20 упражнений для автоматизации шипящих звуков у детей

Логопедические игры для шипящих звуков [ш], [ж]

А теперь поговорим о шипящих… Шипящие искажаются по причине присутствия у ребенка какого-либо вида сигматизма, дефектов слуха, уздечки языка, неправильной работа губ, сильного напряжения языка. Например, звук «ш» малыш может искажать разными способами:

  • опускание звука «ш» в речи («Машка» — «Мака»);
  • замена его на звук «т», «ф» или «с» («мишка» – «мифка», «мишка» — «митка», «мишка» – «миска»,).

Какими бы ни были искажения звуков, все можно поправить при помощи занимательных логопедических игр-упражнений. Вам понадобятся хорошее настроение и терпение. Напоминаем, что заниматься нужно каждый день в утренние часы. Длительность занятий составляет от 20 до 40 минут.

Главное, чему нужно научиться малышу при постановке шипящих звуков, — это делать свой язычок широким и спокойно удерживать его на нижней губе распластанным некоторое время: считая от 5 до 10. Такое положение языка является основным для постановки шипящих.

Конфетка

Эта игра претендует стать самой любимой у ребенка. Для игры предлагаем ребенку представить конфету. Развернуть ее, воображая в руках, и как-бы положить ее себе в рот. Затем ребенок делает сосательные движения во рту, как-будто по-настоящему сосет конфетку. В конце , ее обязательно «проглотить».

Летающая пушинка

Попросите ребенка изобразить улыбку, сделать язычок широким и закрыть им нижнюю губу, потом, как бы произнося звук «ф», подуть на ватку так, чтобы она улетела на дальний край стола.

Сыроежка

Традиционное упражнение «Грибок» — сделать язычок широким, изобразив шляпку грибочка, присосать его к нёбу и удержать на счет от 5 до 10.

Вольный ветер

Снова вооружаемся кусочком ватки. Положить ватку на носик малыша, которому нужно будет научиться ее правильно сдувать. Для этого ребенку следует из язычка сделать «лодочку», т.е. завернуть кончик языка назад, опустив его спинку вниз. Затем кончик языка нужно поместить на верхнюю губу. Из такого положения малышу требуется подуть на ватку-пушинку так, чтобы она взлетела вверх.

Далее следует из похожего положения (только язык малыша должен находиться не на верхней губе, а за передними зубами) подуть уже на кончик языка. Таким образом, и появляются шипящие звуки

Поющая змейка

На листе бумаги предложите ребенку нарисовать тропинку для змейки, а потом «проползти» вместе с ней по этой дорожке, напевая песенку змеи: «ш-ш-ш-ш-ш».

Веселый жучок

Аналогично упражнению выше, малыш рисует путь полета для жучка, а потом «летает» вместе с ним, напевая песенку жучка «ж-ж-ж-ж-ж-ж».

Большой Ух

Задача этой игры — научить ребенка различать звуки на слух. Взрослый читает много слов, а малыш хлопает в ладоши всякий раз, когда слышит шипящие звуки «ш» и «ж».

Веселый попугайчик

Ребенок превращается в попугая! И просто правильно повторяет за взрослым следующие ряды слогов: «жу-жу-жу», «шу-шу-шу», «жа-жа-жа», «ша-ша-ша», «жи-жи-жи», «ши-ши-ши» и другие чистоговорки.

Знайка

Для игры вооружитесь карточками с изображением разных предметов и разноцветными игровыми фишками.

Ребенок выбирает из всех карточек слова, в названии которых имеются звуки «ш» и «ж», называет их и ставит на них сверху игровые фишки. Если звуки «ш» и «ж» находятся в начале слова, то желтую фишку, если в середине, то зеленую, если в конце – красную.

В видео ниже — отличный пример постановки шипящих звуков дома с логопедическими упражнениями и играми.

Продолжаем выполнять логопедические упражнения с ребенком и произносить слова с шипящими звуками, составляем предложения из таких слов, пока навык правильного произношения не закрепится окончательно. При этом не забываем, что развитие ребенка должно быть многогранным! Обязательно гуляйте на свежем воздухе, проводите время вместе, возьмите семейный абонемент в бассейн или сходите в кино. Дарите друг другу побольше позитивных эмоций!

Успехов!

логопед Марина Таланина,

Специально для сайта «Цветы жизни».

§ 69. Таблица согласных звуков.

Изложенные выше
сведения об образовании согласных
звуков можно представить в виде таблицы.

Упражнение 66.Устно ответьте на данные вопросы.

I) На какие группы
делятся согласные звуки по работе губ
и языка? По способу образования? 2) Какие
согласные звуки называются звонкими и
какие – глухими?Какие звуки
называются сонорными? 3) Вчём сходство
и в чём различие звуковб – м, д – н,б–п,в– ф, г– х, ш– ш’, м–
н?
4) Когда звонкие согласные
оглушаются? Что происходит со звукамиз, с, г, д,когда они
оказываются перед шипящими, например:сшиб, сжал, отчистил?Почему школьники
делают ошибки в выделенных буквах:низкий, просьба, редкий, молотьба,
близко: сделать, сдобный, сгореть,
сбросить, сжать?

67.Прочтите;
укажите согласные звуки и охарактеризуйте
их (по работе губ или языка; по способу
образования; по участию голоса, по
участию носовой полости).

Мы идём, идём –
Да послушаем,

Остановимся,
Как шумят, бегут

На леса, луга
Воды вешние,

Полюбуемся.
Как поёт-звенит

Полюбуемся
Жавороночек.

(Н. А. Некрасов.)

68.Из
перечисленных ниже слов и форм слов
составьте пары, которые различались бы
согласными, соотносительными по
звонкости-глухости или твёрдости-мягкости.

Удар, дом, злой,
жить, ударь, дело, забор, горка, шить,
том, пить, слой, корка, запор, бить, тело.

69.Прочтите;
укажите, в каких словах есть звукj,как он изображен на письме.

1) Вдруг в то ущелье,
где Уж свернулся, пал с неба Сокол с
разбитой грудью, в крови на перьях…

Сквозь серый
камень вода сочилась, и было душно в
ущелье тёмном, и пахло гнилью.

И
крикнул Сокол с тоской и болью, собрав
все силы: «О, если б в небо хоть раз
подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам
груди и… захлебнулся б моей он кровью!
О, счастье битвы!» (М.
Г.)

2)
Руслан подъемлет смутный взор и видит:
прямо над главою с подъятой, страшной
булавою летает карла Черномор. (П.)

70.Прочтите;
укажите долгие согласные и расскажите,
как они изображены на письме.

1) Солнце жжёт
немилосердно. 2) Жук жужжал. 3) Синицы и
щеглы усыпали кусты можжевельника. 4)
Ямщик привстал, натянул вожжи, свистнул,
и лошади понеслись к лесу. 5) Рожь уже
сжата. 6) Беззвучно пролетела над нами
ночная птица. 7) Товарищ быстро разжёг
костёр. 8) Наступили длинные осенние
сумерки.

71.Измените
данные слова так, чтобы звуки, обозначенные
выделенными буквами, оглушились или
озвончились.

Берёза
– берё
зка
(оглушение), косить
– ко
сьба
(озвончение), скоба,
бечева,
робок,
мягок,
лёгок,
ловок,
низок,
узок,
вырезать,
молотить,
подвязать,
просить.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно

При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Примерные задания по теме шипящих согласных

Учитель, который будет проводить урок для первоклассников, посвященный данной теме, должен ставить перед собой следующие задачи:

  • он обязан создать условия для того, чтобы дети усвоили понятие о твердости и мягкости согласных, например, что «ж» и «ш» являются всегда твердыми;
  • научить правильно формулировать письменные навыки учащихся;
  • развивать у них письменную речь и связную устную;
  • использовать при обучении новые информационные технологии.

После того как учитель объяснит суть урока, он может написать на доске несколько букв (Б, Ь, Ч, К, Р).

Затем задается вопрос, какая из представленных букв не обозначает никакого звука, на то правильным ответом является Ь. Также можно попросить учеников найти букву, обозначающую шипящий звук.

  • детям предлагается по очереди прочесть текст (совершенствуется навык чтения вслух);
  • выбираем некоторые слова и предлагаем детям объяснить их значение (на выбор учителя);
  • предложите найти те слова, в которых присутствуют буквы, обозначающие шипящие согласные;
  • предложите произнести их вслух и написать буквы на доске.

Следующей частью урока предлагается сделать работу с изображениями
. Повесьте на доске рисунки и задайте ученикам вопросы:

  • какие предметы изображены на рисунках;
  • какие названия содержат шипящие звуки;
  • какие их перечисленных шипящих являются твердыми, а какие — мягкими.

История заднеязычных согласных. Изменение [гы], [кы], [хы] в [г’и], [к’и], [х’и]

Заднеязычные
согласные в русском языке долго оставались
вне соотносительности по твердости-мягкости.
Они не могли выступать перед гласными
переднего ряда, так как еще в общеславянскую
эпоху в таких сочетаниях заднеязычные
согласные подверглись палатализациям.
Лишь в заимствованных словах встречались
срочетания , например, ангелъ,
кедръ, гигантъ, китъ, хитонъ
,
в то время как в исконно русских словах
были сочетания — Кыевъ,
рукы,
ногы,
хытрыи,
сохы.

В
XII-XIII
вв. в сочетаниях начинают
изменяться и гласный и согласный: гласный
передвигается в зону переднего ряда, а
согласный смягчается. На юге этот процесс
происходил раньше, на севере — позже.

В
результате такого изменения в исконно
русских словах появляются сочетания
, в которых мягкие
заднеязычные выступают как позиционные
варианты твердых. В памятниках написания
типа Киевъ,
кисел,
гибель,
похитити
появляются лишь с XIV
в.

Смягчение
было одним из этапов
формирования соотносительности согласных
по твердости-мягкости и связано процессом
функционального сближения < и > и <
ы >, при этом выступали как
варианты твердых фонем < г, к, х >. Это
смягчение было подготовлено бытованием
в древнерусском языке заимствований
из греческого, содержавших мягкие
заднеязычные (Георгии,
Никифор,
Никита,
Яким),
и поддержано морфологической аналогией,
под воздействием которой происходило
выравнивание основ в склонении и
спряжении с устранением результатов
2-й палатализации: перед окончанием или
суффиксом с гласным переднего ряда
восстанавливался заднеязычный согласный
основы, например: нога,
муха,
ученикъ
— ноге,
мухе,
ученики
вместо нозÝ,
мусÝ,
ученици.
Или: пеку,
пеки,
пеките,
бегу,
беги,
бегите
вместо пеци,
пецÝте,
бези,
безÝте.
Как видим, обобщение основ также приводило
к появлению форм с мягкой разновидностью
заднеязычных согласных.

Однако
становление мягких заднеязычных
согласных как самостоятельных фонем
происходило уже в период развития
русского национального языка, так как
в древнерусском языке не было еще
одинаковых позиций для и , позиций, которые для остальных
твердых и вторично смягченных согласных
появились после падения редуцированных
и перехода в . Мягкие заднеязычные
встречались только перед
и (позднее ), в остальных позициях
(на конце слова, перед согласным, перед
гласными непереднего ряда) употреблялись
только твердые . Такое положение
в основном сохраняется и в современном
русском языке. Правда, в связи с притоком
заимствований (а они все же не могут
характеризовать систему языка в целом),
в русском языке мягкие стали
возможны и перед гласными непереднего
ряда , например, маникюр,
гюрза,
ликёр,
Гёте,
гяур,
Кяхта.
Ср. также единственное исключение в
спряжении русского глагола ткать:
ткёшь,
ткёт,
ткём,
ткёте
вместо тчёшь,
тчёт, тчём, тчёте
,
а также просторечное жгём,
жгёшь,
жгёт,
жгёте).
Существование подобных примеров дает
повод говорить о соотносительности
твердых и мягких заднеязычных, хотя
вопрос о фонематической роли в русском языке не решается
однозначно. В связи тем, что в литературном
языке и во многих диалектах мягкие
заднеязычные не находятся в изолированной
от гласных позиции (на конце слов),
большинство лингвистов (МФШ) не склонны
считать их самостоятельными фонемами
(ср. противоположную точку зрения А.Н.
Гвоздева). Процесс их становления
продолжается. Так, например, в некоторых
говорах мягкие заднеязычные стали
употребляться шире, чем в литературном
языке — в результате прогрессивной
ассимиляции по мягкости, например,
Пе[т’к’а],
Ва[н’к’а],
ча[j
к’у],
пало[ч’к’о]й,
О[л’г’а],
коче[р’г’у],
наве[р’х’у],
о[л’х’а].
Это явление возникло в XV
в. и теперь наблюдается в южно-, средне-
и севернорусских говорах. А так как по
аналогии заднеязычные иногда смягчаются
и после твердых согласных, например,
пал[к’а],
во[фк’а],
то можно говорить, что начинает
тяготеть к фонеме, но процесс этот не
охватывает всех заднеязычных согласных
и задерживается влиянием литературного
языка.

Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Ш.

Подготовительный этап.

Начиная работу над шипящими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают с помощью специальных упражнений.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свободно распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звукосочетания пя-пя-пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме чашечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широкий язык, показать как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, можно подложить ему под кончик языка ручку чайной ложки и, подняв, прижать к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу (см. положение органов речи при произнесении звука Ш).

Постановка звука.

После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, взрослый предлагает ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует щум, напинающий щипящий звук).

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеивается, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка, как бы произнося звук с, но язык при этом держи наверху».

Выработка правильного звука ш требует многократного повторения и использования при этом различных образов (шумит ветер, шипит змея, выходит воздух из лопнувшего шарика и т. п.)

Игровая форма в сочетании с объяснением быстро сосредотачивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем взрослого он начинает выполнять требуемые движения (округлять губы и слегка выдвигать их вперед) и правильно произносить звук ш

Нужно помнить, что ставя звук, не следует никогда называть его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное неправильное произношение.

Когда звук поставлен и произносится ребенком правильно, можно переходить к его автоматизации в слогах, словах и предложениях.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв. Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок. Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Упражнения

В первую очередь, нужно делать артикуляционную гимнастику для звука . После его постановки звук получится автоматически с добавлением голоса.

Каждое задание выполняется после показанного примера родителем или педагогом, желательно перед зеркалом. Комплекс длится около 5 минут, на одно упражнение тратьте не меньше 10 секунд. Если речевой дефект в тяжелой степени, повторяйте все задания по 3-4 раза в день, при слабо выраженном сигматизме одного урока в сутки будет достаточно.

Бублик

Цель: тренировка мышц губ.

Техника: зубки плотно сомкнуть, губы округлить и вытянуть вперед, чтобы резцы были видны. Фиксируем положение на 5 секунд. На первых занятиях можно предлагать детям удерживать пластмассовый бублик между зубами или карандаш.

Используйте веселое стихотворение вместо счета:

Бублик зубками схватили,
Губки плавно округлили.
Закрывать их нам нельзя,
Бублик выпадет тогда.

Месим тесто

Цель: массаж языка, тренировка умения просовывать тонкий язычок в межзубную щель.

Техника: губки раздвинуты в широкой улыбке, между зубами небольшая щель. Язык нужно расслабить и распластать. Протолкнуть кончик через межзубную щель наружу. Зубы активно покусывают его, мешая проходить. Постепенно продвигаясь вперед, язык становится тонким и широким. Двигайте органом до предела, затем верните обратно в рот, продолжая покусывать.

Блинчики

Цель: расслабить мышцы язычка, научить ребенка удерживать небольшую щель между верхним и нижним зубным рядом.

Техника: язык распластать и положить на нижнюю губу в расслабленном состоянии. Он не должен дрожать. Губки растянуть в улыбке так, чтобы зубы были видны. Считаем до 10.

Вкусное варенье

Цель: тренировка широких и ритмичных движений языка.

Техника: рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз. Челюсти остаются без движения. Облизывать из стороны в сторону неэффективно для ослабленных мышц.

Чашечка

Используется после полного освоения заданий “Блинчики”, “Вкусное варенье”.

Цель: обучение мышц язычка принимать форму чашки.

Техника: расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка. Можно представить, что на язык налили воду и нужно ее удержать. Считаем до 10.

Стих для упражнения “Чашечка”:

Чашки чистые возьмем,
Чаю мы себе нальем,
Сладкий чай мы будем пить
А потом посуду мыть.

Качели

Цель: тренировка навыка быстрой смены положения языка.

Техника: рот приоткрывается нешироко, губы улыбаются, зубы видны. Язык укладывается на нижнее небо в расслабленном состоянии, кончик упирается в зубы. Считаем до 5. Поднимаем широкий язычок наверх, цепляем кончик за внутреннюю стенку верхних зубов. Считаем до 5. Смена положения продолжается 4-5 раз

Важно удерживать челюсть и губы без движения

Грибок

Цель: тренировка подъязычной связки.

Техника: рот широко открывается, язык стремится наверх, присасывается к верхнему небу. Кончик фиксируется у передних зубов.

Фокус

Цель: обучить подавать воздушную струю по средней части языка.

Техника: губы улыбаются, слегка вытянуты вперед. Открываем рот, вытягиваем шею. Кладем на нижнюю губу передний края язычка. Тело языка создает желобок, боковые края прижаты к центру. На нос положить ватку. Ребенок дует, направляя воздух наверх по желобку. Если задание выполнено верно, ватка улетит в сторону. На выдохе можно пытаться шипеть как змея.

Парус

Цель: формирование навыка удерживать язычок внутри ротика.

Техника: губки улыбаются, ротик немного приоткрыт. Язык заводится за верхний зубной ряд, удерживается в напряженном состоянии 5-10 секунд.

На заметку! Вместо счета читайте с дошкольниками стих:

Ветер дует в паруса,
Нашу лодку мчит, куда?
1, 2, 3, 4, 5.
Кто тут сможет угадать?

Как произносится звук [Ж] в норме.

Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ж в норме органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Причины нарушения

Такое отклонение в речи называется сигматизмом. Медициной выявлен ряд причин, по которым ребенку не удается выговаривать звук «ш».

  • Боковой сигматизм

    проявляется если звук получается не твердым, а хлопающим. Причиной этого является открытый боковой прикус. Также если у детей присутствуетдизартрия , мышцы языка плохо развиты.

  • Межзубной сигматизм обуславливается слишком короткой уздечкой, расположенной под языком. Поэтому язык не может достать до неба. Такая форма отклонения образует шепелявость.
  • При носовом сигматизме происходит напряжение мышцы языка в задней спинке.
  • Губно-зубной парасигматизм возникает при неверном прикусе у ребенка. Причиной также может стать проблема с фонематическим слухом.
  • При зубной парасигматизм заменяет в словах звук «ш» наглухой «т». Возникает при снижении языкового тонуса.
  • Свистящий и шипящий парасигматизм обуславливается подменой твердого «ш» на «с» и «з».

Врачи и специалисты специально акцентируют внимание на этом моменте, и рекомендуют родителям разговаривать с ребенком правильно. При плохой артикуляции

При плохой артикуляции

происходит снижение качества произношения звуков. Такжепри короткой уздечке возникают проблемы с сосательным рефлексом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector