Классификация согласных звуков
Содержание:
Устройство речевого аппарата человека
Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная
для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле
охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также
органы речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа,
глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и
пассивные
Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые
для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для
их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки,
язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся
нижняя челюсть
Пассивные органы не производят самостоятельной работы
при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным
органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.
Артикуляция звука речи
Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов
речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная
артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая
для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов
речи — артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика
звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом,
в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия),
выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного
состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка
— это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ
артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.
О соотношении звуков и букв
Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого
века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков
от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники
сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия — Ф.
Бопп (1791 — 1867), Раск (1787 — 1832), Востоков (1791 — 1864) — часто
смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность
различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия
разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на
то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее эти
понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой
нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет
собой обозначение звуков на письме.
Классификация звуков
Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической
характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков
на
гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность
согласных — консонантизм.
Артикуляционный аппарат и его роль
Структура артикуляционного аппарата построена на основе следующих элементов:
- Область губ;
- Составляющие языка;
- Мягкое и твердое небо;
- Челюстной отдел;
- Гортанная область;
- Голосовые складки;
- Носоглотку;
- Резонаторы.
Все эти органы состоят из отдельных мышц, которые можно тренировать, работая тем самым над своей речью. Челюсти (нижняя и верхняя) при опущении и поднятии закрывают или открывают путь в полость носа. От этого зависит произношение некоторых гласных звуков. Форма и строение челюстей отражаются на произносимых звуках. Деформации этой части отдела приводят к нарушениям речи.
Главный элемент артикуляционного аппарата — язык. Он очень подвижен благодаря многочисленным мышцам
Это позволяет ему делаться более узким или широким, длинным или коротким, плоским или выгнутым, что важно для речи
В структуре языка есть уздечка, значительно влияющая на произношение. При короткой уздечке нарушается воспроизведение глазных звуков. Но этот дефект легко устраним в современной логопедии.
- Губы играют роль при артикуляции звуков, помогая своей подвижность принимать языку конкретное расположение. При изменении размера и форм губ обеспечивается артикуляционное создание гласных звуков.
- Мягкое нёбо, продолжающее твёрдое, может опускаться или подниматься, обеспечивая отделение носоглотки от глотки. Оно в поднятом положении при образовании всех звуков, за исключением «Н» и «М». Если функционирование нёбной занавески нарушено, происходит искажение звуков, голос получается гнусавым, «носовым».
- Твёрдое небо — это компонент язычно-небного затвора. От его вида и формы зависит сила напряжения, требуемая от языка при создании звуков. Конфигурации этого отдела артикуляционной системы бывают разными. В зависимости от их разновидностей формируются некоторые составляющие человеческого голоса.
- От резонаторных полостей зависит громкость и четкость издаваемых звуков. Резонаторы находятся в надставной трубе. Это пространство над гортанью, представленное полостью ротовой и носовой, а также глоткой. Благодаря тому, что у человека ротоглотка — это одна полость, есть возможность создавать разные звуки. Трубка, которую образуют эти органы, называется надставной. Она играет основополагающую функцию резонатора. Меняя объем и форму, надставная труба участвует в создании резонанса, в итоге часть звуковых обертонов заглушается, часть – усиливается. В результате формируется речевой тембр.
Строение речевого аппарата
Голосовой аппарат состоит из двух отделов: центрального и исполнительного. Первый представляет собой головной мозг с его корой, подкорковыми узлами, проводящими путями, ядрами ствола (в первую очередь продолговатого мозга) и соответствующих нервов. А периферический отдел – вся совокупность исполнительных речевых органов, которые включают в себя кости и хрящи, мышцы и связки, а также периферические нервы (чувственные и двигательные). С их помощью осуществляется работа перечисленных органов.
Строение речевого аппарата человека
В свою очередь, исполнительный отдел состоит из трех основных отделов, каждый из которых действует совокупно:
1. Дыхательный отдел
Ни для кого не секрет, что образование дыхания человека является важнейшим физиологическим процессом. Люди дышат рефлекторно, особо не задумываясь об этом. Дыхание осуществляется особыми центрами нервной системы человека, и оно состоит из трех непрерывных и следующих друг за другом фаз:
- вдох
- пауза
- выдох
Человек всегда говорит на выдохе и создаваемый им поток воздушной струи осуществляет одновременно две функции: голосообразующую и артикуляционную. Любое нарушение этого правила искажает звучание речи
Именно поэтому, очень важно уделять время работе над речевым дыханием
К дыхательным органам относятся легкие, бронхи, трахея, межреберные мышцы, а также диафрагма. Именно на нее опираются главные мышцы человека. Диафрагма – эластичная мышца, имеющая форму купола в расслабленном состоянии. Когда она и межреберные мышцы сокращаются, то объем грудной клетки человека увеличивается и происходит вдох. И наоборот, когда они расслабляются – выдох.
2. Голосовой
Существуют три основные характеристики голоса. Это сила, тембр и его высота. В результате колебания голосовых связок человека движение потока воздушной струи при выдохе превращается в колебание частиц воздуха. Далее эти пульсации передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
В основном, сила голоса зависит от амплитуды (то есть размаха) колебаний голосовых связок. Она регулируется силой воздуха.
Тембр – это звуковая окраска, то есть звуки одинаковой громкости, высоты, но исполненные разными голосами человека. Он определяется формой вибратора, вызывающего колебания.
Высота вашего голоса зависит от того, насколько сильно поток струи воздуха будет оказывать давление на голосовые складки, от степени их натяжения.
1) активные органы
Являются подвижными и способствуют образованию звуков. К ним относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Эти органы речи состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать.
Изменение положения органов речи влечет за собой образование сужений и затворов в различных частях артикуляционного аппарата человека. Благодаря чему и определяется тот или иной характер произносимого звука.
Нижняя челюсть человека и мягкое нёбо может опускаться и подниматься. Таким образом, они закрывают и открывают проход в носовую полость. Нижняя челюсть способствует полному развитию ударных гласных, таких как «А», «О», «У», «И», «Ы», «Э».
Язык – главный орган артикуляции, богатый мышцами, которые делают его разительно подвижным. Вследствие чего, он может, как удлиняться, так и укорачиваться, делаться узким и широким, а также может быть выгнутым и плоским.
Губы человека представляют собой подвижное образование. Они активно участвуют и обеспечивают артикуляцию слов и звуков, которым соответствует определенное положение языка. Губы могут менять свою форму и размер, активно обеспечивая артикуляцию гласных звуков в речи.
Мягкое нёбо (нёбная занавеска) лежит вверху ротовой полости и является продолжением твёрдого нёба. Нёбная занавеска, как и нижняя челюсть, может опускаться и подниматься. Таким образом она отделяет глотку от носоглотки. Мягкое нёбо начинается у верхних зубов за альвеолами, оканчивается – маленьким язычком. При произнесении всех звуков, кроме согласных «М» и «Н», нёбная занавеска поднята. Если по каким-либо причинам она бездействует или опущена, то звук у человека получается носовой. Вследствие чего, получается гнусавым и голос. Так как при опущенной нёбной занавеске звуковые волны проходят, в основном, через носовую полость.
2) пассивные органы
Включают в себя неподвижные органы, которые служат точкой опоры для подвижных. К пассивным речевым органам относятся зубы, альвеолы, полость носа, твёрдое нёбо, глотка, гортань. В свою очередь они оказывают наибольшее влияние на технику речи человека.
Анатомия речи
Голосовой аппарат − это совокупность анатомических структур, обеспечивающих образование голоса и речи. В его устройстве принято выделять два больших отдела: периферический и центральный. Центральный отдел представлен головным мозгом, в частности, корой больших полушарий, рядом подкорковых узлов и проводящими путями, связывающими их вместе. Помимо того, туда относят ядра черепно-мозговых нервов, которые участвуют при звукообразовании. Анатомия периферического голосового аппарата включает костные, хрящевые и мышечные образования, связочный аппарат и периферические нервы, которые воспринимают или передают какую-либо информацию к органам артикуляции.
Периферический отдел разделяют на три функциональных отдела, выполняющих различные задачи: дыхательный, голосовой и артикуляционный. При нарушении работы любого из них возникают нарушения речи.
Дыхательный отдел
Основной звукообразующий фактор − воздух, проходящий через дыхательные пути. В связи с этим, вокалисты всегда тренируют правильное дыхание, позволяющее улучшить акустику голоса. Дыхательные движения осуществляются рефлекторно, как правило, в обычной жизни человек не думает, когда ему делать вдох или выдох. Механизм регуляции связан с дыхательным центром в продолговатом мозге.
К дыхательному отделу относят оба легких, трахеобронхиальное дерево, диафрагму и межреберные мышцы. Движения последних приводят к расширению грудной клетки во время вдоха и ее сужению при выдохе. Диафрагма участвует в брюшном типе дыхания, осуществляемом преимущественно за счет ее растяжения.
Образование звуков и слов происходит во время выдоха. Проходящий через голосовой и артикуляционный отдел воздух заставляет колебаться их структуры. Если у человека имеются заболевания легких, то звучание речи искажается.
Голосовой отдел
В фониатрии выделяют три характеристики голоса любого человека: тембр, высоту и силу. Все они создаются в момент вибрации голосовых связок при прохождении через них воздуха. Амплитуда колебания определяет силу голоса. Чем сильнее колебание, тем выше звук. Тембр определяют голосовой окраской, специфичной для каждого конкретного человека. Натяжение складок и степень давления на них воздуха создают определенную высоту голоса.
Звукопроизносящий отдел
Устройство артикуляционной части голосового аппарата включает в себя анатомические образования, которые находятся в ротовой полости: нижнюю челюсть, язык, мягкое нёбо и губы. Движения указанными структурами осуществляются с помощью мышц. При нарушениях их работы у человека возможны различные речевые дефекты. Логопедические упражнения и массаж позволяют тренировать мышцы, улучшая речь.
Язык является основным артикуляционным органом. Его основой являются поперечно-полосатые мышцы, обеспечивающие движения и изменение формы. Во время разговора он может становиться длиннее, короче, а также изменять свою ширину. В строении языка выделяют три части: корень, фиксированный к дну ротовой полости, спинку и кончик.
Нижняя и верхняя губа − подвижные структуры. Участвуют в произношении практически всех звуков, так как определяют скорость выхода потока воздуха из ротовой полости. Благодаря мимическим мышцам могут менять свою форму, что также играет важную роль в физиологии речи у людей. Нижняя челюсть располагается в нижней части черепа и обладает ограниченной амплитудой движения. Участвует в произношении ударных гласных: «О», «У», «И» и ряда других.
Мягкое небо образует верхнюю границу ротовой полости и плотно связано с твердым небом. Благодаря развитым мышечным волокнам может приподниматься и опускаться вниз. Анатомически разделяет ротовую полость от носовой части глотки. На конце имеет небольшой язычок. При произношении согласных «Н» и «М» небная занавеска опущена. Все другие звуки произносятся с опущенным мягким небом. При нарушении движений голос приобретает гнусавость, что связано с направлением потока воздуха в носовую полость.
К артикуляционному аппарату относят и ряд пассивных структур: зубные ряды, носовую полость, твердое небо и глотку. Они участвуют в звукопроизношении, выступая точками опоры для языка и мягкого неба.
Строение речевого аппарата
Определение 1
Строение речевого аппарата — это структура органов порождения речи.
Звуки создаются при прохождении воздуха через речевой аппарат. Возникает речь, которая и является результатом работы аппарата. К аппарату речи принадлежит весь дыхательный тракт и все органы вдоль него – от губ к легким. Следует добавить, что образование звуков является, так сказать, побочным продуктом деятельности органов, предназначенных для дыхания и принятия пищи. Потребность в этом «побочном продукте» видоизменила и усовершенствовала соответствующие органы.
Речевой аппарат состоит из трех групп органов, из трех отделов.
Отдел первый. Дыхательные органы, нижний отдел речевого аппарата, включают легкие и дыхательное горло (трахею).
Нижняя часть трахеи разделяется на два бронха, которые идут в легкие, разветвляясь на более мелкие трубки, которые заканчиваются альвеолярными ходами.
Процесс дыхания осуществляется мышцами диафрагмы и ребер. При вдыхании мышцы сокращаются, поднимая ребра и опуская диафрагму. Объем легких увеличивается и происходит вдох.
При выдыхании мышцы ослабляются, объем легких уменьшается и воздух выжимается из них через дыхательный тракт. Образуется воздушная струя, которая служит материалом для творения звука в верхних отделах речевого аппарата.
Отдел второй. Гортань представляет собой верхнюю, расширенную часть трахеи. Каркасом для речевого аппарата служат хрящи, выполняющие охранную функцию:
- перстневидный (снизу);
- щитовидный (сверху).
На внутренних стенках щитовидного хряща размещены две эластичные голосовые связки. Напряженные голосовые связки под давлением воздуха вибрируют и образуют голос разной силы и высоты. Расслабленные голосовые связки не имеют такой возможности.
Итак, основная функция гортани заключается в голосообразовании. Голосовые связки могут образовывать и шепот, если при прохождении воздуха они сомкнуты, но остается небольшая щель между пирамидальными хрящами, протискиваясь сквозь которую, воздух образует шум, характерный для шипящих звуков.
Звук, исходящий непосредственно из гортани, являясь еще нечленораздельным – это один звук, а не разные звуки. Он напоминает «тесто», из которого должны быть «вылеплены» разные отдельные звуки. Впрочем, некоторые звуковые вариации берут начало и в самой гортани: шепот (воздушная струя проходит преимущественно между черпаловидными хрящами); фальцет (неестественно высокий голос, при котором напряженные голосовые связки расходятся только в передней части); гортанные или ларингальные звуки.
Отдел третий. Надгортанные полости. Они состоят из:
- глотки;
- ротовой полости;
- носовой полости.
Замечание 1
Вместе они называются еще надставной трубой. Полость глотки (гр. «фаринкс», откуда и термин — фарингальные звуки) размещена сразу же над гортанью. Верхняя ее часть называется носоглоткой, а средняя – зевом.
Полость глотки соединяется с ротовой, а выше – с носовой полостью. Все три полости являются резонаторами звуков. Ротовая полость представляет собой важнейший резонатор. Неизменная носовая полость используется при создании лишь небольшого количества носовых звуков – в русском языке – согласных и .
При образовании носовых звуков носовая полость подключается лишь как дополнительный резонатор к двум другим полостям. Ротовая же полость, благодаря своей большой сменности, является местом создания господствующего большинства звуков всех языков, используясь и как резонатор, и как источник разнообразных шумов.
Замечание 2
Все органы речи делятся на активные, которые являются подвижными, и пассивные – неспособные к перемещениям.
К активным органам речи относятся легкие, голосовые связки, язык, мягкое небо, язычок и губы. В некоторых случаях активной становится также задняя стенка зева. В частности, она является активной при образовании русского фарингального звука г (голова, голос).
К пассивным органам относятся в частности зубы, носовая полость, альвеолы, твердое небо.
Как физическое явление звук речи образуется в результате колебания голосовых связок и взаимодействия надгортанных органов и полостей под действием струи выдыхаемого воздуха. Реже звуки могут произноситься на базе струи вдыхаемого воздуха. В связи с этим все звуки речи делятся на экспираты (возникают на выдохе) и икспираты (возникают на вдохе).
Замечание 3
Экспираты характерны для всех языков, а инспираты образуются только в отдельных.
Центральный аппарат и его строение
Центральный речевой аппарат – это элементы мозга человека. Его составляющие:
- Мозговая кора (в основном левая ее часть).
- Узлы под корой.
- Ядра нервов и ствола.
- Пути, проводящие сигналы.
Речь, как и все остальные проявления работы высшей нервной системы, развивается благодаря рефлексам. Эти рефлексы неразрывно связаны с работой мозга. Его некоторые отделы играют особую, главную роль в воспроизведении речи. Среди них: височная часть, лобная доля, теменная область и затылочная, относящиеся к левому полушарию. У правшей эту роль выполняет полушарие правой части мозга.
Нижние, они же лобные, извилины играют основную роль при создании устной речи. Извилины в области висков – слуховая часть, воспринимающая все звуковые раздражения. Благодаря ей можно слышать чужую речь. В процессе понимания звуков основную работу выполняет теменная область коры человеческого мозга. А затылочная часть отвечает за зрительную часть и восприятие речи в виде письма. У детей она активна при наблюдении артикуляции старших, приводит к развитию устной речи.
От подкорковых ядер зависит характерный окрас голоса.
С периферическими элементами системы мозг взаимодействует при помощи:
- Путей центростремительных.
- Путей центробежных.
Центробежные пути связывают кору с мышцами, которые регулируют работу периферического отдела. Начало центробежный путь берет в коре головного мозга. Мозг посылает по этим путям сигналы ко всем периферическим органам, производящим звуки.
Ответные сигналы к центральному отделу проходят по центростремительным путям. Их начало расположено в барорецепторах и проприорецепторах, находящихся внутри мышц, а также сухожилий и суставных поверхностях.
Центральный и периферический отделы неразрывно связаны и дисфункция одного неизбежно приведет к нарушению работы другого. Они составляют единую систему речевого аппарата, благодаря которому организм способен производить звуки. Артикуляционный отдел, как элемент периферической части, играет обособленную роль в постановке правильной и красивой речи.