Что делать, если ребенок начал заикаться?

Заикание на всю жизнь?

Бытует мнение, что заболевание заикание трудно излечимое и остается с человеком всю жизнь. Так ли это? Не совсем.

Все зависит от формы дефекта и степени выраженности (простыми словами запущенности):

  1. Легкая степень выражается, когда человек выступает перед аудиторией и волнуется
  2. Средняя степень-это когда даже не видя собеседника, скажем при разговоре по телефону, человек заикается.
  3. Тяжелая степень выражается в сложностях произнесения звуков в любой жизненной ситуации и со всеми, то есть волнение как таковое не присутствует.

Что можно рекомендовать больному в таких случаях? И есть надежды? Думаю, не сложно догадаться, что самый тяжелый случай и тяжело поддается лечению. С легкой и средней степенью можно побороться, придумать модель общения и поведения человека.

Большой процент успеха в лечении зависит и от причины его возникновения. Невротическая форма требует посещений и работы с психологом. Специалист поработает с человеком, скорректирует психологические расстройства, а логопед поможет убрать дефект речи.

Возможно научить заикающегося человека правильно дышать, контролировать свои эмоции, справляться с тревогой и волнением, правильно строить модель своего поведения и корректной реакции. По сути, это необходимо и здоровому человеку.

Что такое заикание у детей?

Заикание – это речевое нарушение, возникающее вследствие генетической или неврологической дисфункции нервной системы ребенка.

Согласно характеру нарушений, специалисты выделяют два основных типа логоневроза, а именно:

  • тонический, сопровождающийся появлением пауз в речи или растяжением определенного звука;
  • клонический, проявляющийся, как повторение звуков, слогов или слов;
  • смешанный.

В зависимости от этиологии различают следующие формы заикания:

  • неврозоподобная, включающая затрудненную артикуляцию (нарушение произнесения слов, чтения и письма);
  • невротическая, при которой появление и выраженность трудностей произношения связаны со стрессовой ситуации.

К возникновению речевого невроза могу привести любые отклонения от норм развития речи ребенка, как задержка развития речи, так и избыток новых слов.

Причины возникновения заикания

Обычно заикание появляется у детей от двух до пяти лет, ведь именно в этом возрасте происходит становление речи ребенка. В силу своей «молодости» речевая деятельность наиболее уязвимая и хрупкая среди других психических процессов. Поэтому любая нагрузка на нервную систему ребенка прямо или косвенно на нее влияет. Маленькие дети отличаются отсутствием устойчивых тормозных реакций, они легко возбуждаются, что может привести к спазмам, в том числе и к спазмам речевых органов, т.е. к заиканию.

Причины заикания делятся на:

  1. физиологические;
  2. психологические;
  3. социальные.

К причинам физиологического характера относят заболевания нервной системы, последствия тяжело протекающей беременности, родовые травмы, наследственную предрасположенность. В ряде случаев заикание возникает из-за органического нарушения подкорковых отделов головного мозга. Нередко проблемы с речью связаны с заболеваниями артикуляционных органов (носа, глотки, гортани) или появляются в результате истощения нервной системы после перенесенного рахита, тифа, коклюша, кори.

Внешне дети, причины заикания которых имеют физиологическую природу, очень часто выглядят здоровыми и умными. Однако в результате неврологического обследования у них обнаруживаются повышенное внутричерепное давление и судорожная готовность, изменение рефлексов. Заикание в этом случае называется неврозоподобным или органическим.

Кроме физиологических причин подоплекой появления заикания может стать психоэмоциональное потрясение. Своего рода пусковым механизмом служат внешние раздражители, такие как испуг, тяжелые эмоциональные переживания, конфликтные ситуации.

Наезд автомашины, пожар, нападение животного, утопление, громкий окрик и даже сказка про страшную Бабу-Ягу могут спровоцировать появление сбоев в речи малыша. Быть или не быть заиканию в этом случае всецело зависит от состояния нервной системы и силы стрессогенного фактора.

Помимо физиологических и психологических причин существуют причины социальные, которые способны вызвать нарушение речи даже у детей со здоровой и крепкой нервной системой. Если родители слишком мало времени уделяли формированию речевой деятельности ребенка, он может начать заикаться.

Иногда причиной расстройств речи становится излишняя строгость родителей в отношении своего чада. А если среди окружения малыша есть заикающийся человек, кроха может начать подражать, копируя говор со всеми присутствующими в нем недостатками. Некоторые дети становятся заиками на всю жизнь в результате переучивания из левши в правшу. Заикание, вызванное психологическими или социальными причинами, называется невротическим заиканием или логоневрозом.

Признаки нарушения речи у ребенка

К основным симптомам нарушения речи относятся судороги речевого аппарата, изменения физиологического дыхания, бурная жестикуляция и логофобия. При заикании трудности возникают в начале или середине речи. Дыхание при логоневрозе неровное, сбивчивое, часто наблюдается одышка или частые вдохи.
Речь у детей, страдающих логоневрозом, сопровождается непроизвольным подергиванием мимических мышц, морганием, кусанием щек или губ. Присутствуют т.н. речевые уловки – ненужные звуки или слова, изменения интонации, ритма разговора или тембра голоса. Патология часто сопровождается потливостью, учащенным сердцебиением, бледностью кожи.

Специалисты выделяют три степени тяжести заболевания:

  • Легкая – проявляется запинками при спонтанной речи, сильном волнении.
  • Средняя – нарушения тембра заметны в монотонной речи, при чтении.
  • Тяжелая – речевые судороги постоянны, ребенок затягивает слова, вставляет лишние звуки. Характерны нарушения сердцебиения и дыхания при разговоре.

Позвольте мне поделиться с вами своим мнением о причинах заикания

Если любой заика копнет вглубь своей души, то сможет понять причину своего недуга. И прочитав следующие строки, постарайтесь примерить на себя, эта версия находит наибольший отклик в сердцах.

На мой взгляд, заикание это привлечение внимания родителей в раннем возрасте. Всем известно, что дети – маленькие манипуляторы. И стараются привлечь к себе максимум внимания, желательно чтоб все окружающие вертелись только около них.

Все дети требуют внимания и иногда начинают спонтанно искажать речь и видя что родители реагируют на это: начинают уделять больше внимания, ходят с озабоченным видом. Детям это конечно же нравиться, т.к

для них внимание = любовь. И они продолжают искажать речь, лишь бы только родители кружились вокруг них

Со временем эта игра превращается в привычку, ребенок забывает, что это всего лишь игра и заикание остается с ним в большинстве случаев на всю жизнь! Вот так, тяга к вниманию окружающих может вызвать заикание.

Еще в причины заикания записывают наследственный фактор, но по своему опыту и по опыту других заикающихся, могу точно сказать, что наследственность никакой роли не играет, я знаю только одну девушку, у которой дедушка заикался. Остальные родственники, в том числе и дальние не страдали этим недугом.

Скорей всего тут тоже психологический отпечаток, ребенок начинает подражать, для него это игра. Он получает отклик от родителей/других людей, которые начинают переживать за него, уделяют больше внимания.

Дети все чувствуют и подсознательно стараются приковать к себе внимание окружающих, если у вас есть дети, то вы меня понимаете на 100%

Формы заикания

Заболевание классифицируют с учетом механизма развития. Существует две формы: невротическая, неврозоподобная. Первая связана с нарушениями функции речевого аппарата без его повреждения. Неврозоподобная форма развивается в результате патологий нервной системы. По характеру течения существуют следующие виды заикания у детей:

  • Патологическое. Носит врожденный характер, появляется из-за генетических отклонений или нарушений внутриутробного развития. Плохо поддается лечению, часто сохраняется у взрослых.
  • Тоническое. Проявляется паузами в середине слова, растягиванием гласных. При выполнении специальных упражнений, дефект со временем устраняется. Среди причин тонического логоневроза – болезни центральной нервной системы.
  • Клоническое. Ребенок не может выговорить слог или букву, постоянно повторяет их. Основные причины клонического типа заболевания – психологическая травма или сильный испуг.
  • Комбинированное. Сочетает симптомы тонического и клонического заикания, с трудом корректируется.
  • Нестабильное. Заикание проявляется только в определенных обстоятельствах (страхе, волнении, стеснении).
  • Циклическое (волнообразное). Отличается периодами покоя, в течение которых ребенок говорит нормально. Такие промежутки могут длиться от нескольких месяцев, до нескольких дней.

Заикание звучит как приговор. Так ли это?

Дефект заикание не является заболеванием угрожающим жизни ребенка. Оно создает только определенные проблемы и неудобства

Человеку, страдающему расстройством темпа речи, составляет определенные трудности в реализации ораторских способностей: там где важно живое общение и дискуссии

Тем не менее, заикание-это не приговор, все можно подкорректировать и даже освободиться от дефекта речи во взрослом возрасте.

Какие причины заикания у детей? Какие бывают формы дефекта? И почему мальчики более склонны к этой болезни еже ли девочки? Заикание-это сугубо детская болезнь или оно может возникнуть и у взрослого, как не долеченные в детстве дефекты или психологические травмы?

Развивающие занятия и игры

Большую часть дня занимайте ребенка занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно.

Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор, какой-то строительный материал, кубики. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. Начинайте игру вместе с ребенком, но не берите инициативу в свои руки, давайте ребенку возможность проявить себя. Очень скоро он с удовольствием будет играть один, и вам останется только пополнять коллекцию новыми элементами, чтобы разнообразить игру.

Рисовать лучше всего гуашью на больших листах бумаги большими кисточками или пальцами. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно».

Полезно петь для ребенка и вместе с ребенком, вспоминать песенки из своего детства, танцевать и просто двигаться под музыку.

Очень укрепляют нервную систему игры с песком и водой. Наверное, все дети любят игры с водой, они часами могут пускать кораблики, переливать воду, просто смотреть, как она течет. Песок тоже необыкновенно приятный и привлекательный для детей материал. Его можно смешивать с водой и создавать собственный мир с горами, замками, болотами, а потом долго обживать его, брать в свой мир всех, кого захочется.

Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Девочки часто с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, мальчики охотно возятся с рабочими инструментами.

Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается. Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь.

Многие специалисты по заиканию советуют полностью ограничить речь ребенка, перевести его на режим молчания, исключить все виды эмоционального воздействия. Может быть, и следовало бы дать нервной системе ребенка полный покой, но часто такие жесткие рекомендации выполнить не удается. Нельзя запретить ребенку говорить, когда у него возникает такая потребность, спрашивать, заниматься любимым делом (музыкой, рисованием и т.п.), читать книги, иногда смотреть детские передачи, к которым ребенок привык

Важно в целом организовать режим так, чтобы необходимость говорить у ребенка возникала как можно реже, а не ссориться с ним и запрещать привычные вещи

Статья предоставлена речевым центром «Логопед плюс»

Кто такой логопед? И когда надо идти к врачу-логопеду?

Детский логопед – это специалист в области дефектологии, занимающийся диагностикой, профилактикой и лечением речи детей с явными или скрытыми патологиями аппарата артикуляции.

Когда надо посетить логопеда-дефектолога? Осмотр с целью профилактики, детям планово нужно проходить перед началом учебного года в детском дошкольном учреждении или школе.Соответственно возрасту ребенка, доктор сделает оценку и заключение развития речи. Успех лечения зависит насколько вовремя были диагностированы ненормальности развития речи.

Что касается основных симптомов, требующих разъяснений, обратите внимание на:

  • Слабое звукопроизношение;
  • Отклонение от нормального темпа речи, чрезмерное замедление;
  • Спазмы языка;
  • Задержка в развитии речи или алалия (ее отсутствие).

Формы заикания

Заболевание классифицируют с учетом механизма развития. Существует две формы: невротическая, неврозоподобная. Первая связана с нарушениями функции речевого аппарата без его повреждения. Неврозоподобная форма развивается в результате патологий нервной системы. По характеру течения существуют следующие виды заикания у детей:

  • Патологическое. Носит врожденный характер, появляется из-за генетических отклонений или нарушений внутриутробного развития. Плохо поддается лечению, часто сохраняется у взрослых.
  • Тоническое. Проявляется паузами в середине слова, растягиванием гласных. При выполнении специальных упражнений, дефект со временем устраняется. Среди причин тонического логоневроза – болезни центральной нервной системы.
  • Клоническое. Ребенок не может выговорить слог или букву, постоянно повторяет их. Основные причины клонического типа заболевания – психологическая травма или сильный испуг.
  • Комбинированное. Сочетает симптомы тонического и клонического заикания, с трудом корректируется.
  • Нестабильное. Заикание проявляется только в определенных обстоятельствах (страхе, волнении, стеснении).
  • Циклическое (волнообразное). Отличается периодами покоя, в течение которых ребенок говорит нормально. Такие промежутки могут длиться от нескольких месяцев, до нескольких дней.

Как проявляется структура фаз развития недуга?

Логоневроз относится к тем заболеваниям, которые прогрессируют в отсутствии лечения. Выделяют четыре стадии в его развитии.

Первая стадия

Для этой стадии характерно эпизодическое появление заикания. С течением времени периоды с отсутствием заикания укорачивается. Для нее характерны запинки в речи.

На этой стадии человек испытывает трудности в начале разговора. Дальше у него затруднений не возникает.

Начало заикания провоцируется какой-либо эмоциональной реакцией. Повышенная тревожность и страх речи отсутствуют.

Вторая

Речевые нарушения становятся практически постоянными. Светлые промежутки возникают все реже и быстро проходят. Заикание начинается при эмоциональной нагрузке и при быстрой речи.

Особую трудность вызывают многосложные слова, на них возникают запинки. Простые слова произносятся свободно.

У больных встречаются затруднения при коммуникации, возможны сопутствующие движения.

Третья

В этой стадии происходит окончательное становление логоневроза. У больного пока еще нет страха речи и избегания речевых ситуаций. Появляются сложные речевые расстройства. Больной к своему расстройству относится спокойно.

Четвертая

На этой стадии у больного присутствует выраженная эмоциональная реакция на собственное заикание. Трудности возникают при произношении простых слов. Появляется страх речи и избегание с ней связанных ситуаций.

Больной в разговоре не использует сложные слова. В тяжелых случаях он полностью отказывается от контактов с окружающими.

Логоневроз представляет собой серьезную проблему для человека, затрудняет его социализацию и развитие. Он относится к расстройствам, способствующим развитию депрессии, ограничению контактов с окружающими.

С течением времени заболевание прогрессирует. При отсутствии лечения больной полностью может отказаться разговаривать с окружающими из-за страха речи.

Что такое заикание

Логоневроз или заикание – это расстройство темпа, плавности и ритма речи. Оно спровоцировано частыми судорожными сокращениями мышц артикуляционного, голосового или дыхательного отдела голосового аппарата. В зависимости от типа нарушения, заболевание проявляется повтором слогов и слов, растягиванием гласных, добавлением лишних звуков и слогов.

При врожденном типе патологии заикание появляется при первых попытках малыша говорить. Приобретенное расстройство развивается в любом возрасте. Лечение логоневроза носит комплексный характер, его продолжительность зависит от причины нарушения, степени его выраженности.

Лечение заикания у детей

Коррекция детского заикания направлена на устранение причины дефекта речи и непосредственно самого нарушения. Проводится психолого-педагогическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия. В первую группу входит работа с психологом или психотерапевтом, гипнологом, логопедом. Лечебно-оздоровительные мероприятия предполагают общеукрепляющие процедуры (физиотерапию, лечебную физкультуру), применение лекарств, массажа.

Логопедические упражнения

Речевые тренировки с логопедом проводятся в два этапа:

  • Подготовительный. Создают щадящий режим, доброжелательную атмосферу, демонстрируют правильную речь.
  • Тренировочный. Обучают разным видам речи: шепотной, ритмической, сопряженно-отраженной и т.д. Широко применяют пение, ручной труд (рисование, лепку). В завершении этапа создают условия для интенсивной тренировки: занятия переносят в группу, общественные места. Закрепляют правильную речь в различных ситуациях.

Дыхательная гимнастика

Выполнение гимнастики для дыхания помогает отрегулировать ритм и плавность речи, укрепляет мышцы гортани, помогает лучше владеть языком. Упражнения для заикающихся детей сопровождаются произнесением звуков, слов.
В комплекс дыхательной гимнастики входят такие варианты тренировки:

Ладошки. Нужно встать прямо, сомкнуть губы, руки поднять наверх. Медленно, с шумом вдохнуть и выдохнуть

Важно, чтобы плечи при дыхании не поднимались. Повторить 8-10 раз.

Погончики

Исходное положение: стоя, руки, сжатые в кулаки, на талии. Нужно 8 раз вдохнуть и выдохнуть, постепенно толкая кулаки вниз. Цикл повторить 3 раза.

Насос. Исходное положение: стоя, наклонившись с опущенными вниз руками. Нужно сделать 8 коротких вдохов, выпрямиться, шумно, медленно выдохнуть.

Гипнотерапия

Применение гипноза подходит только подросткам старше 12 лет без психических отклонений. Метод эффективен при условии, что ребенок поддается гипнотическому влиянию. Цель применения способа – возможность выявить и устранить психологическую причину заикания. Специалисты применяют два основных метода гипноза:

  • Эриксоновский – проводится в виде разговора при слабом погружении в гипноз. Помогает пациенту определить страхи и осознать их незначительность.
  • Суггеститивный – специалист погружает ребенка в глубокий транс, выявляет и разрешает внутренние конфликты, фобии.

Гипнологи советуют уделять время для самогипноза и аутогенного внушения. Пациент при этом должен проговаривать формулы самовнушения, создать образ себя без дефекта речи. Такие тренировки помогут расслабить мышцы речевого аппарата, диафрагму. Под гипнозом ребенок учится не реагировать на травмирующие факторы.
Во время сеансов гипноза снижаются невротические симптомы, запускаются механизмы защиты личности и психики. У ранимых, впечатлительных детей желание преодолеть недуг сильнее, чем у тех, кто не переживает из-за дефекта. Срабатывает мотивация освоить нормальную речь, что обуславливает быстрые результаты при гипнотерапии логоневроза.

Медикаментозная терапия

К применению лекарственных средств прибегают при тяжелой степени логоневроза. Для лечения заикания у детей используют такие препараты:

  • Тенотен. Легкое успокоительное средство на основе растительных компонентов. Отпускается без рецепта, разрешен к применению для детей старше 3 лет.
  • Пантогам. Ноотропное средство, улучшает кровоснабжение головного мозга. Разрешен для применения у детей с 5 лет.
  • Пустырник форте. Биологически активная добавка с выраженным седативным действием. Применяется для детей старше 7 лет.
  • Глицин. Аминокислота, оказывает успокоительное действие, стимулирует питание клеток головного мозга. Не имеет противопоказаний.
  • Феназепам. Сильный транквилизатор, применяется для лечения у пациентов с психическими расстройствами. Противопоказан для детей младше 14 лет.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;
  • мед.

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Заключение

Мы рассмотрели, что такое заикание у детей и как его лечить. Что, в итоге, нужно знать о заикании?

Заикание — это проблема речи, когда нарушается нормальное течение речи.
3 типа заикания — это заикание в процессе развития, нейрогенное заикание и психогенное заикание.
Точная причина заикания неизвестна.
Логопед речевой диагностики диагностирует заикание, оценивая речевые и языковые способности вашего ребенка.
Лекарства от заикания нет, но раннее лечение может не допустить продолжения заикания во взрослую жизнь.
Крайне важно, чтобы ребенок, который заикается, чувствовал, что его принимают и поддерживают взрослые (родители).

Советы, которые помогут вам получить максимальную отдачу от посещения медицинского учреждения вашего ребенка:

  • Обозначьте для себя причину и цель вашего визита (что вы хотите, чтобы произошло).
  • Перед посещением врача запишите все интересующие вас вопросы.
  • Запишите название диагноза и названия лекарств, методы лечения и анализы, а также все инструкции, которые специалист даст для вашего ребенка.
  • Узнайте, почему назначено новое лекарство или лечение и как оно поможет вашему ребенку.  Также узнайте о побочных эффектах.
  • Спросите, можно ли вылечить состояние вашего ребенка другими способами.
  • Узнайте, почему рекомендуются анализы (тесты) или процедуры и что могут означать результаты.
  • Уточните, чего ожидать, если ваш ребенок не станет принимать лекарство или не сдаст анализы или не пройдет процедуру.
  • Если вашему ребенку назначен следующий визит к специалисту, запишите дату, время и его цель.
  • Узнайте, как можно (и можно ли) связаться с врачом вашего ребенка в нерабочее время. Это может быть важным, если ваш ребенок заболеет, у вас возникнут вопросы или вам будет нужен совет.

Будьте здоровы! До встречи на сеансах!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector