всего этого хватает, и вызывать арбитра не приходится.

Книги-самоучители

Для приверженцев традиционных подходов к обучению классическим шахматам существуют различные книги, позволяющие постичь как азы шахматного искусства, так и изучить сложные комбинации, научиться избегать распространенных ошибок, анализировать обстановку на доске и многое другое. Среди них наиболее выделяются следующие издания:

1) В.Л. Хенкин – «Куда идет король».
Автор книги – известный шахматист и теоретик Виктор Хенкин. Несмотря на то, что шахматный самоучитель издан еще в 80-е годы прошлого века, книга не теряет своей актуальности и по сей день. В ней изложены основные моменты, необходимые начинающему шахматисту: информация о шахматной доске и нотации, фигурах и их расстановке, их ценности, правилах рокировки, матования различными фигурами, а также об особенностях игры на различных стадиях – дебюте, миттельшпиле и эндшпиле. Согласно мнению автора, успех любой шахматной партии кроется не в заучивании множества вариантов дебюта, а в планомерном изучении игры с элементарных позиций эндшпиля. Своеобразный подход к обучению позволяет в кратчайшие сроки освоить азы и принципы шахматной науки.

2) Д.И. Бронштейн – «Самоучитель шахматной игры».
Книга, написанная известным шахматистом, позволяет как постичь основы шахматного искусства, так и развить творческое мышление. Однако на фоне всех аналогичных самоучителей, этот обладает определенной спецификой – он не адресован для тех, кто абсолютно не умеет играть в шахматы. Ученик должен владеть элементарными знаниями – шахматной нотацией, общими правилами игры и ходами фигур. Также самоучитель рассматривает шахматную партию как набор последовательных позиций, которые возникают после хода каждого из игроков. Это обеспечивает системный подход к обучению игре. Параллельно с этим автор рассматривает стили игры сильнейших шахматистов-современников (конец XX века), ход их мысли в различных ситуациях, нахождение оригинальных путей в изученных позициях, а также общее место шахмат в современном мире.

3) Б. Фишер – «Бобби Фишер учит играть в шахматы».
Самоучитель, написанный гениальным американским шахматистом, позволяет быстро, эффективно и увлекательно обучиться игре в шахматы без зазубривания сложных комбинаций и стратегий. При помощи книги можно научиться хорошо играть в шахматы намного быстрее, нежели при помощи учебников или различных лекций. Мировой бестселлер не обладает какой-либо узкой специализацией, а предназначен для широкого круга читателей, в том числе и тех учеников, кто впервые садится за шахматную доску. Часть книги посвящена разбору партий великого гроссмейстера с комментариями другого маэстро шахматного искусства – Э. Гуфельда.

4) Г.Я. Левенфиш – «Книга начинающего шахматиста».
Это – общепризнанная классика, по которой учились тысячи шахматистов, некоторые из которых стали именитыми гроссмейстерами и даже чемпионами мира. Книга содержит подробное руководство с теоретическим материалом и практическими упражнениями различной сложности, а также примерами выигрышных партий. Благодаря авторской методике можно освоить шахматные зрение и память, а также научиться создавать собственные комбинации. Изучать шахматное искусство по методике Григория Левенфиша необходимо неторопливо и постепенно, от раздела к разделу, полностью усваивая каждый пройденный этап. При этом книга одинаково хорошо подходит как новичкам, которые только осваивают шахматное мастерство, так и профессионалам, оттачивающим свои навыки. В ней легко найти всю необходимую информацию начиная с расстановки фигур и заканчивая разыгрыванием мата в 3 хода.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector