Быстрые шахматы

Содержание:

Как научиться играть в шахматы с живыми игроками: изучаем ходы фигур

Открывающий этап в процессе обучения этой игры – изучение особенностей передвижения фигур по игральной доске. Да, о правильной расстановке мы поговорим позже, когда вы поймете своеобразность каждой статуэтки.

Пешки составляют основную часть «войска» в игре

  • Всего их восемь единиц. Передвигать пешку на два свободных квадрата можно при первом ходе игрока. При последующих ходах она передвигается вперед только на одно свободное место.
  • Пешки не могут двигаться вперед, если они заблокированы другой фигурой. Но они способны захватить те фигуры оппонента, которые располагаются спереди по диагонали с размахом в одну клеточку.
  • Пешка – это сингулярная фигура, которая не может двигаться назад. Но зато она является статуэткой, которая захватывает вражеские фигуры уникальным образом. Ведь ее нападение отличается от ее обычного способа перемещения.

Ладья – это фигура, которая похожа на башню замка

  • Благодаря этой ассоциации ее можно легко запомнить. Она перемещается на доске, как танк, правда только или по горизонтали, или по вертикали. Но на любое количество квадратов, хоть до самого конца поля.
  • Только это в том случае, если дорога не преграждена собственной фигурой. А вот врагов она просто сбивает, передвигаясь настырно вперед. Вот поэтому она и схожа с колесницей, что едет напролом.

Конь – заметная фигура, которая имеет единородный метод переброса

  • Она представлена лошадью и выступает самой сложной единицей из-за своего способа перемещения. Конь перемещается в форме буквы «Г». Хотя, по статистике, быстрее запоминается как раз таки более сложная и необычная траектория.
  • Ее именно переброс – это настоящий прыжок, ведь конь не скользит по доске. И этот прыжок сформирован из трех клеток, что направлены вперед, и одной перпендикулярной клетки в любую сторону. Кстати, «слон» может отсчитывать эти клетки от своего места в любом направлении, просто «вперед» означает по ходу движения статуэтки.
  • Также эта фигура выделяется еще и тем, что у нее практически нет преград в виде других игроков на поле. Повторимся, она прыгает и перемещается по воздуху. А вот если кто-то оказался на выбранной клетке, того конь «задавит своими копытами».
  • Вспомните мультик про Машу и медведя. В такой забаве конь — действительной сильный игрок, ход которого не всегда можно вовремя просчитать. А нападет он, как настоящий десантник, с воздуха.

Слон – это и индийский кавалерист, и стройный офицер

  • Названия немного могут отличаться скорее по той причине, что данная фигура ну вовсе не похожа на слона. Кстати, в древних шахматах это были кавалеристы. Возможно, поэтому некоторые увидели в нем еще и красивого офицера.
  • Он может двигаться только по диагонали, но в любом направлении. Кстати, некая ассоциация такой дороги проходит с его шапочкой. Она длинная и остроконечная.
  • А это подсказывает, что офицер может перемещаться на неограниченное количество клеток – хоть на один, хоть на пять квадратов. При этом, своим «острым оружием» сбивает всех стоящих на его пути.
  • Также весьма сильная и ходовая фигура. Но у нее есть одна особенность — белый кавалерист не может стать на черные клетки. И, соответственно, наоборот состоит ситуация с черным офицером.

Ферзь обошел всех остальных по своей мощности

  • Хоть он и не относится к женскому роду, но его чаще именуют королевой. Даже сама статуэтка имеет очень красивое и стройное очертание. Поэтому ассоциация вполне оправдана.
  • Да и ход ее также соответствует статусу – она вобрала ходы всех фигур вместе. Да, королева может пойти в любом направлении, в любую сторону и на любое количество клеток. Правда, ход коня продублировать ферзь не может.
  • При этом, все неправильно стоящие фигуры будут убраны с поля. Поэтому такая статуэтка самая ценная на поле. Да, без короля не будет игры, но основная стратегия и атака лежит на плечах королевы!

Король – самая важная и слабая статуэтка

Вообще, вся игра вращается возле короля, который может ходить только на одну клетку. Направление, правда, может выбрать любое, чем показал, что сильнее пешек. Так, кстати, король и защищается, убивая приближающихся противников.

Пешка

Пешка, единственная фигура, которая ходит только вперед, назад ходить не может. Номинальная стоимость пешки 1 очко.

В начальной позиции (белая – на 2-й горизонтали, черная – на 7-й) игрок может передвинуть пешку на одну или две клетки вперед.
После первого
хода пешку
можно
передвигать
вперед
только на одно поле
за один ход. Бить фигуры противника
пешка может на одно поле
вперед по диагонали вправо и вле
во. Пешка бьет фигуры по одному правилу, а ходит по-другому. В этом ее отличие от других фигур.

С пешкой связано два интересных правила
в шахматах. Суть первого правила заключается в следующем. Пешка д
остигает
последнюю
горизонталь
(8-ю
для белы
х и 1-ю
для черных) и
превращается
в любую фи
гуру,
за исключением
короля. Т
акое превращение является
одним ходом, и
следующий ход
переходит к противнику
.

Второе правило – в
зятие на проходе. При своем
ходе
пешка может побить
пешку противника
, если та перешла
через битое поле.

На рис. 3 белая пешка сделала ход на два поля вперед. Черная пешка может побить белую и стать на битое поле
, а не на поле, куда
стала
белая пешка, как случается
при обычных взятиях
. Выполнять
взятие на проходе воз
можно только при очередном
ходе
, через ход
это право теряется
.

Как ходят шахматные фигуры

Вы знаете, что белые ходят первыми? Именно это правило позволяет ставить детский мат неопытным игрокам.

Пешки ходят просто – только вперед, а бьют по диагонали на одно поле вперед. Исключение – проход, когда пешкам разрешается с изначальной позиции походить на два поля (но не бить). Есть также у них такая особенность, как взятие на проходе.

Конь. Эта фигура ходит буквой «Г» или латинской «L», причем эта буква может быть в разных положениях: лежачей на одном и втором боку, перевернутой. К тому же конь способен перепрыгивать свои и вражеские фигуры.

Слонов в каждой команде два вида. Об этом я писал в своей статье «Как правильно расставить шахматы» — почитайте, это интересно. Так вот, слоны ходят и бьют исключительно по диагонали в любую сторону.

Ладья противоположно слону ходит только по прямым линиям – горизонталям и вертикалям. Точно так же и бьет.

Ферзь может ходить в любую из сторон: горизонтальные вертикальные и диагональные линии, но не может ходить как конь и перепрыгивать фигуры.

Король бьет и ходит по кругу от себя (если так можно выразиться). То есть он может ходить и бить на одну клетку в любую сторону, даже по диагонали.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Рейтинг: 5 из 5 (3 голоса)

Подписывайтесь и узнавайте первым о новых статьях на сайте, прямо у себя на почте:

Интересные факты об игре в шахматы

Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Изнуряющие игры

До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.

В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.

Долго думать невредно, вредно не думать

2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.

Шахматисты с характером

Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем

Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья

После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.

Самый долгий чемпион

Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).

Изобретатель от бога

Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.

Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.

Самый молодой чемпион

Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.

Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.

Аль-ферза, а не ферзь

Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.

При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.

Хорошая книжка о шахматных правилах – в помощь

Автор этой публикации легко и с интересом выучил правила игры в шахматы самостоятельно, получив в подарок на свой 8-летний день рождения книгу Владимира Зака и Якова Длуголенского «Я играю в шахматы». Прошло много лет, но этот детский шахматный учебник для начинающих так и остаётся одним из самых лучших. В нём была реализована очень эффективная идея: придумать сказку о волшебной стране, забавные и симпатичные жители которой ведут шахматные сражения. У Зака и Длуголенского ребёнку помогают освоить «шахматную азбуку» знакомые герои: Буратино, Мальвина и все остальные персонажи сказки «Золотой ключик» (включая и злодеев Карабаса-Барабаса, Дуремара, Базилио с Алисой и т.д.) Очень хорошая книжка и мощный помощник. Найти её можно: она выдержала несколько переизданий, массовыми тиражами.

Второй вариант эффективного детского шахматного учебника советских времён – это книга научного сотрудника Института теории образования Игоря Сухина «Шахматы для детей». Если книга Зака и Длуголенского – это самоучитель для младших школьников, то учебник Сухина адресован, в первую очередь, родителям-«преподавателям шахмат». В нём содержится комплекс несложных заданий, позволяющих детям (в том числе и дошкольного возраста) шаг за шагом освоить шахматную грамоту.

Третий – это «Шахматная азбука» Владимира Гришина и Евгения Ильина. В этой книжке немало интересного найдут для себя не только дети, но и их родители.

А вот гроссмейстер Анатолий Карпов, чемпион мира с 1975 по 1985 годы, а также его соавторы в создании «Шахматного учебника для детей», взяли к себе в союзники мультипликационных героев. В одном из изданий на каждой картинке ребёнку помогают осваивать правила знакомые диснеевские персонажи.

Книга гроссмейстера Марии Фоминых «Шахматы для детей. Обучающая сказка для детей» – это самоучитель для мальчиков и девочек, уже умеющих читать. Построен по тому же принципу, что и учебник Зака / Длуголенского.

Шахматы: правила для начинающих детей

Первое занятие следует со знакомства с фигурами. Малышу требуется запомнить их названия. Возможно он захочет поиграть с шахматными фигурами, как ему хочется. Позвольте ему сделать это. Если ваш малыш любит фантазировать, то можно придумать сказку о шахматной стране.

Второе занятие посвятите с того, что расскажите ребенку о том, у каждой фигуры есть положение на доске и ходят фигуры по определённым правилам:

Пешка делает только один шаг на плоскости доски вперед, а съедает фигурку противника по диагонали. Также пешка превращается в любую фигуру, если ей удастся дойти до противоположного края доски.

На один шажок может ходить и король, правда, в любую сторону.

Ферзь — самая могущественная во всей игре. Передвигается и прямо, и в бок, и по диагонали.

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок. Его ход похож на букву «Г».

Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток.

Ладья вперед или в боковом направлении.

Все фигурки убираются с доски, а короля съесть нельзя. Можно только объявить мат.

Каждой можно посвятить отдельное занятие. Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Если малыш устал, то не нужно настаивать на занятии. Так можно отбить интерес к игре навсегда.

Не торопитесь, сопровождайте освоение правил различными играми:

  • Чудесный мешочек, куда вы положите шахматные фигуры.
  • Найди отличия: попросите ребёнка перечислить все отличия одной фигуры от другой.
  • Что пропало: выставляете на стол всех представителей шахматных фигур и, когда ребёнок отворачивается, то убираете одну фигуру. Малыш должен отгадать, какую фигуру вы спрятали. Эта игра отлично развивает зрительную память.
  • Лепка шахматных фигур из пластилина или глины.

На третьем занятии отработайте с ребёнком правильную расстановку фигур и простейшие шаги каждой фигуры по памяти.

Как только он запомнит, где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. Маленький шахматист должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен.
  • Желательно первым нейтрализовать ферзя противника.

Чтобы сохранить интерес к игре и повышать мастерство малыша, существует несколько рекомендаций от преподавателей шахматных школ:

  • Победа в игре будет стимулом, но часто поддаваться ребёнку не стоит, иначе он решит, что дальше обучаться нет необходимости.
  • Играть только тогда, когда у ребёнка есть желание.
  • Подготовительным этапом к игре в шахматы могут быть занятия шашками.
  • Полезно после игры обсуждать ее ход, какие были совершены ошибки, а какие действия были удачными.
  • Купите книгу с шахматными задачами для детей.
  • Нужно отмечать успехи ребенка, хвалить за удачные ходы.

Учите своих детей играть в шахматы. Надеюсь, что советы, как провести с малышом первые шахматные уроки, помогут вам увлечь ребёнка этой замечательной и очень полезной игрой.

Также можете скачать для себя замечательную иллюстрированную книгу для детей

Ф. Халас, З. Геци  «Приключения в шахматном королевстве». Желаю удачи!

Правила игры в блиц шахматы

Блиц-шахматы представляют собой разновидность игры в шахматы, при которой на все ходы обеим участникам дается по 5 минут. Правила для шахмат блиц действуют те же, что и для обычных шахмат, единственное отличие – все ходы должны делаться очень быстро.

В данном случае от игроков требуется предельное внимание, собранность

Самое важное правило: ходы должны осуществляться очень быстро, больше всего времени может потребоваться в начале игры, поэтому рекомендуется много тренироваться и хорошо выучить все возможные варианты разных этапов шахматной игры

Также неплохо, если вы научитесь, играя в обычные шахматы, ставить различные виды матов, за короткое время проводить быстрый размер фигур, чтобы получить перевес над противником.

Ознакомившись с правилами, описанными выше, уже можно попробовать сыграть в первую шахматную партию. Однако для того чтобы научиться по-настоящему хорошо играть, нужно время, длительные тренировки, обучение, изучение различных позиций, ходов, нюансов игр и, конечно, постоянная практика.

Ничья Править

Партия заканчивается вничью:

  • В положении, когда возможность выигрыша исключена (король против короля, король против короля со слоном или конем, король со слоном против короля со слоном (при одноцветных слонах)).
  • Если король игрока (при его очереди хода) не находится под шахом и игрок не может сделать ни одного хода. Такое положение называется патом.
  • При взаимном согласии игроков.
  • По требованию игрока, если одна и та же позиция возникает три раза, причем очередь хода каждый раз будет за этим игроком (троекратное повторение позиции).
  • Когда игрок до совершения хода доказывает, что обеими сторонами сделано не менее 50 ходов, в течение которых ни одна фигура не была взята и ни одна пешка не сделала хода (правило 50 ходов).
  • Если у одного из шахматистов закончилось время на ходы, отведенное регламентом партии, и у его соперника при этом на доске не достаточно фигур, чтобы поставить мат за условия наименее компетентной игры соперника.

Исключением является конь против пешки или Ладьи (мат возможен, но тогда засчитается ничья), или слон против пешки.

Так вот в чем их секрет! 12 выдающихся личностей, которые научились играть в шахматы, и не прогадали

  • Петр Первый;
  • Александр Суворов;
  • Александр Блок;
  • Лев Толстой;
  • Александр Пушкин;
  • Михаил Лермонтов;
  • Эрнест Хемингуэй;
  • Уильям Шекспир;
  • Эрнесто Карузо;
  • Дмитрий Менделеев;
  • Николай Римский-Кориков;
  • Эрих Мария Ремарк.

Хотите научиться мастерски играть в шахматы и

побеждать любого соперника? Тогда это видео для вас:

Итак, если вы задались вопросом, как научиться играть в шахматы или хотите приобщить к этой благородной игре своего ребенка, запаситесь изрядным количеством терпения, настойчивости и здравого смысла, чтобы не «зависать» над игровой доской сутками напролет, тогда вы обязательно получите удовольствие от самого процесса.

Как повысить уровень игры?

Знакомство с правилами и основами стратегии — это только начало: в шахматах столько аспектов, что не хватит и всей жизни, чтобы изучить их все! Чтобы повысить свой уровень игры, необходимо делать три вещи:

№1 — Играйте

Продолжайте играть! Играйте как можно больше. Нужно извлекать уроки из каждой игры, независимо от того, победили Вы или проиграли.

№ 3 — Получайте удовольствие

Не унывайте, если у Вас не получается выиграть во всех партиях сразу. Все проигрывают — даже чемпионы мира. Если Вы получаете удовольствие от игры и умеете извлекать уроки даже из проигранных партий, шахматы всегда будут приносить Вам удовольствие!

Рекомендации для начинающих шахматистов

Правила расстановки фигур являются первым шагом для каждого начинающего шахматиста. Изучить все нюансы нужно перед изучением способов перемещений единиц, общих принципов игры. Есть несколько рекомендаций опытных шахматистов, которые пригодятся каждому новичку, помогут быстрее усвоить секреты игры, не допускать ошибок:

  • при установке доски нужно помнить, что крайнее правое положение должна занимать белая клетка;
  • можно устанавливать главные фигуры в любой последовательности, ферзь обязательно должен занять клетку своего цвета;
  • на этапе подготовки следует внимательно изучить ценность каждой фигуры, чтобы избежать неоправданных потерь;
  • обязательно нужно запомнить обозначение фигур, символику, правила определения адреса поля для изучения литературы, грамотной записи ходов.

Одним из привлекательных качеств этой игры являются неограниченные возможности в выборе тактики, стратегии, возможность вырабатывать свои комбинации. Однако на первых порах не стоит рассчитывать на свои математические способности. На первый взгляд шахматы могут показаться простой игрой из-за конкретных правил. Однако каждый новичок быстро убеждается в том, что эта игра обладает высокой сложностью.

Начинающим шахматистам необходимо выделить время для изучения литературы, в которой содержатся рекомендации по тактике и стратегии, детально разбираются традиционные партии. Это позволит быстрее понять особенности игры. Новичок, внимательно изучивший знаменитые дебюты, вряд ли допустит промах, получит простой мат в три хода. Позже придет умение, начнут вырабатываться собственные варианты, комбинации, которые помогут поставить в тупик даже опытного мастера.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Простейшие комбинации

Существует несколько простых комбинаций, с помощью которых можно добиться материального перевеса за счёт пары остроумных ходов.

Вилка

Ход, после которого конь атакует сразу две фигуры соперника, к примеру, две ладьи или ладью и ферзя. Одна из тяжёлых фигур неминуемо будет взята. Даже в случае последующего взятия коня размен будет выгодным. На рисунке ниже белые могут вывести из-под удара одну из ладей, передвинув её на одну клетку по горизонтали. После того, как конь возьмёт вторую ладью, он, в свою очередь, также будет взят, но чёрные получат серьёзный материальный перевес.

Жертва

Приём часто применяющийся и разнообразный. Применяется как отвлекающий манёвр, для развития темпа или для того, чтобы впоследствии вернуть потери с выгодой для себя. Отдавая или неравномерно разменивая фигуру (ладью на слона или коня), игрок может улучшить свою позицию, с выгодой вернуть потери через несколько ходов и даже организовать решающую атаку.

Что развивают шахматы:

Логика – все ходы игрока взаимосвязаны и подчиняются общему плану. Ходы могут меняться в процессе игры, так как необходимо ориентироваться на существующее положение дел и динамичность развития партии. Логическое мышление в данном случае развивается само собой, без необходимости прилагать усилия. Игра сама обеспечивает способность использовать логические конструкции постоянно, даже после окончания партии;
Анализ – способность оценить ситуацию на игровой доске и на ее основе построить план действий. Достичь поставленных целей в жизни без проведения анализа и работой над ошибками невозможно;
Память – к главным преимуществам шахмат, безусловно, относится развитие памяти. Игроку необходимо запомнить свои шаги наперед, рассчитать множество вариантов развития событий от противника, запоминание типовых позиций – все это заставляет человеческий мозг выкладываться на максимум;
Концентрация внимания – успех в шахматах невозможен без внимательности

Ведь неосторожно переместив фигуру без прикрытия, ее можно попросту потерять. Даже если Вы не отличаетесь усидчивостью – не беда, регулярные занятия помогут развить эту черту

Прогресс наступает не сразу, но от партии к партии возможность полного сосредоточения и внимания будет открываться и расти;
Выработка характера – единственной целью партии является победа над противником, поэтому волевая борьба неизбежна. Поиск лучшего пути решения, умение отразить внезапную атаку, возможность сохранить хладнокровие в самые критические этапы партии и продолжить сражение – все это закаляет и формирует характер;
Развитие целеустремленности – любой план на время игры имеет свою цель, к которой стремятся оба участника. Шахматы учат Вас достигать намеченных целей, встречая сопротивление противника. Шахматы позволяют участникам научиться находить самые краткие пути достижения желаемого, не отвлекаясь на уводящие в сторону варианты игры;
Повышение обучаемости – никому не нравится проигрывать в игре, поэтому рано или поздно человек обратится к дополнительным материалам в книгах или интернете. Но это далеко не все, ведь в учебниках дается поверхностный обзор и рекомендации. Человеку необходимо самостоятельно проанализировать полученные данные и научиться их применять в различных партиях. Используя рекомендации в каждой уникальной партии;
Развитие творческих задатков – человек, практикующий игру в шахматы, достаточно часто испытывает прилив вдохновения. Это является парадоксальным явлением, ведь шахматы – это интеллектуальная игра. Несмотря на это, она способна развивать творческие навыки и нестандартное мышление;
Системное мышление – многие люди не умеют мыслить организовано. Шахматы приучают человека к дисциплине, учат выстраивать логические цепочки ходов с учетом имеющихся обстоятельств. Шахматы так же способны выводить игроков за очерченные рамки, раздвигать горизонты и проделывать сложные комбинированные ходы.

Польза игры – подтверждение исследованиями

Положительное влияние шахмат подвергается ежегодным исследованиям и экспериментам. Так в 2008 году в Германии ученики начальных классов среди 4-х школ были разделены на две тестируемые группы.

Первая должна была в течение года заниматься игрой на протяжении одного часа в неделю. Вторая использовала это время для занятий математикой. Ученики обеих групп ранее испытывали сложности в усвоении школьной программы и отставали от своих сверстников.

В результате эксперимента стало известно, что участники первой группы существенно опередили своих «коллег» по вычислительным способностям, которые были проверены в ходе тестов. Подобные исследования были проведены и в Италии в 2013 году.

Участниками эксперимента стали 500 школьников, разделенных на группы. Первой группе было предложено регулярно играть в шахматы. Спустя полгода ученные провели математические тесты между группами, первая группа показали наилучшие результаты. Ученные так же выяснили, что рост интеллектуальных способностей школьников растет по мере увеличения нагрузки в шахматную игру.

Игра в шахматы – как правильная модель восприятия мира

Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом. Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности.

Не важно, играет взрослый или ребенок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня

Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные затраты и «жертвы». Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Обучение игры в шахматы для начинающих: где взять информацию?

Где же взять информацию для обучения шахматам с нуля? Существует множество способов. Вы можете купить специализированную литературу либо найти необходимую информацию в интернете. Многие ресурсы предлагают обучение игре в шахматы онлайн, также при большом желании можно научиться играть в шахматы по видео. Очень многое зависит от того, в какой форме вы лучше усваиваете информацию – это могут быть письменные инструкции, устные указания, либо партии и ходы, записанные на видео.

Главная рекомендация при обучении игре в шахматы – ни в коем случае не спешить, внимательно и тщательно проходить и изучать каждый урок. Только в этом случае можно добиться хороших результатов. Самостоятельное обучение шахматам – отличное решение для взрослых и детей, которые хотят сделать эту игру своим хобби и просто получать удовольствие от нее удовольствие, посвящая ей регулярно определенную часть своего свободного времени. Для этих целей может также подойти либо обучение шахматам онлайн.

Также вы можете попросить знакомого, друга или родственника, играющего в шахматы (если такой имеется) разъяснить вам правила и принципы. Здесь есть свои преимущества – многим людям проще воспринимать информацию не посредством чтения, просматривания или прослушивания теории, а сразу через человека с опытом. Ведь он способен не только рассказать об элементарных правилах игры, но параллельно поведать о различных нюансах, возможных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе шахматной партии.

После освоения теории можно начать практику – реальные шахматные партии. Для начала могут подойти компьютерные программы, которые можно найти в интернете, но все же лучше, чтобы соперник был реальным и играл лучше вас. Это даст вам возможность стремиться улучшить свои навыки и поднять уровень. Другое преимущество – более опытный игрок всегда может дать полезные рекомендации, указать на ваши неточности и ошибки.

Как научить правилам игры в шахматы

Чтобы ребенок начал играть с нуля, необходимо разъяснить ему правила игры в шахматы. Он должен знать, что нарушать их запрещено. Производить ознакомление следует постепенно, родитель обязан сам играть и иметь неплохие знания шахмат. В самом начале нужно рассказать о доске:

  • На игровом поле присутствуют 64 клетки черного и белого цветов.
  • Располагают доску так, чтобы квадрат черного цвета находился в нижнем углу слева по отношению к игроку.
  • Доска пронумерована по горизонтали от 1 до 9 и имеет буквенные обозначения по вертикали от A до H.

Следующим шагом необходимо подать информацию о шахматных фигурах, дать определение, рассказать, как они могут ходить:

  • Армия каждого игрока состоит из 16 фигур, из которых 8 – это обычные пешки (солдаты).
  • Фигуры могут передвигаться по шахматной доске, съедая фигуры противника.
  • Пешки. Маленькие солдаты, которых много. Ходят на одну клетку вперед, но в начале партии могут переместиться на две позиции. Убивают противника вперед и по диагонали, а в том случае, когда пешка дошла до противоположного края доски, она превращается в любую другую фигуру.
  • Ладья. Располагается на крайней клетке ближнего к игроку ряда. Ходит и бьет только по горизонтали и вертикали на любое число квадратов.
  • Конь. Занимает следующую позицию после туры. Ход конем осуществляется буквой «Г» – на две позиции вперед и на одну вбок или на одну клетку вперед и две вбок. Может перескакивать через свои и чужие фигуры.
  • Слон. Может перемещаться только по диагонали. Один офицер ходит по черным клеткам, другой по белым.
  • Ферзь. Самая сильная фигура, которая может ходить и бить противника в любом направлении. Размещается в начале игры возле короля на клетке, соответствующей ее цвету.
  • Король. Главная фигура шахматной партии. Может ходить в любом направлении, но только на одну клеточку. Короля нельзя съесть, можно только окружить и лишить хода, поставив мат.

Чтобы ребенок быстрее запомнил фигуры, можно в конце игры делать специальное упражнение. Малыш отворачивается, а взрослый прячет одну из фигур за спиной. После этого он обязан сообразить, какой фигурки не хватает на шахматной доске. Также хорошо помогают запомнить правила игры видеоролики и мультфильмы тематической направленности.

Начало игры в шахматы: расстановка фигур

После знакомства с правилами и особенностями перемещения каждой статуэтки нужно научиться расставлять их на доске.

Первым делом, ее нужно правильно еще поставить

Обратите внимание, где расположены цифры и буквы на крайней окантовке. Как правило, английские символы должны быть внизу и вверху, а цифры по бокам.
Кстати, это упростит объяснение позиции каждой статуэтки

Например, вы походили пешкой и поставили ее на клеточку, что имеет описание 4С или С4. Чем-то напоминает игру детства – морской бой. Поэтому суть понятна – это упрощает понимание расположение фигур.
Также еще одна особенность, что выступает подтверждением правильной позиции поля – это клеточки. Белый или просто светлый квадратик будет у каждого игрока с правой позиции.

Светлый квадратик должен быть справа от вас

  • Всех пешек нужно поместить на вторую линию от игрока, чтобы была стена «главного войска». Они находятся ближе всего к противнику и, в принципе, этих статуэток не так жалко, как остальных «главных нападающих».
  • Теперь можно ставить башни. Они находятся с обеих сторон на крайних позициях в первом ряду.
  • Теперь пришел черед коня. Он также располагается рядом с каждой стороны от башни, двигаясь к центру по линии.
  • Ну а стройного слона или офицера выставляете на соответствующие клеточки светлого и темного оттенка. Если быть точнее, то их место расположения – это третья позиция от края в этом же ряду.
  • Теперь пришел черед короля с королевой. Задает цвет ферзя. Если вы играете за «белую команду», тогда дамка (еще одно ее название) должна быть на светлой клеточке из двух оставшихся мест. Черная дамка выбирает аналогичный колорит квадратика.
  • Король же становится справа от белой дамки или слева от черной королевы.

Расстановка шахмат

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector